Содержание
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»………………………………...
1.1. Пояснительная записка
……………………………………………………………….
1.2. Цель и задачи программы
……………………………………………………….
1.3. Содержание программы ……………………………………………………………….
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………………………
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» …………………………..
2.1. Календарный учебный график ……………………………………………………………...
.2. Условия реализации программы ……………………………………………………………..
2.3. Формы аттестации ……………………………………………………………………………
2.4. Оценочные материалы……………………………………………………………………….
2.5. Методические материалы……………………………………………………………………
2.6. Список литературы…………………………………………………………………………...
3
3
4
5
17
17
17
18
18
18
19
21
РАЗДЕЛ № 1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта
«Футбол» (далее - Программа) разработана на основе:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- Приказа Министерства просвещения РФ №629 от 27.07.2022 г. «Об утверждении порядка
организации
и осуществления образовательной
деятельности по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Профессионального стандарта «Тренер-преподаватель» (Утвержден приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 952н);
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
- Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. №09-3242
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
- Постановление Правительства Свердловской области №1332-ПП от 29.10.2013 г.
«Стратегия развития физической культуры и спорта Свердловской области на период до 2035
года»;
- Устав МАУ ДО СШ.
Направленность (профиль) программы - спортивно-спортивная.
Данная программа направлена на укрепление здоровья, коррекцию физического развития и
повышение физической подготовленности обучающихся, а также на удовлетворение интересов
обучающихся в углубленной подготовке по избранному виду спорта.
Актуальность программы. В наше время в жизни современного молодого поколения
существует проблема дефицита двигательной активности. Поэтому в условиях повышенной
учебной нагрузки важнейшую роль играет эффективная организация физкультурнооздоровительной работы. Данная программа помогает адаптировать учебный процесс к
индивидуальным особенностям обучающихся, условиям для развития и формирования
спортивных навыков. А также развивает двигательную активность, улучшает сердечнососудистую и дыхательную систему, укрепляете иммунную систему организма. Успешность
обучению футболу, прежде всего, обусловлена подбором эффективных средств и методов
обучения, которые использует преподаватель, возрастным и индивидуальным особенностям
обучающихся. Индивидуальные различия обучающихся являются важнейшими причинами,
которые определяют эффективность освоения отдельных элементов и приёмов техники футбол.
Главной отличительной особенностью программы является возможность оказать
помощь обучающемуся в самореализации своих индивидуальных способностей, избавлении от
комплексов, самоконтроле. Программа направлена не только на развитие спортивного мастерства,
но и на оздоровление детей, позволяя посещать занятия воспитанникам с разной физической
подготовкой и физическими способностями;
- программа представляет содержание работы на спортивно – оздоровительном этапе раскрыта теоретическая и практическая часть.
Адресат программы: обучающиеся 8-11 лет.
Режим занятий: 6 часов в неделю (38 учебных недель)
Объем программы: 228 часов.
Срок освоения программы: Программа рассчитана на 1 год.
В настоящей Программе отражены основные цели, задачи, средства и методы на этапах
годичного цикла тренировки и построение тренировочного процесса на спортивно –
оздоровительном этапе 1 года обучения: распределение объёмов тренировочных нагрузок в
микро-, мезо- и макроциклах; участие в спортивных соревнованиях.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель программы: физическое развитие и приобщение обучающихся к нравственным
спортивным ценностям посредством обучения игре в футбол.
Задачи:
Образовательные:
1. формировать основы знаний в области физической культуры и спорта;
2. создавать представления о методике организации самостоятельных занятий физической
культурой и спортом, в частности футболом;
3. обучать техническим элементам и правилам игры;
4. обучать тактическим индивидуальным и командным действиям;
5. обучать приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных
занятиях футболом;
6. обучать приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных
занятиях футболом;
Развивающие:
1. развивать тактические навыки и умения игры;
2. развивать физические и специальные качества;
3. укреплять здоровье;
4. расширять функциональные возможности организма;
Воспитательные:
1. воспитывать чувство ответственности, дисциплинированность;
2. воспитывать привычку к самостоятельным занятиям избранным видом спорта в
свободное время;
3. формировать потребность к ведению здорового образа жизни.
Формы обучения:
- групповые практические занятия;
- групповые теоретические занятия;
- физкультурные и спортивные мероприятия (соревнования);
- контрольные упражнения (нормативы);
- самостоятельная работа обучающихся;
- занятие с применением дистанционных технологий (чат-занятия, веб-занятия).
Продолжительность обучения, минимальный возраст для зачисления, наполняемость
групп, количество часов в неделю
Уровни сложности
Продолжит
ельность
обучения
Количество
часов в
неделю
Спортивнооздоровительный
этап
1 год
6
Количество
занятий в
неделю
3
Минимальный
возраст для
зачисления
(лет)
8
Минимальная
наполняемост
ь группы
(чел.)
15
Максимальная
наполняемость
группы (чел.)
16
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
"Базовый уровень". Содержание программы предполагает освоение базовых знаний в
выбранном направлении физкультурно-спортивной деятельности, основанной на одном или
нескольких видах спорта, изучение терминологии и специализированных понятий,
обеспечивающих базисную основу для освоения учебного материала программы.
Организационные формы занятий, разновидность подготовки и средств физического
воспитания гарантированно формируют умения и навыки для участия обучающихся в
соревновательной деятельности по избранному виду физкультурно-спортивной деятельности
(виду спорта).
План учебного процесса
№
1
1.1
1.2
1.3
1.3
1.4
1.5
2
2.1
Наименование предметных областей/формы учебной
нагрузки
Общий объем часов
Обязательные предметные области
Теоретические основы физической культуры и спорта
Основы тактических действий
Основы технических действий
Общая и специальная физическая подготовка
Игровая практика
Медицинское обследовапние
Аттестация
Промежуточная (итоговая) аттестация
Распределение по часам
228
224
16
32
60
90
24
2
4
4
Самостоятельная работа обучающихся в пределах 10% от общего учебного плана.
Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе
на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке,
установленном локальными нормативными актами.
Текущий контроль успеваемости - форма педагогического контроля спортивной формы
обучающихся, выполнения ими учебных программ по видам спорта в период обучения.
Текущий
контроль
осуществляется
тренером-преподавателем,
реализующим
дополнительные программы спортивно-оздоровительного этапа:
в рамках одного тренировочного занятия;
в рамках нескольких тренировочных занятий (при тематическом контроле);
в течение года (при осуществлении мониторинга - отслеживания динамики развития
физических качеств и/или технических, тактических умений и навыков).
Промежуточная аттестация – форма педагогического контроля динамики спортивной
формы и прогнозирования спортивных достижений обучающихся. Промежуточная аттестация
осуществляется в конце каждого года обучения для перевода на следующий уровень сложности
обучения и для допуска обучающегося к итоговой аттестации
Итоговая аттестация - форма оценки степени и уровня освоения обучающимися
образовательной программы.
Тематическое планирование на спортивно-оздоровительном этапе
Тематическое планирование
Характеристика вида деятельности
обучающихся
Раздел. 1. Знания о футболе (в процессе практических занятий)
История зарождения футбола.
Знать
и пересказывать
факты
истории зарождения футбола.
Легендарные отечественные и зарубежные
футболисты, тренеры.
Достижения Национальной сборной команды
страны по футболу на Чемпионатах Европы,
Чемпионатах мира, Олимпийских играх
Футбольный словарь терминов и определений.
Спортивные дисциплины (разновидности)
футбола.
Первые правила соревнований игры в футбол.
Современные правила игры в футбол.
Состав команды по футболу; функции
игроков в команде; роль капитана
команды
Состав судейской коллегии, обслуживающей
соревнования по футболу. Жесты судьи.
Размеры футбольного поля, допустимые
размеры футбольного поля; инвентарь и
оборудование для занятий
Футболом
Правила безопасного поведения во время
занятий футболом.
Приводить
примеры
легендарных
отечественных и зарубежных футболистов,
тренеров. Характеризовать их вклад в
развитие футбола.
Знать
о
выдающихся
спортивных
достижениях Национальной сборной команды
России по футболу на различных мировых и
европейских соревнованиях.
Проявлять интерес к выступлениям сборных
команд страны по футболу (Национальной
мужской команды, Национальной женской
команды, молодежных сборных, юношеских
командах) на соревнованиях различных
мировых и европейских первенств.
Принимать участие в обсуждении успехов и
неудач сборных команд.
Знать,понимать,
применять
в
образовательной,
тренировочной,
игровой
деятельности
футбольные
термины
Знать и различать спортивные дисциплины
вида
спорта «футбол». Определять их
сходство и различия.
Характеризовать
первые
футбольные
правила, выявлять сходство и различия с
современными правилами игры.
Знать, рассказывать и соблюдать правила
игры во время обучения, соревновательной и
досуговой деятельности.
Применять правила во время осуществления
судейства учебных игр в качестве
помощника тренера.
Знать численный состав футбольной команды
(минимальный и максимальный). Знать и
характеризовать функции игроков в команде.
Объяснять отличия
индивидуальных игровых амплуа в футболе.
Знать
состав
судейской
коллегии,
обслуживающей соревнования по футболу и
основные функции. Знать и понимать жесты
судьи.
Уметь показывать жесты судьи.
Знать и называть размеры футбольного поля,
футбольной площадки, их допустимые
размеры; инвентарь и оборудование для
занятий футболом.
Знать, рассказывать и соблюдать правила
техники безопасности во время занятий
футболом.
Знать перечень спортивной одежды и обуви
для занятий футболом.
ио
Правила по безопасной культуре поведения во
время посещений соревнований по футболу.
Футбол как средство укрепления здоровья,
закаливания и развития
физических качеств
Знать, рассказывать и соблюдать правила
техники безопасности во время посещений
соревнований по футболу.
Использовать навыки безопасного поведения
на стадионе во время просмотра
игр в качестве зрителя, фаната – болельщика.
Раскрывать роль и значение занятий
футболом
для
укрепления
здоровья,
закаливания и развития физических качеств
Человека
Знать и рассказывать режим дня, правила
личной гигиены при занятиях футболом.
Режим дня при занятиях футболом.
Правила личной гигиены во время занятий
футболом.
Раздел 2. Способы двигательной деятельности
Соблюдение личной гигиены, требований
Знать и соблюдать правила личной гигиены при
к спортивной одежде и обуви для занятий
занятиях футболом.
футболом.
Первые внешние признаки утомления.
Знать
и определять
внешние
Способы самоконтроля за физической
признаки утомления.
нагрузкой.
Измерять ее разными способами и уметь ее
регулировать.
Уход за спортивным инвентарем и
Знать и соблюдать правила ухода за спортивным
оборудованием при занятиях футболом.
футбольным инвентарем, оборудованием.
Основы организации самостоятельных
Знать и составлять (совместно с учителем) план
занятий футболом.
самостоятельных занятий футболом с учетом
индивидуальных
показаний
здоровья
и
физического развития, двигательной (технической)
и
физической
подготовленностью.
Готовить места для проведения учебных занятий.
Применять знания в самостоятельном выборе
места для занятий футболом.
Подвижные игры и правила их проведения. Организовывать
и проводить
Организация и проведение игр,
подвижные игры.
направленных на формирование
Выполнять игровые задания с мячом.
двигательных умений футболиста.
Моделировать
игровые
ситуации
в напа
Организации подвижных и иных игр с
Подготавливать площадки для проведения
элементами футбола со сверстниками в
подвижных игр.
активной досуговой деятельности.
Проявлять самостоятельность в организации
подвижных игр, в том числе специальной
направленности с элементами футбола.
Общаться и взаимодействовать в игровой
деятельности.
Проявлять
коммуникативные
качества,
демонстрировать
стремление
к
победе,
уважительно относиться к соперникам.
Соблюдать правила подвижных игр.
Составление комплексов различной
Знать, составлять и осваивать самостоятельно
направленности: утренней гигиенической
упражнения и комплексы утренней гигиенической
гимнастики, корригирующей гимнастики
гимнастики, дыхательной гимнастики, упражнения
с элементами футбола;
для глаз, комплексы для формирования осанки,
дыхательной гимнастики, упражнений для
глаз,
упражнений формирования
осанки и профилактики плоскостопия,
упражнений для развития физических
качеств; упражнений
для укрепления голеностопных суставов.
Подбор общеразвивающих упражнений,
составление комплексов и включение их в
подготовительную часть урока, занятия.
укрепления
голеностопных
суставов;
профилактики плоскостопия, развития физических
качеств.
Отбирать
упражнения
для
подготовительной
части урока, занятия (разминки), самостоятельно
составлять комплексы из них, определять их
дозировку, демонстрировать их выполнение на
уроках,
занятиях
физической
культурой,
использовать во время самостоятельных
занятий футболом и досуговой деятельности.
Подбор и составление комплексов
Подбирать,
составлять
и
осваивать
упражнений, направленные на развитие
самостоятельно и при участии и помощи родителей
специальных физических качеств
простейшие
комплексы
футболиста
упражнений,
направленных
на
развитие
специальных
физических
качеств футболиста. Различать
упражнения по
направленности развития физических качеств
футболиста.
Контрольно-тестовые упражнения по
Характеризовать
показатели
физической
общей физической, специальной и
подготовки
(общей,
технической подготовке.
специальной
, технической). Знать и выполнять контрольнотестовые упражнения по общей, специальной и
технической подготовке.
Проявлять физические качества.
Оценивать
показатели
физической
подготовленности.
Контрольно-тестовые упражнения по
Характеризовать
показатели
физической
общей физической, специальной и
подготовки
(общей,
технической подготовке.
специальной
, технической). Знать и выполнять контрольнотестовые упражнения по общей, специальной и
технической подготовке.
Проявлять физические качества.
Оценивать
показатели
физической
подготовленности.
Причины возникновения ошибок при
Понимать сущность возникновения ошибок в
выполнении технических приёмов и
двигательной (технической) деятельности при
способы их устранения.
выполнении технических приемов футбола.
Анализировать выполнение технических приемов
и находить способы устранения ошибок.
Раздел 3. Физическое совершенствование
Комплексы общеразвивающих
Отбирать, составлять и применять комплексы
упражнений с мячом и без мяча.
общеразвивающих упражнений с мячом и без мяча
во время занятий
футболом, в том числе во время досуговой
Комплексы специальной разминки перед
соревнованиями.
Комплексы корригирующей гимнастики с
использованием специальных футбольных
упражнений.
Комплексы специальных упражнений для
формирования технических приемов
игрока.
Способы индивидуального регулирования
физической нагрузки с учетом уровня
физического развития и функционального
состояния.
Подвижные игры без мяча и с мячом,
эстафеты с элементами футбола.
Подвижные игры: «Кто дальше бросит?»,
«Попади в цель»,
«Пятнашки», «Лиса и куры»,
«Прыжки по полоскам», «Караси и щуки»,
«Третий лишний»,
«Пустое место», «Белые медведи»,
«Борьба за мяч»,
«Перетягивание каната»,
«Вызов», «Гонка мячей по кругу»,
«Мяч среднему»,
«Круговая лапта», «Охотники и утки».
Подвижные игры специальной
направленности: «Реакция и быстрота
деятельности и самостоятельных занятиях.
Определять роль и назначение разминки,
различать виды разминки перед занятием, перед
соревнованиями.
Понимать
особенности
разминки
перед
соревнованиями
по
футболу.
Отбирать
упражнения, составлять комплекс, осваивать и
выполнять разминку из специальных упражнений
перед соревновательной деятельностью.
Моделировать
комплексы
корригирующей
гимнастики, включать упражнения с футбольным
мячом, специальные футбольные упражнения.
Составлять и демонстрировать комплексы
специальных упражнений для формирования
технических приемов игрока.
Использовать в образовательной, тренировочной и
игровой деятельности комплексы специальных
упражнений, формирующие технические умения и
навыки.
Осваивать универсальные умения регулировать
величину нагрузки по частоте сердечных
сокращений
при
выполнении
физических
упражнений различной интенсивности.
Измерять показатели физического развития.
Измерять показатели развития физических
качеств.
Измерять частоту сердечных сокращений.
Анализировать
личные
показатели
и
корректировать нагрузку.
Знать и принимать участие в подвижных играх
без мяча, с мячом, соблюдать правила игры.
Проявлять стремление к победе, умение
взаимодействовать в команде, осуществлять
поддержку членов своей команды, уважительно
относиться к соперникам. Проявлять в эстафетах
интерес,
черты спортивного характера.
Излагать правила и условия подвижных игр.
Организовывать, проводить и принимать участие
в подвижных играх.
Выполнять игровые задания.
Моделировать игровые ситуации в атаке и защите.
Проявлять самостоятельность в организации
подвижных игр.
Соблюдать правила подвижных игр. Проявлять
бойцовский характер, добиваться поставленной
цели, демонстрировать нестандартное мышление,
оперативное мышление, умение брать
ответственность на себя, проявлять лидерские
качества.
Знать и понимать цели и задачи специальных
подвижных игр, формирующих специальные
движений», «Техника старта, остановки,
преследования, опеки, и смены
направления», «Финты
корпусом», «Смена направления движения
на скорости», «Основы обороны».
Эстафеты на развитие физических и
специальных качеств.
Техника передвижения: бег, прыжки,
остановки, повороты. Бег - приставными
шагами, скрестными, спиной вперед,
обычный, семенящий, с ускорением,
челночный, на различные дистанции, и
различной скоростью.
Прыжки- толчком двумя ногами, толчком
одной ногой, многоскоки.
Остановки-прыжком, выпадом,
стопорящим движением двух ног.
Повороты – на одной ноге, прыжком,
выпадом, на 900, 1800.
Индивидуальные технические приемы
владения мячом: ведение, удары,
остановки, финты, отбор мяча.
Ведение – внутренней частью подъема,
средней частью подъема, внутренней
стороной стопы, в ходьбе, в беге по
прямой, по кругу, восьмеркой, между
стоек.
Удары – ведущей ногой(внутренней
стороной стопы, внутренней частью
подъема, средней частью подъема) по
прямой, на короткие и средние расстояния;
по
лежачему, катящемуся, прыгающему,
летящему навстречу мячу; по различным
траекториям – низом, верхом. Остановки –
ногой, туловищем. Остановки мяча ногой подошвой, внутренней стороной стопы,
средней частью подъема, бедром,
внутренней частью подъема.
Остановки туловищем – грудью, животом.
Обманные движения (финты):
«уходом» - выпадом, переносом ноги через
мяч; «ударом ногой» - с уходом или
«убиранием мяча». Отбор мяча: во время
приема мяча соперником, во время
ведения мяча; ударом ногой, остановкой
физические качества, технические навыки и
умения. Участвовать в подвижных играх
специальной направленности. Соблюдать правила
игр. Соблюдать правила безопасного поведения во
время игр.
Принимать адекватные решения в условиях
игровой деятельности.
Принимать участие в эстафетах направленных на
развитие физических качеств. Демонстрировать
развитие физических и специальных качеств при
выполнении контрольно-тестовых упражнений.
Уметь описывать технику выполнения различных
перемещений:
бега,
прыжков,
остановок,
поворотов.
Осваивать и выполнять различные виды
передвижений: бег, прыжки, остановки, повороты
с изменением скорости, темпа и дистанции; с
дополнительными заданиями учителя.
Использовать
навыки
перемещений
в
тренировочной, игровой и соревновательной
деятельности.
Выявлять характерные ошибки при выполнении
различных передвижений, уметь устранять их.
Соблюдать правила безопасности во время
выполнения различных перемещений.
Описывать разучиваемые технические приемы и
элементы.
Понимать выполнения технических приемов
владения мячом: ведение, удары, остановки,
финты, отбор мяча.
Осваивать технические приемы и элементы
футбола: ведение, удары, остановки, финты, отбор
мяча в условиях учебного занятия.
Взаимодействовать в парах, группах при
выполнении технических приемов футбола.
Применять навыки технического исполнения
элементов и действий футбола в игровой и
соревновательной деятельности.
Демонстрировать
умения
и
навыки
по
технической подготовке, во время контрольнотестовых упражнений.
Осваивать универсальные умения управлять
эмоциями во время учебной и игровой
деятельности.
Выявлять ошибки при выполнении технических
приемов футбола, уметь анализировать причины
их возникновения, исправлять их.
Соблюдать дисциплину и правила безопасного
поведения во время занятий футболом.
Развивать общефизические и специальные
качества.
Проявлять заинтересованность и познавательный
ногой; в выпаде.
Выполнение ударов: начального, углового,
штрафного, свободного.
Вбрасывание мяча из-за боковой линии.
интерес к освоению технических элементов и
действий футбола. Демонстрировать во время
учебной
и игровой деятельности волевые,
социальные качества личности, организованность,
ответственность.
Проявлять
уважительное
отношение
к
одноклассникам, проявлять культуру общения и
взаимодействия, терпимости и толерантности в
достижении общих целей при совместной
деятельности.
Техника владения мячом игры вратаря:
Описывать разучиваемые технические действия
стойка вратаря; ловля мяча, отбивание мяча, владения мячом игры вратаря:
переводы мяча, броски мяча.
ловли мяча, отбивание мяча, переводы мяча,
броски мяча.
Понимать выполнения технических действий:
ловля мяча, отбивание мяча, переводы мяча,
броски мяча.
Осваивать технические действия и элементы
вратаря: ловля мяча, отбивание мяча, переводы
мяча, броски мяча.
Выявлять ошибки при выполнении технических
действий вратаря, уметь анализировать причины
их возникновения, исправлять их.
Соблюдать дисциплину и правила безопасного
поведения во время занятий футболом.
Развивать общефизические и специальные
качества.
Демонстрировать
общую
физическую
и
специальную подготовку во время контрольнотестовых упражнений.
Проявлять познавательный интерес к освоению
технических элементов вратаря.
Демонстрировать во время учебной и игровой
деятельности смелость, ловкость, мышление и
внимание.
Элементарные тактические
Описывать простейшие тактические
комбинации: в парах, в тройках;
взаимодействия в футболе: в парах, тройках.
забегания, смещения; тактические
Демонстрировать во время учебной и игровой
действия с учетом игровых амплуа в
деятельности простейшие тактические действия в
команде.
парах, в тройках, во время игр с уменьшенным
Коллективное ведение игры в футбол по
составом (2х2, 3х3, 4х4, 5х5).
упрощенным правилам.
Осваивать смещения; тактические действия с
учетом игровых амплуа в команде.
Взаимодействовать в парах, группах при
выполнении тактических действий футбола.
Развивать специальные качества футболиста:
ориентироваться на поле, быстро переключаться
от одного действия к другому; чувствовать
размеры и границы поля; видеть своих членов
команды и соперников; предугадывать действия
своих членов команды (игроков) и
игроков
команды соперника.
Учебные игры в футбол.
Участие в соревновательной деятельности.
Проявлять специальные физические качества
футболиста: общую выносливость, взрывную
скорость,
координацию,
скоростно-силовые
качества.
Общаться во время учебной и игровой
деятельности, выстраивая стратегию и тактику
игры футбол.
Проявлять заинтересованность и познавательный
интерес к освоению тактических основ футбола.
Участвовать в учебных играх в уменьшенных
составах, на уменьшенном поле, по упрощенным
правилам.
Демонстрировать умения и навыки выполнения
технических элементов и тактических действий в
учебных играх.
Знать правила игры в футбол.
Осуществлять судейство учебных игр в качестве
помощника судьи (учителя).
Использовать
футбольную
терминологию,
судейские жесты во время осуществления
судейства учебных игр.
Демонстрировать во время учебной и игровой
деятельности волевые, социальные качества
личности, организованность, ответственность.
Проявлять
уважительное
отношение
к
одноклассникам, проявлять культуру общения и
взаимодействия, в достижении общих целей при
совместной деятельности.
Осуществлять анализ своей и командной игровой
деятельности. Выявлять ошибки, находить
правильные пути их устранения.
Получать
удовольствие
психологическое
физическое
и
моральное
от
занимаемой
физкультурно-спортивной деятельности.
Участвовать в соревновательной деятельности
внутри областных, окружных и городских этапов
различных футбольных первенств.
Демонстрировать полученные навыки и умения
играть в футбол.
Показывать результаты не ниже среднего уровня,
при выполнении нормативных требований ВФСК
«Готов к труду и обороне» (ГТО).
Приобщаться к регулярным занятиям физической
культурой и футболом, в частности, вести здоровый
образ жизни.
Воспитательная работа
Воспитательная работа проводится в соответствии с разработанной программой воспитания
учреждения и календарного плана мероприятий СШ.
План воспитательной работы по модулям МАОУ ДО СШ на 2024-2025 учебный год
Наименование мероприятия
Сроки и место проведения
Участники, возраст
1 Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Акция «Спорт – это модно!»
Сентябрь
Беседа о ценности здоровья и о важности
Обучающиеся СШ
здорового образа жизни
7-17 лет
Инструктажи по БДД
Октябрь
Конкурс рисунков «День супер бабушек и
Обучающиеся СШ
дедушек», посвященный дню пожилых людей.
7-12 лет
Октябрь (конец месяца)
Торжественная церемония «Посвящение в юные
Обучающиеся СШ,
спортсмены СШ»
поступившие на обучение
в новом учебном году
Викторина ко Дню народного единства «Сила в
Ноябрь
единстве»
Обучающиеся СШ
7-17 лет
Спортивный праздник, посвященный Дню матери
Ноябрь
«С мамой вместе»
Обучающиеся СШ с
мамами (по 2 человека от
отделения)
Веселые старты, посвященные Дню неизвестного
Декабрь
солдата и Дню Героев Отечества
Обучающиеся СШ
7-12 лет
Мероприятия, приуроченные ко Дню
Декабрь
Конституции России
Обучающиеся СШ
12-17 лет
Конкурс плакатов «Праздник к нам приходит»
Декабрь
Обучающиеся СШ
7-17 лет
Просмотр презентаций и дискуссии «День
27 января
полного освобождения Ленинграда от фашистской
Обучающиеся СШ
блокады» (1944г). «Международный день памяти
7-17 лет
жертв Холокоста»
«А ну-ка, парни!» интеллектуальный спортивный
Февраль
ринг, посвященный Дню защитника Отечества
Обучающиеся СШ
7-17 лет
Игровая программа «Масленичные забавы»
Март
Обучающиеся
СШ
«А ну-ка, девушки!» интеллектуальный
7-17 лет
спортивный ринг, посвященный Международному
женскому дню
Апрель
Просмотр видеороликов, посвященных Дню
Обучающиеся СШ
космонавтики
7-17 лет
Май
Мероприятия и акции, посвященные Дню Победы
Обучающиеся СШ
7-17 лет
Май
Чествование выпускников «Звездный выпуск»
Выпускники и
обучающиеся СШ
Ответственные
Педагогорганизатор
Митинг, посвященный дню памяти Дмитрия
Бочкарева
Июнь
Обучающиеся СШ
Июнь
Воспитанники лагеря
Викторина ко Дню России
дневного пребывания
детей
2 Модуль «Безопасность жизнедеятельности»
Размещение информационных материалов на
Сентябрь
стендах по профилактике ВИЧ-инфекции
Обучающиеся СШ
7-17 лет
Встреча с инспектором ГИБДД
Октябрь, июнь
Обучающиеся СШ
7-17 лет
Октябрь
День интернета. Всероссийский урок безопасности
Обучающиеся СШ
обучающихся в сети Интернет
7-17 лет
Ноябрь
Эстафета «Пожарные не дремлют»
Обучающиеся СШ
Видеоурок «Всемирный день борьбы со
Декабрь
СПИДом». Размещение на сайте и в группах в
Обучающиеся СШ
соц.сетях
Просмотр видеоролика и дискуссия на тему
Февраль
«Профилактика ВИЧ-инфекции»
Обучающиеся СШ
Январь
Викторина по антидопингу «Чистый спорт»
Обучающиеся СШ (СП)
Познавательно – игровая программа «Знатоки
ПДД»
Апрель
Обучающиеся СШ
Влияние алкоголя и никотина на
7-17 лет
интеллектуальное и физическое здоровье
подростка»
Социальный ролик по БДД, по противодействию
Май
идеологии терроризма
Обучающиеся СШ
Конкурс по безопасности дорожного движения
Июнь
среди велосипедистов «Безопасное колесо»
Воспитанники лагеря
дневного пребывания
детей
Акция «Спорт против наркотиков»
Июнь
Воспитанники лагеря
дневного пребывания
детей
3 Модуль «Учебно-тренировочные занятия»
Сентябрь
Беседы с обучающимися о состоянии и развитии
Обучающиеся СШ 7-17
спорта в России.
лет
Сентябрь-июнь
Тренировочные занятия в отделении: футбол
Обучающиеся СШ
7-17 лет
Сентябрь, январь, июнь
Промежуточные и итоговое тестирование в
Обучающиеся СШ
отделении
7-17 лет
Операция «Все на старт»:
Октябрь, апрель
Педагогорганизатор
Тренерыпреподаватели
ОФП и ГТО среди обучающихся ДЮСШ и школ
Сильнейшие
города с одарёнными детьми
обучающиеся СШ
4 Модуль «Самоуправление»
Проведение обучающимися творческих
В течение года
мероприятий и праздников
Обучающиеся СШ
5 Модуль «Экскурсии и походы»
Сентябрь
Праздник спорта: День здоровья
Обучающиеся СШ
Экскурсии в музей, по памятным местам города и
В течение года
др.
Обучающиеся СШ
6 Модуль «Профориентация»
Тестирование -диагностика для выявления
Сентябрь
интересов и способностей обучающихся (младших
Обучающиеся СШ
школьников).
Беседа «Путешествие в мир профессий»
Март
Викторина: Профессиональное самопознание
Обучающиеся СШ
7 Модуль «Школьные медиа»
Фотоконкурс «О, спорт, ты – мир!»
Октябрь
Обучающиеся СШ
Видео-презентация: «Пожары. Поджоги. Мера
Ноябрь
ответственности» с размещением в соц сетях
Обучающиеся СШ
Презентация
Февраль
«Осторожно -электроприборы»
Обучающиеся СШ
Съемки видеоролика «Поздравление для женщин
Март
ко дню 8 марта
Обучающиеся клуба
«Импульс» 7-14 лет
Фотоконкурс Карпинск: вчера, сегодня, завтра,
Март
посвященный ко дню рождения города.
Обучающиеся СШ
Просмотр видеоролика «Полет в космос»,
Апрель
посвященный дню космонавтики
Обучающиеся СШ
8 Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Ноябрь
Изготовление сувениров ко дню матери
Обучающиеся СШ
9 Модуль «Работа с родителями»
Включение в повестку родительских собраний
Сентябрь, январь, май
вопросов профориентационной Тематики.
Родители воспитанников
Индивидуальные консультации с родителями:
СШ
Групповое и индивидуальное
профконсультирование, с целью выявления и
формирования адекватного принятия решения о
выборе профиля обучения.
Индивидуальное консультирование c целью
По мере необходимости
координации воспитательных усилий родителей.
Родители и обучающиеся
СШ
Просвещение родителей о возрастных
Сентябрь, январь
особенностях развития ребенка и профилактике
Родители и обучающиеся
вредных привычек.
СШ
Обсуждение вопросов по БДД на родительских
Сентябрь, январь
собраниях: «Детский травматизм на дороге,
Родители воспитанников
причины
и
меры
его
предупреждения.
СШ
Обеспечение обучающихся светоотражающими
Педагогорганизатор
Педагогорганизатор
Педагогорганизатор
Педагогорганизатор
Педагогорганизатор
Тренерыпреподаватели
элементами».
10 Модуль «Социальное взаимодействие»
Просветительская работа по профилактике ВИЧСентябрь, март
инфекции, а также пропаганда ЗОЖ
Просветительская работа по профилактике ДТТ с
Октябрь, июнь
приглашенным инспектором по пропаганде БДД
Обучающиеся СШ
капитаном полиции (МВД России).
Проведение спартакиад с участниками детских В течение года
дошкольных
учреждений,
спартакиады Представители школьных
школьников и учащейся молодежи: мини-футбол учреждений и их
и др.
воспитанники,
обучающиеся СШ,
Просветительская работа по профилактике ЧС с
Ноябрь, апрель
сотрудниками пож.части
Профилактическая работа с инспектором ПДН
Декабрь, май
Педагогорганизатор
Педагогорганизатор,
тренерыпреподаватели
Педагогорганизатор
Психологическая подготовка.
Теория: Адаптация как организма, так и психики к изменчивости и быстротечности
ситуации; целеустремленность действий в тех, или иных обстоятельствах (эффективность их
выполнение); задание (при определенных условиях) неизменной программы действий; развитие
индивидуально-психологических качеств личностей, необходимых для решения определенных
задач; коррекцию и регуляцию собственного поведения; восстановление психического здоровья
(нервно-психической устойчивости, уравновешенности, рассудительности и т.п.).
Практика: Подвижные игры
Основы техники и тактики игры.
Теория: Техника - основа спортивного мастерства. Техника основных элементов
ведения мяча, передач и приёма обработки мяча, удар по воротам. Применения отдельных
технических приемов в конкретной игровой обстановке. Выбор свободного места для приёма
мяча. Перемещение игроков, их расположение по отношению к воротам и противнику.
Практика: Техника нападения. Техника передвижения. Ходьба, бег.
Передвижения приставными шагами (лицом вперед, вправо, влево).
Остановки (прыжком). Повороты на месте (вперед, назад).
Техника владения мячом. Приём мяча грудью высокого мяча, ногами низкого мяча.
Передачи мяча правой, левой ногой, приём мяча. Обработка мяча. Удары на точность.
Техника игры вратаря. Передвижения в воротах без мяча в сторону приставным,
скрестным шагом и скачками на двух ногах. Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.
Техника защиты. Техника передвижений.
Тактика нападения. Индивидуальные действия: выход на свободное место с целью
атаки противника и получения мяча.
Групповые действия: взаимодействия четырёх игроков - "передай мяч — выходи".
Командные действия: организация командных действий по принципу выхода в
свободную зону.
Тактика защиты. Индивидуальные действия: выбор места по отношению к
нападающему с мячом.
Групповые действия: взаимодействия двух игроков - подстраховка.
Командные
действия: переключения от действий в нападении к действиям в защите.
Игры и соревнования
Теория: Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение
ошибок в игре. Беседа о правилах поведения в общественных местах.
Практика: Соревнования по футболу, соревнования по ОФП с рейтингом в группе
(внутригрупповые), городские и муниципальные. Соревнования по пионерболу, по баскетболу,
туристские походы, экскурсии в музеи, на выставки, к памятникам истории и культуры.
Посещение спортивных соревнований по футболу и другим видам спорта.
1.4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Имеют представление об основных понятиях игры в футбол.
-Знают правила игры, и выполняют элементарные упражнения с мячом.
- Выполняют правила личной гигиены и делают утреннюю зарядку.
- Владеют основным минимумом техники передвижения, стойками футболиста, техники
владения мяча и передачи его
- Могут работать в групповых и командных тренировках.
- Могут владеть основными приемами тактики защиты и нападения.
- Готовы участвовать в спортивных состязаниях своей возрастной группе Предметные:
- Приобретают привычку к здоровому образу жизни, к позитивному общению друг с
другом;
- Развивают патриотическое чувство через занятия спортом и изучение истории спорта в
России.
Ожидаемые результаты освоения программы:
- выступление сборных команд в городских соревнованиях,
- улучшение физического развития занимающихся,
- повышение уровня физической подготовленности учащихся.
РАЗДЕЛ № 2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.1.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный
учебный
график
разработан
в
соответствии
с
санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.3648-20).
Начало учебного года 02.09.2024 года.
Окончание учебного года 30.05.2025.
Продолжительность учебной недели – шестидневная рабочая неделя с одним выходным
днем (в зависимости от учебной нагрузки по видам спорта и уровням сложности).
Начало тренировочных занятий – согласно расписания.
Каникулы:
зимние с 1.01.2025 - 8.01.2025;
летние с 31.05.2025 – 31.08.2025 – для группы.
Праздничные и выходные дни:
1, 2, 3, 4, 6, 7 и 8 января – Новогодние каникулы;
24 февраля – День защитника Отечества (перенос праздничного дня);
9 марта – Международный женский день (перенос праздничного дня);
1 мая – Праздник Весны и Труда;
9 мая – День Победы;
12 июня – День России;
4 ноября – День народного единства.
Расписание занятий утверждается директором МАУ ДО СШ по представлению
педагогических работников с учётом пожеланий учащихся (их законных представителей),
возрастных особенностей обучающихся и установленных санитарно - гигиенических норм.
Занятия обучающихся в период школьных каникул проводятся в соответствии с
утвержденным расписанием, планом работы МАУ ДО СШ на период каникул в форме
тренировочных занятий, физкультурно-оздоровительных, спортивно массовых, досуговых
мероприятий, участие в тренировочных сборах, отдыха в спортивном оздоровительном лагере
дневного пребывания детей, самостоятельная работа обучающихся по индивидуальным планам
подготовки.
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально –техническое обеспечение программы:
Спортивный зал, оснащенный:
фишки
скакалки
утяжелители
волейбольный мяч
футбольные мячи
баскетбольный мяч
Информационное обеспечение программы: Видеофильмы про футбол, онлайн-занятия
по футболу, презентации к учебным занятиям.
Кадровое обеспечение программы: педагог дополнительного образования,
образование: высшее-педагогическое.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
1.Сдача нормативов
2.Соревнования
3.Мониторинг развития физических качеств обучающихся
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
1.Отчёты соревновательной деятельности
2.Журналы учета
3.Протокола соревнований, мониторингов
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Диагностика
Мониторинг освоения детьми Программы «Футбол» проводится 2 раза
в год. (декабрь, май)
Уровни развития: для определения уровня физической подготовленности, использую
мониторинг ОФП и СФП (в своей работе использую методику Иванова А.Е.). В комплекс ОФП
входят следующие нормативы: Прыжок в длину с места (низкий – 100 и ниже, средний – 115135, высокий- 155 и выше); Челночный бег (низкий- 11,2 и выше, средний- 10,8- 10,3, высокий9,9 и ниже); Подтягивания на высокой перекладине (низкий- 1 и ниже, средний- 23, высокий- 4
и выше).
Таблица нормативов по ОФП для спортивно-оздоровительного этапа
Тестовые упражнения
Уровень низкий
Прыжок в длину с места
100 и ниже (см)
Челночный бег 3х10
Подтягивания
высокой перекладине
11,2 и выше (сек)
1
и
ниже
(раз)
на
Уровень
средний
115-135 (см)
10,8-10,3 (сек)
2-3 (раз)
Уровень высокий
155 и выше
(см)
9,9 и ниже (сек)
3
и
выше
(раз)
В комплекс СФП входят следующие нормативы: Змейка (низкий - 30 сек и выше,
средний- 20 – 25 сек, высокий- 19 и ниже); Чеканка (низкий - 10 и ниже, средний - 40, высокий 60 и выше); Забей в ворота (низкий - 5 попадания, средний - 7 попаданий, высокий - 10
попаданий).
Таблица нормативов СФП
№
Тестовые упражнения
Уровень низкий
Уровень
средний
1
Обвод конусов (змейка)
30 и выше (сек)
20-25 (сек)
2
Набив мяча (чеканка)
10 и ниже (раз)
3
Забей в ворота ( 10 м)
5 и ниже
(забитых мяча)
п
Уровень
высокий
/п
19 и ниже
(сек)
40 (раз)
60 и выше
(раз)
7
10
(забитых мячей) (забитых мячей)
Выбранные упражнения очень точно показывают уровень подготовленности
обучающихся, так как являются основополагающими.
•
низкий (теоретические знания и практические умения и навыки,
предусмотренные программой усвоены менее чем на 50%)
•
средний (теоретические знания и практические умения и навыки,
предусмотренные программой усвоены более чем на 50%) высокий (теоретические знания и
практические умения и навыки, предусмотренные программой усвоены более чем на 75%)
Итоговый контроль
Текущая и промежуточная аттестация
Теория: Ознакомление с правилами сдачи нормативов.
Практика: Сдача нормативов, контрольные игры и соревнования.
Планируемые результаты спортивно-оздоровительного этапа:
Предметно-информационная составляющая:
- Имеют представление об основных понятиях игры в футбол и мини-футбол.
- Знают правила игры, и выполняют сложные упражнения с мячом.
Деятельностно-коммуникативная:
- Выполняют правила личной гигиены и делают утреннюю зарядку.
- Владеют основным минимумом техники передвижения, стойками футболиста, техники
владения мяча и передачи его.
- Могут работать в групповых и командных тренировках.
- Могут владеть основными приемами тактики защиты и нападения.
- Готовы участвовать в спортивных состязаниях своей возрастной группе
Ценностно-ориентационная:
- Приобретают привычку к здоровому образу жизни, к позитивному общению друг с
другом;
- Развивают патриотическое чувство через занятия спортом и
изучение истории спорта в России.
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Основная форма обучения - проведение комбинированных и практических занятий в
течение учебного года. По форме занятия самые разнообразные: учебно- тренировочное
занятия, соревнования, товарищеские игры, сдача контрольных нормативов. Совокупность
творческих методов обучения имеет не только образовательный и развивающий потенциал, а
также выполняет функцию воспитания. Обучающиеся приобретают знания, накапливают
умения и навыки игры в футбол, показывают результаты тренировочной работы в
соревнованиях и при сдаче контрольных нормативов, что способствует развитию самоконтроля,
мотивации и социализации. Методическая последовательность при обучении игре в футбол
представлена следующим образом:
1.
Перемещение по площадке.
2.
Удары по воротам.
3.
Нападающий удар, пас.
4.
Розыгрыш угловых.
5.
Дриблинг.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе
совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся
сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия
по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебнотренировочных по 6 часов в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям футболом рекомендуется применять
различные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у обучающихся предварительные представления об
изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание,
команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом для показа упражнений, наглядных
пособий. Практические методы:
метод упражнений;
игровой;
-круговой тренировки.
Игровой метод применяются после того, как у обучающихся образовались некоторые
навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально
подготовленных местах. Упражнения подбираются с учетом технических и физических
способностей занимающихся.
1.
С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев «Мини-футбол в школе» М. 2006 г.
2.
«Программы дополнительного образования детей. Выпуск 1» М. 2006 г.
3.
И.А. Швыков, А.А. Сучилин, С.Н. Андреев, Ю.Ф. Буйлин,
4.
А.И. Исмоилов, О.Б. Лапшин «Футбол. Поурочная программа для
учебнотренировочных групп 1-го и 2-го годов обучения ДЮСШ и СДЮШОР» М. 2003 г.
2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Байковский, Ю. В. Классификация и особенности формирования горных
неолимпийских видов спорта / Ю.В. Байковский. - М.: Вертикаль, Анита Пресс, 2016.
- 256
c.
2.
Барчуков, И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебник /
И.С. Барчуков. - М.: КноРус, 2015. - 368 c.
3.
Боген, М. М. Тактическая подготовка - основа многолетнего совершенствования.
Учебное пособие / М.М. Боген. - М.: Физическая культура, 2016. - 64 c.
4.
Бойко, В.Ф. Физическая подготовка борцов / В.Ф. Бойко. - М.: ТВТ
Дивизион, 2016. - 253 c.
5.
Велединский, В.Г. Спортивно-оздоровительный сервис. Учебник / В.Г.
Велединский. - М.: КноРус, 2016. - 645 c.
6.
Гигиена физической культуры и спорта. - М.: СпецЛит, 2018. - 200 c.
7.
Гришина, Ю. И. Общая физическая подготовка.Знать и уметь / Ю.И.
Гришина. - М.: Феникс, 2018. - 256 c.
8.
Жилкин, А. И. Теория и методика легкой атлетики / А.И. Жилкин, В.С.
Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: Academia, 2018. - 464 c.
9.
Логинов, С. И. Физическая активность в профилактике и реабилитации
ишемической болезни сердца. Учебное пособие / С.И. Логинов, С.Н. Попов. М.: Дефис, 2017. 200 c.
10. Миллер, Людмила Леонидовна Спортивная медицина. Учебное пособие / Миллер
Людмила Леонидовна. - М.: Олимпия / Человек, 2015. - 228 c.
11.
Полиевский
С.
А.
Гигиенические
основы
физкультурно-спортивной
деятельности. Учебник / С.А. Полиевский. - М.: Academia, 2016. - 272 c.
12. Система непрерывного физического воспитания как условие адаптации, развития
личности, формирования здорового образа жизни. Учебное пособие. М.: Омега-Л, 2018. - 436 c.
13. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры.
Учебник. - М.: Academia, 2018. - 272
14. Ферран Ален Олимпийский маркетинг / Ален Ферран , Жан-Лу Шаппле , Бенуа
Сегэн. - М.: Рид Медиа, 2016. - 352 c.
15. Шилин Ю.Н. Теория и методика тренировки в дартс / Ю.Н. Шилин. - М.:
СпортАкадемПресс, 2018. - 441 c.
16. http://amfr.ru/edu/mishka/ - сайт ассоциации мини – футбола России.
Общероссийский проект мини- футбол в школу.
17. Портал дополнительного образования http://dopedu.ru/
18. Kids world.ru http://www.kidsworld.ru/