Содержание
1. Общая характеристика ..………….……………………………………………………3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………4
1.2. Цель и задачи…………………………………………………………………………6
1.3. Планируемые результаты освоения общеразвивающей программы…………...7
2. Учебный план…………………………………………………………………………..8
2.1. Тематическое планирование……………………………………………………….12
2.2. Психологическая поготовка………………………………………………………..21
2.3.Основы техники и тактика игры……………………………………………………21
2.4. Игры и соревнования……………………………………………………………….22
2.5. Итоговый контроль…………………………………………………………………23
3. Комплекс организационно-педагогических условий………………………………23
4. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы…………………………….26
5. План воспитательной работы………………………………………………………..29
6. Список литературы…………………………………………………………………...34
Общая характеристика
Футбол - вид спорта, который способствуют всестороннему
физическому, интеллектуальному, нравственному развитию обучающихся,
укреплению здоровья, привлечению школьников к систематическим занятиям
физической культурой и спортом, их личностному и профессиональному
самоопределению. Во время образовательной деятельности постоянно
меняется комплекс упражнений, чередуются нагрузки, в разном порядке и с
разными интервалами следуют упражнения, отличающиеся по характеру,
напряжённости и длительности. Борьба за мяч связана с ходьбой, бегом и
резкими остановками, быстрым стартом и ускорениями, прыжками, ударами
по мячу и даже акробатическими приёмами. Ещё игроку необходимо уметь
удерживать равновесие, ориентироваться в пространстве, чувствовать темп,
быть гибким, координированным и ловким. Сформировать эти навыки
возможно только в том случае, когда во время занятий применяются
элементы из других видов спорта.
Футбол — командная игра, каждому члену команды надо уметь
выстраивать отношения с другими игроками. Умение или неумение идти на
контакт и договариваться имеет серьёзное влияние на результат деятельности,
а психологический климат в команде нередко играет определяющую роль в
итоге игры. Поэтому футбол — это еще и возможность выработать
коммуникативные навыки. Ведь игра не состоится без сотрудничества и
сплочённости, желания находить общий язык и решать конфликтные
ситуации.
Постоянно изменяющиеся сочетания движений, действий и отдыха,
резкая перемена обстановки связаны с тем, что необходимо следить за
движущимся мячом, в доли секунды оценивать ситуацию и тут же
реагировать на неё точным движением. Причём как лично, так и
в совместных действиях. Значит, важна быстрота ответной реакции,
способствующая стремительному выполнению движений.
Психологи рекомендуют занятия командными видами спорта для
развития лидерских качеств. Футбол располагает к этому, потому что здесь
ребёнок может проявлять инициативу и принимать решения, которые могут
повлиять на исход игры. Взаимодействие с другими детьми научит его
ответственности не только за себя, но и за работу коллектива, а также
позволит проявить себя и стать капитаном команды.
Футбол - игра, где формируются важные черты характера,
развиваются многие навыки: умение общаться, способность выдерживать
физическую нагрузку, формирует определённый образ мышления, умение
быстро реагировать и самостоятельно принимать решения. Даже если
в дальнейшем обучающийся не выберет спортивную карьеру, приобретённые
качества будут полезны для достижения высоких результатов не только
в спорте, но и в жизни.
Занятия футболом для детей и подростков имеют оздоровительную
направленность, повышают уровень функционирования сердечнососудистой, дыхательной, костно-мышечной и других систем организма
человека, а также предполагают длительное время нахождения на свежем
воздухе, что в сочетании с физическими упражнениями является формой
закаливания и благотворно влияет на укрепление здоровья, снижение
заболеваемости, повышение устойчивость организма к меняющимся
погодным условиям и повышение уровня работоспособности детей.
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду
спорта «футбол» (далее - Программа) разработана на основании
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте
в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка
организации образовательной деятельности общеобразовательным
программам»;
- Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ разноуровневые программы) от 18.11.2015 г.
(№09- 3242);
- Приказа Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Направленность (профиль) программы - спортивно-оздоровительная
Курс направлен на укрепление здоровья, коррекцию физического развития
и повышение физической подготовленности обучающихся, а также на
удовлетворение интересов обучающихся в углубленной подготовке по
избранному виду спорта.
Актуальность программы. В наше время в жизни современного молодого
поколения существует проблема дефицита двигательной активности.
Поэтому в условиях повышенной учебной нагрузки важнейшую роль играет
эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы. Данная
программа помогает адаптировать учебный процесс к индивидуальным
особенностям обучающихся, условиям для развития и формирования
спортивных навыков. А также развивает двигательную активность,
улучшает сердечно-сосудистую и дыхательную систему, укрепляете
иммунную систему организма. Успешность обучению футболу, прежде
всего, обусловлена подбором эффективных средств и методов обучения,
которые
использует
преподаватель,
возрастным
и
индивидуальным
особенностям обучающихся. Индивидуальные различия обучающихся
являются важнейшими причинами, которые определяют эффективность
освоения отдельных элементов и приёмов техники футбол.
Главной отличительной особенностью программы является возможность
оказать помощь обучающемуся в самореализации своих индивидуальных
способностей, избавлении от комплексов, самоконтроле. Программа
направлена не только на развитие спортивного мастерства, но и на
оздоровление детей, позволяя посещать занятия воспитанникам с разной
физической подготовкой и физическими способностями;
-
программа
представляет
содержание
работы
на
спортивно
–
оздоровительном этапе - раскрыта теоретическая и практическая часть.
Адресат программы: обучающиеся 10-12 лет.
Режим занятий: 6 часов в неделю (38 учебных
недель)
Объем программы: 228 часов.
Срок освоения программы: Программа рассчитана на 1 год.
Также программа учитывает внутренние нормативные правовые акты МАУ ДО
СШ (устав, порядок приема и перевода).
В настоящей Программе отражены основные цели, задачи, средства и методы
на этапах годичного цикла тренировки и построение тренировочного процесса
на спортивно – оздоровительном этапе 3 года обучения: распределение объёмов
тренировочных нагрузок в микро-, мезо- и макроциклах; участие в спортивных
соревнованиях.
Цель программы: физическое развитие и приобщение обучающихся к
нравственным спортивным ценностям посредством обучения игре в футбол.
Задачи:
Образовательные:
1. формировать основы знаний в области физической культуры и спорта;
2. создавать представления о методике организации самостоятельных занятий
физической культурой и спортом, в частности футболом;
3. обучать техническим элементам и правилам игры;
4. обучать тактическим индивидуальным и командным действиям;
5. обучать приёмам и методам контроля физической нагрузки при
самостоятельных занятиях футболом;
6. обучать приёмам и методам контроля физической нагрузки при
самостоятельных занятиях футболом;
Развивающие:
1. развивать тактические навыки и умения игры;
2. развивать физические и специальные качества;
3. укреплять здоровье;
4. расширять функциональные возможности организма;
Воспитательные:
1. воспитывать чувство ответственности, дисциплинированность;
2. воспитывать привычку к самостоятельным занятиям избранным видом
спорта в свободное время;
3. формировать потребность к ведению здорового образа жизни.
Планируемые результаты
Метапредметные:
- Имеют представление об основных понятиях игры в футбол.
-Знают правила игры, и выполняют элементарные упражнения с мячом.
Личностные:
- Выполняют правила личной гигиены и делают утреннюю зарядку.
- Владеют
основным
минимумом
техники
передвижения,
стойками
футболиста, техники владения мяча и передачи его
- Могут работать в групповых и командных тренировках.
- Могут владеть основными приемами тактики защиты и нападения.
- Готовы участвовать в спортивных состязаниях своей возрастной группе
Предметные:
- Приобретают привычку к здоровому образу жизни, к позитивному
общению друг с другом;
- Развивают патриотическое чувство через занятия спортом и изучение
истории спорта в России.
Ожидаемые результаты освоения программы:
- выступление сборных команд в городских соревнованиях,
- улучшение физического развития занимающихся,
- повышение уровня физической подготовленности учащихся.
Формы обучения:
- групповые практические занятия;
- групповые теоретические занятия;
- физкультурные и спортивные мероприятия (соревнования);
- контрольные упражнения (нормативы);
- самостоятельная работа обучающихся;
- занятие с применением дистанционных технологий (чат-занятия, вебзанятия).
Продолжительность обучения, минимальный возраст для зачисления,
наполняемость групп, количество часов в неделю
Уровни
сложности
Продолж
ительност
ь
обучения
Количест
во часов в
неделю
Количеств
о занятий в
неделю
Минимал
ьный
возраст
для
зачислени
я (лет)
Минималь
ная
наполняем
ость
группы
(чел.)
Максима
льная
наполняе
мость
группы
(чел.)
Спортивнооздоровительн
ый этап
1 год
6
3
10
15
18
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план определяет объем учебной нагрузки и ее распределение по
этапам (годам) обучения. Учебный план составлен на основе Федеральными
государственными требованиями к минимуму содержания, структуре,
условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в
области физической культуры и спорта, утвержденные Министерством спорта
Российской Федерации №939 от 15 ноября 2018 года.
ПЛАН УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Спортивно - оздоровительный этап
№
Наименование предметных областей/формы учебной
нагрузки
Распределение по часам
Общий объем часов
228
Обязательные предметные области
224
1.1
Теоретические основы физической культуры и спорта
16
1.2
Основы тактических действий
32
1.3
Основы технических действий
60
1.3
Общая и специальная физическая подготовка
90
1.4
Игровая практика
1.5
Медицинское обследовапние
2
Аттестация
24
2
4
2.1
Промежуточная (итоговая) аттестация
1
4
Самостоятельная работа обучающихся в пределах 10% от общего
учебного плана.
Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану, в
том числе на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной
программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Текущий контроль успеваемости - форма педагогического контроля
спортивной формы учащихся, выполнения ими учебных программ по видам
спорта в период обучения.
Текущий контроль осуществляется тренером-преподавателем, реализующим
дополнительные предпрофессиональные программы:
- в рамках одного тренировочного занятия;
- в рамках нескольких тренировочных занятий (при тематическом
контроле);
- в течение года (при осуществлении мониторинга - отслеживания
динамики развития физических качеств и/или технических, тактических
умений и навыков).
Промежуточная аттестация – форма педагогического контроля динамики
спортивной формы и прогнозирования спортивных достижений обучающихся.
Промежуточная аттестация осуществляется в конце каждого года обучения для
перевода на следующий уровень сложности обучения и для допуска
обучающегося к итоговой аттестации
Итоговая аттестация - форма оценки степени и уровня освоения
обучающимися образовательной программы.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график разработан в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей (СанПиН 2.4.3648-20).
Начало учебного года 01.09.2025 года.
Окончание учебного года 30.05.2026.
Продолжительность учебной недели – шестидневная рабочая неделя с одним
выходным днем (в зависимости от учебной нагрузки по видам спорта и
уровням сложности).
Начало тренировочных занятий – согласно расписания.
Каникулы:
- зимние с 1.01.2026 - 8.01.2026;
- летние с 29.05.2026 – 31.08.2026 – для группы.
Праздничные и
выходные дни:
- 1, 2, 3, 4, 6, 7 и 8 января – Новогодние каникулы;
- 23 февраля – День защитника Отечества (перенос праздничного
дня);
- 8 марта – Международный женский день (перенос праздничного
дня);
- 1 мая – Праздник Весны и Труда;
- 9 мая – День Победы;
- 12 июня – День России;
- 4 ноября – День народного единства.
Расписание занятий утверждается директором МАУ ДО СШ по представлению
педагогических работников с учётом пожеланий обучающихся (их законных
представителей), возрастных особенностей обучающихся и установленных
санитарно - гигиенических норм.
Занятия обучающихся в период школьных каникул проводятся в соответствии с
утвержденным расписанием, планом работы МАУ ДО СШ на период каникул в
форме тренировочных занятий, физкультурно-оздоровительных, спортивно
массовых, досуговых мероприятий, участие в тренировочных сборах, отдыха в
спортивном
оздоровительном
лагере
дневного
пребывания
детей,
самостоятельная работа обучающихся по индивидуальным планам подготовки.
1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ
Тематическое планирование
Характеристика вида деятельности
обучающихся
Раздел. 1. Знания о футболе
(в процессе практических занятий)
История зарождения
футбола.
Легендарные
отечественные и
зарубежные футболисты,
тренеры.
Достижения
Национальной сборной
команды страны по
футболу на Чемпионатах
Европы, Чемпионатах
мира, Олимпийских играх
Футбольный словарь
терминов и определений.
Спортивные дисциплины
(разновидности) футбола.
Первые правила
соревнований игры в
футбол.
Современные правила игры
в футбол.
Знать и пересказывать факты
истории зарождения футбола.
Приводить
примеры легендарных
отечественных и зарубежных футболистов,
тренеров. Характеризовать их вклад в
развитие футбола.
Знать
о
выдающихся
спортивных
достижениях
Национальной
сборной
команды России по футболу на различных
мировых и европейских соревнованиях.
Проявлять интерес к выступлениям
сборных команд страны по футболу
(Национальной
мужской
команды,
Национальной
женской
команды,
молодежных
сборных,
юношеских
командах) на соревнованиях различных
мировых и европейских первенств.
Принимать участие в обсуждении успехов
и неудач сборных команд.
Знать,понимать, применять
в
образовательной, тренировочной,
игровой
деятельности футбольные термины
и определения.
Знать и различать спортивные дисциплины
вида спорта «футбол». Определять их
сходство и различия.
Характеризовать
первые
футбольные
правила, выявлять сходство и различия с
современными правилами игры.
Знать, рассказывать и соблюдать правила
игры во время обучения, соревновательной
и досуговой деятельности.
Применять
правила
во
время
осуществления судейства учебных игр в
качестве
помощника тренера.
Состав
команды
по
футболу; функции игроков
в команде; роль капитана
команды
Состав судейской коллегии,
обслуживающей соревнования
по футболу. Жесты судьи.
Размеры футбольного поля,
допустимые размеры
футбольного поля; инвентарь
и оборудование для занятий
Футболом
Правила безопасного
поведения во время занятий
футболом.
Правила по безопасной
культуре поведения во время
посещений соревнований по
футболу.
Футбол как средство
укрепления здоровья,
закаливания и развития
физических качеств
Режим дня при занятиях
футболом.
Правила личной гигиены во
время занятий футболом.
Знать численный состав футбольной
команды (минимальный и максимальный).
Знать и характеризовать функции
игроков в команде. Объяснять отличия
индивидуальных игровых амплуа в футболе.
Знать
состав
судейской
коллегии,
обслуживающей соревнования по футболу
и основные функции. Знать и понимать
жесты судьи.
Уметь показывать жесты судьи.
Знать и называть размеры футбольного
поля,
футбольной
площадки,
их
допустимые
размеры;
инвентарь
и
оборудование для занятий футболом.
Знать, рассказывать и соблюдать правила
техники безопасности во время занятий
футболом.
Знать перечень спортивной одежды и
обуви для занятий футболом.
Знать, рассказывать и соблюдать правила
техники безопасности во время посещений
соревнований по футболу.
Использовать
навыки
безопасного
поведения на стадионе во время просмотра
игр в качестве зрителя, фаната –
болельщика.
Раскрывать роль и значение занятий
футболом для укрепления здоровья,
закаливания и развития физических
качеств
Человека
Знать и рассказывать режим дня, правила
личной гигиены при занятиях футболом.
Раздел 2. Способы двигательной деятельности
Соблюдение личной гигиены,
требований к спортивной
одежде и обуви для занятий
футболом.
Знать и соблюдать правила личной
гигиены при занятиях футболом.
Первые внешние признаки
утомления. Способы
самоконтроля за физической
нагрузкой.
Знать и определять внешние
признаки утомления.
Измерять ее разными способами и уметь
ее регулировать.
Уход за спортивным
инвентарем и оборудованием
при занятиях футболом.
Основы организации
самостоятельных занятий
футболом.
Знать и соблюдать правила ухода за
спортивным футбольным инвентарем,
оборудованием.
Знать и составлять (совместно с
учителем) план самостоятельных занятий
футболом с учетом индивидуальных
показаний
здоровья
и
физического
развития, двигательной (технической) и
физической
подготовленностью.
Готовить места для проведения учебных
занятий.
Применять
знания
в
самостоятельном выборе места для занятий
футболом.
Организовывать и проводить
подвижные игры.
Выполнять игровые задания с мячом.
Моделировать
игровые
ситуации
в
нападении (атаке) и защите.
Подготавливать площадки для
проведения подвижных игр.
Проявлять
самостоятельность
в
организации подвижных игр, в том числе
специальной направленности с элементами
футбола.
Общаться и взаимодействовать в игровой
деятельности.
Проявлять коммуникативные качества,
демонстрировать стремление к победе,
уважительно относиться к соперникам.
Соблюдать правила подвижных игр.
Подвижные игры и правила их
проведения.
Организация и проведение
игр, направленных на
формирование двигательных
умений футболиста.
Организации подвижных и
иных игр с элементами
футбола со сверстниками в
активной досуговой
деятельности.
Составление комплексов
различной направленности:
утренней гигиенической
гимнастики, корригирующей
гимнастики с элементами
футбола;
дыхательной гимнастики,
упражнений для глаз,
упражнений формирования
Знать,
составлять
и
осваивать
самостоятельно упражнения и комплексы
утренней
гигиенической
гимнастики,
дыхательной гимнастики, упражнения для
глаз, комплексы для формирования осанки,
укрепления
голеностопных
суставов;
профилактики плоскостопия, развития
физических качеств.
осанки и профилактики
плоскостопия,
упражнений для развития
физических качеств;
упражнений
для укрепления голеностопных
суставов.
Подбор общеразвивающих
упражнений, составление
комплексов и включение их в
подготовительную часть урока,
занятия.
Подбор и составление
комплексов упражнений,
направленные на развитие
специальных физических
качеств футболиста
Контрольно-тестовые
упражнения по общей
физической, специальной и
технической подготовке.
Причины возникновения
ошибок при выполнении
технических приёмов и
способы их устранения.
Отбирать
упражнения
для подготовительной
части
урока,
занятия
(разминки),
самостоятельно составлять комплексы из
них,
определять
их
дозировку,
демонстрировать их выполнение на
уроках, занятиях физической культурой,
использовать
во
время
самостоятельных
занятий
футболом
и
досуговой
деятельности.
Подбирать, составлять и осваивать
самостоятельно и при участии и помощи
родителей
простейшие
комплексы
упражнений,
направленных на развитие специальных
физических
качеств
футболиста.
Различать упражнения по
направленности
развития
физических
качеств футболиста.
Характеризовать показатели физической
подготовки
(общей,
специальной, технической). Знать и
выполнять
контрольно-тестовые
упражнения по общей, специальной и
технической подготовке.
Проявлять физические качества.
Оценивать
показатели
физической
подготовленности.
Понимать
сущность
возникновения
ошибок в двигательной (технической)
деятельности при выполнении технических
приемов
футбола.
Анализировать
выполнение технических приемов и
находить способы устранения ошибок.
Раздел 3. Физическое совершенствование
Комплексы общеразвивающих
Отбирать, составлять и применять
упражнений с мячом и без
комплексы общеразвивающих упражнений
мяча.
с мячом
и
без
мяча
во
время
занятий
футболом, в том числе во время
досуговой
Комплексы специальной
разминки перед
соревнованиями.
Комплексы корригирующей
гимнастики с использованием
специальных футбольных
упражнений.
Комплексы специальных
упражнений для формирования
технических приемов игрока.
Способы индивидуального
регулирования физической
нагрузки с учетом уровня
физического развития и
функционального состояния.
Подвижные игры без мяча и с
мячом, эстафеты с элементами
футбола.
деятельности и самостоятельных занятиях.
Определять роль и назначение разминки,
различать виды разминки перед занятием,
перед соревнованиями.
Понимать особенности разминки перед
соревнованиями по футболу. Отбирать
упражнения,
составлять
комплекс,
осваивать и выполнять разминку из
специальных
упражнений
перед
соревновательной деятельностью.
Моделировать комплексы корригирующей
гимнастики, включать упражнения с
футбольным
мячом,
специальные
футбольные упражнения.
Составлять
и
демонстрировать
комплексы специальных упражнений для
формирования
технических
приемов
игрока.
Использовать
в
образовательной,
тренировочной и игровой деятельности
комплексы специальных упражнений,
формирующие технические умения и
навыки.
Осваивать
универсальные
умения
регулировать величину нагрузки по частоте
сердечных сокращений при выполнении
физических
упражнений
различной
интенсивности.
Измерять
показатели
физического
развития. Измерять показатели развития
физических качеств.
Измерять частоту сердечных сокращений.
Анализировать личные показатели и
корректировать нагрузку.
Знать и принимать участие в подвижных
играх без мяча, с мячом, соблюдать
правила игры. Проявлять стремление к
победе, умение взаимодействовать в
команде, осуществлять поддержку членов
своей команды, уважительно относиться к
соперникам. Проявлять в эстафетах
Подвижные игры: «Кто дальше
бросит?», «Попади в цель»,
«Пятнашки», «Лиса и куры»,
интерес,
черты спортивного характера.
Излагать правила и условия подвижных
игр.
Организовывать, проводить и принимать
участие в подвижных играх.
«Прыжки по полоскам»,
«Караси и щуки», «Третий
лишний»,
«Пустое место», «Белые
медведи», «Борьба за
мяч»,
«Перетягивание каната»,
«Вызов», «Гонка мячей
по кругу», «Мяч
среднему»,
«Круговая лапта», «Охотники и
утки».
Подвижные игры специальной
направленности: «Реакция и
быстрота движений»,
«Техника старта, остановки,
преследования, опеки, и
смены направления», «Финты
корпусом», «Смена направления
движения на скорости»,
«Основы обороны».
Эстафеты на развитие
физических и специальных
качеств.
Техника передвижения: бег,
прыжки, остановки, повороты.
Бег - приставными шагами,
скрестными, спиной вперед,
обычный, семенящий, с
ускорением, челночный, на
различные дистанции, и
различной скоростью.
Прыжки- толчком двумя
ногами, толчком одной ногой,
многоскоки.
Остановки-прыжком,
Выполнять игровые задания.
Моделировать игровые ситуации в атаке и
защите.
Проявлять самостоятельность в
организации подвижных игр.
Соблюдать правила подвижных игр.
Проявлять
бойцовский
характер, добиваться
поставленной
цели, демонстрировать
нестандартное мышление, оперативное
мышление, умение
брать ответственность
насебя,
проявлять
лидерские качества.
Знать и понимать цели и задачи
специальных
подвижных
игр,
формирующих специальные физические
качества,
технические
навыки
и
умения.Участвовать в подвижных играх
специальной направленности. Соблюдать
правила
игр.
Соблюдать
правила
безопасного поведения во время игр.
Принимать
адекватные
решения
в
условиях игровой деятельности.
Принимать
участие
в
эстафетах
направленных на развитие физических
качеств.
Демонстрировать
развитие
физических и специальных качеств при
выполнении
контрольнотестовых
упражнений.
Уметь описывать технику выполнения
различных перемещений: бега, прыжков,
остановок, поворотов.
Осваивать и выполнять различные виды
передвижений: бег, прыжки, остановки,
повороты с изменением скорости, темпа и
дистанции; с дополнительными заданиями
учителя.
Использовать навыки перемещений в
тренировочной,
игровой
и
соревновательной деятельности.
Выявлять характерные ошибки при
выпадом, стопорящим
движением двух ног.
Повороты – на одной ноге,
прыжком, выпадом, на 900,
1800.
выполнении различных передвижений,
уметь устранять их.
Соблюдать правила безопасности во время
выполнения различных перемещений.
Индивидуальные технические
приемы владения мячом:
ведение, удары, остановки,
финты, отбор мяча.
Ведение – внутренней частью
подъема, средней частью
подъема, внутренней стороной
стопы, в ходьбе, в беге по
прямой, по кругу, восьмеркой,
между стоек.
Удары – ведущей
ногой(внутренней стороной
стопы, внутренней частью
подъема, средней частью
подъема) по прямой, на
короткие и средние расстояния;
по
лежачему, катящемуся,
прыгающему, летящему
навстречу мячу; по различным
траекториям – низом, верхом.
Остановки – ногой, туловищем.
Остановки мяча ногой подошвой, внутренней
стороной стопы, средней
частью подъема, бедром,
внутренней частью подъема.
Остановки туловищем – грудью,
животом.
Обманные движения (финты):
«уходом» - выпадом,
переносом ноги через мяч;
«ударом ногой» - с уходом или
«убиранием мяча». Отбор
мяча: во время приема мяча
соперником, во время ведения
мяча; ударом ногой,
остановкой ногой; в выпаде.
Выполнение ударов:
начального, углового,
штрафного, свободного.
Вбрасывание мяча из-за
боковой линии.
Описывать разучиваемые технические
приемы и элементы.
Понимать
выполнения
технических
приемов владения мячом: ведение, удары,
остановки, финты, отбор мяча.
Осваивать
технические
приемы
и
элементы футбола: ведение, удары,
остановки, финты, отбор мяча в условиях
учебного занятия.
Взаимодействовать в парах, группах при
выполнении технических приемов футбола.
Применять
навыки
технического исполнения
элементов и действий футбола в игровой и
соревновательной деятельности.
Демонстрировать умения и навыки по
технической
подготовке,
во
время
контрольно-тестовых упражнений.
Осваивать
универсальные
умения
управлять эмоциями во время учебной и
игровой деятельности.
Выявлять ошибки при выполнении
технических приемов футбола, уметь
анализировать причины их возникновения,
исправлять их.
Соблюдать
дисциплину
и
правила
безопасного поведения во время занятий
футболом.
Развивать общефизические и специальные
качества.
Проявлять
заинтересованность
и
познавательный
интерес
к
освоению технических
элементов и действий футбола.
Демонстрировать во время учебной и
игровой деятельности волевые, социальные
качества
личности,
организованность,
ответственность.
Проявлять уважительное отношение к
одноклассникам,
проявлять
культуру
общения и взаимодействия, терпимости и
толерантности в достижении общих целей
Техника владения мячом игры
вратаря: стойка вратаря; ловля
при совместной деятельности.
Описывать
разучиваемые
технические
действия владения мячом игры
вратаря:
мяча, отбивание мяча, переводы
мяча, броски мяча.
Элементарные тактические
комбинации: в парах, в
тройках; забегания,
смещения; тактические
действия с учетом игровых
амплуа в команде.
Коллективное ведение игры в
футбол по упрощенным
правилам.
ловли мяча, отбивание мяча, переводы
мяча, броски мяча.
Понимать
выполнения
технических
действий: ловля мяча, отбивание мяча,
переводы мяча, броски мяча.
Осваивать технические действия и
элементы вратаря: ловля мяча, отбивание
мяча, переводы мяча, броски мяча.
Выявлять ошибки при выполнении
технических действий вратаря, уметь
анализировать причины их возникновения,
исправлять их.
Соблюдать
дисциплину
и
правила
безопасного поведения во время занятий
футболом.
Развивать общефизические и специальные
качества.
Демонстрировать общую физическую и
специальную
подготовку
во
время
контрольно-тестовых упражнений.
Проявлять познавательный интерес к
освоению технических элементов вратаря.
Демонстрировать во время учебной и
игровой деятельности смелость, ловкость,
мышление и внимание.
Описывать
простейшие
тактические
взаимодействия в футболе: в парах,
тройках. Демонстрировать
во
время
учебной и игровой
деятельности
простейшие тактические
действия в парах, в тройках, во время игр с
уменьшенным составом (2х2, 3х3, 4х4,
5х5).
Осваивать смещения; тактические
действия с учетом игровых амплуа в
команде.
Взаимодействовать в парах, группах при
выполнении тактических действий
футбола. Развивать специальные качества
футболиста: ориентироваться
на
поле, быстро переключаться от
одного действия к другому; чувствовать
размеры и границы поля; видеть своих
членов команды и соперников;
предугадывать действия своих членов
команды (игроков) и
игроков
команды соперника.
Учебные игры в футбол.
Участие в соревновательной
деятельности.
Проявлять
специальные
физические
качества
футболиста:
общую
выносливость,
взрывную
скорость,
координацию, скоростно-силовые качества.
Общаться во время учебной и игровой
деятельности, выстраивая стратегию и
тактику игры футбол.
Проявлять
заинтересованностьи
познавательный интерес к освоению
тактических основ футбола.
Участвовать в учебных играх в
уменьшенных составах, на уменьшенном
поле, по упрощенным правилам.
Демонстрировать умения и навыки
выполнения технических элементов и
тактических действий в учебных играх.
Знать правила игры в футбол.
Осуществлять судейство учебных игр в
качестве помощника судьи (учителя).
Использовать футбольную терминологию,
судейские жесты во время осуществления
судейства учебных игр.
Демонстрировать во время учебной и
игровой деятельности волевые, социальные
качества личности, организованность,
ответственность.
Проявлять уважительное отношение к
одноклассникам,
проявлять
культуру
общения и взаимодействия, в достижении
общих целей при совместной деятельности.
Осуществлять анализ своей и командной
игровой деятельности. Выявлять ошибки,
находить правильные пути их устранения.
Получать удовольствие психологическое
физическое и моральное от занимаемой
физкультурно-спортивной деятельности.
Участвовать
в
соревновательной
деятельности внутри областных, окружных
и городских этапов различных футбольных
первенств.
Демонстрировать полученные навыки и
умения играть в футбол.
Показывать результаты не ниже среднего
уровня, при выполнении нормативных
требований ВФСК «Готов к труду и
обороне» (ГТО).
Приобщаться к
регулярным
занятиям
физической
культурой и футболом,
в частности, вести здоровый образ
жизни.
Психологическая подготовка.
Теория: Адаптация как организма, так и психики к изменчивости и
быстротечности ситуации; целеустремленность действий в тех, или иных
обстоятельствах (эффективность их выполнение); задание (при определенных
условиях) неизменной программы действий; развитие индивидуальнопсихологических качеств личностей, необходимых для решения
определенных задач; коррекцию и регуляцию собственного поведения;
восстановление психического здоровья (нервно-психической устойчивости,
уравновешенности, рассудительности и т.п.).
Практика: Подвижные игры
Основы техники и тактики игры.
Основы техники и тактики игры.
Теория: Техника - основа спортивного мастерства.
Техника основных
элементов ведения мяча, передач и приёма обработки мяча, удар по воротам.
Применения отдельных технических приемов в конкретной игровой
обстановке. Выбор свободного места для приёма мяча. Перемещение
игроков, их расположение по отношению к воротам и противнику.
Практика: Техника нападения. Техника передвижения. Ходьба, бег.
Передвижения приставными шагами (лицом вперед, вправо, влево).
Остановки (прыжком). Повороты на месте (вперед, назад).
Техника владения мячом. Приём мяча грудью высокого мяча, ногами низкого
мяча.
Передачи мяча правой, левой ногой, приём мяча. Обработка мяча. Удары на
точность.
Техника игры вратаря. Передвижения в воротах без мяча в сторону
приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах. Бросок мяча одной
рукой из-за плеча на точность.
Техника защиты. Техника передвижений.
Тактика нападения. Индивидуальные действия: выход на свободное место с
целью атаки противника и получения мяча.
Групповые действия: взаимодействия четырёх игроков - "передай мяч —
выходи".
Командные действия: организация командных действий по принципу выхода
в свободную зону.
Тактика защиты. Индивидуальные действия: выбор места по отношению к
нападающему с мячом.
Групповые
действия:
взаимодействия
двух
игроков
-
подстраховка.
Командные действия: переключения от действий в нападении к действиям в
защите.
Игры и соревнования
Игры соревнования. Экскурсии
Теория: Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр.
Устранение ошибок в игре. Беседа о правилах поведения в общественных
местах.
Практика: Соревнования по футболу, соревнования по ОФП с рейтингом в
группе (внутригрупповые), городские и муниципальные. Соревнования по
пионерболу, по баскетболу, туристские походы, экскурсии в музеи, на
выставки, к памятникам истории и культуры. Посещение спортивных
соревнований по футболу и другим видам спорта.
Итоговый контроль
Текущая и промежуточная аттестация
Теория: Ознакомление с правилами сдачи нормативов.
Практика: Сдача нормативов, контрольные игры и соревнования.
Планируемые результаты спортивно-оздоровительного этапа:
Предметно-информационная составляющая:
- Имеют представление об основных понятиях игры в футбол и мини-футбол.
- Знают правила игры, и выполняют сложные упражнения с мячом.
Деятельностно-коммуникативная:
- Выполняют правила личной гигиены и делают утреннюю зарядку.
-
Владеют
основным
минимумом
техники
передвижения,
стойками
футболиста, техники владения мяча и передачи его.
- Могут работать в групповых и командных тренировках.
- Могут владеть основными приемами тактики защиты и нападения.
- Готовы участвовать в спортивных состязаниях своей возрастной группе
Ценностно-ориентационная:
- Приобретают привычку к здоровому образу жизни, к позитивному общению
друг с другом;
- Развивают патриотическое чувство через занятия спортом и
изучение истории спорта в России.
Комплекс организационно-педагогических условий.
Условия реализации программы
Материально –техническое обеспечение программы:
Спортивный зал, оснащенный:
- фишки
- скакалки
- утяжелители
- волейбольный мяч
- футбольные мячи
- баскетбольный мяч
Информационное обеспечение программы: Видеофильмы про футбол,
онлайн-занятия по футболу, презентации к учебным занятиям.
Кадровое обеспечение программы: педагог дополнительного образования,
образование: высшее-педагогическое.
Методические материалы:
Основная форма обучения - проведение комбинированных и практических
занятий в течение учебного года. По форме занятия самые разнообразные:
учебно- тренировочное занятия, соревнования, товарищеские игры, сдача
контрольных нормативов. Совокупность творческих методов обучения имеет
не только образовательный и развивающий потенциал, а также выполняет
функцию воспитания. Обучающиеся приобретают знания, накапливают
умения и навыки игры в футбол, показывают результаты тренировочной
работы в соревнованиях и при сдаче контрольных нормативов, что
способствует развитию самоконтроля, мотивации и социализации.
Методическая последовательность при обучении игре в футбол представлена
следующим образом:
1. Перемещение по площадке.
2. Удары по воротам.
3. Нападающий удар, пас.
4. Розыгрыш угловых.
5. Дриблинг.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в
принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо
строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на
свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической,
тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебнотренировочных по 6 часов в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям футболом рекомендуется
применять различные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у обучающихся предварительные представления
об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение,
рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом для показа упражнений,
наглядных пособий. Практические методы:
- метод упражнений;
- игровой;
-круговой тренировки.
Игровой метод применяются после того, как у обучающихся образовались
некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на
специально подготовленных местах. Упражнения подбираются с учетом
технических и физических способностей занимающихся.
1. С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев «Мини-футбол в школе» М. 2006 г.
2. «Программы дополнительного образования детей. Выпуск 1» М. 2006 г.
3. И.А. Швыков, А.А. Сучилин, С.Н. Андреев, Ю.Ф. Буйлин,
4. А.И. Исмоилов, О.Б. Лапшин «Футбол. Поурочная программа для
учебнотренировочных групп 1-го и 2-го годов обучения ДЮСШ и
СДЮШОР» М.
2003 г.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
1.Сдача нормативов
2.Соревнования
3.Мониторинг развития физических качеств обучающихся
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
1.Отчёты соревновательной деятельности
2.Журналы учета
3.Протокола соревнований, мониторингов
Оценочные материалы:
Диагностика
Мониторинг освоения детьми Программы «Футбол» проводится 2 раза
в год. (декабрь, май)
Уровни развития: для определения уровня физической подготовленности,
использую мониторинг ОФП и СФП (в своей работе использую методику
Иванова А.Е.). В комплекс ОФП входят следующие нормативы: Прыжок в
длину с места (низкий – 100 и ниже, средний – 115- 135, высокий- 155 и
выше); Челночный бег (низкий- 11,2 и выше, средний- 10,8- 10,3, высокий9,9 и ниже); Подтягивания на высокой перекладине (низкий- 1 и ниже,
средний- 23, высокий- 4 и выше).
Таблица нормативов по ОФП для спортивно-оздоровительного этапа
№ Тестовые упражнения
Уровень
Уровень
Уровень
низкий
средний
высокий
п/п
1
Прыжок в длину с места
100 и ниже
(см)
115-135 (см)
155 и выше
(см)
2
Челночный бег 3х10
3
Подтягивания на
11,2 и выше
10,8-10,3
9,9 и ниже
(сек)
(сек)
(сек)
1 и ниже (раз) 2-3 (раз)
3 и выше
(раз)
высокой перекладине
В комплекс СФП входят следующие нормативы: Змейка (низкий - 30 сек и
выше, средний- 20 – 25 сек, высокий- 19 и ниже); Чеканка (низкий - 10 и
ниже, средний - 40, высокий - 60 и выше); Забей в ворота (низкий - 5
попадания, средний - 7 попаданий, высокий - 10 попаданий).
Таблица нормативов СФП
№ Тестовые упражнения
Уровень
низкий
Уровень
средний
Уровень
высокий
Обвод конусов (змейка)
30 и выше
20-25 (сек)
Набив мяча (чеканка)
(сек)
10 и
(раз)
19 и ниже
(сек)
п/п
1
2
3
Забей в ворота ( 10 м)
ниже 40 (раз)
60 и выше
5 и ниже
7
(раз)
10
(забитых
мяча)
(забитых
мячей)
(забитых
мячей)
Выбранные упражнения очень точно показывают уровень подготовленности
обучающихся, так как являются основополагающими.
• низкий (теоретические знания и практические умения и навыки,
предусмотренные программой усвоены менее чем на 50%)
• средний (теоретические знания и практические умения и навыки,
предусмотренные программой усвоены более чем на 50%) высокий
(теоретические
знания
и
практические
умения
предусмотренные программой усвоены более чем на 75%)
и
навыки,
Воспитательная работа
Воспитательная
работа
проводится
в
соответствии
с
разработанной
программой воспитания учреждения и календарного плана мероприятий СШ.
План воспитательной работы по модулям МАОУ ДО СШ на 20252026 учебный год
Наименование мероприятия
Сроки и место проведения
Участники, возраст
1 Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Акция «Спорт – это модно!»
Сентябрь
Беседа о ценности здоровья и о важности
Обучающиеся СШ
здорового образа жизни
7-17 лет
Инструктажи по БДД
Конкурс рисунков «День супер бабушек и
Октябрь
дедушек», посвященный дню пожилых
Обучающиеся СШ
7-12 лет
людей.
Торжественная церемония «Посвящение в
юные спортсмены СШ»
Викторина ко Дню народного единства
«Сила в единстве»
Спортивный праздник, посвященный Дню
матери «С мамой вместе»
Веселые старты, посвященные Дню
неизвестного солдата и Дню Героев
Отечества
Мероприятия, приуроченные ко Дню
Конституции России
Конкурс плакатов «Праздник к нам
приходит»
Просмотр презентаций и дискуссии «День
полного освобождения Ленинграда от
фашистской блокады» (1944г).
«Международный день памяти жертв
Октябрь (конец месяца)
Обучающиеся СШ,
поступившие на обучение
в новом учебном году
Ноябрь
Обучающиеся СШ
7-17 лет
Ноябрь
Обучающиеся СШ с
мамами (по 2 человека от
отделения)
Декабрь
Обучающиеся СШ
7-12 лет
Декабрь
Обучающиеся СШ
12-17 лет
Декабрь
Обучающиеся СШ
7-17 лет
27 января
Обучающиеся СШ
7-17 лет
Ответственные
Педагогорганизатор
Холокоста»
«А ну-ка, парни!» интеллектуальный
спортивный ринг, посвященный Дню
защитника Отечества
Игровая программа «Масленичные забавы»
«А ну-ка, девушки!» интеллектуальный
спортивный ринг, посвященный
Международному женскому дню
Февраль
Обучающиеся СШ
7-17 лет
Март
Обучающиеся СШ
7-17 лет
Апрель
Обучающиеся СШ
7-17 лет
Май
Мероприятия и акции, посвященные Дню
Обучающиеся СШ
Победы
7-17 лет
Май
Чествование выпускников «Звездный
Выпускники и
выпуск»
обучающиеся СШ
Июнь
Митинг, посвященный дню памяти Дмитрия
Бочкарева
Обучающиеся СШ
Июнь
Воспитанники лагеря
Викторина ко Дню России
дневного пребывания
детей
2 Модуль «Безопасность жизнедеятельности»
Размещение информационных материалов на
Сентябрь
стендах по профилактике ВИЧ-инфекции
Обучающиеся СШ
7-17 лет
Встреча с инспектором ГИБДД
Октябрь, июнь
Обучающиеся СШ
7-17 лет
Октябрь
День
интернета.
Всероссийский
урок
Обучающиеся СШ
безопасности обучающихся в сети Интернет
7-17 лет
Ноябрь
Эстафета «Пожарные не дремлют»
Обучающиеся СШ
Видеоурок «Всемирный день борьбы со
Декабрь
СПИДом». Размещение на сайте и в группах
Обучающиеся СШ
в соц.сетях
Просмотр видеороликов, посвященных Дню
космонавтики
Просмотр видеоролика и дискуссия на тему
«Профилактика ВИЧ-инфекции»
Февраль
Обучающиеся СШ
Викторина по антидопингу «Чистый спорт»
Январь
Обучающиеся СШ (СП)
Познавательно – игровая программа
«Знатоки ПДД»
Апрель
Обучающиеся СШ
Педагогорганизатор
Влияние алкоголя и никотина на
интеллектуальное и физическое здоровье
подростка»
7-17 лет
Май
Обучающиеся СШ
Июнь
Воспитанники лагеря
дневного пребывания
детей
Акция «Спорт против наркотиков»
Июнь
Воспитанники лагеря
дневного пребывания
детей
3 Модуль «Учебно-тренировочные занятия»
Сентябрь
Беседы с обучающимися о состоянии и
Обучающиеся СШ 7-17
развитии спорта в России.
лет
Сентябрь-июнь
Тренировочные занятия в отделении:
Обучающиеся СШ
футбол
7-17 лет
Сентябрь, январь, июнь
Промежуточные и итоговое тестирование в
Обучающиеся СШ
отделении
7-17 лет
Операция «Все на старт»:
Октябрь, апрель
ОФП и ГТО среди обучающихся ДЮСШ и
Сильнейшие
школ города с одарёнными детьми
обучающиеся СШ
4 Модуль «Самоуправление»
Проведение обучающимися творческих
В течение года
мероприятий и праздников
Обучающиеся СШ
Социальный ролик по БДД, по
противодействию идеологии терроризма
Конкурс по безопасности дорожного
движения среди велосипедистов «Безопасное
колесо»
5 Модуль «Экскурсии и походы»
Сентябрь
Праздник спорта: День здоровья
Обучающиеся СШ
В течение года
Экскурсии в музей, по памятным местам
города и др.
Обучающиеся СШ
6 Модуль «Профориентация»
Тестирование -диагностика для выявления
Сентябрь
интересов и способностей обучающихся
Обучающиеся СШ
(младших школьников).
Беседа «Путешествие в мир профессий»
Март
Викторина: Профессиональное самопознание
Обучающиеся СШ
7 Модуль «Школьные медиа»
Фотоконкурс «О, спорт, ты – мир!»
Октябрь
Обучающиеся СШ
Видео-презентация: «Пожары. Поджоги.
Ноябрь
Тренерыпреподаватели
Педагогорганизатор
Педагогорганизатор
Педагогорганизатор
Педагогорганизатор
Мера ответственности» с размещением в соц
сетях
Презентация
«Осторожно -электроприборы»
Съемки видеоролика «Поздравление для
женщин ко дню 8 марта
Обучающиеся СШ
Февраль
Обучающиеся СШ
Март
Обучающиеся клуба
«Импульс» 7-14 лет
Март
Обучающиеся СШ
Фотоконкурс Карпинск: вчера, сегодня,
завтра, посвященный ко дню рождения
города.
Просмотр видеоролика «Полет в космос»,
Апрель
посвященный дню космонавтики
Обучающиеся СШ
8 Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Ноябрь
Изготовление сувениров ко дню матери
Обучающиеся СШ
9 Модуль «Работа с родителями»
Включение в повестку родительских
Сентябрь, январь, май
Родители воспитанников
собраний вопросов профориентационной
СШ
Тематики.
Индивидуальные консультации с
родителями: Групповое и индивидуальное
профконсультирование, с целью выявления и
формирования адекватного принятия
решения о выборе профиля обучения.
Индивидуальное консультирование c целью
По мере необходимости
координации воспитательных усилий
Родители и обучающиеся
родителей.
СШ
Просвещение родителей о возрастных
Сентябрь, январь
особенностях развития ребенка и
Родители и обучающиеся
профилактике вредных привычек.
СШ
Обсуждение
вопросов
по
БДД
на
Сентябрь, январь
родительских
собраниях:
«Детский
Родители воспитанников
травматизм на дороге, причины и меры его
СШ
предупреждения.
Обеспечение
обучающихся
светоотражающими
элементами».
10 Модуль «Социальное взаимодействие»
Просветительская работа по профилактике
Сентябрь, март
ВИЧ-инфекции, а также пропаганда ЗОЖ
Просветительская работа по профилактике
Октябрь, июнь
ДТТ с приглашенным инспектором по
Обучающиеся СШ
пропаганде БДД капитаном полиции (МВД
России).
Проведение спартакиад с участниками В течение года
детских
дошкольных
учреждений, Представители школьных
Педагогорганизатор
Тренерыпреподаватели
Педагогорганизатор
Педагогорганизатор,
спартакиады школьников и
молодежи: мини-футбол и др.
учащейся
Просветительская работа по профилактике
ЧС с сотрудниками пож.части
Профилактическая работа с инспектором
ПДН
учреждений и их
воспитанники,
обучающиеся СШ,
Ноябрь, апрель
Декабрь, май
тренерыпреподаватели
Педагогорганизатор
Список литературы
Нормативные документы и материалы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014
г. № 1726-р;
3. Устав МАУ ДО СШ МО Карпинск от 06.12.2024 г. № 1874.
Для педагога
1. Байковский, Ю. В. Классификация и особенности формирования горных
неолимпийских видов спорта / Ю.В. Байковский. - М.: Вертикаль, Анита
Пресс, 2016. - 256 c.
2. Барчуков, И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта.
Учебник / И.С. Барчуков. - М.: КноРус, 2015. - 368 c.
3. Боген, М. М. Тактическая подготовка - основа многолетнего
совершенствования. Учебное пособие / М.М. Боген. - М.: Физическая
культура, 2016. - 64 c.
4. Бойко, В.Ф. Физическая подготовка борцов / В.Ф. Бойко. - М.: ТВТ
Дивизион, 2016. - 253 c.
5. Велединский, В.Г. Спортивно-оздоровительный сервис. Учебник / В.Г.
Велединский. - М.: КноРус, 2016. - 645 c.
6. Гигиена физической культуры и спорта. - М.: СпецЛит, 2018. - 200 c.
7. Гришина, Ю. И. Общая физическая подготовка.Знать и уметь / Ю.И.
Гришина. - М.: Феникс, 2018. - 256 c.
8. Жилкин, А. И. Теория и методика легкой атлетики / А.И. Жилкин, В.С.
Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: Academia, 2018. - 464 c.
9. Логинов, С. И. Физическая активность в профилактике и реабилитации
ишемической болезни сердца. Учебное пособие / С.И. Логинов, С.Н.
Попов. М.: Дефис, 2017. - 200 c.
10.Миллер, Людмила Леонидовна Спортивная медицина. Учебное пособие /
Миллер Людмила Леонидовна. - М.: Олимпия / Человек, 2015. - 228 c.
11. Полиевский С. А. Гигиенические основы физкультурно-спортивной
деятельности. Учебник / С.А. Полиевский. - М.: Academia, 2016. - 272 c.
12. Система непрерывного физического воспитания как условие адаптации,
развития личности, формирования здорового образа жизни. Учебное пособие.
М.: Омега-Л, 2018. - 436 c.
13. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры.
Учебник. - М.: Academia, 2018. - 272
14. Ферран Ален Олимпийский маркетинг / Ален Ферран , Жан-Лу
Шаппле , Бенуа Сегэн. - М.: Рид Медиа, 2016. - 352 c.
15. Шилин Ю.Н. Теория и методика тренировки в дартс / Ю.Н. Шилин. - М.:
СпортАкадемПресс, 2018. - 441 c.
16. http://amfr.ru/edu/mishka/ - сайт ассоциации мини – футбола России.
Общероссийский проект мини- футбол в школу.
17. Портал дополнительного образования http://dopedu.ru/
18. Kids world.ru http://www.kidsworld.ru/
Для родителей
1.Детские подвижные игры. / Сост .В.И.Гришков. – Новосибирск:
Новосибирское книжное издательство, 1992.
2. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до
14 лет. – М.: Новая школа, 1994
3. Хамзин Х. Сохранить осанку – сберечь здоровье. – М.: «Знание», 1980.
4. Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Методика преподавания физической
культуры: 1-4 кл.: Метод. пособие и программа.- М.: Гуманит. изд. Центр
ВЛАДОС, 2002.-208с.- (Б-ка учителя начальной школы).
5. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе:
Методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей
групп продленного дня, педагогов системы дополнительного образования
и родителей. Серия «Игровые технологии »- М.:ТЦ Сфера, 2003. - 144с.
6. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания
учащихся I – ХI классов, Москва, «Просвещение», 2011 год.
7. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: техника, тактика,
методика обучения, М.: Издательский центр «Академия», 2002 год.
8.
Антонова Ю. А. Лучшие спортивные игры для детей и родителей, Москва,
2006 год.
9. Балясной Л.К., Сорокина Т.В. Воспитание школьников во внеучебное
время, Москва, «Просвещение», 1980 год.
10. http://amfr.ru/edu/mishka/ - сайт ассоциации мини – футбола России.
Общероссийский проект мини- футбол в школу.
11. Портал дополнительного образования http://dopedu.ru/
12. Kids world.ru http://www.kidsworld.ru/ https://nsportal.ru/shkola/fizkulturai-sport/library/2019/08/17/elektronnyeobrazovatelnye-resursy-po-fizicheskoy