Общеразвивающая программа Баскетбол продвинутый этап Шлепанов С.Н.

2

Содержание

Раздел№1«Комплекс основных характеристик программы»:
1.1. Цель и задачи программы
1.2. Содержание программы
1.3. Планируемые результаты
1.4. Воспитательный блок
Раздел№2«Комплекс организационно-педагогических условий»:
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Методические материалы
2.4.Формы аттестации
Список литературы

3

Раздел№1«Комплекс основных характеристик программы»:
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Физкультурно-спортивной направленности

«Баскетбол» разработана на основе:

- ФедеральныйЗаконот29.12.2012№273-ФЗ«Об образовании в РФ».
- Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение

Правительства РФ от 4.09.2014 №1726-р).

-

Постановление

Главного

санитарного

врача

Российской

Федерацииот

28.09.2020№28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»

-

Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от18.11.2015г.
(№09-3242)

- Приказа Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г .№196 «Об утверждении
порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным общеобразовательным программам»;
Направленность программы:физкультурно-спортивная.
Данная

программа

призвана

обеспечить

направление

дополнительного

физкультурного образования обучающихся общеобразовательного учреждения с
использованием способов двигательной деятельности и раздела «Баскетбол». Курс
направлен на укрепление здоровья, коррекцию физического развития и повышение
физической подготовленности обучающихся, а также на удовлетворение интересов
обучающих с углубленной подготовке в избранном виде спорта.
Актуальность данной образовательной программы выражается в том, что в
настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные
услуги в области физической культуры и спорта, поскольку дети занимающиеся
спортом с раннего возраста, развиваются быстрее и гармоничнее своих сверстников.
Современный социальный заказ на образовательные услуги обусловлен
задачами

физического

развития

детей,

которые

выдвигаются

в

концепции

модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность физического
воспитания,

использование

оздоровительных,

развивающих

и

воспитательных

возможностей, формирующих у обучающихся творческие способности, ценностное
отношение к здоровью, нравственность.

4

Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы опирается
на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие
интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств перед работой
направленной на освоение предметного содержания. Она учитывает специфику
дополнительного образования и позволяет охватить значительно больше желающих
заниматься этим видом спорта, а также то, что она включает, кроме практических
умений, теоретические знания по баскетболу и технике судейства.
Педагогическая

целесообразность.

Программа

позволяет

планомерно

работать с обучающимися разного возраста, объединяя их по физическим данным и
подготовленности. Реализация программы позволяет решить проблему занятости у
детей свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта.
В

процессе

изучения

у

обучающихся

систематических занятиях физическими

формируется

потребность

в

упражнениями. Дети приобщаются к

здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим
трудом,

умственная

нагрузка

компенсируется

физической.

Занятия

спортом

дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность,
способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как
укрепляют здоровье. Ребята, успешно усвоившие программу, смогут участвовать в
соревнованиях по баскетболу различного уровня. Практика показывает эффективность
ранней подготовки обучающихся для формирования полноценного коллектива
единомышленников и успешной работы на последующих этапах, позволит учащимся
восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приемами игры во
внеурочное время, так как количество учебных часов отведенных на изучение раздела
«Баскетбол» в школьной программе не достаточно для качественного овладения
игровыми навыками.
Практическая значимость. В условиях современной общеобразовательной
школы у обучающихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами
домашнего задания развивается гиподинамия. Решить от части, проблему призвана
программа дополнительного образования
«Баскетбол»,

направленная

на

удовлетворение

потребностей

в

движении,

оздоровлении и по поддержании функциональности организма. Развитие творческих,
коммуникативных способностей обучающихся на основе и собственной творческой
деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход,
направленный на социализацию и активизацию собственных знаний, актуален в
условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к
самореализации именно в весьма уязвимом подростковом возрасте, что повышает и
самооценку обучающегося, и его оценку в глазах окружающих.

5

Форма проведения.Очная, в том числе возможно дистанционное обучение.
Направления

деятельности.

Разноуровневые

дополнительные

общеразвивающие

программы.
Целевая аудитория. Дети среднего школьного возраста; дети старшего школьного
возраста.
Единовременное вовлечение детей при реализации программы: до 15
человек
Возрастные ограничения:
Продвинутый уровень:от 10до 15лет
1.1. Цель и задачи программы
Цель программы
Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья
обучающихся посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, формирования
навыков здорового образа жизни.
Продвинутый уровень
образовательные:
 обучение технике и тактике игры;
 развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых,
координационных, выносливости, гибкости);
 формирование необходимых теоретических знаний.
развивающие:
сформировать у обучающихся сознательно-ответственную позицию в
отношении здоровья;
развивать положительную мотивацию здоровьесбережения;
предоставить каждому обучающемуся возможности для самоопределения,
самореализации и саморазвития с учетом его индивидуальных особенностей;


улучшение координации и ритма движений;



развитие равновесия и пространственной ориентировки;



формирование правильной осанки.
6

воспитательные:
воспитывать у обучающихся экологическую, валеологическую культуру и культуру
поведения через формирование нравственных, духовных и волевыхкачеств;
ориентировать обучающихся

на спектр

профессий, связанных со

спортивной

направленностью;
способствовать развитию межличностных отношений, контактности,
доброжелательности;
воспитывать способность к сотрудничеству, взаимопониманию вколлективе,
построению межличностных отношений;


воспитывать чувство ответственности за себя;



воспитывать нравственные и волевые качества: волю, смелость, активность
Срок реализации программы –2 год
Минимальный возраст детей для зачисления на обучение:10лет.
Отличительные особенности: в данной программе не отражены основные

принципы обучения спортивной подготовки обучающихся. Программа адаптирована к
условиям работы в данном образовательном учреждении и имеет некоторые особенности.
Во-первых, предварительного отбора для занятий не проводится, но обязательно
наличие

у обучающегося соответствующего

уровня

технической

и

физической

подготовки, медицинского заключения.
Во-вторых, содержание программы обусловлено климатическими условиями
региона. Естественная двигательная активность детей в условиях продолжительной зимы
значительно снижена. Занятия разрабатываются с учетом следующих критериев: возраст,
пол, антропометрические признаки, уровень физического развития, уровень технической
подготовленности, игровое амплуа. При подготовке особое внимание уделяется работе с
высокорослыми юными баскетболистами – юношами и девушками, учитывая особенности
девушек – их склонность к более выраженному приросту массы тела, быстрое ослабление
внимания

при

физической

нагрузке

и

недостаточный

уровень

физической

работоспособности. Кроме того в целях закаливания и оздоровления детей предусмотрено
проведение занятий (как целиком так и частично) на открытом воздухе втечение всего
периода подготовки.
В-третьих, в связи с отсутствием спортивного отбора в группы, снижены
нормативные требования по разделам подготовки и требования к выполнению спортивных
разрядов. Программа состоит из трех модулей: «Основы знаний»,
«Общая и специальная физическая подготовка»,
7

«Техника и тактика игры».
Основополагаю щиепринципы:

•

Комплексность–предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно–

тренировочного процесса (теоретической, физической, технико–тактической подготовки,
педагогического и медицинского контроля).

•

Преемственность–определяет последовательность изложения программного

материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего мастерства, чтобы
обеспечить в учебно – тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов
подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей
уровня физической и технико– тактической подготовленности.

•

Вариативность–предусматривает, в зависимости от этапа подготовки,

индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план
разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной
или нескольких задач спортивной подготовки.
Особенностью

формирования

индивидуально–психологических

спортивной

особенностей

мотивации

занимающихся,

является
их

учет

интересов,

склонностей, способностей и увлечений.
Учебные группы мальчиков и девочек комплектуются совместно.
Объем и срок освоения программы
Объем программы:
- 228 часов в год, 38 учебных недель, 6 часов в неделю .Режим занятий: занятия
проводятся 3 раза в неделю по 2 часа
Условия реализации программы. В группы принимаются все желающие.
Установленные ограничения по приему в группы являются медицинские показания. По
составу–группы разновозрастные. Количественный состав групп: 15 человек. Сроки
реализации программы: программа рассчитана на 2 год обучения.
Формы занятий:

- учебно-тренировочные занятия
- спортивные соревнования
- физкультурные праздники
- самоподготовка
- создание презентаций.

8

Формы

организации

обучения:

командная,

малыми

группами,

индивидуальная.
При составлении программы учитывалась разная подготовка обучающихся.
Таким образом, разноуровневая подготовка детей предполагает различные формы и
методы организации учебного процесса. Тренер-преподаватель оставляет за собой
право при необходимости корректировать количество часов, отведенных на ту или
иную тему. Причиной корректировки могут быть различные факторы: состав группы,
способности учащихся, их индивидуальные возможности
1.2. Содержание программы
Учебно-тематическое планирование
Тренировочная деятельность организуется в течение всего календарного года,
в соответствии с календарным учебным графиком, годовым учебным планом и
календарем спортивно-массовых мероприятий. Годовой учебный план рассчитан на 38
недель.
Группа

Минимальны

Количество

Количество

Количество

й возраст для

обучающихся

учебных

учебных часов

зачисления

в группе

часов в

в год

(лет)

неделю

Спортивно-оздоровительная группа(СОЭ)
СОЭ 3

10

15

6

228

СОЭ 4

13

15

6

228

Годовой план-график распределения учебных часов по баскетболу спортивно –
оздоровительной группы(СОЭ)
№п/п

Разделы подготовки

СОЭ 3

СОЭ 4

1.

Теоретическая подготовка

20

14

2.

Общая физическая подготовка

46

46

3.

Специальная физическая

50

50

68

68

подготовка
4.

Техническая и тактическая
подготовка

9

5.

Интегральная подготовка

26

26

6

Соревнование*

8

14

7.

Контрольные испытания

10

10

8.

Общее количество часов

228

228

* на однуигруотводится 2 часа

Допускается реализация предметных областей посредством самостоятельной
работы обучающихся в пределах до 10% от общего объема учебного плана.
Теоретическая подготовка.
1. Физическая культура и спорт в России. Значение двигательной активности в
укреплении здоровья, физического развития и подготовленности, в воспитании
людей. Характеристика физкультурно-спортивных занятий оздоровительной и
спортивной направленности.
История возникновения баскетбола.
2. Сведения о строении и функциях организма человека. Костная и мышечная
системы. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Нервная система. Органы
пищеварения и выделения. Взаимодействие органов и систем.
3. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Понятие о гигиене и санитарии.
Личная гигиена тела. Форма для занятий в спортивном зале и на улице. Временные
ограничения и противопоказания к занятиям видами спорта предупреждение травм
при

физкультурно-спортивных занятиях,

доврачебная

помощь.

Врачебный

контроль и самоконтроль. Режим дня и питания.
4. Основы техники и тактики игры. Основные понятия о спортивной технике и
тактике игры. Взаимосвязь техники и тактики. Характеристика технической и
тактической подготовки.
5. Оборудование и инвентарь. Разметка площадки. Оборудование и инвентарь,
применяемые в процессе тренировки соревнований. Тренажерные устройства,
технические средства.
6. Спортивные соревнования. Организация и

проведение. Роль соревнований в

подготовке занимающихся, в подготовке спортсменов. Правила соревнований по
баскетболу. Подготовка к соревнованиям, участие в соревнованиях.

10

Общая физическая подготовка (ОФП)
В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой;
упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.
Гимнастические упражнения подразделяются на три группы:первая для мышц рук
и плечевого пояса, вторая - для мышц туловища и шеи; третья - для мышц ног и таза.
Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи,
гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических
снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина,канат); прыжки в высоту с
прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку).
Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных
положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад;
соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.
Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и
метаниях.
Бег: 20,30,60 м, повторный бег - два-три отрезка по 20-30 м (с 12 лет) и по 40 м (с
14 лет. Бег с низкого старта 60 м(с 13 лет), 100 м (с 15 лет). Эстафетный бег с этапами до
40 м (10-12 лет), до50-60 м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными
препятствиями(учебные

барьеры,

набивные

мячи,

условные

окопы,

количество

препятствийот4до10).Бег иликросс500-1000м.
Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места;
тройной прыжок с места; в длину с разбега.
Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на
дальность;

метание

гранаты

(250-700

г)

с

места

и

с

разбега;

толкание

ядравесом3кг(девочки13-15лет), 4кг(мальчики13-15лет),.
Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные-от3до5видов.
Упражнения по общей физической подготовке:
Строевые

упражнения.

Шеренга,

колонна,

фланг,

интервал,

дистанция.

Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и
разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет построю,
повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг.Остановка.Изменение скорости
движения строя.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в
основной стойке, на коленях, сидя, лежа) сгибание и разгибание
вращения, махи, отведение и

приведение,

рывки

рук,
одновременно

обеими руками и разновременно, тоже во время ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки;

сгибание ног в тазобедренных

суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем боковом
11

направлениях; выпады

пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных

исходных положений ног (вместе, на ширине плеч ,одна впереди другой и т.п.); сгибание и
разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы;
наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание
прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине
переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол
из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих
движений.
Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной
скакалкой,

гантелями,

набивными

мячами,

утяжелителями,

резиновыми

амортизаторами, палками, со штангой (для юношей). Игра в мини-футбол, в теннис
большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон.
Упражнениядляразвитиясилы. Упражнения с преодолением собственного
веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах.
Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза.
Упражнения

на

гимнастической

стенке.

Упражнения

со

штангой:

толчки,

выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами.Упражнения на
тренажёрах.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до
100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз.
Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с задачей
догнать партнера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с
широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные
наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической
палкой или сложенной вчетверо скакалкой:

наклоны и повороты туловища с

различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину);
перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической
стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног.
Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка.Перевороты вперед, в
стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках.Прыжки опорные через козла,
коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на
гимнастической скамейке, бревне. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами.
Метание

мячей

кувырков,поворотов.

в

подвижную

и

неподвижную

цель.

Метание

после
12

Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелазанием, пролезанием,
перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких
предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей),ловлей и метанием мячей.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту
через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ног и на ногу, на
двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.),
«чехарда».Прыжки

в

глубину.

Беги

прыжки

полестнице

вверх

и

вниз.Бег

помелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью.
Игры

с

отягощениями.

Эстафеты

комбинированные

с

бегом,прыжками,метаниями.Метаниегранаты,копья,диска,толканиеядра.
Упражнения

для

развития

общей

выносливости.

Бег

равномерный

ипеременныйна500,800,1000м.Кросснадистанциидлядевушекдо3км,для
юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1ч (для
разных возрастных групп). Плавание с учетом и без учета времени. Ходьба на лыжах с
подъемами и спусками с гор, прохождение дистанции от 3до 10 км на время.
Спортивные игры на время: баскетбол, мини-футбол (для мальчиков и девочек).
Марш-бросок. Туристические походы.
Подвижные игры.
Обычные салочки. Один из играющих—водящий, ему ловить. Остальные
разбегаются.

Кого

осалит

(дотронется

ладонью)водящий,тотприсоединяетсякнемуиловитостальныхвместесним.

Излови

в

третьего, они ловят четвёртого, пятого и т.д., пока не переловят всех. Когда все
пойманы, игра начинается снова. Существует другой, бесконечный вариант игры: тот,
кого осалит водящий, сам становится водящим, а водящий, наоборот,становится
простым игроком. Иногда по согласованию игроков вводится дополнительное правило:
водящий не имеет права осаливать того, кто до этого осалил его самого.
Круговые салочки. Играющие становятся по кругу (3 круга на площадке, если
много народу, то распределить по всем трем кругам). По сигналу все бегут по кругу
друг за другом. Если кто кого-то догонит и осалит, тот выходит из игры. Неожиданно
дается

громкий

сигнал.

При

этом

все

должны

повернуться

и

бежать

в

противоположную сторону, стараясь осалить бегущего впереди. Выигрывают те, кого
не смогли осалить.
Колдунчики.

Игроки

делятся

на

две

«колдуны»(примерно1/3игроков)и«убегающие»(2/3).Если

неравные

команды:

колдун

запятнает

убегающего, он его «заколдовывает» — тот возвращается в то место, где его
запятнали, и встаёт неподвижно. «Расколдовать» его может кто-то из убегающих,
коснувшись заколдованного рукой. Колдуны выигрывают, когда заколдовывают 13

всех, убегающие — когда за отведённое время не дали колдунам это сделать. Если
участников игры больше 10-15ти человек, часто используют цветные повязки или
ленточки для обозначения водящих и убегающих.
Вышибалы. Для игры в вышибалы нужно как минимум 3 человека. Из них 2
вышибающие (вышибалы) и один водящий. Играющие разбиваются на две команды.
Двое игроков из одной становятся на расстоянии примерно семь
– Восемь метров друг на против друга. У них мяч. Между ними передвигаются два
игрока другой команды. Задача первых – перебрасываясь мячом друг с другом,
попадать в соперников и выбивать их из игры. При этом нужно бросать так, чтобы мяч,
не попав в цель, мог быть пойман партнёром, а не улетал каждый раз в никуда. Задача
вторых– не дать себя выбить. Если ловишь летящий мяч, тебе добавляется одна жизнь.
Наберёшь, к примеру, пять жизней и чтобы выбить из игры, нужно попасть в тебя
шесть раз. Если мяч отскакивал от земли и попадал в игрока, это не считалось. Место
выбитых игроков занимали другие члены команды. Когда выбивали всех – команды
менялись местами.
Гуси–Лебеди.

На

одной

стороне

площадки

проводится

черта,

отделяющая"гусятник".Посередине площадки ставится 4 скамейки, образующие
дорогу шириной 2-3метра. На другой стороне площадки ставится 2 скамейки - это
"гора". Все играющие находятся в "гусятнике" - "гуси". За горой очерчивается
круг"логово",в

котором

размещаются

2

"волка".

Посигналу-"гуси-

лебеди,вполе","гуси"идутв"поле"итамгуляют.Посигналу"гуси - лебеди домой, волк за
дальней горой", "гуси" бегут к скамейкам в"гусятник". Из-за "горы" выбегают "волки"
и догоняют "гусей". Выигрывают игроки, ни разу не пойманные.
Поймай мяч .Вкруг,диаметром1метр,становится участник с волейбольным
мячом в руках. Сзади игрока лежат 8 теннисных (резиновых) мячей. По сигналу
участник подбрасывает мяч вверх, и пока он находится ввоздухе, старается подобрать
как можно больше мячей и, не выходя из круга, поймать мяч. Побеждает участник,
которому удалось подобрать больше мячей.
Третий лишний. Дети парами, взявшись за руки, прогуливаются по кругу. Два
ведущих: один убегает, другой - догоняет. Убегающий спасаясь от преследования,
берет за руку одного из пары. Тогда тот, кто остался, стает лишним–убегает. Когда
догоняющий дотронется до убегающего, они меняются ролями.
Специальная физическая подготовка(СФП)
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на
отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа)лицом, боком и спиной
вперед. Бег с максимальной частотой шагов на месте и с перемещением. Рывки по 14

зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с
партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером
без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с
поворотом).Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции.
Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх(одиночные, сериями).
Многократные прыжки с ноги на ногу (на дальность при определенном количестве
прыжков ;на количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 50 м). Прыжки на
одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой
ноги. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь
вперед, назад. Бег и прыжки с отягощениями (пояс, манжеты на голенях, набивные мячи,
гантели).
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание
и

разгибание

рук

в

лучезапястных

суставах

и

круговые

движения

кистями.Отталкиваниеотстеныладонямиипальцамиодновременноипопеременноправойил
евойрукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (в право и влево), носки ног на
месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает
партнер. Из упора лежа «подпрыгнуть», одновременно толкаясь руками и ногами,
сделать хлопок руками. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, кистевым и
эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Имитация броска с амортизатором
(резиновым

бинтом),

гантелями.

Поднимание

и

опускание,отведениеиприведениеруксгантелямивположениележанаспиненаскамейке.
Метание мячей различного веса и объема (теннисного, хоккейного, мужского и женского
баскетбольного набивного мячавесом1-5кг) на точность, дальность, быстроту. Метание
камней с отскоком от поверхности воды. Метание палок(играв«городки»). Удары по
летящему мячу(волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену,
через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания в цель. Бросок мячей
через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания. Падение на руки
вперед, в стороны с места и с прыжка.
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в
ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с
попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно
появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от
стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Ведение
мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение
с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и левой рукой двух
мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера.
Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, 15

ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный
бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки,ставя ступни
точно у линии).
Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения
партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3м.
Упражнения

для

развития

специальной

выносливости.

Многократные

повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с
различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры
учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к
нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).
Техническая подготовка
Основными задачами технической подготовки являются:
-прочное освоение технических элементов баскетбола;
-владение техникой и умение сочетать в разной последовательности технические
приемы;
-использование технических приемов

в

сложных

условиях

соревновательной

деятельности.
К

основным

средствам

решения

задач

технической

подготовки

относятся

соревновательные и специальные упражнения:
-Прыжок толчком двух ног

-

-Прыжок толчком одной ноги
-Остановка прыжком
-Остановка двумя шагами
-Повороты вперед
-Повороты назад
-Ловля мяча двумя руками на месте
-Передача мяча двумя руками сверху
-Передача мяча двумя руками от плеча(с отскоком)
-Передача мяча двумя руками от груди(с отскоком)
-Передача мяча двумя руками снизу(с отскоком)
-Передача мяча двумя руками с места
-Передача мяча одной рукой с места
-Ведение мяча с высоким отскоком
-Ведение мяча с низким отскоком
-Ведение мяча на месте
-Ведение мяча по прямой
-Броски в корзину двумя руками сверху

16

-Броски в корзину двумя руками от груди
-Броски в корзину двумя руками снизу
-Броски в корзину двумя руками (добивание)
-Приставные шаги
Эффективность средств технической подготовки во многом зависит от методов
обучения. В процессе подготовки используют общепринятые методы физического
воспитания: практические ,словесные, наглядные.

Тактическая подготовка
Тактическая подготовка–это педагогический процесс, направленный надостижение
эффективного применения технических приемов на фоне изменений игровых условий с
помощью тактических действий.
Под тактической подготовкой понимается совершенствование рациональных приемов
решения задач, возникающих в процессе соревновательной деятельности, и развитие
специальных, определяющих решение этих задач.
Задачи тактической подготовки:
-овладеть основой индивидуальных, групповых и командных тактических действий в
нападениии защите;
-овладеть тактическими навыками с учетом игрового амплуа в команде;
-формировать умения эффективно использовать, технические приемы и тактические
действия в зависимости от условий(состояние партнеров, соперник, внешние условия);
-развивать способности к быстрым переключениям в действиях-от нападения к защите
и от защиты к нападению;
-изучать

соперников,

их

тактический

арсенал,

техническую

и

волевую

подготовленность;
-изучать тактику ведущих команд страны и сильнейших зарубежных команд.
На спортивно-оздоровительном этапе уделяется внимание обучению тактическому
приему нападения «Передай мяч и выходи».
Интегральная подготовка
Выполнение

упражнений

в

чередовании

подготовительных

упражнений

с

выполнением технических приемов данного года обучения.
Выполнение упражнений, направленных на развитие физических качеств, в рамках
структуры приемов техники.
Выполнение упражнений с отягощениями (пояса, манжеты) на различные приемы

17

техники.
Многократноевыполнениетехническихприемовсцельюразвитияспециальных
физических качеств.
Чередование выполнения технических приемов нападения и защиты.
Чередование

выполнения

тактических

действий

отдельно

индивидуальных

,групповых и командных.
Учебные игры с выполнением заданий по технике и тактике в объеме программы.
Учебные игры с повышенной интенсивностью для воспитания в единстве навыков
выполнения технических приемов, тактических действий и специальных качеств.
Проведение контрольных игр с целью решения учебных задачи подготовки к
соревнованиям.
Участие в официальных соревнованиях различного уровня, выполнение установок
на игру.Разбор игр.

1.3. Планируемые результаты
Результаты и способы определения результативности: обучающиеся при обретут
необходимые умения и навыки игры в баскетбол, получат соревновательный опыт, занятия в
секции позволят обеспечить воспитание морально-волевых качеств и укрепить здоровье.
Способы проверки образовательной программы и формы подведения итогов ее
реализации:
- повседневное систематическое наблюдение;
- участие в спортивных праздниках, конкурсах;
- участие в товарищеских встречах и окружных соревнованиях;
- анкетирование.
Также предусмотрено проведение контрольных тестов и упражнений, которые
проводятся в течение всего учебно-тренировочного годового цикла 2 раза вг од.
Результаты оцениваются по таблицам показателей двигательной подготовленности по
окончании каждого года.
1.3. Планируемые (ожидаемые) результаты и способы определения их
результативности:
Ожидаемые результаты.
Базовый уровень:

18

1. Уметь вести мяч правой и левой рукой. Уметь выполнять передачу двумя руками
в прыжке.
2. Применять полученные навыки в учебной игре.
3. Выполнять передачу мяча от груди двумя руками партнёру.
4. Владеть навыками передачи мяча.
5. Совершенствовать ведения мяча.
6. Совершенствовать полученные навыки в учебной игре.
7. Выполнять точное попадание в кольцо.
8. Освоить навыки одиночного блокирования.
Углублённый уровень:
1. Выполнять перемещения в стойке;
2. Играть в подвижные игры;
3. Остановку в два шага и прыжком;
4. Сделать 2 шага с мячом и выполнять бросок по кольцу.

1.4. План воспитательной работына2024-2025 учебный год
Наименование мероприятия

Сроки и место
проведения
Участники, возраст
1Модуль«Ключевые общегрупповые дела»

Беседа о ценности здоровья и
о важности здорового образа жизни
День учителя. Турнир «Тренера против
воспитаников»

Ответственные

ТренерСентябрь. Обучающиеся
преподаватель
10-15лет
ТренерОктябрь.
преподаватель
Обучающиеся 10-15лет

Турнир по стрит-болу 2 на 2 «На призы Деда
мороза».

ТренерОктябрь. Обучающиеся
преподаватель
поступившие в новом
году.
ТренерДекабрь.Обучающиеся1
преподаватель
0-15лет

«А ну-ка, парни!» посвященный Дню защитника
Отечества

ТренерФевраль.Обучающиеся1
преподаватель
0-15лет

Торжественная церемония «Посвящение в юные
спортсмены баскетбола»

«А ну-ка, девушки!» посвященный
Международному женскому дню
Просмотр видео роликов, посвященных Дню
космонавтики

Март. Обучающиеся
10-15лет

Тренерпреподаватель

Апрель. Обучающиеся
7-17лет

Тренер19
преподаватель

Турнир по стрит-болу посвященные Дню Победы

Май. Обучающиеся
10-15лет

Тренерпреподаватель

Чествование выпускников «Звездный выпуск»

Май. Выпускникии
обучающиеся

Тренерпреподаватель

2Модуль«Безопасность жизнедеятельности»
Беседа по профилактике ВИЧ-инфекции
Беседа по правилам дорожного движения

ТренерСентябрь.Обучающиеся
преподаватель
10-15лет
Октябрь,июнь.
ТренерОбучающиеся
преподаватель
10-15лет
ТренерДекабрь.
Обучающиеся10-15
преподаватель
лет

Видеоурок «Всемирный день борьбы со
СПИДом».Размещение на сайте и в группах
всоц.сетях
Беседа на тему
ТренерАпрель.Обучающиеся10
преподаватель
«Влияниеалкоголяиникотинанаинтеллектуальноеи
-15лет
физическоездоровьеподростка»
3Модуль«Учебно-тренировочные занятия»
Беседы с обучающимися о состоянии и развитии Сентябрь.Обучающиеся
Тренерспорта в России.
преподаватель
10-15лет
Тренировочные занятия.

Сентябрь-май

Промежуточные и итоговое тестирование в
отделениях

ТренерСентябрь, январь, июнь
преподаватель
Обучающиеся10-15лет

Октябрь, апрель
обучающиеся
10-15лет
4Модуль«Самоуправление»

Операция «Все на старт»:
ОФП и ГТО среди обучающихся СШ.

Участие обучающихся в судейской практике

Тренерпреподаватель

В течение год
обучающиеся 10-15лет

Тренерпреподаватель

Тренеры преподаватель

5Модуль«Экскурсии и походы»
Сентябрь.
Обучающиеся 1015лет
6Модуль«Профориентация»

День здоровья. Поход выходного дня.

Беседа «Значимость профессии»

Март. обучающиеся
12-15лет

Тренерпреподаватель

Тренерпреподаватель

7Модуль«Школьные медиа»
Просмотр видеоролика «Полет в
космос»,посвященный дню космонавтики

Апрель.
Обучающиеся10-15 лет

Тренерпреподаватель

8Модуль«Организация предметно-эстетической среды»
Оформление поздравительных уголков к
праздничным датам

В течение года

Тренерпреподаватель

9Модуль«Работа с родителями»
20

Родительские собрания.
Индивидуальные консультации с родителями.
Тематические праздники с родителями.
Просвещение родителей о возрастных
особенностях развития ребенка и
профилактике вредных привычек.

Сентябрь, январь, май.
Родители
воспитанников
Декабрь, февраль, март
Родители
воспитанников
Сентябрь, январь
Родители и
обучающиеся

Тренерпреподаватель
Тренерпреподаватель
Тренерпреподаватель

10Модуль«Социальное взаимодействие»
Просветительская работа по профилактике
ВИЧ-инфекции, а также пропаганда ЗОЖ

Сентябрь, март.
Обучающиеся10-15 лет

Просветительская работа по профилактике ДТТ
с приглашенным инспектором по пропаганде
БДД капитаном полиции (МВД России).

Октябрь.
Обучающиеся10-15 лет

21

Раздел№ 2«Комплекс организационно-педагогических условий»:
2.1. Календарный учебный график

Начало учебного года

02сентября2024-2025уч.г.;
Формирование учебных групп для зачисления в МАУ ДО СШ
с 02 сентября по15 октября уч. г.

Продолжительность
учебного года

Спортивно-оздоровительный этап обучения–
38 недель для обучающихся, которые обучаются по учебному
плану в СШ. Окончание 24мая учебного года

Продолжительность
учебной недели
Праздничные дни

Шестидневная рабочая неделя, с одним выходным днем
- 1,2,3,4,6,8 января–Новогодние каникулы;
- 7января–Рождество Христово;
- 23, (перенос на 24 февраля) – День защитника Отечества;
8марта(переносна9марта)–Международный женский день;
- 1мая–Праздник Весны и Труда;
- 9 мая–День Победы;
- 12июня–День России;
- 4ноября–День народного единства.

Длительность
учебно- Продолжительность
занятий
тренировочного занятия
Академических часах по 40минут.
Продолжительность

одного

исчисляется

занятия

(в

в

рамках

Основной программы) в группах СОЭ недолжна
Превышать двух академических часов в день(40минут
х2).
Основные формы
образовательного
процесса

Групповые учебно-тренировочные и теоретические
занятия;
Медицинский контроль;
Участие

в

в нутришкольных

соревнованиях,

Матчевых встречах, турнирах;
Летние

спортивно-оздоровительные лагеря

и
22

Другие формы отдыха, оздоровления и занятость в
Каникулярное время.
Продолжительность
летнего
оздоровительного
периода

с01июняпо 31 августа 2025года

Оформление календарного учебного графика (Приложение№1)
2.2. Условия реализации программы
-материально-техническое обеспечение:
Наименование спортивного инвентаря и оборудования

Количество

Гимнастическая скамейка

6

Гимнастическая стенка

12

Кольцо баскетбольное

2

Свисток

4

Мат гимнастический

7

Мяч футбольный

4

Секундомер

4

Канат

2

Мяч баскетбольный

10

Скакалка

20

Гантели

20

Набивной мяч

10

Утяжелители

15

Весы электронные медицинские

1

23

2.3. Методических материалов
Наименование учебно-методических материалов (может также Количество
включать
перечень
Интернет-ресурсов,
необходимых
для
использования в образовательном процессе)
Баскетбол:

Примерная программа спортивной подготовки для
детско-юношеских
спортивных
школ,специализированныхдетскоюношескихшкололимпийскогорезерва.–
М.:Советскийспорт,2004.ПортновЮ.М.,БашкироваВ.Г.,Луничкин В.Г.

1

Баскетбол: Азбукаспорта. КостиковаЛ.В. –М.:ФиС,2001

1

Индивидуальнаяподготовкабаскетболистов.ЯхонтовЕ.Р.-М:ФиС,75

1

Развитие быстроты и ловкости движений в баскетболе/Скотт
Хеттенбах

1

Развитие мощности в спорте/ТюдорО.Бомп
Сборник упражнений для развития скорости, быстроты и
Ловкости движений. Тим Макклейн

1
1

Специальныеупражнениябаскетболиста.ГрасисА.-М:ФиС,67

1

Спортивные игры. Учебник для ВУЗов. Том 1/под редакцией
Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова.–М.:Изд.ЦентрАкадемия,2002

1

Спортивныеигры.УчебникдляВУЗов.Том2/подредакцией

1

Ю.Д.

Железняка,

Ю.М.

Портнова.

–

М.:

Изд.

ЦентрАкадемия,2004
Тактикабаскетбола.ГомельскийА.Я.-М:ФиС,67

1

Управление командой в баскетболе. ГомельскийА.Я.-М:
ФиС,76

1

Министерство спортаРФ

www.minsport.gov.ru

Министерство образованияинауки РФ

http://минобрнауки.рф/

Федерация баскетбола Свердловской области
Российская федерация баскетбола

http://russiabasket.ru//

-кадровое обеспечение:
Тренер-преподаватель – Шлепанов Сергей Николаевич,
образованиевысшее,безквалификационнойкатегории,стажработы22года.

2.4. Формы аттестации

24

Контрольные

испытания

(тестирование)

по

общей

физической

подготовке обучающихся по учебным нормативам.
Учётрезультатовучастиявсоревнованияхпокалендарюспортивно-массовых
мероприятий Учреждения, учёт победителей и призёров.
Учёт личностных достижений обучающихся на соревнованиях различного уровня.
Основными показателями реализации образовательной программы являются:
Объект контроля

Предмет контроля

Периодичность контроля

Спортивнооздоровительный
этап

Контрольная диагностика

Октябрь–апрель

Сохранность контингента

Сентябрь-декабрь-май

Посещаемость обучающихся

Сентябрь-декабрь-март
,май

25

Список литературы

1. Баскетбол:Примернаяпрограммаспортивнойподготовкидлядетско-юношеских
спортивных
школ,
специализированных
детско-юношеских
школолимпийскогорезерва.–
М.:Советскийспорт,2004.ПортновЮ.М.,БашкироваВ.Г.,Луничкин В.Г.

2. Баскетбол: Азбука спорта. Костикова Л.В.–М.:ФиС,2001
3. Баскетбол. Учебник для ВУЗов ФК./под редакцией Ю.М. Портнова. - М.,1997
4. Индивидуальнаяподготовкабаскетболистов.ЯхонтовЕ.Р.-М:ФиС,75
5. Программадисциплины«Теорияиметодикабаскетбола».ДляВУЗовФК/подредакцией
Ю.М.Портнова.– М.,2004.
6.Развитиебыстротыиловкостидвиженийвбаскетболе/СкоттХеттенбах7.Развитиемо
щности в спорте/Тюдор О. Бомпа
8. Сборник упражнений
для развития
скорости,
быстроты
и
ловкости движений. Тим Макклейн
9. Специальные упражнения баскетболиста. Грасис А.- М:
ФиС,6710.Спортивныеигры.УчебникдляВУЗов.Том1/подредакциейЮ.Д.Железняка,Ю.
М.Портнова.– М.:Изд.Центр Академия,2002
11. Спортивныеигры.УчебникдляВУЗов.Том2/подредакциейЮ.Д.Железняка,Ю.М.Пор
тнова.– М.:Изд.Центр Академия,2004
12. Тактикабаскетбола.ГомельскийА.Я.-М:ФиС,67
13. Управление командой в баскетболе. Гомельский А. Я.- М:
ФиС,7614.Физическаяподготовкабаскетболистов:Учебноепособие;СПб.:Олимп,2006.ЯхонтовЕ.Р.
15.Юныйбаскетболист:Пособиедлятренеров.–М.:Физкультураиспорт,1987.ЯхонтовЕ.Р.
Аудиовизуальные средства (видеозаписисоревнований)
1. Учимсяигратьвбаскетбол.VladLishberov,2002
2. Основыбаскетбола.ПитерШарки,2005
3. Баскетбол
- обучающий
видеокурс,
на основе семинаров
ведущих специалистов этого вида спорта,2005
4. СеминарвВидном,6.10.2013:"Школа баскетбола",2013
Перечень интернет - ресурсов, необходимых для использования в
образовательном процессе
http://www.slamdunk.ru/
http://russiabasket.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».