ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
В настоящей Программе используются следующие обозначения и сокращения:
ВСМ - (этап) высшего спортивного мастерства
ВРВС - Всероссийский реестр видов спорта
СШ - спортивная школа
ЕВСК - Единая Всероссийская спортивная классификация
ЕКП - единый календарный план
ЕКС
-
Единый
квалификационный
справочник
должностей
специалистов и служащих
НП - (этап) начальной подготовки
ПСП - программа спортивной подготовки
ТЭ (СС) - тренировочный этап (этап спортивной специализации)
ССМ - (этап) совершенствования спортивного мастерства
УОР - училище олимпийского резерва
ФГТ - федеральные государственные требования
ФКиС - физическая культура и спорт
ФССП - федеральный стандарт спортивной подготовки
ЦСП - центр спортивной подготовки
2
руководителей,
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта
«лыжные гонки» предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной
подготовке в МАУ ДО СШ города Карпинска с учетом совокупности минимальных требований к
спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду
спорта «лыжные гонки», утвержденным приказом Минспорта России от 17.09.2022 № 733.
Цель Программы - создание условий для достижения спортсменами максимально
возможного уровня технико-тактической, физической и психологической подготовленности,
обусловленных спецификой вида спорта лыжные гонки и требованиями достижения
максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
2.1. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц,
проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную подготовку
в группах на этапах спортивной подготовки
Этапы
спортивной Продолжительность
подготовки
Этап начальной подготовки
этапов (в годах)
3
Минимальный
возраст для
зачисления в группы
Наполняемость
групп (человек)
9
(лет)
12
2.2. Объем Программы
Таблица 2
Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки
Этапный
Этапы и годы спортивной подготовки
норматив
Этап начальной подготовки свыше года
Количество
8
часов в
неделю
Общее
416
количество
2.3. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации Программы
Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации Программы:
- учебно-тренировочные занятия (индивидуальные, групповые, смешанные);
- спортивные соревнования;
- работа по индивидуальным планам (заданиям);
- инструкторская и судейская практика;
- медико-восстановительные мероприятия;
- тестирование и контроль.
Таблица 3
Учебно-тренировочные мероприятия
№ п/п
Виды
учебно-тренировочных Предельная продолжительность
мероприятий
учебно-тренировочных
мероприятий
по
этапам
спортивной
подготовки
(количество суток)
(без учёта времени следования к
месту
проведения
учебнотренировочных мероприятий и
обратно)
Этап начальной подготовки
1.учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям
1.1.
Учебно-тренировочные мероприятия
по подготовке к международным
спортивным соревнованиям
1.2.
Учебно-тренировочные мероприятия
по подготовке к чемпионатам России,
кубкам России, первенствам России
1.3.
Учебно-тренировочные мероприятия
по
подготовке
к
другим
всероссийским
спортивным
соревнованиям
1.4
Учебно-тренировочные мероприятия
по подготовке к официальным
спортивным соревнованиям субъекта
Российской Федерации
2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия
2.1.
Учебно-тренировочные мероприятия
по общей
и (или) специальной
физической подготовке
2.2.
Восстановительные мероприятия
2.3.
Мероприятия
для комплексного
медицинского обследования
2.4.
Учебно-тренировочные мероприятия До 14 суток подряд и не более
в каникулярный период
двух
учебно-тренировочных
мероприятий в год
2.5.
Просмотровые
учебнотренировочные мероприятия
Объем соревновательной деятельности
Таблица 4
Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки
Свыше года
3
Виды спортивных соревнований
контрольные
4
Основные
2
Требования к участию в спортивных соревнованиях обучающихся:
- соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации обучающихся
положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях согласно Единой
всероссийской спортивной классификации и правилам вида спорта «лыжные гонки»;
- наличие медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях;
- соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил,
утвержденных международными антидопинговыми организациями.
2.4. Годовой учебно-тренировочный план.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки рассчитывается на 52
недели в год. Учебно-тренировочный процесс в организации, реализующей дополнительную
образовательную программу спортивной подготовки, должен вестись в соответствии с годовым
учебно-тренировочным планом (включая период самостоятельной подготовки по
индивидуальным планам спортивной подготовки для обеспечения непрерывности учебнотренировочного процесса).
При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной подготовки ее
продолжительность составляет не менее 10% и не более 20% от общего количества часов,
предусмотренных годовым учебно-тренировочным планом организации, реализующей
дополнительную образовательную программу спортивной подготовки.
Продолжительность
одного учебно-тренировочного
занятия
при реализации
дополнительной образовательной программы спортивной подготовки устанавливается в часах и
не должна превышать:
- на этапе начальной подготовки — двух часов;
При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день суммарная
продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические, практические,
восстановительные, медико-биологические мероприятия, инструкторская и судейская практика.
Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может осуществляться на
этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, а также
на всех этапах спортивной подготовки в период проведения учебно-тренировочных мероприятий
и участия в спортивных соревнованиях.
Таблица 5
Соотношение видов спортивной подготовки и иных мероприятий в структуре учебнотренировочного процесса на этапах спортивной подготовки
№
Виды спортивной подготовки
Этапы и годы спортивной подготовки
П/
Этап начальной подготовки
П
Свыше года
1.
Общая физическая подготовка (%)
241
2.
Специальная физическая
подготовка (%)
Участие в спортивных
соревнованиях (%)
112
3.
10
5
4.
Техническая подготовка (%)
41
5.
Тактическая, теоретическая,
психологическая подготовка (%)
8
6.
Инструкторская и судейская
практика (%)
Медицинские, медикобиологические,
восстановительные мероприятия,
тестирование и контроль (%)
-
7.
4
Годовой учебно-тренировочный план представлен в приложении № 1 к Программе.
2.5.
Календарный план воспитательной работы.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Таблица 6
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
Направления работы
Мероприятия
1.Профориентационная деятельность
1.1. Судейская практика
Участие в спортивных соревнованиях
различного уровня, в рамках которых
предусмотрено:
- практическое и теоретическое изучение и
применение правил вида спорта и
терминологии, принятой в виде спорта:
- приобретение навыков судейства и
проведения спортивных соревнований в
качестве помощника спортивного судьи и
(или) помощника секретаря спортивных
соревнований;
- приобретение навыков самостоятельного
судейства спортивных соревнований;
- формирование уважительного отношения к
решениям спортивных судей;
1.2. Инструкторская практика
Учебно-тренировочные
занятия,
в
рамках которых предусмотрено:
- освоение навыков организации и
проведения учебно-тренировочных занятий
в
качестве
помощника
тренера-
6
Сроки
проведен
ия
В
течение
года
В
течение
года
преподавателя, инструктора;
составление
конспекта
учебнотренировочного занятия в соответствии с
поставленной задачей;
- формирование навыков наставничества;
- формирование сознательного отношения к
учебно-тренировочному
и
соревновательному процессам;
формирование
склонности
к
педагогической работе;
2.Здоровьесбережение
2.1. Организация и проведение
мероприятий,
направленных
на
формирование здорового
образа жизни
Дни здоровья и спорта, в рамках которых
предусмотрено:
- формирование знаний и умений в
проведении дней здоровья и спорта,
спортивных
фестивалей
9написание
положений, требований, регламентов к
организации и проведению мероприятий,
ведение протоколов0;
- подготовка пропагандистских акций по
формированию здорового образа жизни
средствами различных видов спорта;
2.2. Режим питания и отдыха
Практическая
деятельность
о
восстановительные
процессы
обучающихся:
- формирование навыков правильного
режима дня с учётом спортивного режима
(продолжительности
учебнотренировочного процесса, периодов сна,
отдыха, восстановительных мероприятий
после тренировки, оптимальное питание,
профилактика переутомления и травм,
поддержка физических кондиций, знание
способов
закаливания
и
укрепления
иммунитета);
3.Патриотическое воспитание обучающихся
3.1. Теоретическая подготовка Беседы, встречи, другие мероприятия с
(воспитание патриотизма, приглашением именитых спортсменов,
чувства ответственности тренеров
и
ветеранов
спорта
с
перед Родиной, гордости обучающимися и иные мероприятия,
за свой край, свою Родину, определяемые организацией, реализующей
уважение государственных дополнительную
образовательную
символов(герб,
флаг, программу спортивной подготовки
гимн),
готовность
к
служению Отечеству, его
защите на примере роли,
традиций и развития вида
спорта в современном
обществе,
легендарных
7
В
течение
года
В
течение
года
В
течение
года
3.2.
спортсменов в Российской
Федерации, в регионе,
культура
поведения
болельщиков
и
спортсменов
на
соревнованиях)
Практическая подготовка
(участие в физкультурных
мероприятиях
и
спортивных
соревнованиях и иных
мероприятиях)
Участие в:
- физкультурных и спортивно-массовых
мероприятиях, спортивных соревнованиях, в
том числе в парадах, церемониях открытия
(закрытия),
Награждения на указанных мероприятиях;
- тематически физкультурно-спортивных
праздниках, организуемых в том числе
организацией,
реализующей
дополнительные
образовательные
программы спортивной подготовки
4.Развитие творческого мышления
4.1. Практическая подготовка Семинары,
мастер-классы,
(формирование умений и показательные
выступления
для
навыков, способствующих обучающихся, направленные на:
достижению спортивных - формирование умений и навыков,
результатов)
способствующих достижению спортивных
результатов;
- развитие навыков юных спортсменов и их
мотивации к формированию культуры
спортивного
поведения,
воспитания
толерантности и взаимоуважения;
- правомерное поведение болельщиков;
- расширение общего кругозора юных
спортсменов;
5.Другое направление работы, определяемое организацией, реализующей
дополнительные образовательные программы спортивной подготовки
Наименование мероприятия
Сроки и место проведения Ответственные
Участники, возраст
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Конкурс фото «День бабушек и
дедушек», посвященный дню пожилых
людей.
Октябрь
Обучающиеся СШ
7-12 лет
Педагогорганизатор
Июнь
Митинг, посвященный дню памяти
Дмитрия Бочкарева
Обучающиеся СШ
Модуль «Безопасность жизнедеятельности»
Встреча с инспектором ГИБДД
Октябрь, июнь
Обучающиеся СШ
8
Педагогорганизатор
Познавательно – игровая
«Знатоки ПДД»
Апрель
Обучающиеся СШ
программа
Модуль «Учебно-тренировочные занятия»
Тренировочные занятия в отделениях:
лыжные гонки, волейбол, баскетбол,
бокс, пауэрлифтинг, фитнес-аэробика,
футбол, каратэ, тхэквондо
Сентябрь-июнь
Обучающиеся СШ
7-17 лет
тренерыСентябрь, январь, июнь
Обучающиеся СШ
преподаватели
7-17 лет
Операция «Все на старт»:
Октябрь, апрель
ОФП и ГТО среди обучающихся СШ и Сильнейшие обучающиеся
школ города с одарёнными детьми
СШ
Модуль «Экскурсии и походы»
Промежуточные и итоговое
тестирование в отделениях
Сентябрь
Праздник спорта: День здоровья
Педагогорганизатор,
тренерыпреподаватели
В течении года
Поход на «Липовую гору»
тренерыпреподаватели
Модуль «Школьные медиа»
Фотоконкурс «О, спорт, ты – мир!»
Октябрь
Обучающиеся СШ
Март
Обучающиеся СШ
Март
Обучающиеся СШ
Съемки видеоролика «Поздравление
для женщин ко дню 8 марта
Фотоконкурс Карпинск: вчера, сегодня,
завтра, посвященный ко дню рождения
города.
Модуль «Работа с родителями»
Индивидуальное консультирование c
целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей
По мере необходимости
Родители и обучающиеся
СШ, тренерыпреподаватели
Сентябрь, январь
Родители воспитанников
СШ, тренерыпреподаватели
Обсуждение вопросов по БДД на
родительских собраниях: «Детский
травматизм на дороге, причины и меры
его
предупреждения.
Обеспечение
обучающихся
светоотражающими
элементами».
Модуль «Социальное взаимодействие»
Октябрь, июнь
Обучающиеся СШ
Просветительская
работа
по
профилактике ДТТ с приглашенным
инспектором по пропаганде БДД
9
Педагогорганизатор
тренерыпреподаватели
Педагогорганизатор
капитаном полиции (МВД России).
Проведение спартакиад с участниками
детских
дошкольных
учреждений,
спартакиады школьников и учащейся
молодежи: «Юность», «Старты надежд»
друзья-соперники,
мини-футбол
«Колобок»,
мастер-классы
по
правильной сдаче норм ГТО и др.
Т.е.
тесное
взаимодействие
общеобразовательных дошкольных и
школьных организаций.
В течение года
Представители
дошкольных и школьных
учреждений
и
их
воспитанники,
обучающиеся
СШ,
Тренеры-преподаватели.
Педагогорганизатор,
тренерыпреподаватели
2.6. План мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с
ним.
Таблица 7
План мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним
Этап спортивной Содержание мероприятия и Сроки
подготовки
его форма
проведения
Этап начальной Теоретические занятия:
1-2 раза в год
подготовки
- проведение семинаров/
лекций/уроков/викторин для
спортсменов,
а
также
родительских собраний;
- оценка уровня знаний
Практические занятия:
-веселые старты, эстафеты,
соревнования
- Проверка лекарственных
препаратов (знакомство с
международным стандартом
«Запрещенный
список»)
- ……
10
Рекомендации
проведению
мероприятий
по
Собрания
можно
проводить в онлайн
формате с показом
презентации
Обязательное
составление отчета
о проведении
мероприятия:
сценарий/
программа,
фото/видео
Научить
юных
спортсменов
проверять
лекарственные
препараты
через
сервисы
по
проверке
препаратов в виде
домашнего задания
(тренер
называет
спортсмену 2-3
лекарственных
препарата
для
самостоятельной
проверки
дома).
Сервис по проверке
препаратов на сайте
РАА «РУСАДА»:
http://list.rusada.ru/
2.7. План инструкторской и судейской практики
Таблица 8
План инструкторской и судейской практики
№
п/п
Задачи
Виды практических
заданий
1.
Самостоятельное
проведение
подготовительной части
тренировочного занятия.
2. Самостоятельное
проведение занятий по
физической подготовке.
3. Обучение основным
техническим элементам
и приемам.
4.
Составление
комплексов упражнений
для развития физических
качеств.
5. Подбор упражнений
для совершенствования
техники.
6. Ведение дневника
самоконтроля
тренировочных занятий
Участие в организации и
проведении спортивномассовых мероприятий
1
Освоение методики проведения
тренировочных занятий по
избранному виду спорта с
начинающими спортсменами
2
Освоение методики проведения
спортивно-массовых
мероприятий
3
Выполнение
необходимых 1.Освоение
методики
требований для присвоения судейства соревнований
звания судьи по спорту
по
в
различных
судейских должностях
2.Судейство
соревнований
2.8.
План
медицинских,
восстановительных средств.
медико-биологических
11
Сроки реализации
Устанавливаются
в
соответствии
с
графиком
и
спецификой
этапа
спортивной
подготовки
Не менее 1 в год в
соответствии
с
календарным планом
спортивных
мероприятий
Устанавливаются
в
соответствии
с
календарным планом
соревнований
и
спецификой
этапа
спортивной
подготовки
мероприятий
и
применения
Таблица 9
Предназначение
Задачи
Средства
мероприятия
Этап начальной подготовки
Развитие физических Восстановление
качеств с учетом функционального
специфики,
состояния организма
физическая
и работоспособности
техническая
подготовка
и Методическ
ие указания
Рациональное
чередование нагрузок
и на
тренировочном
занятии в течении дня
и в циклах подготовки.
Гигиенический
душ
ежедневно, ежедневно
водные
процедуры
закаливающего
характера,
сбалансированное
питание
Чередовани
е различных
видов
нагрузок,
облегчающи
х
восстановле
ние
по
механизму
активного
отдыха,
проведение
занятий
в
игровой
форме
III. Система контроля
3.1. Требования к результатам прохождения Программы
По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной подготовки лицу,
проходящему спортивную подготовку, необходимо выполнить следующие требования к
результатам прохождения Программы, в том числе, к участию в спортивных соревнованиях:
- изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
-повысить уровень физической подготовленности;
- овладеть основами техники вида спорта «лыжные гонки»;
- получить общие знания об антидопинговых правилах;
- соблюдать антидопинговые правила;
- ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания)
3.2 Оценка результатов освоения Программы
Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией обучающихся,
проводимой организацией, реализующей Программу, на основе разработанных комплексов
контрольных упражнений, перечня тестов и вопросов по видам подготовки, не связанным с
физическими нагрузками, а также с учетом результатов участие обучающегося в спортивных
соревнованиях и достижения им соответствующего уровня спортивной квалификации.
3.3 Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания)
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и
перевода на этап начальной подготовки по виду спорта «Лыжные гонки»
Таблица 10
№
П/П
Упражнения
Единица
измерения
Норматив до года
Норматив свыше
обучения
года обучения
Мальчики Девочки Мальчики Девочки
1. Нормативы общей физической подготовки
12
1.1
Бег на 60 м
с
1.2
Прыжок в длину
с места толчком
двумя ногами
Поднимание
туловища из
положения лежа
на спине (за 1
мин)
Бег на 1000 м
см
1.3
1.4.
Количество
раз
Мин, с
Не более
11,5
12,0
Не менее
140
130
Не более
11,0
11,6
Не менее
150
140
Не менее
Не менее
35
30
30
25
Не более
6.30
7.0
Не более
5.50
6.20
IV. Рабочая программа по виду спорта «Лыжные гонки» (спортивной дисциплине)
4.1. Материал для учебно-тренировочных занятий для этапа начальной подготовки
свыше одного года обучения
Общая физическая подготовка
Практические занятия
Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости,
координационных способностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры,
направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые
упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты.
Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.
Специальная физическая подготовка
Практические занятия
Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные
упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение
аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для
лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития
силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.
Подводящие упражнения, направленные на овладение «чувством лыж и снега»:
скользящие движения вперед-назад; изменение темпа и ритма движений, меняя амплитуду
движений; повороты переступанием вокруг пяток и носков лыж; передвижение вправо, влево
приставными шагами; передвижение приставными шагами в стороны /разглаживая снег/;
прыжки на месте /в разомкнутом строю с опорой на палки и без опоры/, продвижение
приставными прыжками в стороны; передвижение прыжками в стороны на двух ногах, на одной
ноге; садиться и ложиться на лыжи; садиться рядом с лыжами; правильно и быстро вставать.
Упражнения в движении: передвижение по ровной или слегка пологой местности
ступающим шагом; ходьба ступающим шагом по лыжне, то же с приседанием и выпрямлением;
13
передвижение ступающим шагом с поворотами /зигзагом/; ходьба ступающим шагом, чередуя
широкие и короткие шаги; ходьба скользящим шагом по лыжне; продвижение скольжением на
двух, на одной лыже после предварительного небольшого разбега; ходьба ступающим шагом по
рыхлому снегу и накатанной лыжне; бег на лыжах по кругу, восьмеркой, зигзагом вокруг
предметов /деревья, кустарники, кочки и т.д./, передвижение по равнине и в пологие подъемы
"полуелочкой" и "елочкой"; переход с одной, параллельно идущей лыжни, на другую; игры и
игровые задания на равнинной местности.
Подводящие упражнения, направленные на овладение устойчивостью /равновесием/ на
скользящей опоре: спуски со склонов в высокой, средней, низкой стойке; в различных стойках;
спуски после разбега; спуски с переходом из одной стойки в другую и обратно; спуски в
основной и высокой стойках с изменением ширины постановки лыж; одновременный спуск
нескольких человек шеренгой, взявшись за руки; спуски в положении шага; подпрыгивание во
время спуска; то же, но подпрыгивая поднимать только носки лыж или только задники лыж,
спуски с прыжками в сторону, увеличивая дальность и количество прыжков; спуски тройками,
взявшись за руки, выдвигая вперед среднего, подтягивая крайних; спуски в основной, высокой
стойке с поочередной загрузкой то одной, то другой лыжи; то же, отрывая при этом носок лыжи;
спуск на одной лыже в шеренге, взявшись за руки: спуск в средней, высокой стойке с
поочередным отрывом правой и левой лыжи; то же с постепенным увеличением дальности
скольжения на одной лыже; то же с переступанием в сторону на параллельный след; спуски со
склонов в основной стойке с переходом на коньковый ход /после скатывания и на пологих
склонах/ спуски с переходом с раскатанного склона на целину и наоборот; спуски поворотом
переступанием после выката; спуски без палок с различным положением рук; спуски с
различными движениями рук; спуски с различными положениями головы /голова повернута в
влево, вправо, вверх/; спуски при встречном ветре и снегопаде; спуски в сумеречное время и с
закрытыми глазами /на ровных склонах/; спуски с проездом в ворота различного размера и
формы; спуски с расстановкой предметов в определенных местах; спуски с собиранием
предметов, спуски с метанием снежков в цель.
Упражнения, рекомендуемые для овладения координацией движений в работе рук и ног
при передвижении попеременным двушажным ходом.
С этой целью вначале следует передвигаться по лыжне "полушагом" с большим
наклоном туловища, удерживая палки за верхние концы/ вдеть руки в петли палок/ параллельно
лыжне.
По мере овладения упражнением постепенно увеличивать длину шага, сильнее
отталкиваясь ногой и переходя на скольжение то на одной, то на другой лыжне.
Техническая подготовка
14
Практические занятия
Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение
специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной
техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, и
согласованную работу рук и ног при передвижении попеременным двушажным ходом.
Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных
условиях. Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках.
Ходы
разучиваются
одновременный
двухшажный
четырехшажный
ход.
и
совершенствуются
ход,
в
одновременный
Одновременный
бесшажный,
следующей
одношажный
изученный
последовательности:
и
ранее
попеременный
при
овладении
рациональным отталкиванием палками, постоянно применяется и совершенствуется при
овладении одновременными ходами.
Внимание
уделяется
изучению
техники
одновременного
бесшажного
хода,
попеременного двухшажного и одновременного двухшажного лыжных ходов. С остальными
ходами может быть проведено, главным образом, ознакомление.
Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим,
беговым шагом.
Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением.
Обучение поворотам на месте и в движении. Обучение основным элементами конькового хода.
Упражнения, направленные на овладение рациональным отталкиванием палками:
передвижение одновременным бесшажным ходом под небольшой уклон; передвижение без
шагов под небольшой уклон, чередуя одновременное отталкивание двумя палками и
отталкивание одной палкой; передвижение под небольшой уклон и по равнине, чередуя
одновременную и попеременную работу рук. При выполнении указанных и подобных
упражнений необходимо обращать внимание на активные движения туловищем.
Упражнения, направленные на овладение рациональным отталкиванием лыжами: махи
одной, другой ногой в положении наклона на выпрямленной ноге; махи ногой с броском
туловища вперед с усилением опоры на поставленные впереди палки; передвижение в наклоне
"полушагом", палки поперек лыжи удерживаются руками хватом сверху на ширине плеч, кисти
на уровне коленей; передвижение "полушагом" с махом рук с палками, взятыми за середину;
передвижение скользящим шагом без палок и 20 с палками, взятыми за середину,
акцентированным размахиванием рук; передвижения скользящим шагом в небольшие подъемы;
ходьба без палок по накатанной лыжне, по рыхлому снегу.
Теоретическая подготовка
Учебно-тематический план по теоретической подготовке
15
Таблица 12
Этап начальной Темы
подготовки
теоретической
свыше года
подготовке
по Объём
Сроки
времени
проведения
в
год
(минут)
30
Сентябрь
История
возникновения
вида спорта и его
развитие.
Закаливание
организма
30
Физическая
60
культура
важное
средство
физического
развития
и
укрепления
здоровья человека
Октябрь
Гигиенические
60
основы физической
культуры и спорта,
гигиена
обучающихся при
занятиях
физической
культуры и спорта
Оборудование
и 60
спортивный
инвентарь по виду
спорта
Ноябрь
Самоконтроль
в 60
процессе занятий
физической
культуры
и
Январь
Декабрь
16
Краткое содержание
Зарождение и развитие
вида
спорта.
Автобиографии
выдающихся
спортсменов.
Чемпионы и призёры
Олимпийских игр.
Знания и основные
правила
закаливания.
Закаливание воздухом,
водой,
солнцем.
Закаливание
на
занятиях
физической
культуры и спортом.
Понятие о физической
культуре и спорте.
Формы
физической
культуры. Физическая
культура, как средство
воспитания
трудолюбия,
организованности,
воли,
нравственных
качеств и жизненно
важных
умений
и
навыков.
Понятие о гигиене и
санитарии. Уход за
телом, полостью рта и
зубами. Гигиенические
требования к одежде и
обуви.
Соблюдение
гигиены на спортивных
объектах.
Правила эксплуатации
и
безопасного
использования
оборудования
и
спортивного инвентаря.
Ознакомление
с
понятием
о
самоконтроле
при
занятиях
физической
спортом
Теоретические
60
основы обучения
базовым элементам
техники и тактики
вида спорта
Теоретические
60
основы судейства.
Правила
вида
спорта
Февраль
Режим
дня
питание
обучающихся
Май
Апрель
и 60
культурой и спортом.
Дневник самоконтроля.
Его
формы
и
содержание. Понятие о
травматизме.
Понятия о технических
элементах вида спорта.
Теоретические знания
по
технике
их
выполнения.
Понятийность.
Классификация
спортивных
соревнований. Команды
(жесты)
спортивных
судей. Положение о
спортивном
соревновании.
Организационная
работа по подготовке
спортивных
соревнований. Состав и
обязанности
спортивных судейских
бригад. Обязанности и
права
участников
спортивных
соревнований. Система
зачёта в спортивных
соревнованиях по виду
спорта.
Расписание
учебнотренировочного
и
учебного
процесса.
Роль
питания
в
жизнедеятельности.
Рациональное,
сбалансированное
питание.
Тактическая подготовка
Овладение способами передвижения и применение их в зависимости от внешних
условий и индивидуальных особенностей имеют наибольшее значение в тактической подготовке
лыжника-гонщика. В условиях удовлетворительного и плохого скольжения на равнине и в
подъемы различной крутизны наиболее часто применяются попеременный двухшажный и иногда
попеременный четырехэтажный ходы. Кроме этого, попеременный четырехшажный ход
17
используется при глубокой лыжне, когда затруднено отталкивание палками. На пологих спусках
широко применяются одновременные ходы - одновременный одношажный и двухшажный;
бесшажный - чаще всего на леденистых раскатанных участках лыжни и при спусках средней
крутизны. При хорошем и отличном скольжении на равнине широкое применение находят
попеременный двухшажный и одновременные ходы, но при первой возможности следует отдать
предпочтение одновременным, так как они дают преимущество в скорости при заметной
экономии сил.
Психологическая подготовка
Моральные качества, свойственные спортсменам, добросовестное отношение к труду, к
социальной собственности, настойчивость, решительность, смелость, трудолюбие, умение
преодолевать трудности, чувство ответственности за свои действия, взаимопомощь и
взаимовыручка, организованность, дисциплина, уважение к одногруппникам.
Спортивная честь и культура поведения, патриотизм, мужество и стойкость
спортсменов. Развитие волевых качеств для повышения спортивного мастерства лыжникагонщика. Тесная связь развития волевых качеств и воспитательной работы в процессе обучения и
учебно-тренировочного процесса.
Медицинские, медико-биологические и восстановительные мероприятия,
тестирование и контроль
Самоконтроль лыжника-гонщика, объективные данные - вес, динамометрия, кровяное
давление, пульс, субъективные данные - самочувствие, сон, аппетит, работоспособность,
потоотделение, показания и противопоказания к занятиям по лыжным гонкам. Поэтапный
медицинский осмотр. Восстановительные мероприятия – применение восстановительных
мероприятий душ, баня, водные процедуры. Питание. Рациональное, сбалансированное питание.
Контроль – промежуточный контроль, сдача контрольно-переводных нормативов.
Участие в спортивных соревнованиях
Участие в 3-5 соревнованиях в течение года. Анализ соревнований Разбор ошибок.
Выявление сильных сторон подготовки лыжника-гонщика. Определение путей дальнейшего
обучения.
V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным
дисциплинам
5.1. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным
дисциплинам вида спорта «лыжные гонки» основаны на особенностях вида спорта «лыжные
гонки» и его спортивных дисциплин. Реализация Программы проводится с учетом этапов
спортивной подготовки.
18
5.2. Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам
вида спорта «лыжные гонки» учитываются при составлении годового учебно-тренировочного
плана.
5.3. Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти спортивную
подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный год зачисления на
соответствующий этап спортивной подготовки.
5.4. В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных занятий, а также
условий проведения спортивных соревнований подготовка обучающихся осуществляется на
основе обязательного соблюдения требований безопасности, учитывающих особенности
осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «лыжные
гонки».
VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки
6.1 Материально-технические условия реализации Программы:
- лыжная трасса;
- лыже-роллерная трасса;
- тренировочный спортивный зал;
- тренажерный зал;
- раздевалки, душевые;
- медицинский пункт оборудованный;
- обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимым для
прохождения спортивной подготовки (Таблицы 13);
- обеспечение спортивной экипировкой (Таблицы 14);
- обеспечение обучающихся проездом к месту проведения спортивных мероприятий и
обратно;
- обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период проведения
спортивных мероприятий;
- медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организацию систематического
медицинского контроля.
К иным условиям реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки относятся трудоемкость дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки (объемы времени на ее реализацию) с
обеспечением непрерывности учебно-тренировочного процесса, а также порядок и
сроки формирования учебно-тренировочных групп.
Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимым для прохождения
спортивной подготовки
Таблица 13
№
Наименование
Единица
Количество
п/п
измерения
19
изделий
1.
Велосипед спортивный
штук
12
2.
Весы медицинские
штук
1
3.
Гантели массивные от 0,5 до 5 кг
комплект
2
4.
Гантели переменной массы от 3 до 12 кг
комплект
1
5.
Держатель для утюга
штук
3
6.
Доска информационная
штук
2
7.
Зеркало настенное (0,6*2 м)
комплект
4
8.
Измеритель скорости ветра
штук
2
9.
Крепления лыжные
пар
12
10.
Лыжероллеры
пар
12
11.
Лыжи гоночные
пар
12
12.
Лыжные мази (на каждую температуру)
комплект
12
13.
Лыжные
комплект
12
парафины
(на
каждую
температуру)
14.
Мат гимнастический
штук
6
15.
Мяч баскетбольный
штук
1
16.
Мяч волейбольный
штук
1
17.
Мяч футбольный
штук
1
18.
Набивные мячи от 1 до 5 кг
комплект
2
19.
Накаточный инструмент с 3 роликами
штук
2
20.
Палка гимнастическая
штук
12
21.
Палки для лыжных гонок
пар
12
22.
Пробка синтетическая
штук
24
23.
Рулетка металлическая 50 м
штук
1
24.
Секундомер
штук
4
25.
Скакалка гимнастическая
штук
12
26.
Скамейка гимнастическая
штук
2
27.
Скребок для обработки лыж (3-5 мм)
штук
30
28.
Снегоход
штук
1
29.
Снегоход,
штук
1
укомплектованный
приспособлением для прокладки лыжных
трасс, либо ратрак (снегоуплотнительная
машина для прокладки лыжных трасс)
30.
Стальной скребок
штук
10
31.
Стенка гимнастическая
штук
4
20
32.
Стол для подготовки лыж
комплект
2
33.
Стол опорный для подготовки лыж
штук
4
34.
Термометр
штук
4
для измерения
температуры
снега
35.
Термометр наружный
штук
4
36.
Утюг для смазки
штук
4
37.
Нетканый материал «Фибертекс»
штук
30
38.
Флажки для разметки лыжных трасс
комплект
1
39.
Шкурка
комплект
20
40.
Щетки для обработки лыж
штук
20
41.
Электромегафон
комплект
2
42.
Электронный откатчик для установления
комплект
1
штук
12
скоростных характеристик лыж
43.
Эспандер лыжника
Обеспечение спортивной экипировкой
Таблица 14
№
Наименование
п/п
1.
Ботинки
лыжные
дисциплины
для
спортивной
«классический
Единица
Количество
измерения
изделий
пар
12
пар
1
пар
2
стиль»
(классический ход)
2.
Ботинки
лыжные
для
спортивной
дисциплины «свободный стиль»
3.
Ботинки лыжные универсальные
4.
Чехол для лыж
штук
1
5.
Очки солнцезащитные
штук
3
6.
Нагрудные номера
штук
2
6.2. Требования к кадровым и материально-техническим условиям реализации этапов
спортивной подготовки, и иным условиям
Кадровые условия реализации Программы:
6.2.1. Укомплектованность педагогическими, руководящими и иными работниками в
соответствии со штатным расписанием. Для проведения учебно-тренировочных занятий и
участия в официальных спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе
спортивной специализации), этапе совершенствования спортивного мастерства, кроме основного
тренера-преподавателя, допускается привлечение тренерапреподавателя по видам спортивной
подготовки с учетом специфики вида спорта «лыжные гонки», а также на всех этапах спортивной
21
подготовки привлечение иных специалистов (при условии их одновременной работы с
обучающимися).
6.2.2. Уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников должен
соответствовать требованиям, установленным профессиональным стандартом «Тренерпреподаватель», утвержденным приказом Минтруда России от 24.12.2020 № 952н,
профессиональным стандартом «Тренер», утвержденным приказом Минтруда России от
28.03.2019 № 191н, профессиональным стандартом «Специалист по инструкторской и
методической работе в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом
Минтруда России от 21.04.2022 № 237н или Единым квалификационным справочником
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта»,
утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н.
6.2.3. Непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Перечень информационно-методического обеспечения Программы
22
1. Безопасный спорт. Настольная книга тренера/ Е.А. Гаврилова. – М. ООО «ПРИНТЛЕТО»,
2022. – 512 с.: ил.
2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.:
Физкультура и спорт, 1988.
3. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1977.
4. Грачев Н.П. Интегральная оценка разносторонней подготовленности юных лыжниковгонщиков (методические рекомендации). М.: ВНИИФК, 2001.
5. Ермаков В.В. Техника лыжных ходов. Смоленск: СГИФК, 1989.
6. Лекарства и БАД в спорте. Под общ. ред Р.Д. Сейфуллы, З.Г. Орджоникидзе. М.: Литтерра,
2003.
7. Макарова Г. А. Фармакологическое обеспечение в системе подготовки спортсменов. М.:
Советский спорт, 2003.
8. Мартынов В. С. Комплексный контроль в лыжных видах спорта. М., 1990.
9. Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки. Теория и
практика физической культуры, № 2, № 3, 2000.
10. Основы медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов. Настольная книга
тренера / Коллектив авторов, под редакцией Г.А. Макаровой. – М. ООО «ПРИНТЛЕТО», 2022. –
512 с.: ил.
11. Поварницын А.П. Волевая подготовка лыжника-гонщика. М.: Физкультура и спорт, 1976.
12. Подготовка юных чемпионов: Пер. с англ./Т. Бомпа – М.: ООО «Издательство Астрель»:
ООО «Издательство АСТ», 2003. – XII, 259 с.: с ил.
13. Раменская Т.И. Лыжный спорт. М., 2000.
14. Ширковец Е.А., Шустин Б.Н. Общие принципы тренировки скоростно-силовых качеств в
циклических видах спорта. Вестник спортивной наук. М.: Советский спорт, № 1, 2003. Перечень
Интернет-ресурсов, необходимых для использования при реализации Программы
1.
Официальный
интернет-сайт
Министерства
спорта
Российской
Федерации
(http://www.minsport.gov.ru/)
2. Официальный интернет-сайт Федерации лыжных гонок России (http://www.flgr.ru/).
3. Официальный интернет-сайт РУСАДА (http://www.rusada.ru/)
4. Официальный интернет-сайт ВАДА (http://www.wada-ama.org/)
5. С целью повышения эффективности предсоревновательной подготовки спортсменам следует
демонстрировать видеозаписи выступления самих спортсменов, их соперников, мировых
лидеров лыжных гонок.
Приложение 1
23
Учебный план отделения «Лыжные гонки»
Этап начальной подготовки свыше года
№№
п/п
Содержание занятий
1
Общая физическая подготовка
241
2
3
4
5
Специальная физическая подготовка
Участие в соревнованиях
Техническая подготовка
Теоретическая подготовка
112
10
41
8
6
Углубленное медицинское обследование
4
ИТОГО:
416
Тренер-преподаватель: _________________________ Закирзянова Е.А.
24
Календарно – тематическое планирование на 2025 -2026 учебный год
Отделение: Лыжные гонки
Группа: Этап начальной подготовки свыше года
Месяцы
№
1
2
Разделы подготовки
Общая физическая
сентябр
октябр
ноябр
декабр
январ
феврал
мар
апрел
ма
июн
июл
авгус
ь
ь
ь
ь
ь
ь
т
ь
й
ь
ь
т
ИТОГО
часов
18
24
19
18
17
20
20
20
19
20
25
21
241
12
8
10
11
7
6
10
10
11
10
10
7
112
2
1
2
2
4
подготовка
Специальная физическая
подготовка
3
Участие в соревнованиях
1
1
4
Техническая подготовка
2
2
4
4
4
4
5
Теоретическая подготовка
1
1
1
1
1
1
6
Медицинское обследование
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
1
4
3
1
1
3
10
3
36
34
34
32
25
32
36
36
34
41
8
2
34
4
34
38
2
4
34
416
Сентябрь
№
Раздел
Тема
К
п подготовки
ол-во
/п
часов
1
.
Теоретическая
подготовка
Вводное занятие. История развития лыжного
1
спорта. Российские лыжники на Олимпийских игр.
Содержание работы секции. Возникновение, развитие и
распространение лыж. Краткие исторические сведения
об Олимпийских играх. Российские лыжники на
Олимпийских играх. Виды лыжного спорта.
Инструктаж по пожарной безопасности в СШ.
Инструктаж по ПДД.
2
.
Общая
Развитие
выносливости,
гибкости.
физическая
Строевые
подготовка
организации занимающихся, воспитания дисциплины,
хорошей
упражнения
быстроты,
осанки,
занимающихся
применяются
целесообразного
во
время
в
целях
1
8
размещения
разминки
и
в
подготовительной части урока.
3
.
Техническая
Обучение
подготовка
4
.
общей
схеме
передвижений
2
классическими ходами на лыжероллерах.
Специальная
Кроссовая подготовка, имитационные упражнения
физическая
1
2
подготовка
5
.
Участия
в
Эстафета Юность, кросс Нации.
1
ИТОГО:
3
соревнованиях
4
26
Октябрь
№
Раздел
Тема
К
п подготовки
ол-во
/п
часов
1
.
Теоретиче
Техника
безопасности
на
занятиях
лыжным
ская
спортом. Гигиена, закаливание, режим тренировочных
подготовка
занятий и отдыха. Питание, самоконтроль. Оказание первой
помощи при травмах.
1
Инструкция по антитеррористической безопасности и
защите персонала и обучающихся
2
.
Общая
МАУ ДО СШ.
Обще развивающие упражнения. Они должны быть
физическая
направлены
на
всестороннее
физическое
развитие
подготовка
занимающихся: равномерное развитие мышечной системы,
укрепление опорно-двигательного аппарата, координации
24
движений и умения сохранять равновесие, а также
улучшение
функции
сердечно-сосудистой
системы
и
органов дыхания.
3
.
Техническ
ая подготовка
4
.
5
.
Участия в
Обучение основных элементов конькового хода на
месте и в движении.
Легкоатлетический
кросс,
посвященный
памяти
соревнования
погибших при исполнении служебного долга сотрудников
х
МВД
Специальн
2
1
Ходьба, преимущественно направленная на увеличение
ая физическая
аэробной
производительности
организма
и
развитие
подготовка
волевых качеств, специфических для лыжников-гонщиков.
8
36
ИТОГО:
27
Ноябрь
№
Раздел
Тема
К
п подготовки
ол-во
/п
часов
1
.
Теоретическая
подготовка
Поведение на улице во время движения к месту
занятия. Выбор места для проведения занятий и
соревнований. Особенности организаций занятий на
склонах.
Помощь
морожении.
при
ушибах,
Личная
растяжении,
гигиена
об-
спортсмена.
Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника.
Значения
и
способы
закаливания.
Составление
1
рационального режима дня с учетом тренировочных
нагрузок.
Инструкция по антитеррористической безопасности
и защите персонала и обучающихся
МАУ ДО
СШ.
2
.
Общая
Для
рук.
Движения
руками
в
различных
физическая
плоскостях и направлениях в различном темпе. В
подготовка
различных
положениях
(стоя,
сидя,
лежа)
одновременные, попеременные и последовательные
движения в плечевых, локтевых и запястных суставах
19
(сгибание и разгибание, отведение и приведение,
маховые и круговые движения). В упоре лежа сгибание
рук, отталкивание и др. Упражнения с эспандером и
эластичной резиной.
3
.
Техническая
подготовка
Обучение
специальным
упражнениям,
направленным
подготовительным
на
овладение
рациональной техникой скользящего шага, на развития
равновесия
при
одноопорном
скольжении,
на
4
согласованную работу рук и ног при передвижении
попеременным двухшажным ходом
4
Специальная
Развитие выносливости, быстроты, гибкости.
28
10
.
физическая
Передвижение на лыжах по равниной и пересеченной
подготовка
местности, имитационные упражнения.
ИТОГО:
34
Декабрь
№
Раздел
Тема
К
п подготовки
ол-во
/п
часов
1
.
Теоретическая
подготовка
Значение питания как фактора сохранения и
укрепления здоровья. Недопустимость употребления
алкоголя, курения при занятиях лыжным спортом.
Значение и содержание самоконтроля в процессе
занятия
лыжным
субъективные
спортом.
показатели
Объективные
самоконтроля.
и
Дневник
самоконтроля
1
Инструктаж по ПДД. Инструкция при обнаружении
предмета,
Инструкция
похожего
по
на
правилам
взрывное
устройство.
безопасности
при
обнаружении неразорвавшихся снарядов, мин, гранат и
неизвестных пакетов.
2
.
Общая
Для туловища. Упражнения на формирование
физическая
правильной осанки. В различных стойках наклоны
подготовка
вперед, в стороны, назад.
Круговые движения
туловищем. В положении лежа лицом вниз —
прогибание с различными положениями и движениями
руками и ногами. Из положения лежа на спине —
поднимание рук и ног поочередно и одновременно,
поднимание и медленное опускание прямых ног,
поднимание туловища, не отрывая ног от пола.
В
различных стойках — наклоны вперед, в стороны,
назад с различными положениями и движениями
руками, с использованием отягощений (предметов).
Круговые движения туловищем. В положении лежа
лицом вниз прогибание с использованием отягощений.
29
18
Из положения лежа на спине, ноги закреплены,
поднимание туловища.
3
.
Техническая
Совершенствование основных элементов техники
подготовка
4
.
5
.
Специальная
Комплексы специальных упражнений на лыжах
физическая
для развития силовой выносливости мышц ног и
подготовка
плечевого пояса.
Участие
4
классических лыжных ходов в облегченных условиях
в
соревнованиях.
11
Открытие зимнего сезона по лыжным гонкам.
Открытое первенство по лыжным гонкам на приз
2
«Областная газета»
ИТОГО:
36
Январь
№
Раздел
Тема
К
п подготовки
ол-во
/п
часов
1
.
Теоретическая
подготовка
Лыжный инвентарь, выбор, хранение, уход за
ним. Лыжные мази, парафин.
Выбор
лыж.
Способы
обработки
скользящей
поверхности лыж. Выбор лыжных палок. Уход за
лыжным инвентарем. Свойства и назначение лыжных
мазей и парафинов. Факторы, влияющие на выбор
1
мази. Обувь, одежда и снаряжение для лыжных гонок.
Инструкция по действиям постоянного состава и
обучающихся в условиях возможного биологического
заражения.
2
.
Общая
Для ног. Из основной стойки — различные
физическая
движения прямой и согнутой ногой, приседания на
подготовка
двух и одной ноге. Маховые движения, выпады,
выпады
с
дополнительными
пружинящими
движениями, поднимание на носки. Различные прыжки
и многоскоки на месте и в движении на
одной и
двух ногах. Прыжки через гимнастическую скамейку
на месте и с продвижением вперед в равномерном и
30
17
переменном темпе
3
.
Техническая
0бучение преодолению подъемов «елочкой»,
подготовка
«полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым
4
шагом
4
.
Специальная
Комплексы специальных упражнения на лыжах.
физическая
Развитие выносливости и силы.
7
подготовка
5
.
Участие
в
соревнованиях.
Рождественский
спринт
по
лыжным
гонкам.
Открытое первенство по лыжным гонкам «Вечерний
1
Североуральск»
6
.
Медицинское
2
обследования
ИТОГО:
32
Февраль
№
Раздел
Тема
К
п подготовки
ол-во
/п
часов
1
.
Теоретическая
подготовка
Основы техники способов передвижения на
лыжах.
Понятие
о
технике
лыжного
спорта.
Классификация способов передвижения на лыжах.
Структура скользящего шага. Техника ходов, спусков,
1
подъемов, торможений, поворотов на месте и в
движении.
Ошибки
при
выполнении
способов
передвижения на лыжах и их исправление.
Профилактика ОРВИ и ГРИППА
2
.
Общая
Упражнения для развитие силы мышц рук, ног,
физическая
туловища и шеи: выполняются на месте, стоя, сидя,
подготовка
лежа и в движении, индивидуально или с партнером,
без предмета и с различными предметами (гантелями,
штангой, набивными мячами, скакалками) К ним также
относятся упражнения в прыжках в длину с места
тройные, пятерные, десятерные, прыжки
31
в
высоту.
20
3
.
Техническая
Обучение торможению «плугом», «упором»,
подготовка
4
.
5
.
Специальная
Развитие
специальной
выносливости.
физическая
Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной
подготовка
местности.
Участие
4
«поворотом», соскальзыванием, падением.
в
соревнованиях.
6
Областные соревнования по лыжным гонкам на
призы депутата Д.Г. Жукова. Окружные соревнования
по лыжным гонкам на призы Администрации ГО
1
Карпинск.
ИТОГО:
32
Март
№
Раздел
Тема
К
п подготовки
ол-во
/п
часов
1
.
Теоретическая
подготовка
Правила соревнований по лыжным гонкам.
Положение
о
соревновании.
Выбор
мест
соревнований, подготовка трасс, оборудование старта и
финиша.
Организационная
работа
по
подготовке
соревнований. Состав и обязанности судейских бригад.
-
Обязанности и права участников. Система зачета в
соревнованиях по лыжным гонкам.
Инструкция для учащихся СШ по ТБ «Правила
поведения на тонком льду»
2
.
Общая
Упражнения для развития выносливости:
физическая
наиболее
распространенными
средствами,
подготовка
используемыми для развития выносливости, служат
разнообразные движения, циклического характера, т.е.
ходьба, бег, плавание, велосипедный спорт, туризм,
спортивные игры.
32
20
3
.
Техническая
Совершенствование основных элементов техники
подготовка
классических лыжных ходов в облегченных условиях
0бучение
преодолению
подъемов
«елочкой»,
4
«полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым
шагом
4
.
5
.
Специальная
Комплексы специальных упражнений на лыжах
физическая
для развития силовой выносливости мышц ног и
подготовка
плечевого пояса.
Участие
в
соревнованиях
10
Муниципальные соревнования по лыжным гонкам,
посвященные
памяти
погибших
при
исполнении
2
служебного долга сотрудников МЧС. Закрытие зимнего
сезона по лыжным гонкам
ИТОГО:
36
Апрель
№
Раздел
Тема
К
п подготовки
ол-во
/п
часов
1
.
Теоретическая
подготовка
Основные средства восстановления. Спортивный
массаж, самомассаж и их применение в учебнотренировочном
процессе.
Основные
приемы
1
самомассажа. Гидромассаж и его применение. Водные
процедуры как средство восстановления.
Инструкция по пожарной безопасности в СШ.
2
.
Общая
Упражнения для развития быстроты: подвижные
физическая
и спортивные игры, эстафеты, акробатические и
подготовка
гимнастические прыжки, легкоатлетические виды — бег
на короткие дистанции (старты, ускорения и рывки),
2
0
прыжки с разбега в длину и высоту и различные
метания, спринтерская тренировка на велосипеде.
3
.
Техническая
подготовка
Ходьба,
преимущественно
направленная
на
увеличение аэробной производительности организма и
развитие
волевых
лыжников-гонщиков
33
качеств,
специфических
для
4
4
.
5
.
Специальная
физическая
Передвижение на лыжах по равниной и пересеченной
подготовка
местности, имитационные упражнения.
Участие
в
1
0
Первенство СШ по ОФП
1
соревнованиях
3
ИТОГО:
6
Май
№
Раздел
Тема
К
п подготовки
ол-во
/п
часов
1
.
Теоретическая
подготовка
Оценка уровня знаний по теории лыжного
спорта.
В спортивно-оздоровительной группе осваивается
большое
количество
различных
двигательных
действий, как из лыжного, так и из других видов спорта
(легкая атлетика, спортивные игры, спортивная гимнастика).
Успешность
овладения
новыми
1
двигательными действиями во многом будет зависеть
от сформированном представлении об изучаемом
двигательном действии.
Инструктаж по ПДД. Инструкция при захвате
террористами заложников.
2
.
Общая
Упражнения
для
развития
ловкости:
разнохарактерные
движения
физическая
одновременные
подготовка
конечностями и туловищем; упражнения с мячами,
19
скакалками; спортивные игры и сложные эстафеты;
тройной прыжок, метания.
3
.
Техническая
подготовка
Кроссовая подготовка, имитационные упражнения.
Ходьба, преимущественно направленная на увеличение
аэробной производительности организма и развитие
34
3
волевых
качеств,
специфических
для
лыжников-
гонщиков. Комплексы специальных упражнений на
лыжероллерах для развития силовой выносливости
мышц ног и плечевого пояса.
4
.
Специальная
Подвижные игры и эстафеты.
физическая
11
подготовка
5
.
Участие
в
Эстафета, Кубок Северных городов.
соревнованиях
ИТОГО:
34
Июнь
№
Раздел
Тема
К
п подготовки
ол-во
/п
часов
1
.
Теоретическая
подготовка
Для формирования и контроля специальных знаний
по теоретико-методическим основам лыжного спорта
рекомендуется
включающие
использовать
вопросы
теоретические
истории
лыжного
тесты,
спорта,
гигиены, лыжного инвентаря, техники выполнения
различных способов передвижения на лыжах (ходов,
спусков, торможений, поворотов, подъемов). На каждый
-
вопрос теста приводится 2-3 варианта ответа, из
которых один правильный. Приводятся тесты на знание
техники
выполнения
поворота
переступанием
движении, одновременного бесшажного хода
в
и
торможения плугом.
Инструкция
при
поступлении
угрозы
террористического акта в письменном виде
2
.
Общая
2
Упражнения на гибкость: одновременные и
физическая
поочередные маховые движения руками вверх, вниз -
подготовка
назад, вращение руками в локтевых и плечевых
суставах,
вращения
кистями;
одновременные
и
поочередные маховые движения ногами лежа, сидя и
стоя — вперед, назад и в стороны. Поочередные и
35
0
одновременные сгибания ног лежа, сидя и стоя.
Глубокие выпады вперед, назад, в стороны. Наклоны
вперед, назад, в стороны и вращения туловища. Прыжки
вверх, прогибаясь, с маховыми движениями рук вверх назад и ног назад.
3
.
Техническая
Обучение общей схеме передвижений коньковым
подготовка
4
ходом на лыжероллерах и без них.
Специальная
Ходьба,
3
преимущественно
направленная
на
физическая
увеличение аэробной производительности организма и
подготовка
развитие
волевых
качеств,
лыжников-гонщиков.
специфических
Комплексы
для
специальных
1
0
упражнений на лыжероллерах.
5
Участие
в
соревнованиях
«Гладкий
бег».
Легкоатлетический
пробег
1
«Походяшинские тропы»
3
ИТОГО:
4
Июль
№
Раздел
Тема
К
п подготовки
ол-во
/п
часов
1
.
Теоретическая
подготовка
Приводятся тесты на знание техники выполнения
поворота переступанием в движении, одновременного
бесшажного
Инструкция
хода
при
и
торможения
«плугом».
поступлении
угрозы
-
террористического акта по телефону
2
.
Общая
2
Упражнения на расслабление: стоя в полунаклоне
физическая
вперед, приподнимать и опускать плечи, полностью
подготовка
расслабляя
руки, свободно ими покачивая и
встряхивая; поднять руки в стороны или вверх, затем
свободно их опустить и покачать расслабленными
руками. Размахивание свободно опущенными руками,
36
5
одновременно поворачивая туловище. Лежа на спине,
полностью расслабить мышцы ног, встряхивание их.
Стоя на одной ноге, делать свободные маховые
движения другой ногой, полностью расслабив ее.
3
.
Техническая
подготовка
4
Специальная
физическая
Обучение
общей
схеме
передвижений
3
классическими ходом на лыжероллерах и без них.
Комплексы
специальных
упражнений
на
лыжероллерах.
1
0
подготовка
3
ИТОГО:
8
Август
№
Раздел
Тема
К
п подготовки
ол-во
/п
часов
1
.
Теоретическая
подготовка
Приводятся тесты на знание техники выполнения
поворота переступанием в движении, одновременного
бесшажного
хода
Инструкция
и
при
торможения
«плугом».
поступлении
угрозы
-
террористического акта по телефону
2
.
Общая
Упражнения на расслабление: стоя в полунаклоне
физическая
вперед, приподнимать и опускать плечи, полностью
подготовка
расслабляя
руки, свободно ими покачивая и
встряхивая; поднять руки в стороны или вверх, затем
свободно их опустить и покачать расслабленными
руками. Размахивание свободно опущенными руками,
2
1
одновременно поворачивая туловище. Лежа на спине,
полностью расслабить мышцы ног, встряхивание их.
Стоя на одной ноге, делать свободные маховые
движения другой ногой, полностью расслабив ее.
3
.
Техническая
подготовка
4
Специальная
физическая
Обучение
общей
схеме
передвижений
классическими ходом на лыжероллерах и без них.
Комплексы
лыжероллерах.
37
специальных
упражнений
на
4
5
подготовка
6
Медицинское
2
обследования
3
ИТОГО:
4
Тренер-преподаватель: _________________________ Закирзянова Е.А.
38