Содержание
Введение
1.
Комплекс основных характеристик образования:
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
2.
Комплекс организационно-педагогических условий:
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Организация и проведение воспитательной работы с обучающимися
Информационное обеспечение
2
Введение
Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на
участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач
государственной образовательной политики.
Расширение
образовательных
возможностей
этой
категории
обучающихся
являетсянаиболеепродуктивнымфакторомсоциализациидетейсограниченными
возможностями
здоровья в обществе.
Программы дополнительного образования решают задачи реализации образовательных
потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям
организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и
социальных компетенций. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья
дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах
социализации,повышениюсоциальногостатуса,становлениюгражданственности
испособностиактивногоучастиявобщественнойжизниивразрешениипроблем, затрагивающих их
интересы.
Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья
означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные детско-взрослые
сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора
(социальные пробы) при определении своего жизненного и профессионального пути.
Предметом обучения по дополнительной общеобразовательной программе является
двигательная деятельность ребенка с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения
этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются
определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и
самостоятельность.
Нормативно – правовыми основами реализации образовательных программ для детей с
ОВЗ являются законодательные документы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в
Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 31.03.2022 № 678-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка
организации образовательной деятельности общеобразовательным программам»;
Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ разноуровневые программы) от 18.11.2015 г. (№09- 3242);
- Приказа Министерства просвещения РФот 27.07.2022 г. №629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
Общая физическая подготовка для детей особой заботы является многофункциональным
образовательным процессом, решающим широкий спектр актуальных на сегодняшний день
вопросов обучения, воспитания, коррекции, развития и реабилитации.
ОФП - это система занятий физическими упражнениями, направленная на развитие всех
физических качеств - выносливости, силы, ловкости, гибкости, скорости в их гармоничном
сочетании, это способ развития или сохранения
физических качеств.
3
"Ознакомительный уровень" программы включает общедоступные формы обучения,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
1.Комплекс основных характеристик образования
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы – физкультурно–спортивная. Актуальность программы.
Актуальность предлагаемой дополнительной общеразвивающей программы определяется
запросом со стороны обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей на
программы физкультурно-спортивной направленности, развитие физических и морально-волевых
качеств, необходимостью формирования у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в
бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств,
творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни,
создания и обеспечения необходимых условий для личностного развития.
Отличительные особенности программы.
В адаптированной дополнительной общеразвивающей программе учитываются возрастные,
индивидуальные и психофизические особенности детей с ОВЗ. Программа может рассматриваться
как одна из ступеней к общему оздоровлению детей и неотъемлемой частью образовательного
процесса через специально организованную двигательную активность обучающегося.
Небольшая наполняемость группы позволяет учитывать особенности каждого ребенка, дает
возможность детям установить более тесный контакт между собой, тем самым повысить свои
коммуникативные способности, снять тревожность.
Данная программа разработана для категории детей с ОВЗ(ЗПР) 5-10 лет.
Наполняемость группы – 10 человек.
Форма обучения – очная.
Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 учебный год. Объем:
Количество учебных часов в неделю – 6;
Количество учебных недель – 38;
Общее количество часов – 228.
Режимзанятий:
3 раза в неделю по 2 академических часа (40минут). Методы обучения:
Словесные (устное изложение, рассказ, беседа, объяснение, анализ, замечания,
указания, громкие команды, краткие напоминания);
Наглядные (показ, демонстрация видео материалов, показ иллюстраций и диаграмм,
показ педагогом приемов исполнения, сигналы жестами);
Практические
(тренинг,
упражнения,
тренировочные
упражнения,
работа по образцу, многократные повторения, игра, и др.).
- Игровой – используются игры, решающие определенные задачи обучения.
- Соревновательный - соперничество, состязание, борьба за первенство или повышение
результата.
- Строго регламентированного упражнения – твёрдо предписанная программа движений,
точное нормирование нагрузки и интервалов отдыха.
- Равномерный. Предусматривает выполнение упражнений с одинаковой интенсивностью и
с равномерным чередованием нагрузки и расслабления мышц.
- Повторный.
Выполнение упражнений по круговой системе с отдыхом между
повторами .
- Комбинированный. Имеет элементы вышеперечисленных методов.
- Контрольно-соревновательный.
Предусматривает
проведение
классификационных соревнований.
4
Типы занятий:
комбинированные;
теоретические;
практические;
диагностические;
тренировочные;
контрольные.
Формы учебного занятия:
групповая;
индивидуальная;
игровая;
соревновательная (в упрощенном варианте);
встречи с выдающимися спортсменами;
мастер-классы;
беседы;
викторины;
праздники ;
презентации;
эстафеты;
экскурсии.
Теоретические занятия проводятся в форме: бесед, просмотра и обсуждения
видеоматериалов.
Практические
занятия
– учебно-тренировочные
занятия
проходят
по
традиционной схеме.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание условий для развития двигательной активности, физических и личностных
качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся с ОВЗ
посредством занятий общей физической подготовкой.
Задачи:
Воспитательные (личностные):
формировать гражданскую позицию и потребность в систематических занятиях
физической культурой и спортом;
развивать физические качества и самоконтроль;
воспитывать умение работать в группе;
-
ормировать адекватные нравственные, морально-волевые качества личности и культуру поведения
обучающихся;
формировать навыки общения и сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
-
Метапредметные (развивающие):
формировать потребность в ведении здорового образа жизни, укреплении здоровья и
саморазвитии;
воспитывать чувство ответственности и самостоятельности,
способность к
эффективному взаимодействию;
формировать навыки самообслуживания и соблюдения правил техники
5
безопасности;
ф
-
развивать коммуникативные навыки и навыки саморегуляции;
развивать интерес к самостоятельному использованию физических упражнений,
подвижных игр, форм активного отдыха и досуга в повседневной жизни.
Обучающие (предметные):
расширять представления об основных двигательных способностях и физических
качествах человека;
развивать умения соблюдать правила игры и взаимодействовать с членами команды;
учить применять полученные знания на практике;
развивать координационные способности;
формировать технику правильного выполнения физических упражнений;
формировать общие представления о физической культуре, её значении в жизни
человека, укреплении здоровья и навыках ЗОЖ;
прививать умения по соблюдению общей и личной гигиены.
1.3.
Содержание программы
Учебный план
№
Название
раздела,
Все
Количество
Формы
контроля
и
п\п
темы, вид подготовки
го часов в часов
аттестации
год
те
прак
ория
тика
1 год обучения
1
Вводноезанятие
2
1
1
беседа, инструктаж
.
2
Теоретическая
12
11
1
беседа,викторина,аукци
подготовка
он знаний, практикум
3
Общаяфизическая
103
13
90
диагностика
подготовка
4
Подвижныеигры
48
6
42
наблюдение
5
Специальнаяфизичес
30
5
25
разбор
выполнения
кая подготовка
упражнений,тестирование
6
Воспитательные
12
2
10
анкетирование,опрос
(досуговые)физкультурно
спортивныемероприятия
7
Соревновательная
10
2
8
соревнования по ОФП,
деятельность
наблюдение
(игровая
практика:веселыестарты,
кольцовка
игр,
полоса
препятствий)
8
Контрольныезанятия
9
2
7
входные,промежуточны
еи
итоговые
контрольнотестовые
упражнения,
организация и проведение
подвижной игры
9
Итоговоезанятие
2
0
2
беседа(открытое
.
занятие)
Всегочасов
228
42
186
Содержание программного материала
1. Вводное занятие.
6
Теоретическая часть. Знакомство с группой. Ознакомление обучающихся с целями и
задачами программы обучения. Инструктаж по технике безопасности во время занятий
физической культурой, подвижными играми. Режим дня юного спортсмена. Спортивная форма
для занятий.
Практическая часть. Ознакомление с местами проведения занятий.
Подвижные игры на внимание «У медведя во бору», «Салки».
2. Теоретическая подготовка.
Теоретическая часть. Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке.
Гигиенические знания и навыки. Правила закаливание. Режим дня и питание спортсмена. Краткие
сведения о строении и функциях организма человека. ЗОЖ. Влияние занятий физическими
упражнениями на организм. Упражнения. Игры. Игры народов России. Правила подвижных игр.
Оказание первой медицинской помощи при травмах.
Практикум «Оказание первой помощи при травмах».
3. Общая физическая подготовка.
Теоретическая часть. Понятия общая физическая подготовка. Классификация упражнений
по общей физической подготовке. Влияние физических упражнений на развитие двигательных
способностей.
Практическая часть.
Строевые упражнения. Упражнения на месте – повороты, перестроения. В движении перемена направления движения строя, переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости
движения. Повороты в движении.
Выполнение общеразвивающих упражнений без предметов:
Упражнения для и рук плечевого пояса. Сгибания и разгибания, вращения, отведения и
приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении. Круговые движения руками
с большой амплитудой и разной скоростью.
Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных
направлениях.
Упражнения для туловища. Упражнения на формирование правильной осанки. В
различных
положениях
наклоны,
повороты,
вращения
туловища.
Круговыедвижениятуловищасразличнымположениемрук(напоясе,заголовой,
вверху).
В
положении лежа – поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами,
поднимание и опускание туловища.
Упражнение для ног: различные маховые движения ногами, приседание на обеих и на
одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями. Поднимание и
вращение ног в положении лёжа на спине; приседания с различными положениями рук; выпады
вперёд, в стороны с наклонами туловища и движениями рук; переход из упора присев в упор лёжа
и снова в упор присев.
Упражнения с сопротивлением. Упражнения в парах – повороты и наклоны туловища,
сгибание и разгибание рук, приседание с партнёром, игры с элементами сопротивления.
Выполнение общеразвивающих упражнений с предметами:
Упражнения с гантелями (200гр): сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны
туловища, поднимание на носки, приседание.
Упражнения с короткой и длинной скакалкой: комплексы ОРУ со скакалкой, прыжки на
одной и обеих ногах с вращением скакалки вперёд, назад; прыжки с поворотами, прыжки в полу
приседе и в приседе.
Упражнения с мячом: ОРУ с баскетбольным, волейбольным, футбольным мячами; ОРУ с
теннисными мячами.
Комплексы упражнений с мед.болом весом 1 кг. Выполнение легкоатлетических
упражнений.
7
Ходьба и ее разновидности в различном темпе, с различной шириной шага; бег и его
разновидности, с изменением частоты шагов, ширины шагов, темпа и дистанции, с изменением
направления движения; с заданием педагога; с ускорением, с переходом на ходьбу; бег с высокого
старта с ускорением до 30 м, челночный бег 3х10 м.; прыжки и их разновидности, с одной на две,
с двух на две на месте и с продвижением, в стороны, широкими шагами, через скакалку, через
скамейку с подтягиванием колен к груди; выпрыгивание из приседа вверх, с доставанием
предмета.
4.
Подвижные игры и эстафеты.
Теоретическая часть. Инструктаж по технике безопасности во время проведения
подвижных игр. Правила игры. Правила поведения во время игры.
Практическая часть. Участие в подвижных играх. Организация и проведение подвижной
игры.
Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание, координацию.
Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий, переноской, расстановкой и
собиранием предметов, переноской груза, метание в цель. Бросками и ловлей мяча, прыжками и
бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.
5. Специальная физическая подготовка
Теоретическая часть. Влияние СФП на развитие двигательных способностей. Основные
средства специальной физической подготовки - физические качества: сила, быстрота, ловкость,
выносливость, гибкость. Значение специальных физических качеств в формировании
двигательных навыков и умений.
Практическая часть.
Упражнения для развития быстроты и выносливости.
Бег скрестными шагами; со сменой направлений по зрительному и звуковому сигналам;
спиной вперед; приставными шагами; с поворотами направо и налево; зигзагообразный, с
оббеганием предметов; скоростной по сигналу ускорения на 10 – 15 м из различных исходных
положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, седа.
Упражнения для развития силы ног, прыгучести и ловкости.
Приседание, прыжки вперед с зажатым в ступнях набивным мячом; отбивание набивного
мяча ступней; прыжки на гимнастическую скамейку и через её; прыжки в верх с касанием высоко
подвешенного предмета; прыжки в сторону,
в длину-вверх, вперед с имитацией движений различных ударов; прыжки с высоким
подниманием колен («кенгуру»); многоскоки (на одной ноге, с ноги на ногу); прыжок ноги вперед
в стороны.
Упражнения для развития силы и подвижности кисти и пальцев.
Для развития этих мышц: вращательные движения по вертикальной и горизонтальной
"восьмерке" кистью (или только предплечьем или кистью и предплечьем одновременно); метание
на дальность набивного мяча (0,5-2 кг); сжимание теннисного мяча или эспандера для укрепления
мышц кисти и пальцев,); отжимание, подтягивание.
Упражнения для развития гибкости.
Наклоны, вращения, махи, выполняемые с наибольшей амплитудой. Упражнения на
растягивание: наклоны вперед, касаясь ладонями пола; наклоны в стороны, назад с доставанием
руками пяток ног. Все виды наклонов можно выполнять с отягощением и при активной помощи
партнера; вращение туловища, руки вверху в замке; выпады; махи ногами (вперед-назад, вправовлево); упражнения с гантелями.
6. Воспитательные (досуговые) физкультурно-спортивные мероприятия.
Теоретическая часть. Инструктаж по технике безопасности во время проведения и участия
в мероприятиях. Правила поведения во время мероприятий, отношения к участникам. Обсуждение
результатов физкультурно-спортивного мероприятия..
8
Практическая часть. Участие в физкультурно-спортивных мероприятиях.
7. Соревновательная деятельность.
Теоретическая часть. Инструктаж по технике безопасности во время проведения и участия
в соревнованиях и эстафетах. Правила поведения во время соревнований и эстафет, отношения к
соперникам и судьям соревнований. Обсуждение результатов соревновательной деятельности.
Практическая часть. Участие в соревнованиях на школьном уровне.
8. Контрольные занятия (аттестация).
Теоретическая часть. Методика выполнения тестовых упражнений. Правила выполнения
тестовых упражнений. Методика выполнения игры. Правила выполнения игры.
Практическая часть. Разминка. Сдача контрольно-тестовых упражнений по ОФП.
Организация и проведение подвижной игры со сверстниками.
9.
Итоговое занятие.
Практическая часть. Спортивный праздник. Подведение итогов учебного года, вручение
грамот, дипломов по результатам деятельности. Объявление итогов промежуточной и итоговой
аттестации. Задание для самостоятельных заданий на летний период.
1.4.Планируемыерезультаты
Планируемые результаты освоения программы включают увеличение двигательнопознавательной активности обучающихся, овладение новыми разнообразными упражнениями;
развитие и совершенствование координационных способностей и игровой ловкости, пополнение
запаса знаний об окружающем мире; развитие смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально
волевых качеств, способствующих гармоничному развитию обучающегося; повышение
функциональных возможностей организма, его сопротивляемости к заболеваниям; воспитание
силы воли, умения преодолевать усталость, стремление к победе.
По окончании обучения обучающиеся овладеют:
Личностными компетенциями:
сформируют устойчивую гражданскую позицию и потребность в систематических
занятиях физической культурой и спортом;
разовьют физические качества и навыки самоконтроля;
научатся работать в группе;
сформируют первоначальные нравственные, морально-волевые качества личности и
культуру поведения;
сформируют первоначальные навыки общения и сотрудничества со взрослыми и
сверстниками;
будут соблюдать нормы социального поведения;
-будут проявлять стремление к победе и лидерские качества;
будут соблюдать правила безопасности во время учебно-тренировочных занятий,
соревнований и физкультурно – спортивных мероприятий.
Метапредметными компетенциями:
сформируют потребность в ведении здорового образа жизни, укреплении здоровья и
саморазвитии;
будут стремиться проявлять ответственность и самостоятельность, способность к
эффективному взаимодействию;
смогут продемонстрировать технику выполнения упражнений, соблюдение правил
игры, самообслуживания и соблюдения правил техники безопасности;
будут применять на практике коммуникативные навыки и навыки саморегуляции;
разовьют интерес к самостоятельному использованию физических упражнений,
подвижных игр, форм активного отдыха и досуга в повседневной жизни.
9
Предметными компетенциями:
-
осознают роль физической культуры
и
спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике
вредных привычек;
овладеют понятиями о двигательных действиях и физических качествах человека;
будут выполнять правила игры и взаимодействия с членами команды;
будут иметь представления о технике выполнения общеразвивающих упражнений
для развития физических качеств и координационных способностей;
получат навыки общей и личной гигиены.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Календарный
учебный
график
разработан
в
соответствии
с
санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.3648-20).
Начало учебного года 01.09.2025года. Окончание учебного года 30.05.2026.
Продолжительность учебной недели – шестидневная рабочая неделя с одним выходным
днем (в зависимости от учебной нагрузки по видам спорта и уровням сложности).
Начало тренировочных занятий–согласно расписания. Каникулы:
-зимние с 1.01.2026 - 8.01.2026;
- летние с 29.05.2026 – 31.08.2026 – для группы. Праздничные и выходные дни:
1,2, 3, 4,6, 7 и 8 января – Новогодние каникулы;
23 февраля – День защитника Отечества (перенос праздничного дня);
8 марта – Международный женский день (перенос праздничного дня);
1 мая – Праздник Весны и Труда;
9 мая – День Победы;
12 июня – День России;
4 ноября – День народного единства.
Расписание занятий утверждается директором МАУ ДО СШ по представлению
педагогических работников с учётом пожеланий обучающихся (их законных представителей),
возрастных особенностей обучающихся и установленных санитарно - гигиенических норм.
Занятия обучающихся в период школьных каникул проводятся в соответствии с
утвержденным расписанием, планом работы МАУ ДО СШ на период каникул в форме
тренировочных занятий, физкультурно-оздоровительных, спортивно массовых, досуговых
мероприятий, участие в тренировочных сборах, отдыха в спортивном оздоровительном лагере
дневного пребывания детей, самостоятельная работа обучающихся по индивидуальным планам
подготовки.
Условия реализации программы
Учебно-методическое обеспечение программы
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей,
здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психологопедагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и
способностей детей с ОВЗ.
Программа предусматривает применение различных приемов и методов организации
образовательного процесса в очной форме.
Используются методы:
- словесный: объяснение, беседа, рассказ;
- наглядный: показ педагогом или обучающимся, работа по образцу, показ
10
видеоматериалов;
- игровой и соревновательный метод обучения;
- практический: тренировочные упражнения, контрольно-тестовые упражнения и задания.
Материально-техническое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение включает минимально допустимый перечень
библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических,
компьютерных и других информационных средств обучения, спортивного оборудования и
натуральных объектов.
Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется
дополнительное образование детей с ОВЗ соответствует общим требованиям, предъявляемым к
образовательным организациям, в частности:
- к соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности
требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно- тепловому режиму и т. д.);
- к обеспечению санитарно-бытовых (наличие оборудованных раздевалок, санузлов) и
социально-бытовых условий;
- к соблюдению пожарной и электро безопасности;
- к соблюдению требований охраны труда.
Для организации успешной работы имеется оборудованное помещение (спортзал), в
котором представлены в достаточном объеме:
1. Спортивный инвентарь (свисток, секундомер, рулетка, гимнастическая стенка,
инвентарь для п/игр и эстафет, набивные мячи, перекладины для подтягивания в висе, скакалки,
гимнастические маты, гимнастические палки, мячи, резиновые коврики, гантели и т.д.);
2.
Наглядный материал (набор иллюстраций, рекомендаций, памяток по правилам
здорового образа жизни);
3. Дидактический материал (схемы, карточки, примерные задания индивидуальные, формы
индивидуальной карты обучающегося, разработки, которые используются в процессе обучения и
формирования личности, комплексы игр на развитие физических качеств и двигательных
реакций).
4. Средства ТСО (ноутбук, проектор и экран демонстрационный, музыкальный центр).
5. Информационные ресурсы (литература, создание группы в контакте, сеть Интернет).
2.2.3.Кадровоеобеспечениепрограммы
Данная программа реализуется тренером-преподавателем по адаптивной физкультуре.
Привлекаются к учебно-тренировочному процессу педагог- организатор, инструктор-методист,
судьи по ВФСК «ГТО» Центра тестирования СШ. Программа реализуется в рамках сетевого
взаимодействия с МАДОУ №2, поэтому возможно тесное взаимодействие со специалистами
данного учреждения: воспитателем, медицинским работником, психологом.
2.2.4. Социальное взаимодействие.
В рамках реализации образовательной программы необходимо осуществлять социальное
взаимодействие с субъектами профилактики, администрацией МАДОУ №2, учреждениями
физической культуры и
спорта, культуры.
Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений деятельности педагога.
Это индивидуальная работа с родителями: консультации, включение и участие в работе
коллектива. Взаимодействие позволяет педагогу полнее раскрыть способности детей, шире
использовать их творческий потенциал, объединить воспитательные усилия.
Формы аттестации
Федеральныйзакон№273-ФЗ«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
не
предусматривает проведение итоговой аттестации
по дополнительным общеобразовательным
11
(общеразвивающим)программам (ст.75), но и не запрещает ее проведение (ст.60), однако
допустима промежуточная аттестация (ст.58) и итоговая аттестация (ст. 59) (регламентируется
Федеральным законом № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации») с целью установления: соответствия
результатов
освоения
дополнительной
общеобразовательной
(общеразвивающей) программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;
соответствия
процесса
организации
и
осуществления
дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы установленным требованиям к порядку и
условиям реализации программ.
Методы отслеживания результативности:
Педагогическое наблюдение;
Педагогический анализ результатов выполнения обучающимися физических
упражнений, участия в учебных играх, соревнованиях;
диагностика/мониторинг физической подготовленности.
дневник оценки результатов освоения программы (при оценивании учитываются
индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности,
последствия заболеваний обучающихся).
Прием контрольных нормативов общеразвивающих упражнений в спортивном зале:
упражнения на гибкость;
упражнения на ловкость; упражнения на координацию;
упражнения на силу; беговые упражнения.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы:
тестирование по ОФП, СФП, учет результатов соревновательной деятельности, зачет по игровой
деятельности.
Допустимые формы фиксации результатов: аналитический отчет (справка);
индивидуальная карта обучающегося, с указанием показателей личностного роста; ведомость;
протокол соревнований, грамота, сертификат, педагогический или родительский отзыв, видео и
фотоотчет.
Объектами мониторинга, контроля и итоговой аттестации могут являться:
знания, умения, навыки по изучаемому виду физкультурно-спортивной
деятельности;
уровень, развития физических качеств и уровень выполнения технических
элементов и правил подвижной игры в соотношении с эталоном;
техника выполнения упражнений;
степень самостоятельности и уровень способностей в принятии решений в
физкультурно-спортивной деятельности.
Теоретическая подготовка проверяется в ходе занятия или соревновательной деятельности
применительно изучаемого практического материала в форме беседы, опроса, викторины.
Формой контроля является мониторинг по общей физической подготовке.
Инструментарием мониторинга являются контрольно-тестовые упражнения, выбранные с учетом
возрастной категории обучающихся, разработаны с учетом нормативов испытаний (тестов)
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Все
испытания проводятся в соответствии с требованиями выполнения комплекса ВФСК «ГТО».
Мониторинг проводится дважды в год в первом полугодии - промежуточный контроль и в
конце учебного года - итоговая аттестация за весь период обучения.
Результаты мониторинга заносятся в протокол и обрабатываются в электронном виде.
Оценочные материалы
Шкала оценки уровня физической подготовленности
12
возр уровень
аст
12
Высокий
Средний
Низкий
ОФП
Бег30м(с)
мал.
5.1
5,5
5,7
дев.
5,3
5,8
6,0
Сгибание
и Прыжок
в Наклон вперёд Метание
разгибание рук длину с места из
положения мяча
весом
в упоре лежа толчком двумя стоя
на150г(м)
на полу (кол-во ногами (см)
гимнастической
раз)
скамье
(от
уровня скамьи –
см)
мал.
дев.
мал.
дев.
мал.
дев.
мал.
дев.
28
14
180
165
+9
+13
33
22
18
9
160
145
+5
+6
26
18
13
7
150
135
+3
+4
24
16
Определение уровня сформированности навыков участия в игре, организациии проведения
подвижной игры:
Понимание сути игры;
Выполнение правил игры;
Умение работать в команде;
Умение организовать и провести игру;
Умение использовать материалы и оборудование игры.
Критерии определение уровня сформированности двигательного навыка:
низкий – выполнено с тремя и более существенными нарушениями (неточностями
исполнения, низкая скорость, амплитуда движения маленькая), искажение техники исполнения
элементов;
средний - выполнено с незначительными искажениями, навык неустойчивый (низкая
амплитуда, минимум повторений);
высокий – движение выполнено без искажений, точно, технично, навык устойчив,
стабилен.
Методические материалы.
Учет особенностей в реализации адаптированной программы для детей с ОВЗ.
Адаптация программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
требует часто больше времени для освоения учебного материала. Поэтому сложность и
объем учебного материала должен быть уменьшен и облегчен. Дети от достаточно простых задач
постепенно переходят к более сложным, систематически повторяя и закрепляя учебный материал,
приобретенные навыки и умения. Степень освоения предложенной ребенку с ОВЗ
образовательной программы зависит от его индивидуальных особенностей и требует решения
таких коррекционных задач как диагностика проблемы, разработка плана решения проблемы,
решение
проблемы.
Адаптация дополнительной
общеразвивающей программы включает:
1.
Своевременное выявление трудностей у детей с ОВЗ.
2.
Определение особенностей организации образовательной деятельности в
соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребѐнка, структурой нарушения
развития и степенью его выраженности.
3.
Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ дополнительной
общеобразовательной программы:
•
Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных
нагрузок, вариативные формы получения образования);
13
•
Составление педагогами индивидуальных планов занятий с учетом особенностей
каждого ребенка;
•
обеспечение
психолого-педагогических
условий
(учѐт
индивидуальных
особенностей ребѐнка; коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса;
соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных
педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации
образовательной деятельности, повышения его эффективности, доступности);
•
обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный
режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных
и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и
норм);
•
разработка и реализация индивидуальных и групповых занятий для детей с ОВЗ.
4.
Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ
(обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений
развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, спортивно-массовых
мероприятиях, значимых событиях);
5.
Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей с ОВЗ по вопросам развития и обучения ребенка, вопросам правового
обеспечения и иным.
Основы структуры учебно-тренировочного занятия (УТЗ).
Учебно-тренировочные занятия базируются на широком использовании
теоретических знаний и умений, применении разнообразных средств физической культуры
для обеспечения необходимой двигательной активности, достижения и поддержания
оптимального уровня физической и функциональной подготовленности, приобретения личного
опыта, совершенствования и коррекции индивидуального физического развития, психофизических
качеств.
В структуре каждого учебно-тренировочного занятия, как правило, выделяют три
составные части: подготовительную(разминку), основную и заключительную.
Содержание отдельного тренировочного занятия определяется направленностью решаемых
задач.
Подготовительная часть учебно-тренировочного занятия, или разминка.
Это жесткое и необходимое условие проведения всех учебно-тренировочных занятий. В
ходе разминки осуществляется подготовка организма к выполнению напряженной работы по
разучиванию и совершенствованию техники
движений, развитию и поддержанию физических качеств: выносливости, силы, быстроты,
ловкости и гибкости.
Она вызывает новую установку в работе внутренних органов, усиливает деятельность
дыхательной системы, ведет к увеличению легочной вентиляции и газообмена, повышает
деятельность системы кровообращения, усиливает обмен веществ в мышцах опорнодвигательного аппарата. Все эти изменения ведут к плавному переходу организма от состояния
покоя к готовности перенести определенную физическую нагрузку.
Кроме того, грамотно проведенная разминка дает еще один положительный результат:
снижается риск травматизма во время выполнения основной физической нагрузки.
Различают общую и специальную разминку.
Задачей общей разминки является подготовка функциональных систем организма и
опорно-двигательного аппарата к основной работе. Общая разминка во всех видах спорта может
быть схожей и состоять из ходьбы, медленного бега и комплекса общеразвивающих упражнений.
Задача специальной разминки - углубленная подготовка тех мышц, связок, суставов и
функциональных систем, которые обеспечивают
14 выполнение основной работы в процессе занятия.
В ходе разминки происходит и психическая подготовка занимающихся, их "настрой" на
выполнение намеченной программы тренировки. Перед занятием необходимо продумать
содержание разминки, ее соответствие целям, задачам и условиям тренировки. Разминку
желательно начинать с различных видов ходьбы и бега, общеразвивающих упражнений в
движении и на месте, а заканчивать специально-подготовительными упражнениями и
растягиванием мышц.
Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой
движений, постепенно ее увеличивая. Количество повторений каждого упражнения - 8-12 раз.
Основная часть учебно-тренировочного занятия обеспечивает решение задач всесторонней
и специальной подготовленности по средством обучения
спортивной технике и тактике, воспитания волевых и развития физических качеств.
Учебно-тренировочные занятия, направленные на повышение уровня физической
подготовленности, строятся на основе использования
разнообразных физических упражнений - общеразвивающих, спортивных. Используются
различные методы тренировки: равномерный, повторный, интервальный, круговой,
соревновательный и игровой. Объем и интенсивность применяемых общеразвивающих,
специально-подготовительных, соревновательных упражнений; количество повторений, серий,
характер и продолжительность отдыха подбираются с учетом пола, возраста, состояния здоровья,
уровня подготовленности, психофизического состояния, условий мест занятий.
Заключительная часть учебно-тренировочного занятия (в спорте ее чаще всего называют
"заминка") предназначена для постепенного снижения нагрузки и, соответственно,
восстановления организма. Содержание заключительной части обычно составляют упражнения
невысокой интенсивности (малоинтенсивный бег, ходьба, а также дыхательные, маховые,
растягивающие и релаксационные упражнения).
Технологии обучения.
Для получения запланированных результатов, для обеспечения успешного обучения
помогают разнообразные формы, средства, методы, способы и приемы обучения, которые
составляют инструментарий педагогического процесса. В педагогической деятельности
используются технологии, место которых зависит от целей, содержания и форм обучения.
Современные образовательные технологии, применяемые при реализации адаптированной
программы по общей физической подготовке:
№
пп
1.
Образовательная Цель
Способы внедрения
Результат использования
технология
использования
Технология
создание
-формирование у
-ориентирует
воспитанников
личностноблагоприятных Двигательных умений и навыков, Воспитанников на
на
ориентированн условий для
базе которых строится учебно- развитие своей
ого обучения
каждого
тренировочный процесс;
индивидуальности;
воспитанника -это целенаправленное
-появляется
Формирование личности
Возможность работы с
Воспитанника посредством его
Каждым воспитанником
Физического развития, с учетом егоиндивидуально, при
способностей;
этом индивидуальная
-определение уровня физического Работа ведется в
Развития каждого воспитанника с Рамках работы со всей
Помощью тестов и нормативов;
учебно - тренировочной
-определение состояния здоровья группой;
Каждого воспитанника во время
-имеется возможность
Проведения
УТЗ
систематизировать и
15
2.
Здоровьесберег
ающая
технология
3.
Игровая
технология
учитывать
индивидуальные
Особенности каждого
Воспитанника при
Планировании и
Проведении УТП
обеспечение
-учет возрастных особенностей
-способствует снижению
сохранности
воспитанников;
Вероятности травм на
здоровья
- Формирование благоприятного УТЗ и во время
воспитанников психологического
фона
на соревновательной
при проведении занятиях;
деятельности;
УТЗ
и
в - распределение
физической - способствует
соревнователь нагрузки с учетом физических снижению
усталости
ной
возможностей воспитанников;
после
значительной
деятельности
- применение методов и приемов, физической нагрузки;
способствующих
появлению, - способствует
развитию и сохранению интереса к
Занятиям у каждого воспитанника; Укреплению здоровья
Организация
каникулярного воспитанников и
отдыха
формированию стойкого
Интереса к
систематическим
Занятиям спортом
развитие
познавательн
ой активности;
повышение
интереса к
систематичес
-включение в УТЗ не только
-способствует
Общеразвивающих упражнений, но расширению
и эстафет, подвижных игр,
кругозора,
спортивных игр;
формированию
-включение в УТЗ элементов
Определенных умений
тактических
и
технических И навыков,
приемов
ким занятиям; спортивных игр;
необходимых в
создание
- проведение соревнований;
практической
командного духа применение принципа системности деятельности;
в
спортивном и связи теории с практикой, - способствует развитию
коллективе;
принципа наглядности, принципа физических
качеств,
повышение
всестороннего развития личности чувства коллективизма.
эмоциональност
- информирует
и УТП
воспитанников о других
видах спорта;
- улучшает спортивные
показатели;
- способствует
профилактике
заболеваний
- воссоздание
и
усвоение общественного
опыта, в котором
складывается
и
совершенствуется
самоуправление
поведением
16
4.
Технология
проблемного
обучения
5.
Технология
Построение
- построение УТП, при котором -формирует мотивацию к
разноуровневого УТП
для воспитанник может быть переведен систематическим
обучения
перехода
на следующий этап подготовки при занятиям;
обучающихся с достижении
соответствующего - с п о с о б с т в у е т
одного уровня спортивного
результата
вне повышению спортивных
этапа
зависимости от возрастных рамок; результатов
подготовки на - свобода тренера в планировании обучающихся
следующий
ви
проведении
учебнозависимости
тренировочного процесса
от уровня
на
всех
этапах
спортивной
спортивной
подготовки
подготовленн
ости
Информационн о-поиск, анализ и - это
целенаправленное - способствует
коммуникацион сбор
формирование
личности расширению кругозора,
ныетехнологии необходимой воспитанника по средством ИКТ; формированию
информации, ее- применение
принципа определенных умений и
преобразован системности и связи теории с навыков, необходимых в
ие, сохранение практикой, принципа наглядности, практической
и
передача; принципа всестороннего развития деятельности;
умение
личности
- способствует развитию
применять для
умений
и
навыков
решения
передачи информации и
учебных задач
установлению связи с
информацион
участниками
ные
и
образовательных
телекоммуник
отношений,
вт.ч.при
ационные
дистанционном
технологии.
обучении;
- информирует
воспитанников
о
значении ФКиС, ЗОЖ;
- способствует
профилактике
заболеваний
и
правонарушений
6.
развитие
у - формирование условий, при -дает
возможность
воспитанников которых воспитанники должны определить
уровень
необходимых применять умения и навыки для сопротивляемости
мыслительных преодоления
искусственно- воспитанников
к
и
физических созданных препятствий на пути к условиям, которые могут
процессов,
достижению поставленной цели
возникнуть при участии в
позволяющих
соревнованиях;
решать
дает
возможность
проблемы
и
проводить
преодолевать
психологическую работу
препятствия,
с
воспитанниками,
как в УТП,
направленную
на
так
и
в
преодоление
сложных
соревнователь
ситуаций
ной
деятельности
Использование информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе:
использование фото, видеосъемки для обратной связи при обучении;
использование программ Видеоанализа
для разбора техники и внесения
17
исправлений;
-
телевизоре;
-
просмотр упражнений и техники исполнения знаменитыми спортсменами на ПК и
использование офисных программ (Word, Exel) для ведения базы данных по
фиксации и контроля за деятельностью обучающихся
Большое значение в воспитании и образовании здорового подрастающего поколения
является тесное взаимодействие тренера-преподавателя и воспитанника в контакте с родителями и
школой. Только во взаимодействии всех участников образовательного процесса кроется успех в
достижении поставленных перед педагогом целей.
Организация и методика проведения контрольных упражнений
При проведении контрольных упражнений следует обратить внимание на создание единых
условий выполнения для всех обучающихся. Упражнения по ОФП выполняются в спортивной
обуви. Все упражнения выполняются по правилам Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО) с учетом возрастных категорий обучающихся.
Бег на 30м проводится по дорожкам стадиона или на любой ровной площадке с твёрдым
покрытием. Участники стартуют по 2 человека.
Челночный бег 3х10м проводится на любой ровной площадке с твердым покрытием,
обеспечивающим хорошее сцепление с обувью.
Подтягивание на низкой перекладине выполняется из исходного положения: вис лежа
лицом вверх хватом сверху, руки на ширине плеч, голова, туловище и ноги составляют прямую
линию, стопы вместе, пятки могут упираться в опору высотойдо4см. Из исходного положения
участник подтягивается до пересечения подбородком грифа перекладины, возвращается в
исходное положение, зафиксировав его на 1 секунду и продолжает выполнение испытания.
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполняется в соответствующем секторе
для прыжков. Измерение производится по перпендикулярной прямой от места отталкивания до
ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа выполняется из исходного положения: упор лежа
на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более чем на 45 градусов
относительно туловища, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы упираются в
пол без опоры. Засчитывается количество правильно выполненных циклов, состоящих из
сгибаний и разгибаний рук, фиксируемых счетом судьи вслух или с использованием специальных
приспособлений (электронных контактных платформ).
Материально-технические условия и методические виды продукции в
реализации программы
Материально-техническое обеспечение является одним из условий успешной организации
занятий по ОФП. Выбор оборудования и материалов должен быть удобен и не вызывать
неловкости у ребенка.
Место проведения занятий – спортивный зал, открытая спортивная площадка с ровной
поверхностью.
Инвентарь и оборудование:
Мячи:
- футбольный–1шт.;
- баскетбольный-1шт.;
--теннисный (большой теннис)–10 шт;
- скакалки-10 шт.;
- фитболы- 10 шт.;
- набивной мяч (медбол) весом1кг- 10 шт.;
- гимнастические скамейки-3шт.; 18
-
перекладина навесная–1шт.;
коврик гимнастический- 10 шт.;
секундомер;
свисток.
Методические виды продукции:
Методические разработки: рабочая программа с учебно-тематическим планированием,
описание подвижных игр, конспекты УТЗ, комплексы ОРУ,
инструкции, разработки воспитательных физкультурно–спортивных и оздоровительных
мероприятий;
1.
Методические
рекомендации:
рекомендации
для
родителей
(законных
представителей) и обучающихся;
2.
Методические пособия и дидактические материалы: таблицы, иллюстрации,
буклеты, памятки, плакаты, фото и видео материалы, презентации, опросы, анкеты, тесты и др.
Организация и проведение воспитательной работы с обучающимися
Цель и задачи воспитательной деятельности
Цель воспитания–личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими
опыта осуществления социально значимых дел).
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение
следующих основных задач:
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в
сообществе;
-поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися;
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление;
организовывать для обучающихся экскурсии, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал;
организовывать профориентационную работу с обучающимися;
организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности;
организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития
обучающихся.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать интересную и
событийно насыщенную жизнь обучающихся, что станет эффективным способом профилактики
антисоциального поведения обучающихся.
Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы, которые представлены в соответствующих модулях:
«Ключевые общешкольные дела»;
«Безопасность жизнедеятельности»;
«Учебно-тренировочные занятия»;
«Школьные медиа»;
19
-
«Организация предметно-эстетической среды»;
«Работа с родителями»;
«Социальное взаимодействие».
Основные направления самоанализа воспитательной работы Самоанализ
организуемой воспитательной
работы
осуществляется
по
направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания и
последующего их решения.
Основным направлением анализа организуемого воспитательного процесса являются
результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития
обучающихся является педагогическое наблюдение.
Качество воспитания оценивается по трем основным направлениям:
1)
Качество воспитания (как воспитан),
2)
качество организации педагогом воспитательного процесса (как педагог организует
воспитательный процесс),
3)
качество созданных в образовательном учреждении условий для организации
воспитательного процесса (какие условия для воспитательного процесса созданы в
образовательном учреждении).
О качестве созданных в образовательном учреждении условий для воспитания можно
судить по степени достижения следующих целей:
- обеспечить воспитательный процесс в образовательном учреждении необходимыми
ресурсами;
- организовать совместную
работу
с педагогами,
осуществляющими процесс
воспитания в образовательном учреждении;
- организовать общешкольные
события
воспитательной
направленности
поддерживать традиции их проведения в образовательном учреждении.
О качестве организации педагогами воспитательного процесса можно судить по степени
достижения следующих целей:
- реализовать воспитательный
потенциал
учебной
и внеучебной деятельности
обучающихся;
- реализовать воспитательный потенциал взаимодействия с семьями обучающихся.
О качестве воспитания обучающегося можно судить по степени достижения основной цели
его воспитания, поставленной в зоне ближайшего развития воспитанника, - личностного роста,
который проявляется:
- в накоплении им основных социальных знаний;
- в развитии его позитивных отношений к базовым общественным ценностям;
-в
приобретении им
опыта самостоятельного ценностно
- ориентированного социального действия.
Оценка качества воспитания школьников:
1)
не является оценкой конкретного ребенка;
2)
производится на основе не персонифицированных диагностических методик;
3)
используется для выявления проблемного поля воспитания и совершенствования
воспитательной деятельности педагога.
План воспитательной работы с обучающимися разработан в соответствии с Программой
воспитания учреждения и календарного плана мероприятий (Приложение 1).
20
Информационное обеспечение.
Используемая литература:
1.
Артюшенко,Н.П. Организационно-педагогические условия обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования: Дис. канд. пед.
наук /Наталья Петровна Артюшенко. – Томск, 2010. – 180с.
2.
Безруких,М.М. Здоровьесберегающая школа.–М.,2004.–240с.
3.
БуйловаЛ.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время— новые подходы. Методическое
пособие. — М., 2015.
4.
Детские подвижные игры./Сост.В.И.Гришков.–Новосибирск: Новосибирское
книжное издательство, 1992.
5.
КиселевП.А.,КиселеваС.Б.«Подвижные и спортивные игры с мячом.»/ Планета.,
2015.
6.
Колобков, П.А. О создании условий для занятий физической культурой и спортом
для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов/ П.А.Колобков, С.П.Евсеев,
М.В.Томилова, В.Н.Малиц // Адаптивная физическая культура. – 2014.
-№4(60). -С.2-8.
7.
КузнецовВ.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Упражнения и игры с
мячами: Метод. Пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.-136 с.
8.
МалерА.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями. Книга для родителей.
-М.: Педагогика-Пресс,1996.
9.
СтраковскаяВ.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от1года до14
лет.–М.: Новаяшкола, 1994
10.
Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе:
Методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей групп продленного дня,
педагогов системы дополнительного образования и родителей. Серия «Игровые технологии»М.:ТЦСфера,2003.- 144с.
11.
Технология коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой
психического развития. Пособие для учителей классов КРО. /Подред. Шевченко С.Г./ - Самара:
Изд-во СИПКРО, 1998.
Список литературы для обучающихся:
1.
Бойко,Е.А. Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10лет/
Е.А.Бойко.-М.:КнигапоТребованию,2018.-256c.
2.
Ключева, М. А. Народные подвижные детские игры. Современный фольклорный
сборник/М.А.Ключева.-М.:Форум,Неолит,2014.-400c.
3.
Матюхина,Ю.А. 365 лучших подвижных игр для детей 6-9 лет на каждый день /
Ю.А. Матюхина. - М.: Академия развития, 2018. - 320 c.
Интернет ресурсы и ссылки:
1.
АлехинаС.В.,АнаньевИ.В. Доступность образовательной среды в сфере
дополнительного образования. // Информационно-методический портал по инклюзивному и
специальному образованию. Электронный ресурс: http://edu-open.ru/.
2.
Лаборатории дополнительного образования учреждения Российской академии
образования «Институт содержания и методов обучения».–Режим доступа: www.labdopobr.ru.
3.
Международная академия дополнительного образования Горского Владимира
Акимовича.–Режим доступа: www.gorski.ru–Дополнительное образование.
4.
Институт проблем инклюзивного образования//МГППУ.–Режим доступа:
http://www.inclusive-edu.ru.
5.
Информационно-методический
портал
по
инклюзивному
и
специальномуобразованию//МГППУ.–Режимдоступа:http://edu-open.ru/.
21
Интернет ссылки:
https://ped-kopilka.ru/igry-konkursy-razvlechenija/igry-s-mjachom-dlja-nachalnyh-klasov.html;
https://infourok.ru/sbornik_igr_s_myachami
dlya_mladshego_shkolnogo_vozrasta.124451.htm;
https://proshkolu.ru/user/titova46/blog/431087;
22
План воспитательной работы по модулям МАУ ДО СШ на 2025-2026 учебный год
Наименование мероприятия
Сроки и место проведения
Участники, возраст
1 Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Праздник начала учебного года «Стартуем!»
Беседа о ценности здоровья и о важности здорового образа
жизни
Оформление стендов с наглядной агитацией по безопасности
дорожного движения. Инструктажи по безопасной
жизнедеятельности.
День солидарности в борьбе с терроризмом. Инструктажи по
антитеррору.
Конкурс фото «День бабушек и дедушек», посвященный дню
пожилых людей.
Торжественная церемония «Посвящение в юные спортсмены
СШ»
Викторина ко Дню народного единства «Вместе мы сила»
Спортивный праздник, посвященный Дню матери «Мама, я и
спорт»
Ответственные
Обучающиеся СШ
7-17 лет
Сентябрь
Октябрь
Октябрь (конец месяца)
Ноябрь
Ноябрь
Мероприятия, приуроченные ко Дню Конституции России
Декабрь
Конкурс рисунков к новому году «Волшебный праздник
Новый год»
Декабрь
Просмотр презентаций и дискуссии «День полного
освобождения Ленинграда от фашистской блокады» (1944г).
«Международный день памяти жертв Холокоста»
«А ну-ка, парни!» интеллектуальный спортивный ринг,
Приложение 1
Обучающиеся СШ
7-12 лет
Обучающиеся СШ, поступившие на
обучение в новом учебном году
Обучающиеся СШ
7-17 лет
Обучающиеся СШ с мамами (по 2
человека от отделения)
Обучающиеся СШ
12-17 лет
Обучающиеся СШ
7-17 лет
Январь (27 января)
Обучающиеся СШ
7-17 лет
Февраль
Обучающиеся СШ
Педагогорганизатор
посвященный Дню защитника Отечества
Игровая программа «Масленичные забавы»
Март
«А ну-ка, девушки!» интеллектуальный спортивный ринг,
посвященный Международному женскому дню
Просмотр презентация, посвященных Дню космонавтики
Мероприятия и акции, посвященные Дню Победы
Чествование выпускников «Звездный выпуск»
Митинг, посвященный дню памяти Дмитрия Бочкарева
Викторина ко Дню России
7-17 лет
Обучающиеся СШ
7-17 лет
Обучающиеся СШ
7-17 лет
Апрель
Май
Май
Обучающиеся СШ
7-17 лет
Обучающиеся СШ
7-17 лет
Выпускники и обучающиеся СШ
Июнь
Обучающиеся СШ
Июнь
Воспитанники лагеря дневного
пребывания детей
2 Модуль «Безопасность жизнедеятельности»
Размещение информационных материалов на стендах по
В течение года
Обучающиеся СШ
пожарной безопасности, профилактике ВИЧ-инфекции,
экстремизма и терроризма, профилактике и предупреждению
ДДТТ
Встреча с инспектором ГИБДД
Октябрь, июнь
Обучающиеся СШ
Профилактическая беседа с проведением тестирования на
тему «Безопасность во время зимних каникул»
День интернета. Всероссийский урок безопасности
обучающихся в сети Интернет
Познавательно-игровая программа «Знатоки ПДД»
Конкурс «Безопасное колесо»
Декабрь
Обучающиеся СШ
Октябрь
Обучающиеся СШ
Февраль
Июнь
Обучающиеся СШ
Июнь
Воспитанники лагеря дневного
пребывания детей
Педагогорганизатор
Ноябрь
Эстафета «Веселые пожарные»
Просмотр презентации и беседа на тему «Опасное-неопасное
электричество»
Видеоурок «Всемирный день борьбы со СПИДом».
Размещение информации на сайте и в группах в соц. сетях
Беседа на тему «Профилактика ВИЧ-инфекции»
Викторина по антидопингу «Чистый спорт»
День памяти о событиях в Беслане
Беседа «Экстремизм и терроризм - угроза обществу»
Размещение видеороликов об опасности экстремизма и
терроризма
Беседа «Мои безопасные каникулы»
Акция «Спорт против наркотиков»
Апрель
Декабрь
Февраль
Обучающиеся СШ 7-12 лет
Обучающиеся СШ 7-12 лет
Обучающиеся СШ
Обучающиеся СШ 12-17 лет
Январь
Обучающиеся СШ
Сентябрь
Май
Обучающиеся СШ
Обучающиеся СШ
Июнь
Обучающиеся СШ
Май
Июнь
Обучающиеся СШ
Воспитанники лагеря дневного
пребывания детей
3 Модуль «Учебно-тренировочные занятия»
Сентябрь
Обучающиеся СШ 7-17 лет
Беседы с обучающимися о состоянии и развитии спорта в
России.
Тренировочные занятия в отделениях: лыжные гонки,
Сентябрь-июнь
Обучающиеся СШ 7-17 лет
волейбол, баскетбол, бокс, пауэрлифтинг, фитнес-аэробика,
футбол, каратэ, тхэквондо
Сентябрь, январь, июнь Обучающиеся СШ 7-17 лет
Промежуточные и итоговое тестирование в отделениях
Операция «Все на старт»:
ОФП и ГТО среди обучающихся ДЮСШ и школ города с
одарёнными детьми
Проведение тренировочных занятий тренерами-
Октябрь, апрель
4 Модуль «Самоуправление»
В течение года
Тренерыпреподаватели
Сильнейшие обучающиеся СШ
Старшие обучающиеся СШ
Тренеры-
инструкторами
преподаватели
Участие обучающихся в судейской практике
Проведение обучающимися
праздников
творческих
мероприятий и
Праздник спорта: День здоровья
5 Модуль «Экскурсии и походы»
Сентябрь
В течение года
Экскурсии в музей, по памятным местам города и др.
Тестирование -диагностика для выявления интересов и
способностей обучающихся (младших школьников).
Фотоконкурс «О, спорт, ты – мир!»
6 Модуль «Профориентация»
Октябрь
Педагогорганизатор
Обучающиеся СШ
Обучающиеся СШ
Обучающиеся СШ
7 Модуль «Школьные медиа»
Октябрь
Видео-презентация:
«Пожары.
Поджоги.
Мера
Ноябрь
ответственности» с размещением в соц. сетях
Презентация
Февраль
«Осторожно - электроприборы»
Обучающиеся СШ
Съемки видеоролика «Поздравление для женщин ко дню 8
Март
марта
Фотоконкурс Карпинск: вчера, сегодня, завтра, посвященный
Март
ко дню рождения города.
Просмотр видеоролика «Полет в космос», посвященный дню
Апрель
космонавтики
8 Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Ноябрь
Обучающиеся СШ
Изготовление сувениров ко дню матери
Оформление поздравительных уголков к праздничным датам
В течение года
Педагогорганизатор,
тренеры
преподаватели
Педагогорганизатор
Педагогорганизатор
Педагогорганизатор
9 Модуль «Работа с родителями»
Включение в повестку родительских собраний вопросов
Сентябрь, январь,
май
профориентационной Тематики.
Индивидуальные консультации с родителями: групповое и
индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и
формирования адекватного принятия решения о выборе профиля
обучения.
Индивидуальное консультирование c целью координации
По мере
воспитательных усилий педагогов и родителей
необходимости
Родители воспитанников СШ,
тренеры-преподаватели
Родители и обучающиеся СШ,
тренеры-преподаватели
Просвещение родителей о возрастных особенностях развития
Сентябрь, январь
Родители и обучающиеся СШ,
тренеры-преподаватели
ребенка и профилактике вредных привычек.
Обсуждение вопросов по БДД на родительских собраниях:
Сентябрь, январь
Родители воспитанников СШ,
тренеры-преподаватели
«Детский травматизм на дороге, причины и меры его
предупреждения.
Обеспечение
обучающихся
светоотражающими элементами».
10 Модуль «Социальное взаимодействие»
Просветительская работа по профилактике ВИЧ-инфекции, а
Ноябрь, март
Обучающиеся СШ
также пропаганда ЗОЖ
Октябрь, июнь
Обучающиеся СШ
Просветительская работа по профилактике ДТТ с
приглашенным инспектором по пропаганде БДД
Проведение спартакиад с участниками детских дошкольных В течение года
Представители дошкольных и
школьных учреждений и их
учреждений, спартакиады школьников и учащейся молодежи:
воспитанники, обучающиеся СШ,
«Юность», «Старты надежд» друзья-соперники, мини-футбол
Тренеры-преподаватели.
«Колобок», мастер-классы по правильной сдаче норм ГТО и
др.
Т.е.
тесное
взаимодействие
общеобразовательных
дошкольных и школьных организаций.
Просветительская работа по профилактике ЧС с
Ноябрь, апрель
Обучающиеся СШ
сотрудниками пож.части
Профилактическая работа с инспектором ПДН
Декабрь, май
Обучающиеся СШ
Тренерыпреподаватели
Педагогорганизатор
Педагогорганизатор,
тренерыпреподаватели
Педагогорганизатор