Общеразвивающая программа по виду спорта Футбол Королев Ф.Г.

Содержание
1. Общая характеристика
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи
1.3. Планируемые результаты освоения общеобразовательной программ
2. Учебный план
2.1 Содержание
2.2. Психологическая подготовка
2.3.Основы техники и тактика игры
2.4. Игры и соревнования
2.5. Итоговый контроль
3. Комплекс организационно-педагогических условий
4. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
5. Воспитательная работа
6. Список литературы

2

3
3
4
5
6
8
10
10
11
11
11
12
14
18

1.Общая характеристика
Футбол - вид спорта, который способствуют всестороннему физическому,
интеллектуальному, нравственному развитию обучающихся, укреплению здоровья,
привлечению школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом, их
личностному и профессиональному самоопределению. Во время образовательной
деятельности постоянно меняется комплекс упражнений, чередуются нагрузки, в разном
порядке и с разными интервалами следуют упражнения, отличающиеся по характеру,
напряжённости и длительности. Борьба за мяч связана с ходьбой, бегом и резкими
остановками, быстрым стартом и ускорениями, прыжками, ударами по мячу и даже
акробатическими приёмами. Ещё игроку необходимо уметь удерживать равновесие,
ориентироваться в пространстве, чувствовать темп, быть гибким, координированным и
ловким. Сформировать эти навыки возможно только в том случае, когда во время занятий
применяются элементы из других видов спорта.
Футбол — командная игра, каждому члену команды надо уметь выстраивать отношения
с другими игроками. Умение или неумение идти на контакт и договариваться имеет серьёзное
влияние на результат деятельности, а психологический климат в команде нередко играет
определяющую роль в итоге игры. Поэтому футбол — это еще и возможность выработать
коммуникативные навыки. Ведь игра не состоится без сотрудничества и сплочённости,
желания находить общий язык и решать конфликтные ситуации.
Постоянно изменяющиеся сочетания движений, действий и отдыха, резкая перемена
обстановки связаны с тем, что необходимо следить за движущимся мячом, в доли секунды
оценивать ситуацию и тут же реагировать на неё точным движением. Причём как
лично, так
и в совместных действиях. Значит, важна быстрота ответной реакции,
способствующая стремительному выполнению движений.
Психологи рекомендуют занятия командными видами спорта для развития лидерских
качеств. Футбол располагает к этому, потому что здесь ребёнок может проявлять инициативу и
принимать решения, которые могут повлиять на исход игры. Взаимодействие с другими
детьми научит его ответственности не только за себя, но и за работу коллектива, а также
позволит проявить себя и стать капитаном команды.
Футбол - игра, где формируются важные черты характера, развиваются многие навыки:
умение общаться, способность выдерживать физическую нагрузку, формирует определённый
образ мышления, умение быстро реагировать и самостоятельно принимать решения.
Даже если в дальнейшем обучающийся не выберет спортивную карьеру, приобретённые
качества будут полезны для достижения высоких результатов не только в спорте, но и в
жизни.
Занятия футболом для детей и подростков имеют оздоровительную направленность,
повышают уровень функционирования сердечно- сосудистой, дыхательной, костно-мышечной
и других систем организма человека, а также предполагают длительное время нахождения на
свежем воздухе, что в сочетании с физическими упражнениями является формой закаливания
и благотворно влияет на укрепление здоровья, снижение заболеваемости, повышение
устойчивость организма к меняющимся погодным условиям и повышение уровня
работоспособности детей.
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта
«футбол» (далее - Программа) разработана на основании
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в
Российской Федерации»;

3

- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка
организации
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ разноуровневые программы) от 18.11.2015 г. (№09- 3242);
- Приказа Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной Деятельности общеобразовательным
программам».
Направленность (профиль) программы - спортивно-оздоровительная Курс направлен
на укрепление здоровья, коррекцию физического развития и повышение физической
подготовленности обучающихся, а также на удовлетворение интересов обучающихся в
углубленной подготовке по избранному виду спорта.
Актуальность программы. В наше время в жизни современного молодого поколения
существует проблема дефицита двигательной активности. Поэтому в условиях повышенной
учебной нагрузки важнейшую роль играет эффективная организация физкультурнооздоровительной работы. Данная программа помогает адаптировать учебный процесс к
индивидуальным особенностям обучающихся, условиям для развития и формирования
спортивных навыков. А также развивает двигательную активность, улучшает сердечнососудистую и дыхательную систему, укрепляете иммунную систему организма. Успешность
обучению футболу, прежде всего, обусловлена подбором эффективных средств и методов
обучения, которые использует преподаватель, возрастным и индивидуальным особенностям
обучающихся. Индивидуальные различия обучающихся являются важнейшими причинами,
которые определяют эффективность освоения отдельных элементов и приёмов техники
футбол.
Главной отличительной особенностью программы является возможность оказать
помощь обучающемуся в самореализации своих индивидуальных способностей, избавлении от
комплексов, самоконтроле. Программа направлена не только на развитие спортивного
мастерства, но и на оздоровление детей, позволяя посещать занятия воспитанникам с разной
физической подготовкой и физическими способностями;
- программа представляет содержание работы на спортивно – оздоровительном этапе раскрыта теоретическая и практическая часть.
Адресат программы: обучающиеся 8-18 лет.
Режим занятий: 6 часов в неделю (38 учебных недель)
Объем программы: 228 часов в год.
Срок освоения программы: Программа рассчитана на 3 года.
Также программа учитывает внутренние нормативные правовые акты МАОУ ДО
ДЮСШ (устав, порядок приема и перевода).
В настоящей Программе отражены основные цели, задачи, средства и методы на этапах
годичного цикла тренировки и построение тренировочного процесса на спортивно –
оздоровительном этапе (весь период): распределение объёмов тренировочных нагрузок в
микро-, мезо- и макроциклах; участие в спортивных соревнованиях.
1.2.Цель и задачи программы
Цель программы: физическое развитие и приобщение обучающихся к нравственным
спортивным ценностям посредством обучения игре в футбол.

4

Задачи:
Образовательные:
1. формировать основы знаний в области физической культуры и спорта;
2. создавать представления о методике организации самостоятельных занятий физической
культурой и спортом, в частности футболом;
3. обучать техническим элементам и правилам игры;
4. обучать тактическим индивидуальным и командным действиям;
5. обучать приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях
футболом;
6. обучать приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях
футболом;
Развивающие:
1. развивать тактические навыки и умения игры;
2. развивать физические и специальные качества;
3. укреплять здоровье;
4. расширять функциональные возможности организма;
Воспитательные:
1. воспитывать чувство ответственности, дисциплинированность;
2. воспитывать привычку к самостоятельным занятиям избранным видом спорта в свободное
время;
3. формировать потребность к ведению здорового образа жизни.
1.3. Планируемые результаты
Метапредметные:
- Имеют представление об основных понятиях игры в футбол.
-Знают правила игры, и выполняют элементарные упражнения с мячом.
Личностные:
Выполняют правила личной гигиены и делают утреннюю зарядку.
Владеют основным минимумом техники передвижения, стойками футболиста, техники
владения мяча и передачи его
Могут работать в групповых и командных тренировках.
Могут владеть основными приемами тактики защиты и нападения.
- Готовы участвовать в спортивных состязаниях своей возрастной группе
Предметные:
Приобретают привычку к здоровому образу жизни, к позитивному общению друг с
другом;
Развивают патриотическое чувство через занятия спортом и изучение истории спорта в
России.
Ожидаемые результаты освоения программы:
- выступление сборных команд в городских соревнованиях,
- улучшение физического развития занимающихся,
- повышение уровня физической подготовленности учащихся.
Формы обучения:
- групповые практические занятия;
- групповые теоретические занятия;
- физкультурные и спортивные мероприятия (соревнования);
- контрольные упражнения (нормативы);
- самостоятельная работа обучающихся;
- занятие с применением дистанционных технологий (чат-занятия, вебзанятия).

5

Продолжительность обучения, минимальный возраст для зачисления,
наполняемость групп, количество часов в неделю
Адресат программы: программа направлена на обучающихся
Возраст обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа: 8-18
лет.
Минимальный возраст детей для зачисления на обучение: 8 лет.
Число детей, одновременно находящихся группе (минимальное 15 человек,
максимальное 18).
Объем и срок освоения программы.
Уровни

Ознакомительный

Года
обучения
Количество
часов

Базовый

Продвинутый

1

2

3

228

228

228

Объем за весь
период обучения
684

Срок освоения программы – 3 года.
Программа рассчитана из расчета 38 недель в году.
Содержание и материал дополнительной общеразвивающей программы должны быть
организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями
сложности:
1. «Ознакомительный уровень». Предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы.
2. «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления общеразвивающей программы.
3. «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала,
обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным
разделам в рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей программы.
Также предполагает углубленное изучение содержания общеразвивающей программы и
доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательнотематического направления общеразвивающей программы.
Форма обучения – групповая, индивидуальная.
Виды занятий: тренировочное занятие, беседы, лекции, открытое занятие.
Формы подведения результатов: участие во внутришкольных соревнованиях,
матчевых встречах, турнирах, тестирование по ОФП и СФП, мастер-классах
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план определяет объем учебной нагрузки и ее распределение по этапам
(годам) обучения. Учебный план составлен на основе Федеральными государственными
требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных
предпрофессиональных программ
в области физической культуры и спорта,
утвержденные Министерством спорта Российской Федерации №939 от 15 ноября 2018 года.
Учебный план. Уровень ознакомительный
№ п/п Название раздела, темы
Количество часов
Формы подведения

6

1
2
2.1
2.2
2.3
3

Теоретическая подготовка
Практическая подготовка
Общая
физическая
подготовка
Специальная
физическая
подготовка
Другие виды спорта и
подвижные игры
Технико-тактическая
подготовка
Итого

Всего
8
36
40

Теория
8

Практика результатов
беседа
50
50
тест по ОФП

25

50

тест по СФП

33

50

соревнования

86

20

тест по ТТП

228

8

220

Учебный план. Уровень базовый
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теори Практика
я
1
Теоретическая
8
8
подготовка
2
Практическая
60
65
подготовка
2.1
Общая
физическая
40
35
подготовка
2.2
Специальная физическая
25
20
подготовка
2.3
Другие виды спорта и
25
20
подвижные игры
3
Технико-тактическая
78
80
подготовка
228
8
220
Итого
Учебный план. Уровень продвинутый
№ п/п Название раздела, темы
Всего
1 Теоретическая подготовка
8
2
Практическая подготовка
60
2.1 Общая
физическая
36
подготовка
2.2 Специальная
физическая
30
подготовка
2.3 Другие виды спорта и
12
подвижные игры
3
Технико-тактическая
82
подготовка
228
Итого

Формы
подведения
результатов
опрос

тест по ОФП
тест по СФП
соревновани
я
тест по ТТП

Количество часов Формы подведения
результатов
Теория Практика
опрос
8
60
36
тест по ОФП

8

35

тест по СФП

15

соревнования

74

тест по ТТП

220

Самостоятельная работа обучающихся в пределах 10% от общего учебного плана.

7

Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том
числе на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в
порядке, установленном локальными нормативными актами.
Текущий контроль успеваемости - форма педагогического контроля спортивной
формы учащихся, выполнения ими учебных программ по видам спорта в период обучения.
Текущий
контроль осуществляется тренером-преподавателем, реализующим
дополнительные предпрофессиональные программы:
в рамках одного тренировочного занятия;
в рамках нескольких тренировочных занятий (при тематическом контроле);
в течение года (при осуществлении мониторинга - отслеживания динамики
развития физических качеств и/или технических, тактических умений и навыков).
Промежуточная аттестация – форма педагогического контроля динамики спортивной
формы и прогнозирования спортивных достижений учащихся. Промежуточная аттестация
осуществляется в конце каждого года обучения для перевода на следующий уровень
сложности обучения и для допуска обучающегося к итоговой аттестации
Итоговая аттестация - форма оценки степени и уровня освоения учащимися
образовательной программы.
Календарный учебный график
Календарный учебный график разработан в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14).
Начало учебного года 04.09.2023 года.
Окончание учебного года 31.05.2024.
Продолжительность учебной недели – шестидневная рабочая неделя с одним выходным
днем (в зависимости от учебной нагрузки по видам спорта и уровням сложности).
Начало тренировочных занятий – согласно расписания.
Каникулы:
зимние с 1.01.2022 - 8.01.2023;
летние с 29.05.2023 – 31.08.2024 – для группы. Праздничные и выходные дни:
1, 2, 3, 4, 6, 7 и 8 января – Новогодние каникулы;
24 февраля – День защитника Отечества (перенос праздничного дня);
9 марта – Международный женский день (перенос праздничного дня);
1 мая – Праздник Весны и Труда;
9 мая – День Победы;
12 июня – День России;
4 ноября – День народного единства.
Расписание занятий утверждается директором МАОУ ДО ДЮСШ по представлению
педагогических работников с учётом пожеланий учащихся (их законных представителей),
возрастных особенностей учащихся и установленных санитарно - гигиенических норм.
Занятия учащихся в период школьных каникул проводятся в соответствии с
утвержденным расписанием, планом работы МАОУ ДО ДЮСШ на период каникул в форме
тренировочных занятий, физкультурно-оздоровительных, спортивно массовых, досуговых
мероприятий, участие в тренировочных сборах, отдыха в спортивном оздоровительном лагере
дневного пребывания детей, самостоятельная работа учащихся по индивидуальным планам
подготовки.
2.1.Содержание
Ознакомительный уровень.
Соблюдение личной гигиены, требований к спортивной одежде и обуви для занятий
футболом. Состав команды по футболу; функции игроков в команде; роль капитана команды.

8

Состав судейской коллегии, обслуживающей соревнования по футболу. Жесты судьи. Размеры
футбольного поля, допустимые размеры футбольного поля; инвентарь и оборудование для
занятий Футболом. Правила безопасного поведения во время занятий футболом. Правила по
безопасной культуре поведения во время посещений соревнований по футболу. Футбол как
средство укрепления здоровья, закаливания и развития физических качеств.. Правила личной
гигиены во время занятий футболом, осанки и профилактики плоскостопия, упражнений для
развития физических качеств; упражнений для укрепления голеностопных суставов. Первые
внешние признаки утомления. Способы самоконтроля за физической нагрузкой. Уход за
спортивным инвентарем и оборудованием при занятиях футболом. Основы организации
самостоятельных занятий футболом. Подвижные игры и правила их проведения. Организация
и проведение игр, направленных на формирование двигательных умений футболиста.
Организации подвижных и иных игр с элементами футбола со сверстниками в активной
досуговой деятельности. осанки и профилактики плоскостопия, упражнений для развития
физических качеств; упражнений для укрепления голеностопных суставов.
Подбор общеразвивающих упражнений, составление комплексов и включение их в
подготовительную часть урока, занятия. Подбор и составление комплексов упражнений,
направленные на развитие специальных физических качеств футболиста. Контрольнотестовые упражнения по общей физической, специальной и технической подготовке. Причины
возникновения ошибок при выполнении технических приёмов и способы их устранения.
Базовый уровень.
Правила безопасного поведения во время занятий футболом. Правила по безопасной
культуре поведения во время посещений соревнований по футболу. Футбол как средство
укрепления здоровья, закаливания и развития физических качеств. Режим дня при занятиях
футболом. Правила личной гигиены во время занятий футболом, осанки и профилактики
плоскостопия, упражнений для развития физических качеств; упражнений для укрепления
голеностопных суставов. Первые внешние признаки утомления. Способы самоконтроля за
физической нагрузкой. Уход за спортивным инвентарем и оборудованием при занятиях
футболом. Основы организации самостоятельных занятий футболом. Подвижные игры и
правила их проведения. Организация и проведение игр, направленных на формирование
двигательных умений футболиста. Организации подвижных и иных игр с элементами футбола
со сверстниками в активной досуговой деятельности. осанки и профилактики плоскостопия,
упражнений для развития физических качеств; упражнений для укрепления голеностопных
суставов.
Подбор общеразвивающих упражнений, составление комплексов и включение их в
подготовительную часть урока, занятия. Подбор и составление комплексов упражнений,
направленные на развитие специальных физических качеств футболиста. Контрольнотестовые упражнения по общей физической, специальной и технической подготовке.
Индивидуальные технические приемы владения мячом: ведение, удары, остановки, финты,
отбор мяча. Ведение – внутренней частью подъема, средней частью подъема, внутренней
стороной стопы, в ходьбе, в беге по прямой, по кругу, восьмеркой, между стоек. Удары –
ведущей ногой(внутренней стороной стопы, внутренней частью подъема, средней частью
подъема) по прямой, на короткие и средние расстояния; по лежачему, катящемуся,
прыгающему, летящему навстречу мячу; по различным траекториям – низом, верхом.
Остановки – ногой, туловищем. Остановки мяча ногой - подошвой, внутренней стороной
стопы, средней частью подъема, бедром, внутренней частью подъема. Остановки туловищем –
грудью, животом. Обманные движения (финты): «уходом» - выпадом, переносом ноги через
мяч; «ударом ногой» - с уходом или «убиранием мяча». Отбор мяча: во время приема мяча
соперником, во время ведения мяча; ударом ногой, остановкой ногой; в выпаде. Выполнение
ударов: начального, углового, штрафного, свободного. Вбрасывание мяча из-за боковой
линии.
Продвинутый уровень.

9

Правила безопасного поведения во время занятий футболом. Правила личной гигиены
во время занятий футболом, осанки и профилактики плоскостопия, упражнений для развития
физических качеств; упражнений для укрепления голеностопных суставов. Первые внешние
признаки утомления. Способы самоконтроля за физической нагрузкой. Уход за спортивным
инвентарем и оборудованием при занятиях футболом. Основы организации самостоятельных
занятий футболом. Подвижные игры и правила их проведения. Организация и проведение игр,
направленных на формирование двигательных умений футболиста. Организации подвижных и
иных игр с элементами футбола со сверстниками в активной досуговой деятельности. осанки и
профилактики плоскостопия, упражнений для развития физических качеств; упражнений для
укрепления голеностопных суставов.
Подбор общеразвивающих упражнений, составление комплексов и включение их в
подготовительную часть урока, занятия. Подбор и составление комплексов упражнений,
направленные на развитие специальных физических качеств футболиста. Контрольнотестовые упражнения по общей физической, специальной и технической подготовке.
Индивидуальные технические приемы владения мячом: ведение, удары, остановки, финты,
отбор мяча. Ведение – внутренней частью подъема, средней частью подъема, внутренней
стороной стопы, в ходьбе, в беге по прямой, по кругу, восьмеркой, между стоек. Удары –
ведущей ногой(внутренней стороной стопы, внутренней частью подъема, средней частью
подъема) по прямой, на короткие и средние расстояния; по лежачему, катящемуся,
прыгающему, летящему навстречу мячу; по различным траекториям – низом, верхом.
Остановки – ногой, туловищем. Остановки мяча ногой - подошвой, внутренней стороной
стопы, средней частью подъема, бедром, внутренней частью подъема. Остановки туловищем –
грудью, животом. Обманные движения (финты): «уходом» - выпадом, переносом ноги через
мяч; «ударом ногой» - с уходом или «убиранием мяча». Отбор мяча: во время приема мяча
соперником, во время ведения мяча; ударом ногой, остановкой ногой; в выпаде. Выполнение
ударов: начального, углового, штрафного, свободного. Вбрасывание мяча из-за боковой
линии.
Психологическая подготовка.
Теория: Адаптация как организма, так и психики к изменчивости и быстротечности
ситуации; целеустремленность действий в тех, или иных обстоятельствах (эффективность их
выполнение); задание (при определенных условиях) неизменной программы действий;
развитие индивидуально-психологических качеств личностей, необходимых для решения
определенных задач; коррекцию и регуляцию собственного поведения; восстановление
психического здоровья (нервно-психической устойчивости, уравновешенности,
рассудительности и т.п.).
Практика: Подвижные игры
2.3.
Основы техники и тактики игры.
Основы техники и тактики игры.
Теория: Техника - основа спортивного мастерства. Техника основных элементов
ведения мяча, передач и приёма обработки мяча, удар по воротам. Применения отдельных
технических приемов в конкретной игровой обстановке. Выбор свободного места для приёма
мяча. Перемещение игроков, их расположение по отношению к воротам и противнику.
Практика: Техника нападения. Техника передвижения. Ходьба, бег.
Передвижения приставными шагами (лицом вперед, вправо, влево).
Остановки (прыжком). Повороты на месте (вперед, назад).
Техника владения мячом. Приём мяча грудью высокого мяча, ногами низкого мяча.
Передачи мяча правой, левой ногой, приём мяча. Обработка мяча. Удары на точность.
Техника игры вратаря. Передвижения в воротах без мяча в сторону приставным,
скрестным шагом и скачками на двух ногах. Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.
Техника защиты. Техника передвижений.
2.2.

10

Тактика нападения. Индивидуальные действия: выход на свободное место с целью
атаки противника и получения мяча.
Групповые действия: взаимодействия четырёх игроков - "передай мяч — выходи".
Командные действия: организация командных действий по принципу выхода в
свободную зону.
Тактика защиты. Индивидуальные действия: выбор места по отношению к
нападающему с мячом.
Групповые действия: взаимодействия двух игроков - подстраховка. Командные
действия: переключения от действий в нападении к действиям в защите.
2.4. Игры и соревнования
Игры, соревнования.
Теория: Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр.
Устранение ошибок в игре. Беседа о правилах поведения в общественных местах.
Практика: Соревнования по футболу, соревнования по ОФП с рейтингом в группе
(внутригрупповые), городские и муниципальные. Соревнования по пионерболу, по
баскетболу, туристские походы, экскурсии в музеи, на выставки, к памятникам истории и
культуры. Посещение спортивных соревнований по футболу и другим видам спорта.
2.5.Итоговый контроль
Текущая и промежуточная аттестация
Теория: Ознакомление с правилами сдачи нормативов.
Практика: Сдача нормативов, контрольные игры и соревнования.
Планируемые результаты спортивно-оздоровительного этапа:
Предметно-информационная составляющая:
- Имеют представление об основных понятиях игры в футбол и мини-футбол.
- Знают правила игры, и выполняют сложные упражнения с мячом.
Деятельностно-коммуникативная:
- Выполняют правила личной гигиены и делают утреннюю зарядку.
- Владеют основным минимумом техники передвижения, стойками футболиста,
техники владения мяча и передачи его.
- Могут работать в групповых и командных тренировках.
- Могут владеть основными приемами тактики защиты и нападения.
- Готовы участвовать в спортивных состязаниях своей возрастной группе
Ценностно-ориентационная:
- Приобретают привычку к здоровому образу жизни, к позитивному общению друг с
другом;
- Развивают патриотическое чувство через занятия спортом и
изучение истории спорта в России.
3. Комплекс организационно-педагогических условий.
Условия реализации программы
Материально –техническое обеспечение программы:
Спортивный зал, оснащенный:
фишки
скакалки
утяжелители
волейбольный мяч
футбольные мячи
баскетбольный мяч
Информационное обеспечение программы: Видеофильмы про футбол, онлайнзанятия по футболу, презентации к учебным занятиям.

11

Кадровое обеспечение программы: педагог дополнительного образования,
образование: высшее-педагогическое.
Методические материалы:
Основная
форма обучения - проведение комбинированных и практических занятий
в течение учебного года. По форме занятия самые разнообразные: учебно- тренировочное
занятия, соревнования, товарищеские игры, сдача контрольных нормативов. Совокупность
творческих методов обучения имеет не только образовательный и развивающий потенциал, а
также выполняет функцию воспитания. Обучающиеся приобретают знания, накапливают
умения и навыки игры в футбол, показывают результаты тренировочной работы в
соревнованиях и при сдаче контрольных нормативов, что способствует развитию
самоконтроля, мотивации и социализации. Методическая последовательность при обучении
игре в футбол представлена следующим образом:
1.
Перемещение по площадке.
2.
Удары по воротам.
3.
Нападающий удар, пас.
4.
Розыгрыш угловых.
5.
Дриблинг.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе
совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы
учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и
умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в
режиме учебно-тренировочных по 6 часов в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям футболом рекомендуется
применять различные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у обучающихся предварительные представления об
изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание,
команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом для показа упражнений, наглядных
пособий. Практические методы:
метод упражнений;
игровой;
-круговой тренировки.
Игровой метод применяются после того, как у обучающихся образовались некоторые
навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально
подготовленных местах. Упражнения подбираются с учетом технических и физических
способностей занимающихся.
1.
С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев «Мини-футбол в школе» М. 2006 г.
2.
«Программы дополнительного образования детей. Выпуск 1» М. 2006 г.
3.
И.А. Швыков, А.А. Сучилин, С.Н. Андреев, Ю.Ф. Буйлин,
4.
А.И. Исмоилов, О.Б. Лапшин «Футбол. Поурочная программа для
учебнотренировочных групп 1-го и 2-го годов обучения ДЮСШ и СДЮШОР» М.
2003
4. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
1.Сдача нормативов
2.Соревнования
3.Мониторинг развития физических качеств обучающихся

12

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
1.Отчёты соревновательной деятельности
2.Журналы учета
3.Протокола соревнований, мониторингов
Оценочные материалы:
Диагностика
Мониторинг освоения детьми Программы «Футбол» проводится 2 раза
в год. (декабрь, май)
Уровни развития: для определения уровня физической подготовленности, использую
мониторинг ОФП и СФП (в своей работе использую методику Иванова А.Е.). В комплекс
ОФП входят следующие нормативы: Прыжок в длину с места (низкий – 100 и ниже, средний –
115- 135, высокий- 155 и выше); Челночный бег (низкий- 11,2 и выше, средний- 10,8- 10,3,
высокий- 9,9 и ниже); Подтягивания на высокой перекладине (низкий- 1 и ниже, средний- 23,
высокий- 4 и выше).
№
п/п

Таблица нормативов по ОФП для спортивно-оздоровительного этапа
Тестовые упражнения
Уровень низкий Уровень
Уровень
средний
высокий

1

Прыжок в длину с места

2

Челночный бег 3х10

3

Подтягивания
высокой перекладине

100 и ниже
(см)
11,2 и выше
(сек)
на 1
и
ниже
(раз)

115-135 (см)
10,8-10,3
(сек)
2-3 (раз)

155 и выше
(см)
9,9 и ниже
(сек)
3
и
выше
(раз)

В комплекс СФП входят следующие нормативы: Змейка (низкий - 30 сек и выше,
средний- 20 – 25 сек, высокий- 19 и ниже); Чеканка (низкий - 10 и ниже, средний - 40, высокий
- 60 и выше); Забей в ворота (низкий - 5 попадания, средний - 7 попаданий, высокий - 10
попаданий).
№
п/п
1

Таблица нормативов СФП
Тестовые упражнения
Обвод конусов (змейка)

2

Набив мяча (чеканка)

3

Забей в ворота ( 10 м)

Уровень низкий Уровень
средний
30 и выше
20-25 (сек)
(сек)
10 и ниже (раз) 40 (раз)
5 и ниже
(забитых мяча)

Уровень
высокий
19 и
ниже
(сек)
60 и выше
(раз)

7
10
(забитых мячей) (забитых мячей)

Выбранные упражнения очень точно показывают уровень подготовленности
обучающихся, так как являются основополагающими.
•
низкий (теоретические знания и практические умения и навыки,
предусмотренные программой усвоены менее чем на 50%)
•
средний (теоретические знания и практические умения и навыки,
предусмотренные программой усвоены более чем на 50%) высокий (теоретические знания и
практические умения и навыки, предусмотренные программой усвоены более чем на 75%)

13

•
Воспитательная работа
Воспитательная работа проводится в соответствии с разработанной программой
воспитания учреждения и календарного плана мероприятий ДЮСШ.

5.

План воспитательной работы по модулям МАОУ ДО ДЮСШ на 2023-2024
учебный год
Наименование мероприятия

Сроки и место проведения
Участники, возраст
1 Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Акция «Спорт – это модно!»
Беседа о ценности здоровья и о важности
Сентябрь
здорового образа жизни
Обучающиеся ДЮСШ
Оформление стендов с наглядной агитацией
7-17 лет
по безопасности дорожного движения.
Инструктажи по БДД
Конкурс рисунков «День супер бабушек и
Октябрь
дедушек», посвященный дню пожилых
Обучающиеся ДЮСШ
людей.
7-12 лет
Октябрь (конец месяца)
Торжественная церемония «Посвящение в
Обучающиеся ДЮСШ,
юные спортсмены СШ»
поступившие на обучение
в новом учебном году
Викторина ко Дню народного единства «Сила
Ноябрь
в единстве»
Обучающиеся ДЮСШ
7-17 лет
Спортивный праздник, посвященный Дню
Ноябрь
матери «С мамой вместе»
Обучающиеся ДЮСШ с
мамами (по 2 человека от
отделения)
Веселые старты, посвященные Дню
Декабрь
неизвестного солдата и Дню Героев
Обучающиеся ДЮСШ
Отечества
7-12 лет
Мероприятия, приуроченные ко Дню
Декабрь
Конституции России
Обучающиеся ДЮСШ
12-17 лет
Конкурс плакатов «Праздник к нам
Декабрь
приходит»
Обучающиеся ДЮСШ
7-17 лет
Просмотр презентаций и дискуссии «День
27 января
полного освобождения Ленинграда от
Обучающиеся ДЮСШ
фашистской блокады» (1944г).
7-17 лет
«Международный день памяти жертв
Холокоста»
«А ну-ка, парни!» интеллектуальный
Февраль
спортивный ринг, посвященный Дню
Обучающиеся ДЮСШ
защитника Отечества
7-17 лет
Игровая программа «Масленичные забавы»
Март
Обучающиеся ДЮСШ
«А ну-ка, девушки!» интеллектуальный
7-17 лет
спортивный ринг, посвященный

14

Ответственные

Педагогорганизатор

Международному женскому дню
Апрель
Обучающиеся ДЮСШ
7-17 лет
Май
Мероприятия и акции, посвященные Дню
Обучающиеся ДЮСШ
Победы
7-17 лет
Май
Чествование выпускников «Звездный
Выпускники и
выпуск»
обучающиеся ДЮСШ
Митинг, посвященный дню памяти Дмитрия
Июнь
Бочкарева
Обучающиеся ДЮСШ
Июнь
Воспитанники лагеря
Викторина ко Дню России
дневного пребывания
детей
2 Модуль «Безопасность жизнедеятельности»
Размещение информационных материалов на
Сентябрь
стендах по профилактике ВИЧ-инфекции
Обучающиеся ДЮСШ
7-17 лет
Встреча с инспектором ГИБДД
Октябрь, июнь
Обучающиеся ДЮСШ
7-17 лет
Октябрь
День
интернета.
Всероссийский
урок
Обучающиеся ДЮСШ
безопасности обучающихся в сети Интернет
7-17 лет
Ноябрь
Эстафета «Пожарные не дремлют»
Обучающиеся ДЮСШ
Видеоурок «Всемирный день борьбы со
Декабрь
СПИДом». Размещение на сайте и в группах в
Обучающиеся ДЮСШ
соц.сетях
Просмотр видеороликов, посвященных Дню
космонавтики

Просмотр видеоролика и дискуссия на тему
«Профилактика ВИЧ-инфекции»

Педагогорганизатор

Февраль
Обучающиеся ДЮСШ

Познавательно – игровая программа «Знатоки
ПДД»
Влияние алкоголя и никотина на
интеллектуальное и физическое здоровье
подростка»
Социальный ролик по БДД, по
противодействию идеологии терроризма
Конкурс по безопасности дорожного
движения среди велосипедистов «Безопасное
колесо»

Апрель
Обучающиеся ДЮСШ
7-17 лет

Май
Обучающиеся ДЮСШ
Июнь
Воспитанники лагеря
дневного пребывания
детей
Акция «Спорт против наркотиков»
Июнь
Воспитанники лагеря
дневного пребывания
детей
3 Модуль «Учебно-тренировочные занятия»
Беседы с обучающимися о состоянии и
Сентябрь

15

Тренеры-

развитии спорта в России.

Обучающиеся ДЮСШ 717 лет
Сентябрь-июнь
Обучающиеся ДЮСШ
7-17 лет

Тренировочные занятия в отделениях:
лыжные гонки, волейбол, баскетбол, бокс,
пауэрлифтинг, фитнес-аэробика, футбол,
каратэ, тхэквондо

преподаватели

Сентябрь, январь, июнь
Обучающиеся ДЮСШ
7-17 лет
Операция «Все на старт»:
Октябрь, апрель
ОФП и ГТО среди обучающихся ДЮСШ и
Сильнейшие
школ города с одарёнными детьми
обучающиеся ДЮСШ
4 Модуль «Самоуправление»
Проведение тренировочных занятий
В течение года
Тренерытренерами-инструкторами
Старшие обучающиеся
преподаватели
ДЮСШ
Участие обучающихся в судейской практике
Проведение обучающимися творческих
Педагогмероприятий и праздников
организатор
5 Модуль «Экскурсии и походы»
Сентябрь
Праздник спорта: День здоровья
Обучающиеся ДЮСШ
Педагогорганизатор
Экскурсии в музей, по памятным местам
В течение года
города и др.
Обучающиеся ДЮСШ
6 Модуль «Профориентация»
Тестирование -диагностика для выявления
Сентябрь
интересов и способностей обучающихся
Обучающиеся ДЮСШ
Педагог(младших школьников).
организатор
Беседа «Путешествие в мир профессий»
Март
Викторина: Профессиональное самопознание
Обучающиеся ДЮСШ
7 Модуль «Школьные медиа»
Фотоконкурс «О, спорт, ты – мир!»
Октябрь
Обучающиеся ДЮСШ
ПедагогВидео-презентация: «Пожары. Поджоги.
Ноябрь
организатор
Мера ответственности» с размещением в соц
Обучающиеся ДЮСШ
сетях
8 Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Ноябрь
Изготовление сувениров ко дню матери
Обучающиеся ДЮСШ
Педагогорганизатор
Оформление поздравительных уголков к
В течение года
праздничным датам
9 Модуль «Работа с родителями»
Включение в повестку родительских
Сентябрь, январь, май
собраний вопросов профориентационной
Родители воспитанников
Тематики.
ДЮСШ, тренерыИндивидуальные консультации с родителями:
преподаватели
Групповое и индивидуальное
Тренерыпрофконсультирование, с целью выявления и
преподаватели
формирования адекватного принятия решения
о выборе профиля обучения.
Индивидуальное консультирование c целью
По мере необходимости
координации воспитательных усилий
Родители и обучающиеся
Промежуточные и итоговое тестирование в
отделениях

16

педагогов и родителей

ДЮСШ, тренерыпреподаватели
Сентябрь, январь
Родители и обучающиеся
ДЮСШ, тренерыпреподаватели
Сентябрь, январь
Родители воспитанников
ДЮСШ, тренерыпреподаватели

Просвещение родителей о возрастных
особенностях развития ребенка и
профилактике вредных привычек.

Обсуждение
вопросов
по
БДД
на
родительских
собраниях:
«Детский
травматизм на дороге, причины и меры его
предупреждения. Обеспечение обучающихся
светоотражающими элементами».
10 Модуль «Социальное взаимодействие»
Просветительская работа по профилактике
Сентябрь, март
ВИЧ-инфекции, а также пропаганда ЗОЖ
Просветительская работа по профилактике
Октябрь, июнь
ДТТ с приглашенным инспектором по
Обучающиеся ДЮСШ
пропаганде БДД капитаном полиции (МВД
России).
Проведение спартакиад с участниками В течение года
детских
дошкольных
учреждений, Представители
спартакиады
школьников
и
учащейся дошкольных и школьных
молодежи: «Юность», «Старты надежд» учреждений и их
друзья-соперники, мини-футбол «Колобок», воспитанники,
мастер-классы по правильной сдаче норм обучающиеся ДЮСШ,
ГТО и др.
Тренеры-преподаватели.
Т.е.
тесное
взаимодействие
общеобразовательных
дошкольных
и
школьных организаций.
Просветительская работа по профилактике
Ноябрь, апрель
ЧС с сотрудниками пож.части
Профилактическая работа с инспектором
Декабрь, май
ПДН

17

Педагогорганизатор
Педагогорганизатор,
тренерыпреподаватели

Педагогорганизатор

6.

Список литературы

Для педагога
1.
Байковский, Ю. В. Классификация и особенности формирования горных
неолимпийских видов спорта / Ю.В. Байковский. - М.: Вертикаль, Анита Пресс, 2016.
- 256
c.
2.
Барчуков, И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебник /
И.С. Барчуков. - М.: КноРус, 2015. - 368 c.
3.
Боген, М. М. Тактическая подготовка - основа многолетнего совершенствования.
Учебное пособие / М.М. Боген. - М.: Физическая культура, 2016. - 64 c.
4.
Бойко, В.Ф. Физическая подготовка борцов / В.Ф. Бойко. - М.: ТВТ
Дивизион, 2016. - 253 c.
5.
Велединский, В.Г. Спортивно-оздоровительный сервис. Учебник / В.Г.
Велединский. - М.: КноРус, 2016. - 645 c.
6.
Гигиена физической культуры и спорта. - М.: СпецЛит, 2018. - 200 c.
7.
Гришина, Ю. И. Общая физическая подготовка.Знать и уметь / Ю.И.
Гришина. - М.: Феникс, 2018. - 256 c.
8.
Жилкин, А. И. Теория и методика легкой атлетики / А.И. Жилкин, В.С.
Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: Academia, 2018. - 464 c.
9.
Логинов, С. И. Физическая активность в профилактике и реабилитации
ишемической болезни сердца. Учебное пособие / С.И. Логинов, С.Н. Попов. М.: Дефис, 2017. 200 c.
10. Миллер, Людмила Леонидовна Спортивная медицина. Учебное пособие /
Миллер Людмила Леонидовна. - М.: Олимпия / Человек, 2015. - 228 c.
11. Полиевский С. А. Гигиенические основы физкультурно-спортивной
деятельности. Учебник / С.А. Полиевский. - М.: Academia, 2016. - 272 c.
12. Система непрерывного физического воспитания как условие адаптации, развития
личности, формирования здорового образа жизни. Учебное пособие. М.: Омега-Л, 2018. - 436
c.
13. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры.
Учебник. - М.: Academia, 2018. - 272
14. Ферран Ален Олимпийский маркетинг / Ален Ферран , Жан-Лу Шаппле , Бенуа
Сегэн. - М.: Рид Медиа, 2016. - 352 c.
15. Шилин Ю.Н. Теория и методика тренировки в дартс / Ю.Н. Шилин. - М.:
СпортАкадемПресс, 2018. - 441 c.
16. http://amfr.ru/edu/mishka/ - сайт ассоциации мини – футбола России.
Общероссийский проект мини- футбол в школу.
17. Портал дополнительного образования http://dopedu.ru/
18. Kids world.ru http://www.kidsworld.ru/
Для родителей
1.Детские подвижные игры. / Сост .В.И.Гришков. – Новосибирск:
Новосибирское книжное издательство, 1992.
2. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до
14 лет. – М.: Новая школа, 1994
3.
Хамзин Х. Сохранить осанку – сберечь здоровье. – М.: «Знание», 1980.

18

4.
Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Методика преподавания физической культуры: 14 кл.: Метод. пособие и программа.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-208с.- (Б-ка
учителя начальной школы).
5.
Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе:
Методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей групп продленного дня,
педагогов системы дополнительного образования и родителей. Серия «Игровые технологии »М.:ТЦ Сфера, 2003. - 144с.
6.
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания
учащихся I – ХI классов, Москва, «Просвещение», 2011 год.
7.
Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: техника, тактика, методика
обучения, М.: Издательский центр «Академия», 2002 год.
8. Антонова Ю. А. Лучшие
спортивные игры для детей и родителей, Москва, 2006 год.
9.
Балясной Л.К., Сорокина Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время,
Москва, «Просвещение», 1980 год.
10. http://amfr.ru/edu/mishka/ - сайт ассоциации мини – футбола России.
Общероссийский проект мини- футбол в школу.
11. Портал дополнительного образования http://dopedu.ru/
12. Kids world.ru
http://www.kidsworld.ru/
https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-isport/library/2019/08/17/elektronnyeobrazovatelnye-resursy-po-fizicheskoy

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».