Адаптированная общнразвивающая программа Лыжные гонки Гаврильченко С.П.

Содержание
1. Комплекс основных характеристик...............................................................................3

1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

Пояснительная записка ..........................................................................................3
Цель и задачи ……………………………………………………………………..6
Содержание общеразвивающей программы ……………………………………7
Планируемые результаты освоения общеобразовательной программ..............10

2. Комплекс организационно-педагогических условий………….…………………….11

2.1. Условия реализации программы ...„.......,..............................................................11
2.2. Методические материалы. ....................................................................................12
2.3. Формы аттестации и контроля, оценочные материалы .....................................12
2.4. Воспитательная работа...........................................................................................13
2.5. Календарно-тематическое планирование………………………………………15
З.Список литературы...........................................................................................................22

Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Лыжные гонки - это циклический вид спорта, который входит в программу
Олимпийских игр. В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и
снежная, занятия лыжами — один из самых доступных и массовых видов физической
культуры.
Передвижение на лыжах с преодолением подъемов и спусков различной крутизны
вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на
развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно
— сосудистую, дыхательную и нервную.
Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему,
так и по интенсивности. Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в
движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом
морозном воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным
заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности.
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа физкультурноспортивной направленности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Лыжные гонки» составлена на основе:
- учебно-методической литературы по адаптивной физической культуре и спорту;
в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжением Правительства РФ от 24.04.2015 года № 729-р «Концепция
развития дополнительного образования детей»;
- Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996-р «Стратегия
развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодѐжи»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания";
- Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта спорт слепых
(утвержден приказом Минспорта РФ от 27.01.2014 № 31);
- Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта спорт лиц с
интеллектуальными нарушениями (утвержден приказом Минспорта РФ от 27.01.2014 № 33);
- Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта спорт глухих,
(утвержден приказом Минспорта РФ от 03.02.2014 № 70);
- СанПиН от 04.07.2014 № 41;
Данная программа разработана на основе общеразвивающей программы по лыжным
гонкам. Программа является документом определяющим направленность и содержание
дополнительного образования в группах спортивно-оздоровительного этапа отделений
лыжных гонок МАУ ДО СШ г. Карпинска.
Направленность программы: физкультурно-спортивная.

Данная
программа
призвана
обеспечить
направление
дополнительного
физкультурного образования учащихся дополнительного учреждения с использованием
способов двигательной деятельности из раздела «Лыжные гонки». Курс направлен на
укрепление здоровья, коррекцию физического развития и повышение физической
подготовленности обучающихся, а также на удовлетворение интересов обучающихся в
углубленной подготовке по избранному виду спорта.
Новизна. Лыжный спорт - один из самых массовых, привлекательных и доступных.
Занятия на чистом, морозном воздухе закаляют организм, придают бодрость, развивают
мышечную силу, создают условия для работоспособности сердечнососудистой системы.
Лыжные занятия хорошо влияют на формирование осанки ребенка, предупреждают
плоскостопие, укрепляются мышцы спины. Во время лыжных прогулок и занятий детям
приходится выполнять различные действия: спускаться со склона, подниматься на гору
разными способами, делать повороты. Это воспитывает в них морально — волевые качества,
смелость, решительность, приучает преодолевать трудности, формирует выдержку,
воспитывает чувство дружбы, взаимопомощи.
Регулярные занятия это еще и профилактика простудных заболеваний. Правильные и
рациональные движения сохраняются в последствии на всю » жизнь. Продуманная и хорошо
организованная учебно-тренировочная работа способствует успешной подготовке юных
спортсменов лыжников.
В Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования
спортивной школе созданы условия для реализации программы по лыжным гонкам.
Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время значительная часть
школьников занимается физическими упражнениями лишь на уроках физической культуры.
Слабая физическая подготовка не позволяет им сдавать учебные нормативы по
физической культуре в школе. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед
дополнительным образованием, является привлечение как можно большего числа
школьников к систематическим занятиям в различных спортивных секциях и объединениях
для повышения уровня их физической подготовленности.
Педагогическая целесообразность программы «Лыжные гонки» обусловлена
положительным оздоровительным эффектом, компенсацией недостаточной двигательной
активности современных детей и подростков, формированием и совершенствованием
двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития физических качеств,
совершенствованием функциональных возможностей организма и повышением
работоспособности. Совокупность перечисленных эффектов будет определять физическую
дееспособность воспитанников в будущем. Главная ценность лыжного спорта в его
массовости, в том, что он побуждает человека систематически готовиться, накапливать силы,
выявлять свои возможности, управлять ими сознательно и целенаправленно, приучает
постоянно работать над собой.
Отличительными особенностями программы заключается в направленности на
создание такой ситуации обучения, при которой дети учатся, общаясь, и одновременно
учатся общаться. Программа позволяет организовать жизнедеятельность детей так, чтобы
они почувствовали себя здоровыми, жизнерадостными, удачливыми, уверенными в своих
возможностях, умеющими общаться друг с другом.
Данная программа состоит из подвижных игр, общеразвивающих физических
упражнений, разминок, релаксационных упражнений, в ходе которых дети имеют
возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг
с другом не так, как в ходе занятий в школе.

В процессе занятий дети могут осознать свои интересы, способности и установить
приоритеты, могут также стать более терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать
меньше страхов, стрессов и чувствовать свою значимость.
Рабочая программа предназначена для детей 8-18 лет, предусматривает
осуществление физкультурно-оздоровительной работы, направленной на физическое
образование, разностороннюю физическую подготовку, овладение начальными основами
техники передвижения на лыжах, выполнение контрольных нормативов для зачисления в
группу начальной подготовки по избранному виду спорта.
Рабочая программа является актуальной в силу того, что позволяет удовлетворить
запросы родителей и детей в организации занятий лыжным спортом начального
дошкольного возраста, а так же учащихся, не прошедших конкурсный отбор на обучение по
дополнительной предпрофессиональным программам по видам спорта лыжные гонки
Категория учащихся. Возраст детей, обучающихся по данной программе 8-18лет.
Программой предусмотрена групповая форма занятий, обучение - очное.
Обучающиеся с ОВЗ включаются в группу здоровых детей. Кроме того, численный состав
группы может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными
возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов.
Учащиеся формируются в группы от 6-8 детей с ОВЗ, либо в группы со здоровыми
детьми не более 10 человек.
Основными формами занятий являются:
- групповые практические занятия;
- индивидуальные тренировки тренера с отдельными спортсменами;
- самостоятельные тренировки спортсменов по индивидуальным планам и по заданию
тренера;
- лекции и беседы;
- инструкторско-методические занятия;
- просмотр учебных видеофильмов и кинофильмов;
- участие в соревнованиях различного ранга.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы: 1 год.
Учебный план
План-график расчета учебных часов для лыжников План составлен с расчетом 38
недель занятий непосредственно в условиях учреждения. Продолжительность одного занятия
35 мин, в спортивно-оздоровительных группах не должна превышать 2 академических часов.
Этап подготовки

Спортивнооздоровительный
этап для детей (ОВЗ)

Срок Возраст для Кол-во Максимальная Кол- Планируемый
обучения зачисления чел.в
Недельная
во
результат
группе нагрузка, час. часов
в год
1 год

8-18

6 -10

6 (38
уч.недель)

Ожидаемые результаты.
В результате обучения по программе, учащиеся должны знать:
1.основные понятия, термины в лыжных гонках,
2. историю развития лыжного спорта,
3. основы правил соревнований в избранном виде спорта уметь:
4. применять правила безопасности на занятиях,
5. владеть основами гигиены,

228

Положительная
динамика по
ОФП и СФП

6. Соблюдать режим дня,
7. Владеть техникой передвижения на лыжах
В результате освоения программы ожидается повышение уровня общей физической
подготовленности.
Способы определения результативности
Соревнования и тестирование;
Педагогическое наблюдение;
сдача ОФП и СФП;
Фото или видео отчет о выполнении.
Основополагающие ПРИНЦИПЫ программы:
Комплексность,
предусматривающую
тесную
взаимосвязь
всех
сторон
тренировочного
процесса
(общефизической,
технико-тактической,
теоретической
подготовки, восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
Преемственность - определяет последовательность прохождения программного
материала по годам обучения с соблюдением преемственности задач, средств и методов
подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей
физической и технико-тактической подготовленности.
Вариативность
предполагает
осуществление
индивидуального
и
дифференцированного подхода в освоении юным спортсменом программного материала
практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и
нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
1.2. Цель и задачи
Цель программы: привлечение детей к регулярным занятиям физической культурой
посредством организованных занятий лыжным спортом, возможность приобрести базовый
минимум знаний, формирование у обучающихся устойчивой мотивации к сохранению и
укреплению собственного здоровья, ведению здорового образа жизни через занятия спортом.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:
Обучающие:
сформировать базовые знания по истории развития лыжных гонок в России, в
регионе, в районе;
раскрыть понятия, термины и определения лыжных гонок;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
обучение основам техники передвижения на лыжах;
научить правилам
безопасности во время занятий лыжными гонками Развивающие:
развить общефизические и специальные качества лыжника на разные
дистанции;
развивать устойчивую позицию к регулярным занятиям физической культурой
и спортом;
развивать индивидуальные способности обучающихся;
способствовать раскрытию средствами лыжных гонок спортивной одаренности
и таланта обучающихся; расширить функциональные возможности организма, через
систему физкультурно-оздоровительных упражнений Воспитательные:
воспитать волевые качества, формирующие спортивный дух и характер;
формировать потребность к ведению здорового образа жизни; воспитать
индивидуальные психические черты и особенности в общении и коллективном
взаимодействии средствами и методами командно-игровой деятельности;
воспитать
положительное отношение к занятиям физической культурой и желанию продолжить своё
физическое совершенство в дальнейшем.

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Лыжные гонки
Раздел
Теоретическая подготовка 12ч.

ОФП 100 ч

СФП 39 ч.

КШИ
Тема урока
Вводное занятие
Техника безопасности на занятиях
лыжным спортом
Инструкция по антитеррористической
безопасности и защите персонала и
обучающихся МАУ ДО СШ
Инструктаж по ППД
Лыжный инвентарь, выбор, хранение,
уход за ним. Лыжные мази, парафин
Правила соревнований по лыжным
гонкам
Инструктаж по пожарной безопасности
Помощь при ушибах
Личная гигиена спортсмена
Общеразвивающие упражнения
Циклические
упражнения,
направленные
на
развитие
выносливости.
Циклические
упражнения,
направленные на развитие рук
Циклические
упражнения,
направленные на развитие туловища
Циклические
упражнения,
направленные на развитие ног
Комплексы
общеразвивающих
упражнений, направленные на развитие
силы
Комплексы
общеразвивающих
упражнений, направленные на развитие
выносливости
Комплексы
общеразвивающих
упражнений, направленные на развитие
быстроты и ловкости
Комплексы
общеразвивающих
упражнений, направленные на развитие
гибкости
Кроссовая
подготовка,
ходьба,
преимущественно направленные на
увеличение
аэробной
производительности
организма
и
развитие
волевых
качеств,
специфических для лыжника-гонщика
Имитационные
упражнения,
преимущественно направленные на
увеличение
аэробной
производительности
организма
и

Кол-во
часов
1
1

2
2
1
1
2
1
1
12

11
11
11
11

11

11

11

11

12

11

развитие
волевых
качеств,
специфических для лыжника-гонщика
Передвижение на лыжах по равнинной и
пересеченной местности
Комплексы специальных упражнений на
лыжах
для
развития
силовой
выносливости мышц ног и плечевого
пояса
Подвижные игры и эстафеты
Избранный вид спорта 58ч
Тактическая подготовка
Обучение
специальным
подготовительным
упражнениям,
направленным на, развития равновесия
при одноопорном скольжении, на
согласованную работу рук и ног при
передвижении
попеременным
двухшажным ходом
Обучение поворотам на месте и в
движении
Обучение
торможению
«плугом»,
«упором»,
«поворотом»,
соскальзыванием, падением
Обучение
преодолению
подъемов
«елочкой», «полуелочкой», ступающим,
скользящим, беговым шагом
Обучение технике спуска со склонов в
высокой, средней и низкой стойках
Совершенствование
основных
элементов
техники
классических
лыжных ходов в облегченных условиях
Обучение общей схеме передвижений
классическими лыжными ходами
Обучение
специальным
подготовительным
упражнениям,
направленным
на
овладение
рациональной техникой скользящего
шага
Участие
в
соревнованиях, Участие в соревнованиях. Контрольные
контрольные нормативы 5 ч.
нормативы
Медицинское обследование
2 часа

11

11
11
4

7
7

7

6
6

7
7

7
5
2

Содержание изучаемого курса
1.
Теоретическая подготовка.
Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыжного спорта.
Лыжный спорт в России. Техника безопасности на занятиях лыжным спортом. Гигиена,
закаливание, режим тренировочных занятий и отдыха. Питание, самоконтроль. Оказание
первой помощи при травмах. Лыжный инвентарь, выбор, хранение, уход за ним. Лыжные
мази, парафин. Основы техники способов передвижения на лыжах. Правила соревнований по
лыжным гонкам
2.
Практическая подготовка
2.1. Общая физическая подготовка

Команды для управления группой. Понятия о строе и командах. Шеренга, колонна,
фланг, дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по
два. Сомкнутый и разомкнутый строй.
Виды размыкания. Перестроения. Основная стойка. Действия в строю на месте и в
движении: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полуобороты,
размыкание и смыкание строя, перестроение шеренги и колонны в строю. Переход с шага на
бег и с бега на шаг.
Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.
Основные движения головой, руками, ногами, туловищем:
Упражнения для шеи. Наклоны головой вперед, назад, в стороны.
Повороты, круговые движения головой.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибами пальцев; движения в
плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, повороты, вращения,
отведение и приведет одновременные, попеременные и последовательные маховые,
круговые движения; сгибание и разгибание рук в упоре стоя и лежа.
Упражнения для туловища. Упражнения для формирования правильной осанки
(наклоны вперед, назад и в стороны из различных исходных положений и с различными
движениями руками);
Дополнительные пружинистые наклоны; круговые движения туловищем; прогибание
лежа лицом вниз с различными положениями и движениями руками и ногами; переходы из
упора лежа в упор лежа боком, в упор лежа спиной; поднимание ног и рук поочередно и
одновременно; поднимание и медленное опускание прямых ног; поднимание туловища, не
отрывая ног от пола; круговые движения ногами (педалирование) и др.;
Упражнения для ног. Движения в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах
(сгибание, разгибание, вращение) из различных исходных положений (стоя на одной ноге, с
опорой на партнера, о стену, снаряд, сидя, лежа на спине). Маховые и круговые двюкения
ногой. Приседание, прыжки на двух и на одной ноге. Выпады. Пружинистые приседания в
выпаде; смена положения ног прыжком, в выпаде. Выполнение упражнений на месте, в
движении. Упражнения с предметами и без предметов.
2.2 Специальная физическая подготовка
Специальные упражнения разделяются на две подгруппы:
а) специально подготовительные;
б) специально подводящие. Специально подготовительные упражнения применяются
для развития физических и волевых качеств применительно к лыжным гонкам. Специально
подводящие упражнения применяются с целью изучения элементов техники способов
передвижения на лыжах.
В группу специальных упражнений включаются упражнения, избирательно
воздействующие на отдельные группы мышц, участвующие в определенных движениях, в
способах передвижения на лыжах (например, в отталкивании), а также широкий круг
имитационных упражнений (на месте ив движении). Имитационные упражнения могут
применяться как для совершенствования отдельного элемента техники, так и для нескольких
элементов (в связке).
Применение тренажеров (передвижение на лыжероллерах) значительно расширяет
возмткносги воздействия специальных упражнений. Круг специальных упражнений,
применяемых в тренировке лыжников, в настоящее время достаточно широк. Вместе с тем
необходимо отметить, что одни и те же упражнения (например, имитационные и
передвижение на лыжероллерах) в зависимости от поставленных задач и методики
применения, могут быть использованы и как подготовительные, и как подводящие
упражнения. В начале подготовительного периода имитационные упражнения, применяемые
в небольшом объеме, используются как средство обучения и совершенствования элементов
техники. Осенью же объем и интенсивность применения этих упражнений В тренировке
лыжников гонщиков на общем фоне высокого развития силы, силовой выносливости,

быстроты, ловкости и гибкости основное внимание уделяется развитию общей и
специальной (скоросгной) выносливости и скоростносиловым качествам. Специальные
упражнения широко применяются в подготовке спортсменов в различных видах лыжного
спорта.
2.3. Другие виды спорта и спортивные игры
- Футбол, баскетбол, стритбол, бадминтон
Эстафеты и прыжковые упражнения
-Упражнения для развития скоростно-силовых качеств
Развитие быстроты и координации
Развитие выносливости циклические упражнения
2.4. Техника катания классическим ходом
Обучение технике классических лыжных ходов.
Специальные упражнения на овладение техникой скользящего шага,
равновесия при одноопорном скольжении согласованную работу рук и ног.
Совершенствование техники лыжных ходов в облегченных условиях.
Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойке
Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим,
скользящим, беговым шагом -Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом»,
соскальзыванием, паданием
Обучение поворотам на месте и в движении
2.5.
Техника катания коньковым ходом
Полуконьковый одновременный лыжный ход. Одновременный двухшажный
коньковый
ход.
Одновременный
одношажный
коньковый
ход.
Дальнейшее
совершенствование конькового хода. Обучение техники отталкивания. Специальные
упражнения для освоения техники. Обучение техники спуска со склонов во всех стойках
2.6.
Техника катание без палок классическим ходом
Обучение техники толчка одной ногой. Специальные упражнения для освоения
техники катания без палок классическим ходом.
2.7
Техника катания без палок коньковым ходом
Обучение техники катания без палок. Специальные упражнения для освоения техники
катания без палок коньковым ходом.
2.8
Участие в соревнованиях.
Участие в официальных соревнованиях различного уровня, выполнение установок на
соревнования и разбор соревнований.
1.4
Панируемые результаты освоения общеобразоватељной программ
По итогам освоения программы у обучающихся будут сформированы следующие
результаты:
Личностные результаты:
- культура здорового образа жизни;
дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных
целей; - знание основ профилактики травматизма; Метапредметные результаты:
самореализация, самосовершенствование;
умение применять полученные знания и умения в повседневной жизни; умение управлять своими эмоциями в процессе занятий и на соревнованиях; Предметные
результаты:
овладение основами техники и тактики различных упражнений, умение
использовать их в спортивных соревнованиях;
знание способов развитии скоростной техники и умение их применять;
знание правил судейства и умение их применять; умение и навыки в участии в
соревнованиях по лыжным гонкам, сдачи нормативов ОФП и СФП;
знание в области лыжегоночной терминологии

Предметными результатами освоения, учащимися содержания общеразвивающей
программы всех уровней являются следующие умения:
По окончании «Стартового уровня» обучения, учащиеся должны:
1.
Знать общие основы лыжных гонок
2.
Научатся правильно распределять свою физическую нагрузку;
3.
Знать правила соревнований по лыжным гонкам;
4.
Знать и уметь проводить самостоятельно общеразвивающие упражнения.
5.
Овладеть понятиями терминологии и жестикуляции;
б.
Получить навыки технической подготовки ЛЫЖНИКа;
7.
Освоить технику классического бесшажного хода;
8.
Освоить технику классического одношажного хода;
9.
Освоить технику попеременного классического хода;
10.
Усвоить основы конькового хода;
11. Освоить технику спуска с горы плугом и др. способами.
3. Комплекс организационно-педагогических условий
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы
обеспечивают ее реализацию в полном объеме, качество подготовки обучающихся,
соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным,
психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям
обучающихся.
2

Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение
Тренировочные занятия проводятся в оборудованных спортивных залах и
прилегающей территории СШ, соответствующей всем требованиям, предъявляемым к
образовательной организации, с использованием следующих средств обучения:

п/п
1.
2.
З.

4.
5.
б.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Перечень спортивного инвентаря и оборудования:
Наименование
Единица изме
Количество
ения
изделий
Оборудование, спортивный инвентарь
Лыжи гоночные
пар
10
Крепления лыжные
пар
10
Палки для лыжных гонок
пар
10
Дополнительное и вспомогательное оборудование и спортивный
инвентарь
Набивные мячи от 1 до 5 кг
комплект
2
Мяч баскетбольный
1
Мяч волейбольный
1
Мяч теннисный
4
Мяч
фубольный
1
Рулетка металлическая 50 м
1
Секундомер
1
Скакалка гимнастическая
12
Скамейка гимнастическая
2
Стенка гимнастическая
шт
2
Стол для подготовки лыж
комплект
1
Эспанде лыжника
шт
12

2.2
Методические материалы
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа строится на основе
дидактических принципов: доступности, постепенности. Большое значение в работе с детьми
с ОВЗ имеет степень владения педагогом психологическими знаниями, умение определить
индивидуальную модель взаимодействия с ребенком, его возможности и потребности.
Отношения строятся на основе взаимного уважения и доверия, что оказывает значительное
влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ. Во-первых, это приводит к созданию
благоприятной ситуации для изучения: он ведет себя доверчиво, открыто, прямо и без утайки
говорит о своих проблемах, трудностях. Во-вторых, такая атмосфера является наиболее
оптимальной для индивидуального развития, его самореализации. В-третьих, складываются
благоприятные условия для педагогического влияния( ребенок воспринимает этот процесс не
как вмешательство, а как помощь, совет, рекомендацию). Программа скорректирована с
учетом интеллектуальных, физических возможностей ребенка, что особенно важно в работе
с детьми с ОВЗ. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я
делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и
самообразовании. Ребенок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать
материал в соответствии со своим уровнем развития и способностями. Работа с ребенком
строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он
находится.
Большое значение отводится разнообразию форм и приемов, используемых педагогом
на учебно-тренировочных занятиях, вводятся новые для ребенка виды и объекты
деятельности. Учебно-тренировочное занятие начинается с общей разминки. Ее задача —
подготовить организм, настроить учащегося на тренировочную работу, на выполнение
непосредственного тренировочного занятия. Особое внимание уделяется игровым
формам. Детям с ОВЗ свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может
выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких
беспокойных движениях, прерывистой речи и т.п. Чтобы помочь таким детям, можно
провести игровые упражнения, направленные на достижение мышечного расслабления.
Кадровое обеспечение программы предусматривает наличие необходимых курсов
повышения квалификации у педагогов для работы с детьми с ОШ. А также наличие в
образовательном учреждении дефектолога, (психолога, логопеда).
2.3

Формы аттестации и оценочные материалы

Эффективность программы отслеживается по итоговой диагностике, выполнению
контрольных упражнений. Оценка уровня развития физических качеств проводится по
результатам тестирования на основе комплекса разнообразных упражнений.
Программа тестирования ОФП включает упражнения для определения уровня
развития следующих качеств: быстроты, выносливости, гибкости, силы. Поскольку в
спортивно-оздоровительных группах занимаются учащиеся разного паспортного и
биологического возраста, с неодинаковой физической подготовленностью то рекомендуется
использовать подсчет результатов по З-бальной системе. Так, З балла получает тот, кто
улучшил результат в беге на различные дистанции, в прыжковых упражнениях, в метаниях
предметов, в игровых заданиях (например, количество СКОЛЬЗЯIЦИ,Х шагов, циклов
лыжных ходов, отталкиваний палками на определённом отрезке).,
2
балла— если предыдущии результат не изменился;
1 балл — если результат показан хуже предыдущего.
Тестирование состоит из четырех нормативов по общей физической подготовке
(ОФП).
№
Дисциплины
Мальчики
девочки
1
Бег на 30м.\ с.
8,0
10,0

2

з
4

Подтягивание
на
перекладине
в
облегченных 5-7
условиях(мальчики) кол-во раз
Сгибание
и
разгибание
рук
из
положения на
коленях(девочки), кол-во раз
Прыжок в дли с места (см
100
поднимание туловища из положения лежа на спине за 20 сек. 10-12
Кол-во раз

5-7

80
8-10

2.4. Воспитательная работа
Воспитательная работа проводится в соответствии с разработанной Программой
воспитания учреждения и календарного плана мероприятий СШ.
Цель воспитания — личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
1.
в воспитании гуманной, творческой, культурной, саморазвивающейся
личности;
2. в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3. в саморазвитии личности, способности к самореализации имеющегося
творческого потенциала.
Достижение поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать
решение следующих основных задач:
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа
в сообществе спортивной школы;
инициировать и поддерживать ученическое
самоуправление; организовывать для обучающихся экскурсии к памятникам и архитектуре
как в родном городе, так и в городах посещаемых при выезде на соревнования и
реализовывать их воспитательный потенциал;
организовывать профориентационную
работу с обучающимися; организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития обучающихся; организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития обучающихся.Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы СШ:
«Ключевые общешкольные дела»
«Безопасность жизнедеятельности»
«Учебно-тренировочные занятия»
«Самоуправление»
«Экскурсии и походы»
«Профориентация»
«Школьные медиа»
«Организация предметно-эстетической среды»
План воспитательной работы по модулям МАУ ДО СШ на 2024-2025 учебный
год
Наименование мероприятия

Сроки
и
место Ответственные
проведения
Участники, возраст

1 Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Акция «Спорт – это модно!»
Сентябрь
Беседа о ценности здоровья и о важности Обучающиеся СШ
здорового образа жизни
7-17 лет

Педагог-организатор

Оформление стендов с наглядной агитацией по
безопасности
дорожного
движения.
Инструктажи по БДД
Мероприятия,
приуроченные
ко
Дню Декабрь
Конституции России
Обучающиеся СШ
12-17 лет
Игровая программа «Масленичные забавы»
Март
Обучающиеся СШ
«А
ну-ка,
девушки!»
интеллектуальный 7-17 лет
спортивный
ринг,
посвященный
Международному женскому дню
Мероприятия
Победы

и

акции,

посвященные

Дню

Май
Обучающиеся СШ
7-17 лет

2 Модуль «Безопасность жизнедеятельности»
Встреча с инспектором ГИБДД

Октябрь, июнь
Обучающиеся СШ
7-17 лет
Октябрь
День
интернета.
Всероссийский
урок
Обучающиеся СШ
безопасности обучающихся в сети Интернет
7-17 лет
Январь
Викторина по антидопингу «Чистый спорт»
Обучающиеся
СШ
(СП)
Познавательно – игровая программа «Знатоки
ПДД»
Апрель
Влияние
алкоголя
и
никотина
на Обучающиеся СШ
интеллектуальное и физическое здоровье 7-17 лет
подростка»
Социальный
ролик
по
БДД,
по Май
противодействию идеологии терроризма
Обучающиеся СШ
3 Модуль «Учебно-тренировочные занятия»
Сентябрь
Беседы с обучающимися о состоянии и развитии
Обучающиеся СШ 7спорта в России.
17 лет
Тренировочные занятия в отделениях: лыжные Сентябрь-июнь
гонки, волейбол, баскетбол, бокс, пауэрлифтинг, Обучающиеся СШ
фитнес-аэробика, футбол, каратэ, тхэквондо
7-17 лет
Сентябрь,
январь,
Промежуточные и итоговое тестирование
в июнь
отделениях
Обучающиеся СШ
7-17 лет
4 Модуль «Самоуправление»
5 Модуль «Экскурсии и походы»
Сентябрь
Праздник спорта: День здоровья
Обучающиеся СШ
6 Модуль «Профориентация»
7 Модуль «Школьные медиа»
Просмотр видеоролика «Полет в космос», Апрель
посвященный дню космонавтики
Обучающиеся СШ

Педагог-организатор

Тренерыпреподаватели

Педагог-организатор

Педагог-организатор

8 Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
9 Модуль «Работа с родителями»
Включение в повестку родительских собраний Сентябрь, январь, май
вопросов профориентационной Тематики.
Родители
Индивидуальные консультации с родителями: воспитанников
СШ,
групповое
и
индивидуальное тренерыпрофконсультирование, с целью выявления и преподаватели
формирования адекватного принятия решения о
выборе профиля обучения.
Индивидуальное консультирование c целью По
мере
координации воспитательных усилий педагогов необходимости
и родителей
Родители
и
обучающиеся
СШ,
тренерыпреподаватели
Обсуждение вопросов по БДД на родительских Сентябрь, январь
собраниях: «Детский травматизм на дороге, Родители
причины и меры его предупреждения. воспитанников
СШ,
Обеспечение обучающихся светоотражающими тренерыэлементами».
преподаватели
10 Модуль «Социальное взаимодействие»
Просветительская работа по профилактике Сентябрь, март
ВИЧ-инфекции, а также пропаганда ЗОЖ
Просветительская работа по профилактике ДТТ Октябрь, июнь
с приглашенным инспектором по пропаганде Обучающиеся СШ
БДД капитаном полиции (МВД России).
Проведение спартакиад с участниками детских В течение года
дошкольных
учреждений,
спартакиады Представители
школьников и учащейся молодежи: «Юность», дошкольных
и
«Старты надежд» друзья-соперники, мини- школьных учреждений
футбол
«Колобок»,
мастер-классы
по и их воспитанники,
правильной сдаче норм ГТО и др.
обучающиеся
СШ,
Т.е.
тесное
взаимодействие Тренерыобщеобразовательных дошкольных и школьных преподаватели.
организаций.
Просветительская работа по профилактике ЧС с Ноябрь, апрель
сотрудниками пож.части
Профилактическая работа с инспектором ПДН
Декабрь, май

Тренерыпреподаватели

Педагог-организатор
Педагог-организатор,
тренерыпреподаватели

Педагог-организатор

2.5. Календарно-тематическое планирование
Годовой план-график распределения учебных часов по лыжным гонкам спортивно
оздоровительной группы СОЭ(ОВЗ)
п/п

Сентябрь
Раздел подготовки

Тема

Колчасов

1.

2.

З.

4.

5.
б.
7

п/п
1.

2.

З.

4.

Теоретическая
подготовка

Вводное занятие. История развития лыжного спорта.
Российские
ЛЫжники
на
Олимпийских
игр.
Содержание работы
секции.
Возникновение,
развитие
и
распространение лыж. Краткие исторические сведения
об Олимпийских играх. Российские лыжники на
Олимпийских играх. Виды лыжного спорта.
Инструктаж по пожарной безопасности в ДЮСШ.
Инструктаж по ПДД
Общая физическая Развитие выносливости, быстроты, гибкости. Строевые
подготовка
упражнения применяются в целях организации
занимающихся, воспитания дисциплины, хорошей
осанки, целесообразного размещения занимающихся во
время разминки и в подготовительной части урока.
Техническая
и Обучение общей схеме передвижений классическими
тактическая
ходами на лыжероллерах.
подотовка.
Специальная
Кроссовая подготовка, имитационные упражнения
физическая
по
отовка
Участия
в Кросс Наций
соевнованиях
Контрольные
испытания
Другие
виды Подвижные игры и эстафеты.
спорта
и
подвижные игры
итого:
Октябрь
Раздел подготовки

Тема

1

7

6

2

2
1
6

25

Кол-во
часов
Теоретическая
Техника безопасности на занятиях лыжным спортом. 1
подготовка
Гигиена, закаливание, режим тренировочных
занятий и отдыха. Питание, самоконтроль. Оказание
первой при травмах.
Инструкция по антитеррористической безопасности
и защите персонала и обучающихся МБУ ДО СШ.
Общая физическая
Обще развивающие упражнения.
6
подготовка
Они должны быть направлены на всестороннее
физическое развитие занимающихся: равномерное
развитие мышечной системы, укрепление
опорнодвигательного аппарата , координации
движений и умения сохранять равновесие, а также
улучшение функции сердечно-сосудистой системы и
органов дыхания.
Техническая
и Обучение основных элементов конькового хода на 7
тактическая
месте и в движений.
подготовка.
Участия
в Открытый легко атлетический кросс, посвященный 1

соревнованиях

памяти погибших при исполнении служебного долга
сотрудников МВД
Ходьба, преимущественно направленная на
2
увеличение аэробной производительности организма
и развитие волевых качеств, специфических для
ЛЫЖНИКОВ-ГОНПЏЖОВ.
Первенство СШ по ОФП
2

5.

Специальная
физическая
подготовка

б.

Контрольные
испытания
Другие виды спорта и Подвижные игры и эстафеты.
подвижные игры
итого:

7

Ноябрь
Раздел подготовки
1.

2.

З.

4.
5.

б.

Теоретическая
подготовка

Тема

6
25

Кол-во
часов

Поведение на улице во время движения к месту 1
занятия.
Выбор места для проведения занятий и
соревнований. Особенности организаций занятий
на склонах. Помощь при ушибах, растяжении, обморожении.
Личная
гигиена
спортсмена.
Гигиенические требования к одежде и обуви
лыжника. Значения и способы закаливания.
Составление рационального режима дня с учетом
тренировочных
нагрузок.
Инструкция
по
антитеррористической безопасности и защите
персонала и об ающихся МБОУ ДО ЮСШ.
Общая физическая Для рук. Движения руками в различных плоскостях 7
подготовка
и направлениях в различном темпе. В различных
положениях (стоя, сидя, лежа) одновременные,
попеременные и последовательные движения в
плечевых, локтевых и запястных суставах
(сгибание и разгибание, отведение и приведение,
маховые и круговые движения). В упоре лежа
сгибание рук, отталкивание и др. Упражнения с
эспандером и эластичной резиной.
Техническая
и Обучение
специальным
подготовительным 10
тактическая
упражнениям,
направленным
на
овладение
подготовка.
рациональной техникой скользящего шага, на
развития равновесия при одноопорном скольжении,
на согласованную работу рук и ног при
передвижении попеременным двухшажным ходом
Контрольные
испытания
Специальная
Развитие выносливости, быстроты, гибкости. 2
физическая
Передвижение на лыжах по равниной и
подготовка
пересеченной
местности,
имитационные
упражнения .
Участие
в
соревнованиях.

7

п/п
1.
2.

З.

4.
5.

6
7

Другие виды спорта и Подвижные игры и эстафеты.
подвижные игры

6

итого:

25

Декабрь
Раздел подготовки

Тема

Кол-во
часов
Теоретическая
Инструкция при обнаружении предмета, похожего 1
подтовка
на взрывное устройство.
Общая
физическая Для туловища. Упражнения на формирование5
подготовка
правильной осанки. В различных стойках наклоны
вперед, в стороны, назад. Круговые движения
туловищем. В положении лежа лицом вниз —
прогибание с различными положениями и
движениями руками и ногами. Из положения, лежа
на спине поднимание рук и ног поочередно и
одновременно, поднимание и медленное опускание
прямых ног, поднимание туловища, не отрывая ног
от пола. В различных стойках
наклоны вперед, в
стороны, назад с различными положениями и
движениями руками, с использованием отягощений
(предметов). Круговые движения туловищем. В
положении лежа лицом вниз прогибание с
использованием отягощений. Из положения лежа на
спине, ноги закреплены, поднимание туловища.
Техническая
и Совершенствование основных элементов техники 10
тактическая
классических лыжных ходов облегченных условиях
подготовка.
Контрольные
испытания
Специальная
Комплексы специальных упражнений на лыжах для 1
физическая
развития силовой выносливости мышц ног и
подготовка
плечевого пояса.
Участие
в Открытия зимнего сезона
2
соревнованиях.
Другие виды спорта и Подвижные игры и эстафеты.
5
подвижные игры
итого:

п/п
1.

Январь
Раздел подготовки
Теоретическая
подготовка

Тема
Лыжный инвентарь, выбор, хранение, уход за ним.
Лыжные мази, парафин.
Инструкция по действиям постоянного состава и
обучающихся.
В
условиях
возможного
биологического заражения.

24
Кол-во
часов

2.

З.

4.
5.

6
7

Общая физическая Для ног. Из основной стойки — различные движения 6
подготовка
прямой и согнутой ногой, приседания на двух и
одной ноге. Маховые движения, выпады, выпады с
дополнительными
пружинящими
движениями,
поднимание на
носки. Различные прыжки и многоскоки на месте и в
движении на одной и двух ногах. ПРЫЖКИ через
гимнастическую
скамейку на
месте и
с
продвижением вперед в равномерном и переменном
темпе
Техническая и
Обучение преодолению подъемов «елочкой», 8
Тактическая
«полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым
подготовка.
шагом
Контрольные
испытания
Специальная
Комплексы специальных упражнения на лыжах.
физическая
Развитие выносливости и силы.
подготовка
Участие
в Первенство ГО Карпинск по лыжным гонкам
1
соревнованиях.
Другие виды спорта Подвижные игры и эстафеты.
3
и подвижные игры
итого:
18
Февраль
Раздел подготовки

1.
2.

З.

4.
5.

6
7

Кол-во
часов
Теоретическая
Основы техники способов передвижения на лыжах. 1
подготовка
Профилактика ОРВИ и ГРИППА
Общая
физическая Упражнения для развитие силы мышц рук, ног, 7
подготовка
туловища и шеи: выполняются на месте, стоя, сидя,
лежа и в движении. индивидуально или с
партнером, без предмета и с различными
предметами (гантелями, штангой, набивными
мячами скакалками К ним также относятся
Техническая
и Обучение торможению «плугом», «упором», 8
тактическая
«поворотом», соскальзыванием, падением.
подготовка.
Контрольные
испытания
Специальная
Развитие
специальной
выносливости.1
физическая подтовка
Передвижение на лыжах по равнинной и
пересеченной местности.
Участие
в Областные соревнования по лыжным гонкам Кубок З
соревнованиях.
Северных городов 2 этап. Лыжня России.
Другие виды спорта иПодвижные игры и эстафеты.
5
подвижные игы
итого:
25

Март
Раздел подготовки

Тема

Тема

Кол-во

часов
1.

2.
З.

4.

5.
б
7

Теоретическая
подготовка

Правила соревнований по лыжным гонкам. 1
Положение о соревновании. Выбор мест
соревнований, подготовка трасс, оборудование
старта и финиша. Организационная работа по
подготовке соревнований. Состав и обязанности
судейских бригад. Обязанности и права
участников. Система зачета в соревнованиях по
лыжным гонкам. Инструкция для учащихся
Общая
физическая Упражнения для развития выносливости: 6
подготовка
наиболее
распространенными
средствами,
используемыми для развития выносливости,
Техническая
и Совершенствование
основных
элементов 8
тактическая
техники классических лыжных ходов в
подготовка.
облегченных условиях Обучение преодолению
подъемов
«елочкой»,
«полуелочкой»,
ступающим скользящим, беговым шагом
Специальная
Комплексы специальных упражнений на лыжах 1
физическая подготовка для развития силовой выносливости мышц ног и
плечевого пояса.
Участие соревнованияхв областные соревнования по лыжным гонкам 4
памяти сотрудников МЧС и спасателей.
соревнования по лыжным гонкам «Газпром
Контрольные
испытания
Другие виды спорта
Подвижные игры и эстафеты.
4
и подвижные игры
итого:
24
Апрель
Раздел подготовки Тема

1.

2.

З.

4.

Кол-во
часов
Теоретическая
Основные средств восстановления. Спортивный 1
подготовка
массаж, самомассаж и их применение в учебнотренировочном
процессе.
Основные
приемы
самомассажа. Гидромассаж и его применение.
Водные процедуры как средство восстановления.
Инструкция по пожарной безопасности в СШ.
Общая физическая Упражнения для развития быстроты: подвижные и 8
подготовка
спортивные игры, эстафеты, акробатические и
гимнастические прыжки, легкоатлетические виды бег
на короткие дистанции (старты, ускорения и рывки),
прыжки с разбега в длину и высоту и различные
Техническая
и Ходьба,
преимущественно
направленная
на 8
тактическая
увеличение аэробной производительности организма
подготовка.
и развитие волевых качеств, специфических для
ЛЫЖНИКОВ -ГОНЩИКОВ
Специальная
Передвижение на лыжах по равниной и пересеченной 1
физическая
местности, имитационные упражнения.
подготовка

5.
6
7

п/п

1.

2.

З.

4.

5.
6.
7

Контрольные
испытания
Участие
в
соревнованиях
Другие виды спорта подвижные игры и эстафеты.
и подвижные игры
итого:
Май
Раздел подготовки
Теоретическая
подготовка

Тема

6
24
Кол-во
часов

Оценка уровня знаний по теории лыжного спорта. 1
В спортивно-оздоровительной группе осваивается
большое количество различных двигательных
действий, как из лыжного, так и из других видов
спорта (легкая атлетика, спортивные игры,
спортивная гимнастика). Успешность овладения
новыми двигательными действиями во многом
будет зависеть от сформированном представлении
об изучаемом двигательном действии. Инструкция
при захвате террористами заложников.
Общая физическая Упражнения
для
развития
ловкости: 7
подготовка
одновременные
разнохарактерные
движения
конечностями и туловищем; упражнения с мячами,
скакалками; спортивные игры и сложные
эстафеты; тройной прыжок, метания.
Техническая
и Кроссовая подготовка, имитационные упражнения. 7
тактическая
Ходьба, преимущественно направленная на
подготовка.
увеличение
аэробной
производительности
организма
и
развитие
волевых
качеств,
специфических
для
лыжников
гонщиков.
Комплексы
специальных
упражнений
на
лыжероллерах для развития силовой выносливости
мышц ног и плечевого пояса.
Специальная
Ходьба, преимущественно направленная на 1
физическая
увеличение
аэробной
производительности
подготовка
организма
и
развитие
волевых
качеств,
специфических
для
лыжников
гонщиков.
Комплексы специальных упражнений на
Участие
в Соревнования по велогонке «Колесо уральских 2
соревнованиях
гор»
Другие виды спорта и подвижные игры и эстафеты.
6
подвижные игры
Контрольные
Первенство ДЮСШ по ОФП
2
испытания
итого:
26

3. Список литературы
1.
Квашук П.В. Лыжные гонки: Примерная программа для системы
дополнительного
образования
детей:
детско-юношеских
спортивных
школ,
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М.: Советский спорт,
2005 - 72 с.
2.
Козлов В. В. Физическое воспитание детей в Учреждениях дополнительного
образования: Акробатика. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
3.
Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры.: Учебник М:
Советский спорт, 2003. - 464 с.
4.
Раменская Т.И. «Специальная подготовка лыжника» М.:физическая
культура,2ОО1г. — 323 с.
5.
Раменская Т.И. «Юный лыжник». Учебно-популярная книга о многолетней
тренировке Лыжников-гонщиков. М.: Физическая культура, 2004 г. — 204 с.
6.
Холодов Ж.К., Кузнецов ВС. Теория и методика физического воспитания и
спорта: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.
7.
Холодов Ж.К., Кузнецов ВС. Теория и методика физического воспитания и
спорта: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 480 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».