Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта Баскетбол

І. Общие положения
1.1. Название дополнительной программы.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта
«Баскетбол» (далее — Программа).
1.2. Цель Программы.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта
«Баскетбол» (далее — Программа) предназначена для организации образовательной
деятельности по спортивной подготовке «Баскетбол» с учетом совокупности минимальных
требований к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной
подготовки по виду спорта «баскетбол», утвержденным приказом Минспорта России от 16
ноября 2022 г. N 1006 (далее — ФССП).
Целью Программы является достижение спортивных результатов на основе соблюдения
спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе в условиях
многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки по баскетболу.
II. Характеристика Программы
2.1. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц,
проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в
группах на этапах спортивной подготовки.
Таблица 1
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц,
проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки.

Этапы спортивной подготовки

Срок реализации
этапов спортивной
подготовки (лет)

Этап начальной подготовки

2.2.

2

Возрастные
границы лиц,
проходящих
спортивную
подготовку
(лет)
8

Наполняемо
сть
(человек)

15

Объём Программы

Таблица 2
Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки
Этапный
Этапы и годы спортивной подготовки
норматив
Этап начальной подготовки
Учебно-тренировочный этап(этап спортивной
реализации)
До 1
2
3
1
2
3
4
5
Количество
4,5
6
8
10
12
14
16
18
часов в
неделю
Общее
234
312
416
520
624
728
832
936
количество

2

2.3. Виды (фopмы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки, включающие:
2.3.1 Учебно-тренировочные занятия: дистанционное, групповые, индивидуальные,
смешанные, теоретические, медико-восстановительные, тестирование
2.3.2 Учебно-тренировочные мероприятия
Таблица 3
Учебно-тренировочные мероприятия
№
п/п

Виды учебно-тренировочных мероприятий

Предельная
продолжительность учебнотренировочных
мероприятий по этапам
спортивной подготовки
(количество суток)
(без учёта времени
следования к месту
проведения учебнотренировочных
мероприятий и обратно)
Этап начальной подготовки
1.учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям
1.1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке
к международным спортивным соревнованиям
1.2. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке
к чемпионатам России, кубкам России, первенствам
России
1.3. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке
к другим всероссийским спортивным
соревнованиям
1.4 Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке
к официальным спортивным соревнованиям
субъекта Российской Федерации
2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия
2.1. Учебно-тренировочные мероприятия по общей и
(или) специальной физической подготовке
2.2. Восстановительные мероприятия
2.3. Мероприятия для комплексного медицинского
обследования
2.4. Учебно-тренировочные мероприятия в
До 21 суток подряд и не
каникулярный период
более двух учебнотренировочных
мероприятий в год
2.5. Просмотровые учебно-тренировочные мероприятия
2.3.3 Спортивные соревнования
В зависимости от места и задачи проведения соревновательные старты могут быть:
- Контрольные соревнования - проводятся с целью контроля за уровнем
подготовленности спортсмена. В них проверяется эффективность прошедшего этапа

3

подготовки, оценивается уровень развития физических качеств, технического и тактического
совершенства, интеллектуальных и психологических возможностей спортсмена, выявляются
сильные и слабые стороны в структуре соревновательной деятельности. С учетом результатов
контрольных соревнований разрабатывается программа последующей подготовки,
предусматривающая устранение выявленных недостатков для успешного выступления в
отборочных и основных соревнованиях. Контрольную функцию могут выполнять как
официальные соревнования различного уровня, так и специально организованные контрольные
соревнования. Программа их может существенно отличаться от программы отборочных и
главных соревнований и быть составлена с учетом необходимости контроля за уровнем
развития отдельных сторон подготовленности.
- Отборочные соревнования. По результатам этих соревнований комплектуют команды,
отбирают участников основных соревнований. В отборочных соревнованиях перед
спортсменом ставится задача завоевать определенное место, выполнить контрольный норматив,
позволяющий попасть в состав команды и надеяться на успешное выступление в основных
соревнованиях.
- Основные соревнования - целью этих соревнованиях является достижение победы или
завоевание возможно более высокого места. В них спортсмен ориентируется на достижение
максимально высоких результатов, полную мобилизацию и проявление физических,
технических, тактических и психических возможностей.
Требования к участию в спортивных соревнованиях лиц, проходящих спортивную
подготовку:
соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации лиц, проходящих
спортивную подготовку, положениям (регламентам) об официальных спортивных
соревнованиях, согласно Единой всероссийской спортивной классификации, и правилам вида
спорта "баскетбол";
соответствие требованиям к результатам реализации Программ на соответствующем
этапе спортивной подготовки;
наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в
спортивных соревнованиях;
соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил,
утвержденных международными антидопинговыми организациями.
Лицо,
проходящее
спортивную
подготовку,
направляется
организацией,
осуществляющей спортивную подготовку, на спортивные соревнования в соответствии с
годовым планом реализации Программы, на основании Единого календарного плана
межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий, и
спортивных мероприятий, соответствующих положений (регламентов) об официальных
спортивных соревнованиях.
Лицо, осуществляющее спортивную подготовку, при участии в спортивных
соревнованиях обязано соблюдать требования соответствующих положений (регламентов) об
официальных спортивных соревнованиях.

4

Таблица 4
Виды спортивных
соревнований,
игр
контрольные
отборочные
основные
игры

Объем соревновательной деятельности
Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки
Учебно-тренировочный этап
До года
Свыше года
До трёх
Свыше трёх
1
1
3
3
1
1
3
3
10
10
30
40

Примечание: Иные формы обучения определяются тренером-преподавателем (в
зависимости от условий): очная, дистанционная, учебно-тренировочные сборы и т. п.
2.4. Годовой учебно-тренировочный план.
К иным условиям реализации дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки относится трудоемкость дополнительной образовательной
программы
спортивной подготовки (объемы времени на ее реализацию) с обеспечением непрерывности
учебно-тренировочного процесса, а также порядок и сроки формирования учебнотренировочных групп.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки
рассчитывается на 52 недели в год.
Учебно-тренировочный процесс в организации, реализующей дополнительную
образовательную программу спортивной подготовки, должен вестись в соответствии с годовым
учебно-тренировочным планом (включая период самостоятельной подготовки по
индивидуальным планам спортивной подготовки для обеспечения непрерывности учебнотренировочного процесса).
При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной подготовки ее
продолжительность составляет не менее 10% и не более 20% от общего количества часов,
предусмотренных годовым учебно-тренировочным планом организации, реализующей
дополнительную образовательную программу спортивной подготовки.
Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при реализации
дополнительной образовательной программы спортивной подготовки устанавливается в часах и
не должна превышать:
на этапе начальной подготовки — двух часов;
на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) — трех часов.
При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день суммарная
продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические, практические,
восстановительные, медико-биологические мероприятия, инструкторская и судейская практика.
Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может осуществляться на
этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, а также
на всех этапах спортивной подготовки в период проведения учебно-тренировочных
мероприятий и участия в спортивных соревнованиях.

5

Таблица 5
Соотношение видов спортивной подготовки и иных мероприятий в структуре
учебно-тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки
№
П/П

Виды спортивной подготовки

Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной
подготовки

До года

Учебно-тренировочный
этап (этап спортивной
специализации)

1.

Общая физическая подготовка (%)

18-20

Свыше
года
16-18

До трёх
лет
14-16

Свыше трёх
лет
12-14

2.

Специальная физическая подготовка
(%)

12-14

14-16

16-18

16-18

3.

Участие в спортивных соревнованиях
(%)

-

-

5-10

7-12

4.

Техническая подготовка (%)

30-32

28-30

24-26

20-22

5.

Тактическая, теоретическая,
психологическая подготовка (%)

14-18

14-18

16-18

20-24

6.

Инструкторская и судейская
практика(%)

-

-

1-3

1-4

7.

Мединские, медико-биологические,
восстановительные мероприятия,
тестирование и контроль(%)

1-3

1-3

2-4

2-4

8.

Интегральная подготовка (%)

8-10

10-12

16-18

16-20

*Примечание: виды спортивной подготовки и иные мероприятия в структуре учебнотренировочного процесса дополняются самостоятельной работой, воспитательными,
антидопинговыми мероприятиями.

6

Рекомендуемый образец приведён в приложении №1 к примерной дополнительной
образовательной программе спортивной подготовки по виду спорта «Баскетбол» (далее –
Примерная программа).
2.5. Календарный план воспитательной работы.
Таблица 6
Календарный план воспитательной работы
№
Направления работы
Мероприятия
п/п
1.Профориентационная деятельность
1.1. Судейская практика
Участие в спортивных соревнованиях
различного уровня, в рамках которых
предусмотрено:
- практическое и теоретическое изучение и
применение правил вида спорта и
терминологии, принятой в виде спорта:
- приобретение навыков судейства и
проведения спортивных соревнований в
качестве помощника спортивного судьи и
(или) помощника секретаря спортивных
соревнований;
- приобретение навыков самостоятельного
судейства спортивных соревнований;
- формирование уважительного отношения к
решениям спортивных судей;
1.2. Инструкторская практика
Учебно-тренировочные занятия, в
рамках которых предусмотрено:
- освоение навыков организации и
проведения учебно-тренировочных занятий
в качестве помощника тренерапреподавателя, инструктора;
- составление конспекта учебнотренировочного занятия в соответсвии с
поставленной задачей;
- формирование навыков наставничества;
- формирование сознательного отношения к
учебно-тренировочному и
соревновательному процессам;
- формирование склонности к
педагогической работе;
1.3. …
…
2.Здоровьесбережение
2.1. Организация и проведение Дни здоровья и спорта, в рамках которых
мероприятий,
предусмотрено:
направленных на
- формирование знаний и умений в
формирование здорового
проведении дней здоровья и спорта,
образа жизни
спортивных фестивалей 9написание
положений, требований, регламентов к
организации и проведению мероприятий,

7

Сроки
проведения
В течение
года

В течение
года

…
В течение
года

ведение протоколов0;
- подготовка пропагандистских акций по
формированию здорового образа жизни
средствами различных видов спорта;
2.2. Режим питания и отдыха
Практическая деятельность о
восстановительные процессы
обучающихся:
- формирование навыков правильного
режима дня с учётом спортивного режима
(продолжительности учебнотренировочного процесса, периодов сна,
отдыха, восстановительных мероприятий
после тренировки, оптимальное питание,
профилактика переутомления и травм,
поддержка физических кондиций, знание
способов закаливания и укрепления
иммунитета);
2.3. …
…
3.Патриотическое воспитание учащихся
3.1. Теоретическая подготовка Беседы, встречи, другие мероприятия с
(воспитание патриотизма, приглашением именитых спортсменов,
чувства ответственности
тренеров и ветеранов спорта с
перед Родиной, гордости
обучающимися и иные мероприятия,
за свой край, свою Родину, определяемые организацией, реализующей
уважение
дополнительную образовательную
государственных
программу спортивной подготовки
символов(герб, флаг,
гимн), готовность к
служению Отечеству, его
защите на примере роли,
традиций и развития вида
спорта в современном
обществе, легендарных
спортсменов в Российской
Федерации, в регионе,
культура поведения
болельщиков и
спортсменов на
соревнованиях)
3.2. Практическая подготовка
Участие в:
(участие в физкультурных - физкультурных и спортивно-массовых
мероприятиях и
мероприятиях, спортивных соревнованиях, в
спортивных
том числе в парадах, церемониях открытия
соревнованиях и иных
(закрытия),
мероприятиях)
Награждения на указанных мероприятиях;
- тематически физкультурно-спортивных
праздниках, организуемых в том числе
организацией, реализующей
дополнительные образовательные
программы спортивной подготовки
3.3. …
…

8

В течение
года

…
В течение
года

…

4.Развитие творческого мышления
4.1. Практическая подготовка
Семинары, мастер-классы,
(формирование умений и
показательные выступления для
навыков, способствующих обучающихся, направленные на:
достижению спортивных
- формирование умений и навыков,
результатов)
способствующих достижению спортивных
результатов;
- развитие навыков юных спортсменов и их
мотивации к формированию культуры
спортивного поведения, воспитания
толерантности и взаимоуважения;
- правомерное поведение болельщиков;
- расширение общего кругозора юных
спортсменов;
4.2
…
…
…
5.Другое направление работы, определяемое организацией, реализующей
дополнительные образовательные программы спортивной подготовки
5.1
…
…
…
Примечание: в п.5. указываем модули воспитательной работы учреждения.
3.План мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним.
Таблица 7
Примерный план мероприятий, направленных на предотвращение допинга в
спорте и борьбу с ним
Этап спортивной
подготовки

Содержание мероприятия и
его форма

Этап начальной
подготовки

Теоретические занятия:
- проведение семинаров/
лекций/уроков/викторин для
спортсменов, а также
родительских собраний;
- оценка уровня знаний
Практические занятия:
-веселые старты, эстафеты,
соревнования
- Проверка лекарственных
препаратов (знакомство с
международным стандартом
«Запрещенный
список»)
- ……

9

Сроки
проведения

Рекомендации по
проведению
мероприятий
Собрания можно
проводить в онлайн
формате с показом
презентации

1-2 раза в год

Обязательное
составление отчета о
проведении
мероприятия: сценарий/
программа, фото/видео
Научить юных
спортсменов проверять
лекарственные
препараты через
сервисы по проверке
препаратов в виде
домашнего задания
(тренер называет
спортсмену 2-3
лекарственных

Учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)

Практические занятия:
-веселые старты, эстафеты,
соревнования

1-2 раза в год

Теоретические занятия:
- обучение для спортсменов
и тренеров
- проведение семинаров/
лекций/уроков/викторин для
спортсменов, а также
родительских собраний;

1 раз в год

- ….…

препарата для
самостоятельной
проверки дома). Сервис
по проверке препаратов
на сайте РАА
«РУСАДА»:
http://list.rusada.ru/
Обязательное
составление отчета о
проведении
мероприятия: сценарий/
программа, фото/видео
- Согласовать с
ответственным за
антидопинговое
обеспечение в регионе
Собрания можно
проводить в онлайн
формате с показом
презентации
- …..…

2.6. Планы инструкторской и судейской практики
Таблица 8
Примерный план инструкторской и судебной практики
№
п/п

Задачи

1

Освоение методики проведения
тренировочных занятий по
избранному виду спорта с
начинающими спортсменами

2

Освоение методики проведения
спортивно-массовых
мероприятий

Виды практических
заданий
1. Самостоятельное
проведение
подготовительной части
тренировочного занятия.
2. Самостоятельное
проведение занятий по
физической подготовке.
3. Обучение основным
техническим элементам
и приемам.
4. Составление
комплексов упражнений
для развития физических
качеств.
5. Подбор упражнений
для совершенствования
техники.
6. Ведение дневника
самоконтроля
тренировочных занятий
Участие в организации и
проведении спортивномассовых мероприятий

10

Сроки реализации
Устанавливаются в
соответствии с графиком
и спецификой этапа
спортивной подготовки

Не менее 1 в год в
соответствии с
календарным планом

3

Выполнение необходимых
требований для присвоения
звания судьи по спорту

1.Освоение методики
судейства соревнований
по в различных
судейских должностях
2.Судейство
соревнований

спортивных мероприятий
Устанавливаются в
соответствии с
календарным планом
соревнований и
спецификой этапа
спортивной подготовки

2.7.
Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения
восстановительных средств (указывается по этапам и годам спортивной подготовки).
Таблица 9
Примерный план медицинских, медико-биологических мероприятий и
применения восстановительных средств
Предназначение
Задачи
Средства и
Методические
мероприятия
указания
Этап начальной подготовки
Развитие физических Восстановление
Рациональное
Чередование
качеств с учетом
функционального
чередование нагрузок
различных
специфики,
состояния организма и
на тренировочном
видов нагрузок,
физическая и
работоспособности
занятии в течении дня
облегчающих
техническая
и в циклах подготовки. восстановление
подготовка
Гигиенический душ
по механизму
ежедневно, ежедневно активного
водные процедуры
отдыха,
закаливающего
проведение
характера,
занятий в
сбалансированное
игровой форме
питание
Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации
Перед учебноМобилизация готовности Упражнения на
тренировочным
к нагрузкам, повышение
растяжение. Разминка. 3 минуты
занятием,
эффективности
Массаж.
10-20 мин.
соревнованием
тренировки, разминки,
Искусственная
5-15 мин
предупреждение
активизация мышц.
перенапряжений и травм. Псих регуляция
(разминание
Рациональное построение мобилизующей
60%) 3 мин
тренировки и
направленности.
Само регуляция
соответствие ее объема и
интенсивности ФССП
Во время учебноПредупреждение общего, Чередование
В процессе
тренировочного
локального
тренировочных
тренировки.
занятия соревнования переутомления,
нагрузок по характеру,
перенапряжения
интенсивности.
Восстановительный
3-8 мин
массаж.
Возбуждающий
точечный массаж в
сочетании с
классическим

11

Сразу после учебнотренировочного
занятия соревнования

Восстановление функции
кардиореспираторной
системы, лимф
циркуляции, тканевого
обмена

Через 2-4 час после
тренировочного
занятия

Ускорение
восстановительного
процесса

В середине
микроцикла, в
соревнованиях и
свободных от игр
день

Восстановление
работоспособности,
профилактика
перенапряжений.
Физическая и
психологическая
подготовка к новому
циклу тренировок.
Профилактика
перенапряжений
Физическая и
психологическая
подготовка к новому
циклу тренировок

После микроцикла,
соревнований

(встряхивание,
разминание).
Псих регуляция
мобилизующей
направленности
Комплекс
восстановительных
упражнений – ходьба,
дыхательные
упражнения, душ –
теплый/ прохладный
Локальный массаж,
массаж мышц спины
Душ теплый/ умеренно
холодный/теплый
Упражнения ОФП
восстановительной
направленности.
Сауна, общий массаж

Упражнения ОФП
восстановительной
направленности.
Сауна, общий массаж,
подводный массаж

3 мин. Саморегуляция
8-10 мин

8-10 мин
5-10 мин
Восстановитель
ная тренировка.
После
восстановитель
ной тренировки

Восстановитель
ная тренировка.
После
восстановитель
ной тренировки

III. Система контроля
3.1
По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной
подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее обучающийся), необходимо
выполнить следующие требования к результатам прохождения Программы, в том числе, к
участию в спортивных соревнованиях:
3.1.1 На этапе начальной подготовки:
- изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
-повысить уровень физической подготовленности;
- овладеть основами техники вида спорта «баскетбол»;
-получить общие знания об антидопинговых правилах;
-соблюдать антидопинговые правила;
- ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки
3.1.2 На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):

12

- повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и
психологической подготовленности;
- изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «баскетбол» и успешно
применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий и участия в спортивных
соревнованиях;
- соблюдать режим учебно-тренировочных занятий; изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
- овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта «баскетбол»;
изучить антидопинговые правила;
-соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
-ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки;
-принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
спортивных соревнований муниципального образования на первом, втором и третьем году;
-принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
спортивных соревнований субъекта Российской Федерации, начиная с четвертого года;
-получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для
зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства.
3.2 Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией обучающихся,
проводимой организацией, реализующей Программу, на основе разработанных комплексов
контрольных упражнений, перечня тестов и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным
с физическими нагрузками (далее — тесты), а также с учетом результатов участие
обучающегося в спортивных соревнованиях и достижения им соответствующего уровня
спортивной квалификации.
3.3 Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки.
Таблица 10
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и
перевода на этап начальной подготовки по виду спорта «Баскетбол»
№
П/П

1.1
1.2

2.1

2.2

Упражнения

Единица
Норматив до года
измерен
обучения
ия
Мальчики Девочки

Норматив свыше года
обучения
Мальчик
Девочки
и
1. Нормативы общей физической подготовки
Челночный бег
с
Не более
Не более
3*10м
10,3
10,6
9,6
9,9
Прыжок в длину с
см
Не менее
Не менее
места толчком двумя
110
105
130
120
ногами
2. Нормативы специальной физической подготовки
Прыжок вверх с
см
Не менее
Не менее
места со взмахом
20
16
22
18
руками
Бег на 14 м
с
Не более
Не более
3,5
4,0
3,4
3,9

13

Уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам спортивной
подготовки
Таблица 11
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень
спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на учебнотренировочный этап (этап спортивной специализации) по виду спорта «Баскетбол»
№
п/п

1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.

3.1.
3.2.

Упражнения

Единица
измерения

Норматив
юноши/
Девушки/
мужчины
женщины
Нормативы общей физической подготовки
Сгибание и разгибание
Количество
Не менее
рук в упоре лёжа на полу
раз
13
7
Челночный бег 3*10 м
с
Не более
9,0
9,4
Прыжок в длину с места
см
Не менее
толчком двумя ногами
150
135
Поднимание туловища из Количество
Не менее
положения лёжа на спине
раз
32
28
(за 1 мин)
Нормативы специальной физической подготовки
Скоростное ведение мяча
с
Не более
20 м
10,0
10,7
Прыжок вверх с места со
см
Не менее
взамохом руками
35
30
Челночный бег 10
с
Не более
площадок по 28 м
65
70
Бег на 14 м
с
Не более
3,0
3,4
Уровень спортивной квалификации
Период обучения на этапе спортивной
Не устанавливается
подготовки (до трёх лет)
Период обучения на этапе спортивной
Спортивные разряды – «третий
подготовки (свыше трёх лет)
юношеский спортивный разряд»,
«второй юношеский спортивный
разряд», «первый юношеский
спортивный разряд», «третий
спортивный разряд», «второй
спортивный разряд»

IV. Рабочая программа по виду спорта «Баскетбол» (спортивной дисциплине)
4.1. Описывается программный материал для учебно-тренировочных занятий по
каждому этапу спортивной подготовки.
Тренировочные занятия проводятся в соответствии с расписанием тренировок, исходя из
максимального объема тренировочной нагрузки этапов и года спортивной подготовки.
Расписание утверждается директором учреждения, после согласования с тренерским составом в
целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха спортсменов, с учетом
их обучения в образовательных учреждениях. При составлении расписания тренировочных

14

занятий необходимо также учитывать особенности режима рабочего времени и времени отдыха
тренерского состава.
В зависимости от условий и организации занятий, а также условий проведения
спортивных соревнований, подготовка по виду спорта баскетбол осуществляется на основе
обязательного соблюдения необходимых мер безопасности в целях сохранения здоровья лиц,
проходящих спортивную подготовку.
К тренировочным занятиям допускаются спортсмены, прошедшие инструктаж по
технике безопасности, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья. Во время проведения тренировочного процесса и соревнований необходимо строго
соблюдать технику безопасности.
Основную часть тренировки можно выполнять только после полноценной разминки,
чтобы избежать травм и повреждений. Тренер обязан проверить техническое состояние места
проведения занятия, используемого оборудования и инвентаря до и после окончания
тренировки. Тренер должен знать методы профилактики спортивного травматизма и иметь
навыки оказания первой помощи.
Основной формой организации и проведения тренировочного процесса спортсменов
любого уровня подготовленности является тренировочное занятие. Длительность
тренировочного занятия составляет 2-3 часа. Каждое очередное занятие органически связано с
предшествующим и последующими тренировочными занятиями, базируется на подготовке,
полученной на предыдущем занятии и является основой для предстоящих занятий. Задачи,
содержание и направленность тренировки определяется задачами этапа подготовки,
программой спортивной подготовки. В плане тренировки уточняются конкретные задачи,
подбор упражнений, последовательность их выполнения, дозировка, режим выполнения,
методика проведения занятия.
Тренировочное занятие по баскетболу условно делят на три части: подготовительную,
основную, заключительную.
- Подготовительная часть занятия включает организацию занимающихся (построение
группы, расчет, учет посещаемости, объяснение задач тренировки) и подготовку их
выполнению задач основной части тренировки. Подготовительная часть (разминка) направлена
на подъем общего функционального состояния организма спортсмена, на достижение им
оптимального уровня работоспособности. В нее входит пробежка, общеразвивающие
упражнения на гибкость, силу, гимнастика, бег определенной дистанции в свободном темпе
одним способом. Продолжительность подготовительной части от 15 до 20 минут.
- Основная часть тренировки направлена на решение основных задач конкретного
занятия: освоение, изучение и совершенствование техники баскетбола, развитие общей
выносливости, развитие специальной выносливости, развитие скорости и т.д. Построение
основной части занятия в зависимости от воздействия может иметь комплексную и
избирательную направленность. Основная часть обычно занимает наибольшее время
тренировки.
- В заключительной части занятия предусматривает снижение физической нагрузки,
повысив в тоже время эмоциональность занятия. Поэтому в конце тренировки проводятся игры,
эстафеты. Занятие заканчивается построением расчетом, подведением итогов тренировки,
сообщением домашнего занятия. Продолжительность частей тренировочного занятия зависит
от общей продолжительности занятия, подготовленности спортсменов, решаемых задач и
характера привлекаемых средств. Продолжительность заключительной части 10 минут.

15

4.2. Учебно-тематический план
Указывается по этапам спортивной подготовки и включает темы по теоретической
подготовке.
Таблица 12
Учебно-тематический план
Этап спортивной
подготовки

Темы по
теоретической
подготовке

Этап начальной
подготовки

Всего на этапе
начальной
подготовки до
одного года
обучения/ свыше
одного года
обучения:
История
возникновения
вида спорта и его
развитие
Физическая
культура важное
средство
физического
развития и
укрепления
здоровья человека

Объём
времени
в год
(минут)
≈120/180

Сроки
проведения

Краткое содержание

≈13/20

Сентябрь

≈13/20

Октябрь

Зарождение и развитие
вида спорта.
Автобиографии
выдающихся спортсменов.
Чемпионы и призёры
Олимпийских игр.
Понятие о физической
культуре и спорте. Формы
физической культуры.
Физическая культура, как
средство воспитания
трудолюбия,
организованности, воли,
нравственных качеств и
жизненно важных умений и
навыков.
Понятие о гигиене и
санитарии. Уход за телом,
полостью рта и зубами.
Гигиенические требования
к одежде и обуви.
Соблюдение гигиены на
спортивных объектах.

Гигиенические
≈13/20
основы физической
культуры и спорта,
гигиена
обучающихся при
занятиях
физической
культуры и спорта
Закаливание
≈13/20
организма

16

Ноябрь

Декабрь

Знания и основные правила
закаливания. Закаливание
воздухом, водой, солнцем.
Закаливание на занятиях
физической культуры и

Учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)

Самоконтроль в
процессе занятий
физической
культуры и
спортом

≈13/20

Январь

Теоретические
основы обучения
базовым элементам
техники и тактики
вида спорта
Теоретические
основы судейства.
Правила вида
спорта

≈13/20

Май

≈14/20

Июнь

Режим дня и
питание
обучающихся

≈14/20

Август

Оборудование и
спортивный
инвентарь по виду
спорта
…
Всего на учебнотренировочном
этапе до трёх лет
обучения/ свыше
трёх лет
обучения:
Роль и место
физической
культуры

≈14/20

Ноябрь-май

…
≈600/960

…

≈70/107

Сентябрь

17

спортом.
Ознакомление с понятием о
самоконтроле при занятиях
физической культурой и
спортом. Дневник
самоконтроля. Его формы и
содержание. Понятие о
травматизме.
Понятия о технических
элементах вида спорта.
Теоретические знания по
технике их выполнения.
Понятийность.
Классификация спортивных
соревнований. Команды
(жесты) спортивных судей.
Положение о спортивном
соревновании.
Организационная работа по
подготовке спортивных
соревнований. Состав и
обязанности спортивных
судейских бригад.
Обязанности и права
участников спортивных
соревнований. Система
зачёта в спортивных
соревнованиях по виду
спорта.
Расписание учебнотренировочного и учебного
процесса. Роль питания в
жизнедеятельности.
Рациональное,
сбалансированное питание.
Правила эксплуатации и
безопасного использования
оборудования и
спортивного инвентаря.
…

Физическая культура и
спорт как социальные
фенюмены. Спорт-явление
культурной жизни. Роль

История
возникновения
олимпийского
движения

≈70/107

Октябрь

Режим дня и
питание
обучающихся

≈70/107

Ноябрь

Физиологические
≈70/107
основы физической
культуры

Декабрь

Учёт
соревновательной
деятельности,
самоанализ
обучающегося
Теоретические
основы техникотактической
подготовки.
Основы техники
вида спорта

≈70/107

Январь

≈70/107

Май

Психологическая
подготовка

≈60/106

Сентябрьапрель

18

физической культуры в
формировании личностных
качеств человека.
Воспитание волевых
качеств. Уверенности в
собственных силах.
Зарождение олимпийского
движения. Возрождение
олимпийской идеи.
Международный
Олимпийский комитет
(МОК).
Расписание учебнотренировочного и учебного
процесса. Роль питания в
подготовке обучающихся к
спортивным
соревнованиям.
Рациональное,
сбалансированное питание.
Спортивная физиология.
Классификация различных
мышечной деятельности.
Физиологическая
характеристика состояний
организма при спортивной
деятельности.
Физиологические
механизмы развития
двигательных навыков.
Структура и содержание
Дневника обучающегося.
Классификации и типы
спортивных соревнований.
Понятийность. Спортивная
техника и тактика.
Двигательные
представления. Методика
обучения. Метод
использования слова.
Значение рациональной
техники в достижении
высокого спортивного
результата.
Характеристика
психической подготовки.
Общая психологическая
подготовка. Базовые
волевые личностные
качества. Системные

Оборудование,
спортивный
инвентарь и
экипировка по виду
спорта

≈60/106

Декабрьмай

Правила вида
спорта

≈60/106

Декабрьмай

…

…

…

волевые качества личности.
Классификация
спортивного инвентаря и
экипировки для вида
спорта, подготовка к
эксплуатации, уход и
хранение. Подготовка
инвентаря и экипировка к
спортивным
соревнованиям.
Деление участников по
возрасту и полу. Права и
обязанности участников
спортивных соревнований.
Правила поведения при
участии спортивных
соревнований
…

V Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным
спортивным дисциплинам
К особенностям осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам
вида спорта «Баскетбол» относятся:
1)Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным
дисциплинам вида спорта «баскетбол» основаны на особенностях вида спорта «баскетбол» и
его спортивных дисциплин. Реализация дополнительных образовательных программ
спортивной подготовки проводится с учетом этапа спортивной подготовки и спортивных
дисциплин вида спорта «баскетбол», по которым осуществляется спортивная подготовка.
2)Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам
вида спорта «баскетбол» учитываются организациями, реализующими дополнительные
образовательные программы спортивной подготовки, при формировании дополнительных
образовательных программ спортивной подготовки, в том числе годового учебнотренировочного плана.
3)Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти спортивную
подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный год зачисления на
соответствующий этап спортивной подготовки.
4)Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и
высшего спортивного мастерства не ограничивается при условии вхождения их в список
кандидатов в спортивную сборную команду субъекта Российской Федерации по виду спорта
«баскетбол» и участия в официальных спортивных соревнованиях по виду спорта
«баскетбол» не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований.
5)В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных занятий, а также
условий проведения спортивных соревнований подготовка обучающихся осуществляется на
основе обязательного соблюдения требований безопасности, учитывающих особенности
осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «баскетбол».

19

VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
6.1 Материально-технические условия реализации Программы:
●
●
●

наличие тренировочного спортивного зала;
наличие тренажерного зала;
наличие раздевалок, душевых;

●
наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом
Минздрава России от 23.10.2020 N 1144н «Об утверждении порядка организации оказания
медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при
подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая
порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься
физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний
(тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
(ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных
мероприятиях» (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2020, регистрационный N 61238) 1;
●
обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для
прохождения спортивной подготовки
Таблица 13
Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимым для
прохождения спортивной подготовки
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Наименование
Барьер легкоатлетический
Гантели массивные от 1 до 5 кг
Доска тактическая
Конструкция баскетбольного щита в сборе (щит,
корзина с кольцом, сетка, опора)
Корзина для мячей
Мяч баскетбольный
Мяч волейбольный
Мяч набивной (медицинбол)
Мяч теннисный
Мяч футбольный
Насос для накачивания мячей в комплекте с иглами
Свисток
Секундомер
Скакалка
Скамейка гимнастическая
Стойка для обводки
Утяжелитель для ног
Утяжелитель для рук
Фишки (конусы)
Эспандер резиновый ленточный

20

Единица
измерения
штук
комплект
штук
комплект
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
комплект
комплект
штук
штук

Количество
изделий
20
3
4
2
2
30
2
15
10
2
4
4
4
24
4
20
15
15
30
24

Таблица 14
Спортивный инвентарь, передаваемый в индивидуальное пользование
Спортивный инвентарь, передаваемый в индивидуальное пользование
№
Наименовани Единица
Расчётная
Этапы спортивной подготовки
п/п
е
измерения единица
Этап начальной
Учебноподготовки
тренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)
количе Срок
колич Срок
ство
эксплуат ество эксплуатац
ации
ии(лет)
(лет)
1.
Мяч
штук
На
1
1
баскетбольны
обучающегос
й
я
●

обеспечение спортивной экипировкой
Таблица 15
Обеспечение спортивной экипировкой

№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование
Наименование
Единица
Расчётная
Этапы спортивной подготовки
измерения единица
Этап
Учебноначальной
тренировочный
подготовки
этап (этап
спортивной
специализации)
коли Срок
колич Срок
чест эксплу ество эксплуат
во
атации
ации
(лет)
(лет)
Гольфы
На
пар
2
1
обучающегося
Костюм
На
штук
1
2
ветрозащитный
обучающегося
Костюм спортивный
На
штук
парадный
обучающегося
Кроссовки для
На
пар
2
1
баскетбола
обучающегося
Кроссовки
На
пар
1
1
легкоатлетические
обучающегося
Майка
На
штук
4
1
обучающегося
Носки
На
пар
2
1
обучающегося
Полотенце
На
штук
обучающегося
Сумка спортивная
штук
На
1
1

21

10.

11.
12.
13.

Фиксатор
голеностопного
комплект
сустава
(голеностопник)
Фиксатор коленного
комплект
сустава (наколенник)
Фиксатор
комплект
лучезапястного
Футболка
штук

14.

Шапка спортивная

15.

Шорты спортивные
(трусы спортивные)
Шорты эластичные
(тайсы)

16.

штук
штук
штук

обучающегося
На
обучающегося
На
обучающегося
На
обучающегося
На
обучающегося
На
обучающегося
На
обучающегося
На
обучающегося

-

-

1

1

-

-

1

1

-

-

-

-

-

-

2

1

-

-

1

2

-

-

3

1

-

-

1

1

●
обеспечение обучающихся проездом к месту проведения спортивных
мероприятий и обратно;
●
обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период проведения
спортивных мероприятий;
●
медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организационносистематического медицинского контроля.
6.2 Кадровые условия реализации Программы:
6.2.1 Укомплектованность Организации педагогическими, руководящими и иными
работниками для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в официальных
спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной
специализации), кроме основного тренера- преподавателя, допускается привлечение тренерапреподавателя по видам спортивной подготовки, с учетом специфики вида спорта
«баскетбол», а также на всех этапах спортивной подготовки привлечение иных специалистов
(при условии их одновременной работы с обучающимися).
6.2.2 Уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников организации
должен соответствовать требованиям, установленным профессиональным стандартам «Тренерпреподаватель», утверждённым приказом Минтруда России от 24.12.2020 № 952н
(зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021, регистрационный № 62203) или Единым
квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической
культуры и спорта», утверждённым приказом Минздравсоцразвития России от 15.082011 №
916н (зарегистрирован Минюстом России 14.102011, регистрационный № 22054).
6.2.3
Непрерывность
профессионального
развития
тренеров-преподавателей
Организации.
6.2.4 Информационно-методические условия реализации Программы
В Программе указываются применяемые комплексы информационных образовательных
ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, а также перечень информационнометодического обеспечения.

22

Приложение 1
Годовой учебно-тренировочный план
№
п/п

Виды подготовки и
иные мероприятия

Этапы и годы подготовки
Этап начальной подготовки

Учебно-тренировочный этап
(этап спортивной
специализации)
Свыше года
До трёх лет
Свыше трёх
лет
Недельная нагрузка в часах

До года

Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного
занятия в часах
Наполняемость групп (человек)
Общая физическая
подготовка
2.
Специальная
физическая подготовка
3.
Участие в спортивных
соревнованиях
4. Техническая подготовка
5.
Тактическая подготовка
6.
Теоретическая
подготовка
7.
Психологическая
подготовка
8.
Контрольные
мероприятия
(тестирование и
контроль)
9.
Инструкторская
практика
10.
Судейская практика
11.
Медицинские,
медикобиологические
мероприятия
12.
Восстановительные
мероприятия
Общее количество часов в год
1.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».