Общеразвивающая программа по баскетболу (углубленный уровень) Денисов С.А.

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая общеразвивающая программа по виду спорта «Баскетбол» для групп
спортивно-оздоровительного этапа (далее Программа) разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
-Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта баскетбол (далее
Программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ Об образовании в Российской
Федерации,
-Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329 — ФЗ О физической культуре и спорте
в Российской Федерации,
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»,
-Приказ Министерства спорта РФ от 12 сентября 2013 г. №731 «Об утверждении
Порядка приема на обучение по предпрофессиональным программам в области физической
культуры и спорта»,
-Приказ Министерства спорта РФ от 27 декабря 2013 г. №1125 «Об утверждении
Особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и
методической деятельности в области физической культуры и спорта».
Также программа учитывает внутренние нормативные правовые акты MAOУ ДО
ДЮСШ (устав, порядок приема и перевода).
Цель программы:
Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья
обучающихся посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, формирования
навыков здорового образа жизни.
Задачи:
образовательные
- расширить и углубить знания об истории Российского и Мирового баскетбола;
- изучить основные правила игры в баскетбол;
- изучить технику и тактику игры в баскетбол;
- овладеть практическими навыками оказания первой медицинской помощи
развивающие
- предоставить каждому обучающемуся возможность для самоопределения,
самореализации и саморазвития с учетом его индивидуальных особенностей;
- развивать познавательные и творческие способности обучающихся;
- содействовать всестороннему и гармоничному развитию личности обучающихся
воспитательные
- продолжить формирование научного мировоззрения в области здоровья, воспитывать
в каждом обучающемся творческую личность;
- вовлекать обучающихся в творческую и практическую деятельность по охране и
восстановлению здоровья человека;
- воспитывать способность к сотрудничеству, взаимопониманию в коллективе,
построению межличностных отношений;
способствовать
развитию
межличностных
отношений,
контактности,
доброжелательности;
- воспитывать способность к сотрудничеству, взаимопониманию в коллективе,
построению межличностных отношений;
- воспитывать чувство ответственности за себя;
- воспитывать нравственные и волевые качества: волю, смелость, активность.
Планируемые результаты реализации Программы
знать:

- историю возникновения и развития игры баскетбол в стране и в мире.
- олимпийские игры современности.
- правила техники безопасности.
- оказание помощи при травмах и ушибах.
- названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники.
- типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий.
- упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости).
- контрольные упражнения для оценки физической и технической подготовленности и
требования к технике и правилам их выполнения.
- основное содержание правил по баскетболу.
- жесты судьи по баскетболу.
- игровые упражнения подвижные игры, эстафеты с элементами баскетбола.
уметь:
- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма;
- выполнять технические приемы и тактические действия;
- контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на
занятии;
- играть в баскетбол с соблюдением основных правил;
- демонстрировать жесты судьи
Отличительной особенностью данной программы заключается в том, что она
составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических
и интеллектуальных возможностей детей.
Продолжительность занятий определяется их интенсивностью.
Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени
учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в
школе и вне ее.
Программа служит основой для эффективного построения многолетней подготовки
спортивных резервов для баскетбола и характеризуется:
- физкультурно-спортивной направленностью;
- направленностью на реализацию принципа достаточности сообразности,
определяющего распределения учебного материала в конструкции основных компонентов
двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной
активности обучающихся;
- направленностью на реализацию принципа комплексности, предусматривающего
тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, техникотактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и
восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля);
- направленностью на соблюдение дидактических правил «от известного к
неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование
учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных занятий в
практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- направленностью на усиление оздоровительного эффекта образовательного
процесса, достигаемого в ходе активного использования обучающихся освоенных знаний,
способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в
режиме дня и самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Педагогическая целесообразность программы.
Программный материал представлен в виде современных технологий. В данной
программе под технологиями понимается набор операций по формированию знаний, умений
и навыков, направленных на укрепление здоровья детей и подростков. В программе
реализуются технологии различных типов. Здоровье сберегающие технологии. Их
применение в процессе занятий баскетболом дополнительного образования обеспечивает

создание безопасных условий для занятий и рациональную организацию образовательного
процесса (с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей занимающихся при
соблюдении гигиенических требований), а также соответствие физической нагрузки
возрастным особенностям занимающихся. Технологии обучения здоровью. Включают
гигиеническое обучение (правильное питание, гигиена тела), обучение жизненным навыкам
в общении (управление эмоциями, разрешение конфликтов), осознанное соблюдение
техники безопасности на занятиях, профилактику вредных привычек. Технологии
воспитания физической культуры и укрепления здоровья. Усиливают воспитание у
занимающихся культуры здоровью, формируют представления о здоровье как ценности,
стимулируют мотивацию на ведение здорового образа жизни, ответственность за
собственное здоровье. Оздоровительные технологии. Направлены на решение задач
укрепления физического здоровья обучащихся.
Программа направленна на здоровый образ жизни и служит средством профилактики
и коррекции здоровья.
Работа группы организована на базе общеобразовательной школы МАОУ СОШ №24.
Основной формой учебно-тренировочного процесса являются групповые учебнотренировочные и теоретические занятия, медицинский контроль, участие в соревнованиях.
Срок реализации программы – 1 год
Минимальный возраст детей для зачисления на обучение: 7 лет.
Отличительные особенности: в данной программе отражены основные принципы
обучения и спортивной подготовки обучающихся. Программа адаптирована к условиям
работы в данном образовательном учреждении и имеет некоторые особенности.
Во-первых, предварительного отбора для занятий не проводится, но обязательно
наличие у обучающегося соответствующего уровня технической и физической подготовки,
медицинского заключения.
Во-вторых, содержание программы обусловлено климатическими условиями региона.
Естественная двигательная активность детей в условиях продолжительной зимы значительно
снижена. Занятия разрабатываются с учетом следующих критериев: возраст, пол,
антропометрические признаки, уровень физического развития, уровень технической
подготовленности, игровое амплуа. При подготовке особое внимание уделяется работе с
высокорослыми юными баскетболистами — юношами и девушками, учитывая особенности
девушек — их склонность к более выраженному приросту массы тела, быстрое ослабление
внимания при физической нагрузке и недостаточный уровень физической работоспособности.
Кроме того, в целях закаливания и оздоровления детей предусмотрено проведение занятий
(как целиком, так и частично) на открытом воздухе в течение всего периода подготовки.
В-третьих, в связи с отсутствием спортивного отбора в группы, снижены
нормативные требования по разделам подготовки и требования к выполнению. Учебные
группы мальчиков и девочек комплектуются совместно.
Формы занятии:
- учебно-тренировочные занятия
- спортивные соревнования
- физкультурные праздники
- самоподготовка
- создание презентаций.
При составлении программы учитывалась разная подготовка обучающихся. Таким
образом, разноуровневая подготовка детей предполагает различные формы и методы
организации учебного процесса.
2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Тренировочная деятельность организуется в течение всего календарного года, в

соответствии с календарным учебным графиком, годовым учебным планом и календарем
спортивно-массовых мероприятий.
Годовой учебный план рассчитан на 38 недель.
В группы принимаются все желающие. Установленные ограничения по приему в
группы являются медицинские показания. По составу группы разновозрастные.
Условия комплектования учебных групп и учебно-тренировочные и
соревновательные режимы
Групп
а

Минималь Количес
Количество
ный
тво
учебных
возраст
обучающ
часов в
для
ихся в
неделю
зачислени группе
я
(лет)
Спортивно -оздоровительная группа
(СОЭ)
СОЭ
7
15
6
3 год

Количеств
о учебных
часов в
год

228

Уровень спортивной
подготовленности
(СОЭ)

Прирост показателей
ОФП, СФП, технической
программы, участие в
товарищеских матчах,
районных, городских,
областных, соревнованиях.

Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Начало учебного года

Продолжительность
учебного года
Продолжительность
учебной недели

04 сентября 2022-2023 уч.г.; формирование
учебных
групп для зачисления в ДЮСШ с 01 сентября по 15 сентября
ч. г.
Спортивно-оздоровительный этап обучения —
38 недель для учащихся, которые обучаются по учебному
плану в ДЮСШ. Окончание 14 июня учебного года
Шестидневная рабочая неделя, с одним выходным днем

Праздничные дни

- 1, 2, 3, 4, 6, 8 января Новогодние каникулы;
- 7 января — Рождество Христово;
- 23, (перенос
на 24 февраля) День защитника
Отечества;
- 8 марта (перенос на 9 марта) Международный женский
день;
- 1 мая Праздник Весны и Труда;
- 9 мая День Победы;
- 12 июня День России;
- 4 ноября День народного единства.
Длительность
учебно- Продолжительность занятий исчисляется в академических
тренировочного занятия
часах по 40 минут.
Продолжительность

одного
занятия
рамках основной

(в
программы)

Основные формы
образовательного процесса

Продолжительность летнего
оздоровительного периода

в г руп п а х СОЭ н е должн а
превышать двух академических часов в день (40 минут х 2).
Групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия
Медицинский контроль;
Участие
в
внутришкольных
соревнованиях,
матчевых встречах, турнирах;
Летние
спортивно-оздоровительные лагеря
другие формы отдыха, оздоровления и занятость в
каникулярное время.

с 01 июня по 31 августа 2023года

3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Подготовка юного баскетболиста осуществляется путем обучения и тренировки,
которые являются единым педагогическим процессом, направленным на
формирование и закрепление определённых навыков, на достижение оптимального
уровня физического развития. Успешное осуществление учебно- тренировочного
процесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон подготовки, а
именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической и
морально-волевой.
Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании
двух групп методов: общепедагогических и спортивных.
Общепедагогические или дидактические методы включают метод наглядности,
систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований,
метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической
подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е.
оптимального и сбалансированного развития физических качеств.
Спортивные методы включаются: метод непрерывности и цикличности учебнотренировочного процесса; метод максимальности и постепенности повышения
требований; метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод
моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе.
Теоретический материал обычно дается в начале занятия. Новую тему, то или
иное задание необходимо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя
объяснения показом наглядного материала и показом приемов работы.
Практические занятия – основная форма работы с детьми, где умения
закрепляются, в ходе повторения – совершенствуются и формируются навыки.
Приобретенные умения и навыки используются воспитанниками в
соревновательной деятельности в зависимости от сложившихся и меняющихся
условий.
Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по отношению ко
всем занимающимся при условии соблюдения требований индивидуального подхода и
глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Особо внимательно
выявлять индивидуальные особенности обучающихся необходимо при обучении

технике и тактике игры, предъявляя при этом одинаковые требования в плане
овладения основой структурой технического и тактического приема.
В ходе учебно-тренировочного занятия осуществляется работа сразу по
нескольким видам подготовки. Занятие включает обязательно общую физическую
подготовку, так же специальную физическую подготовку. На занятие может быть
осуществлена работа по технической, тактической и морально-волевой подготовке
юных спортсменов.
Годовой план-график распределения учебных часов по баскетболу
спортивно -оздоровительной группы (СОЭ)
Разделы подготовки
1.
Теоретическая подготовка
2.
Общая физическая подготовка
3.
Специальная физическая подготовка
4.
Техническая и тактическая подготовка
5.
Интегральная подготовка
6
Игровая подготовка. Контрольные игры *
7.
Контрольные испытания
Общее количество часов без спортивно оздоровительного лагеря (в год)
* на одну игру отводится 2 часа

Спортивнооздоровительный этап
20
45
50
68
27
8
10
228

Допускается реализация предметных областей посредством самостоятельной работы
обучающихся в пределах до 10% от общего объема учебного плана.
качеств.
Содержание программы
Программа обучения предполагает привлечение максимально возможного количества
детей и подростков к систематическим занятиям, утверждения здорового образа жизни,
всестороннего развития физических способностей и овладение основами баскетбола.
Раздел 1. Теоретическая подготовка.
Данный раздел дается весь период учебного года и во всех частях тренировки
(подготовительная, основная, заключительная). Теоретический материал дается в
лекционном виде.
Тема занятий 1.1. Возникновение и развитие баскетбола:
История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Достижение баскетболистов на
мировой арене.
Тема занятий 1.2. Соблюдение правил безопасности. Правила поведения на улице,
спортзале. Правильное обращение с инвентарем.
Тема занятий 1.3. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Гигиенические
требования к местам проведения занятий. Временные ограничения и противопоказания к
занятиям баскетболом. Понятие о травмах, их причины и профилактика. Первая помощь при
ушибах, растяжении связок.
Тема занятий 1.4. Сведения о строении и функциях организма человека. Краткие
сведения о строении человеческого организма и его функциях. Костная система и ее
развитие. Связочный аппарат и его функции. Мышцы, их строение и расслабление мышц,
краткое ознакомление с расположением основных мышечных групп.
Тема занятий 1.5. Терминология, техника и тактика игры. Основные сведения о
технике и тактике игры; о её значении для роста спортивного мастерства.
Тема занятий 1.6. Правила игры. Костюм игроков. Состав команды.

Продолжительность игры. Начало и конец игры. Мяч в игре. Спорный мяч и опорный
бросок. Вбрасывание мяча. Замена игроков. Ведение мяча. Броски, передачи и ловля мяча.
Выполнение штрафного броска. Результат игры. Правила мини-баскетбола.
Раздел 2. Общая физическая подготовка.
На данном этапе ОФП дается в подготовительной и основной части тренировочного
занятия (обучение, закрепление).
Тема занятий 2.1. Строевая подготовка. Понятие о строе и командах. Шеренга,
фланг, колонна, интервал, дистанция. Перестроение в одну, две шеренги, в колонну;
повороты на месте, расчет по строю. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменения
скорости движения.
Тема занятий 2.2. Сила. Упражнения с преодолением собственного веса, подтягивание
из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и
сопротивления партнера. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения
набивными мячами - поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую над
головой, перед собой, за спиной, броски и ловля. Упражнения с гантелями, резиновыми
амортизаторам, со скакалкой Прыжки в высоту с прямого разбега.
Тема занятий 2.3. Быстрота. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта, с
ходу, с максимальной скоростью. Бег за лидером. Бег с препятствиями от 60 до 100 м. Бег в
чередовании с ходьбой до 1000 м.
Тема занятий 2.4. Гибкость. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой
движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведение ног, рук до
предела, мост, шпагат). Общеразвивающие упражнения с предметами в парах, кругах,
шеренгах.
Тема занятий 2.5. Ловкость. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед,
назад, в стороны, с места, с разбега и с прыжка. Стойки на голове, руках и лопатках.
Мост с помощью партнера и самостоятельно
Раздел 3. Специальная физическая подготовка.
Дается как в основной, так и в заключительной части занятия.
Тема занятия 3.1. Прыгучесть. Прыжки на одной и двух ногах, через линию, скамейку,
партнера, по ступенькам с максимальной скоростью. Одиночные и серийные прыжки,
толчком двумя и одной ногой, с доставанием одной и двумя руками подвешенных предметов
(сетки, кольца, щита). Выпрыгивание из исходного положения стоя толчковой ногой на
опоре 50 – 60 см как без, так и с различными отягощениями (10-20 кг). Прыжки по
наклонной плоскости выполняются на двух и одной ноге под гору и с горы, отталкивание
максимально быстрое.
Тема занятий 3.2. Быстрота движений. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из
различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед бег с максимальной
частотой шагов на месте и перемещаясь. Стартовые рывки с мячом, в соревнованиях с
партнером, вдогонку за партнером, вдогонку за летящим мячом, в соревнованиях с
партнером.
«Челночный бег» на 5,8 и 10м. Бег в колонну по одному
- по постоянно меняющемуся зрительному сигналу выполняется определенное
задание: ускорения, изменение направления.
Тема занятий 3.3. Игровая ловкость. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге,
после поворота. Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Подвижные
игры с элементами ловкости («вышибалы»,
«снайпер», «пионербол»). Ловля мячей, летящих из различных направлений.
Раздел 4. Техническая и тактическая подготовка
Тема занятия 4.1. Техника передвижения.
Перемещение приставными шагами, боком, лицом и спиной вперед, с крестным
шагом, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с
мячом, лицом и спиной вперед. Стойка нападающего. Прыжки толчком одной ноги. Прыжки

с короткого разбега. Остановка двумя шагами. Стойка защитника с выставленной ногой
вперед. Положение рук. Передвижения приставными шагами в стороны, назад, вперед.
Передвижения в защитной стойке по сигналам.
Тема занятия 4.2. Ловля и передача мяча. Ловля и передача мяча двумя и одной
рукой, на месте и в движении, в парах, кругах, в колонне.
Передачи мяча двумя руками от груди, передачи двумя руками отскоком от пола.
Передача мяча в парах, стоя на месте, ближние и средние расстояния. Передачи мяча на
одном уровне.
Тема занятия 4.3. Ведение мяча в высокой стойке. Ведение мяча в высокой стойке на
месте, в движении, по прямой с изменением скорости и направления. Ведения мяча в
сочетании с остановками, с переводом на другую руку. Эстафеты с ведением, ведение мяча
по сигналам.
Тема занятия 4.4. Броски. Бросок мяча одной рукой, на месте, в движении, от груди,
от плеча; бросок после ловли и после ведения мяча. Броски мяча под углом к щиту. Броски
перечисленными способами после ведения.
Тема занятий 4.5. Техника нападения. Индивидуальные действия: умение выбрать
место и открыться для получения мяча. Атака корзины. Применение изученных способов
передачи мяча в зависимости от расстояния и направления.
Групповые действия: Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи».
Тема 4.6. Техника защиты. Выбор места по отношению к подопечному нападающему
с мячом и без мяча. Применение изученных способов защитной стойки в зависимости от
места расположения нападающего на площадке. Командные действия. Умение
переключаться от действий в нападении к действиям в защите (возвращение в тыловую
зону, разбор игроков). Личная система защит на своей половине поля.
Раздел 6. Игровая подготовка. Контрольные игры
Тема занятий 6.1. Подвижные игры с элементами баскетбола. Эстафеты с передачами,
ведениями, бросками мяча. Игры («салки», «бег кенгуру», «коршун и наседка», «защита
крепости», «мяч капитану», «десять передач», «вызов номеров».
Тема занятий 6.2. Игра на одно и два кольца. Игра по упрощенным правилам минибаскетбола: 1х1, 2х2, 3х3.Для СОГ группы участие школьных и районных соревнованиях.
Раздел 7. Контрольные испытания.
Тема занятий 7.1. Нормативы. Для групп СОЭ прирост показателей ОФП, СФП.
Общие требования безопасности
1) К проведению учебных занятий допускаются лица в возрасте не моложе 18
лет, имеющие профессиональную подготовку, прошедшие вводный инструктаж,
обученные безопасным методам и приемам работ, а также первичный, повторный и
(при
необходимости) внеплановый
инструктаж
по
безопасности
труда
непосредственно на рабочем месте, прошедшие предварительный (при поступлении на
работу) и проходящие периодические медицинские осмотры и не имеющие
медицинских противопоказаний.
2) Продолжительность рабочего дня не должна превышать 8 часов, начало
рабочего дня - в соответствии с учебным расписанием, обеденный перерыв не позднее
чем через четыре часа после начала рабочего дня.
3) При проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий,
установленные режимы занятий и отдыха.
4) Во время проведения тренировочных занятий на тренера- преподавателя
могут воздействовать следующие вредные и опасные производственные факторы:
- возможность получения травм при несоблюдении мер безопасности;
- возможность поражения электрическим током при прикосновении к
металлическим не токоведущим частям незануленного оборудования, к токоведущим
частям оборудования.
5) К занятиям баскетболом допускаются учащиеся, прошедшие медицинский

осмотр, не имеющие противопоказаний к занятиям спортом.
6) Тренер-преподаватель обязан в начале учебного года провести инструктажи
по технике безопасности, пожарной безопасности, правилам поведения при поездках
со всеми учащимися и проводить дополнительные инструктажи по мере
необходимости, с обязательной отметкой в «Журнале по охране труда».
7) Тренер-преподаватель следит за тем, чтобы учащиеся были одеты в
спортивную форму в соответствии с видом спорта баскетбол, температурой в зале.
Спортивная форма должна быть удобной не стесняющей движений. Обувь должна
быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегающей ногу и не стеснять
кровообращение.
8) Спортивный зал должен быть обеспечен огнетушителями и аптечкой,
укомплектованной необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для
оказания первой помощи пострадавшим.
9) Тренер-преподаватель и учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной
безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
10) Весь используемый спортинвентарь должен храниться в соответствующих
шкафах. При этом запрещается размещать на полке груз, общая масса которого
превышает установленную для данной полки
грузоподъемность.
11) При занятиях разрешается использовать только прошедшие
освидетельствование (испытание) и принятые в эксплуатацию с оформлением
соответствующих актов оборудование и спортивные снаряды.
12) В помещении для проведения занятий должна ежедневно производиться
влажная уборка.
13) Все занимающиеся должны знать о профилактике спортивных травм и
уметь оказывать первую доврачебную помощь.
14) Опасные факторы, способствующие получению травмы учащимися, при
проведении занятий в зале и на спортивной площадке:
- выполнение упражнений без соответствующей разминки;
- загрязненные, неисправные спортивные снаряды, инвентарь;
- плохо укрепленное оборудование;
- наличие посторонних предметов на площадке или вблизи ее;
- падение на твердом покрытии;
- столкновение игроков, удар мячом;
- игра влажными ладонями;
- применение игроками грубых и опасных приемов.
15)
После перенесённых травм или заболевания обучащиеся допускаются
к занятиям только с разрешения врача (учреждения или поликлиники).
16) В начале занятия обязательна хорошая разминка для всех групп мышц и
суставов.
17) Контроль за выполнением требований
инструкции
осуществляет администрация
учреждения.
18) За нарушение требований инструкции участники учебно- тренировочных
занятий несут личную ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
19) Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране
труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами
внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной
проверке знаний норм и правил охраны труда.

20)
Требования безопасности перед началом занятий
Тренер-преподаватель должен:
1. Быть на рабочем месте за 20 минут до начала занятий, убедиться в
исправности инвентаря, оборудования, безопасности состояния помещений:
- проверить санитарное состояние помещений, достаточность освещения;
наличие и целостность деталей крепления баскетбольного щита;
- отсутствие видимых повреждений электроарматуры, электропроводки, в т.ч. и
изоляции; исправность полов в помещении, убедиться, что полы ровные, чистые,
сухие, находятся в исправном состоянии, не имеют щелей, выбоин, набитые планки и
торчащие из пола предметы не допускаются;
- отсутствие возможности падения каких-либо предметов со стен;
- надежность крепления рам и стекол к рамам, прочность запорных
приспособлений и надежность их действия,
- отсутствие на дверях пружин и доводчиков;
отсутствие на уровне, не превышающем роста занимающихся, вбитых в стены
гвоздей (шурупов).
2. При неготовности сооружений к эксплуатации занятия в данном месте не
проводить, о чем своевременно уведомить администрацию учреждения в письменной
форме.
3. При проведении занятий вне помещения (на спортивной площадке)
проверить:
- отсутствие на территории ям, битого стекла и посуды, наструганных досок,
обрывков проводов, предметов с торчащими крепежными элементами (гвоздями и
т.п.), хозяйственного инвентаря, сухостойных деревьев;
- отсутствие на территории незапертых колодцев, мусорных ящиков;
- отсутствие участков с пролитыми жидкостями (масло, бензин ит.п.);
- отсутствие на территории костров.
4.
Убрать с одежды все колющие предметы.
5.
3а 15 минут до начала занятий:
- встретить учащихся, проводить в раздевалку;
проверить наличие спортивной формы у учащихся, при несоответствии ее не
допускать учащихся к занятиям;
проверить отсутствие у занимающихся колющих и острых предметов;
- проверить отсутствие на руках занимающихся свежих мозолей;
проверить отсутствие у занимающихся во рту жевательной резинки,
конфет и пр.;
- напомнить учащимся о правилах безопасности при занятиях.
6.
Выдать учащимся необходимый инвентарь.
7.
При температуре ниже +15 градусов занятия в зале не проводить.
Знать и уметь оказывать первую доврачебную помощь при травмах и
обморожениях.
Общие требования безопасности во время занятий
Тренер-преподаватель:
1. Во время учебно-тренировочных занятий неотлучно находится с учащимися
2. Начинает занятия с учащимися с разминочных упражнений на все группы
мышц, особое внимание уделяется мышцам спины, лучезапястным и голеностопным
суставам.
3. Обучает учащихся безопасным приемам выполнения физических
упражнений и следит за соблюдением мер безопасности, при этом придерживается
принципов доступности и последовательности в обучении.

4. Знакомит учащихся с правилами страховки и самостраховки, мерами
предупреждения возможных спортивных травм.
5. Организует выполнение упражнений таким образом, чтобы учащиеся не
создавали помех друг другу.
6. При выполнении упражнений потоком (один за другим) следит за
соблюдением
достаточных интервалов, чтобы не было столкновений.
7.
Обеспечивает во время занятий необходимую дисциплину.
Внимательно следит за состоянием детей, не допуская их переутомления,
перегрева и переохлаждения. Нагрузки для учащихся устанавливать в соответствии с
их уровнем физического развития и состоянием здоровья, при появлении у учащихся
признаков утомления или недомогания отправляет их к врачу.
8. Следит, чтобы во время учебно-тренировочных занятий на игровых
площадках не было посторонних лиц и предметов.
9. Поручает учащимся наблюдение друг за другом во избежание
непредвиденных ситуаций, при появлении опасности нанесения вреда здоровью,
учащиеся должны сообщить об этом тренеру-преподавателю.
10. Следит за правильным пользованием учащимися душем, туалетными
кабинами и шкафчиками.
При проведении занятий тренеру-преподавателю запрещается:
11. Допускать к занятиям учащихся, не прошедших инструктаж по охране
труда и технике безопасности па занятиях по спортивным и подвижным играм.
12. Оставлять детей без присмотра, разрешать им самостоятельно заниматься на
снарядах, тренажерах, с гантелями и т.п.
13.
Передоверять кому-либо вверенных работнику детей без разрешения
на это директора.
14. Оставлять без присмотра используемый в данный момент спортинвентарь.
Во время проведения занятий в помещении (на площадке) не должно быть никаких
посторонних предметов и посторонних лиц.
15.Использовать неисправное спортивное оборудование и инвентарь.
16.Курить, пользоваться открытым огнем в помещениях и в коридорах.
17. Пользоваться нагревательными электроприборами в помещениях, в которых
находятся дети.
18.
Проветривать помещения при нахождении в них детей. Открывать
форточки можно только стоя на полу, запрещается вставать для этого на
подоконник или мебель.
19.
Скрывать личные заболевания или травмы. Обо всех таких случаях
необходимо немедленно докладывать директору.
20. Поручать учащимся переноску, установку и настройку спортивных снарядов.
21. Самостоятельно ремонтировать неисправное электрооборудование.
Дополнительные меры безопасности
1. Занятия баскетболом проводятся на сухой площадке или на сухом
паркете.
2. Учащиеся, которые постоянно носят очки, должны закрепить их
специальной резинкой.
3. Перед отработкой
защитных
действий
необходимо
обучить занимающихся технике всех способов падения и приземления.
4. Во время отработки приемов игры запрещается использовать мячи
нестандартных размеров и массы.
5. Не допускать,
чтобы
учащиеся
подтягивались,
висли
на баск

Требования безопасности по окончании занятий
1. Организованно вывести учащихся из зала или со спортивной площадки.
2. Убрать в отведенное место спортивный инвентарь, тщательно проветрить
спортивный зал, проследить за проведением влажной уборки зала.
3. Закрыть все окна, форточки, двери.
4. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
5. Отключить электроосвещение.
О всех недостатках, обнаруженных в ходе занятий, и имеющихся
замечаниях необходимо сообщить руководителю.
Общие требования безопасности
1. К проведению учебных занятий допускаются лица в возрасте не моложе 18
лет, имеющие профессиональную подготовку, прошедшие вводный инструктаж,
обученные безопасным методам и приемам работ, а также первичный, повторный и
(при необходимости) внеплановый инструктаж по безопасности труда непосредственно
на рабочем месте, прошедшие предварительный (при поступлении на работу) и
проходящие периодические медицинские осмотры и не имеющие медицинских
противопоказаний.
2. Продолжительность рабочего дня не должна превышать 8 часов, начало
рабочего дня - в соответствии с учебным расписанием, обеденный перерыв не позднее
чем через четыре часа после начала рабочего дня.
3. При проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий,
установленные режимы занятий и отдыха.
4. Во время проведения тренировочных занятий на тренера- преподавателя
могут воздействовать следующие вредные и опасные производственные факторы:
- возможность получения травм при несоблюдении мер безопасности;
- возможность поражения электрическим током при прикосновении к
металлическим не токоведущим частям незануленного оборудования, к токоведущим
частям оборудования.
5. К занятиям баскетболом допускаются учащиеся, прошедшие медицинский
осмотр, не имеющие противопоказаний к занятиям спортом.
6. Тренер-преподаватель обязан в начале учебного года провести инструктажи
по технике безопасности, пожарной безопасности, правилам поведения при поездках со
всеми учащимися и проводить дополнительные инструктажи по мере необходимости, с
обязательной отметкой в «Журнале по охране труда».
7. Тренер-преподаватель следит за тем, чтобы учащиеся были одеты в
спортивную форму в соответствии с видом спорта баскетбол, температурой в зале.
Спортивная форма должна быть удобной не стесняющей движений. Обувь должна
быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегающей ногу и не стеснять
кровообращение.
8. Спортивный зал должен быть обеспечен огнетушителями и аптечкой,
укомплектованной необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для
оказания первой помощи пострадавшим.
9. Тренер-преподаватель и учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной
безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
10. Весь используемый спортинвентарь должен храниться в соответствующих
шкафах. При этом запрещается размещать на полке груз, общая масса которого
превышает установленную для данной полки грузоподъемность.
11. При
занятиях
разрешается
использовать
только
прошедшие
освидетельствование (испытание) и принятые в эксплуатацию с оформлением
соответствующих актов оборудование и спортивные снаряды.
12. В помещении для проведения занятий должна ежедневно производиться
влажная уборка.

13. Все занимающиеся должны знать о профилактике спортивных травм и
уметь оказывать первую доврачебную помощь.
14. Опасные факторы, способствующие получению травмы учащимися, при
проведении занятий в зале и на спортивной площадке:
- выполнение упражнений без соответствующей разминки;
- загрязненные, неисправные спортивные снаряды, инвентарь;
- плохо укрепленное оборудование;
- наличие посторонних предметов на площадке или вблизи ее;
- падение на твердом покрытии;
- столкновение игроков, удар мячом;
- игра влажными ладонями;
- применение игроками грубых и опасных приемов.
15. После перенесённых травм или заболевания учащиеся допускаются к
занятиям только с разрешения врача (учреждения или поликлиники).
16. В начале занятия обязательна хорошая разминка для всех групп мышц и
суставов.
17. Контроль
завыполнением
требований
инструкции
осуществляет администрация
учреждения.
18. За нарушение требований инструкции участники учебно- тренировочных
занятий несут личную ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
19. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране
труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами
внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной
проверке знаний норм и правил охраны труда.
Требования безопасности перед началом занятий
Тренер-преподаватель должен:
1.
Быть на рабочем месте за 20 минут до начала занятий, убедиться в
исправности инвентаря, оборудования, безопасности состояния помещений:
- проверить санитарное состояние помещений, достаточность освещения;
наличие и целостность деталей крепления баскетбольного щита;
- отсутствие видимых повреждений электроарматуры, электропроводки, в т.ч. и
изоляции; исправность полов в помещении, убедиться, что полы ровные, чистые,
сухие, находятся в исправном состоянии, не имеют щелей, выбоин, набитые планки и
торчащие из пола предметы не допускаются;
- отсутствие возможности падения каких-либо предметов со стен;
- надежность крепления рам и стекол к рамам, прочность запорных
приспособлений и надежность их действия,
- отсутствие на дверях пружин и доводчиков;
отсутствие на уровне, не превышающем роста занимающихся, вбитых в стены
гвоздей (шурупов).
2.
При неготовности сооружений к эксплуатации занятия в данном месте
не проводить, о чем своевременно уведомить администрацию учреждения в
письменной форме.
3.
При проведении занятий вне помещения (на спортивной площадке)
проверить:
- отсутствие на территории ям, битого стекла и посуды, наструганных досок,
обрывков проводов, предметов с торчащими крепежными элементами (гвоздями и
т.п.), хозяйственного инвентаря, сухостойных деревьев;
- отсутствие на территории незапертых колодцев, мусорных ящиков;
- отсутствие участков с пролитыми жидкостями (масло, бензин ит.п.);

- отсутствие на территории костров.

Убрать с одежды все колющие предметы.
3а 15 минут до начала занятий:
- встретить учащихся, проводить в раздевалку;
проверить наличие спортивной формы у учащихся, при несоответствии ее не
допускать учащихся к занятиям;
проверить отсутствие у занимающихся колющих и острых предметов;
- проверить отсутствие на руках занимающихся свежих мозолей;
проверить отсутствие у занимающихся во рту жевательной резинки,
конфет и пр.;
- напомнить учащимся о правилах безопасности при занятиях.
6.
Выдать учащимся необходимый инвентарь.
7.
При температуре ниже +15 градусов занятия в зале не проводить.
Знать и уметь оказывать первую доврачебную помощь при травмах и
обморожениях.
Общие требования безопасности во время занятий
Тренер-преподаватель:
1.
Во время учебно-тренировочных занятий неотлучно находится с учащимися
2.
Начинает занятия с учащимися с разминочных упражнений на все группы
мышц, особое внимание уделяется мышцам спины, лучезапястным и голеностопным
суставам.
3.
Обучает учащихся безопасным приемам выполнения физических упражнений
и следит за соблюдением мер безопасности, при этом придерживается принципов
доступности и последовательности в обучении.
4.
Знакомит учащихся с правилами страховки и самостраховки, мерами
предупреждения возможных спортивных травм.
5.
Организует выполнение упражнений таким образом, чтобы учащиеся не
создавали помех друг другу.
6.
При выполнении упражнений потоком (один за другим) следит за
соблюдением
достаточных интервалов, чтобы не было столкновений.
7.
Обеспечивает во время занятий необходимую дисциплину.
Внимательно следит за состоянием детей, не допуская их переутомления, перегрева
и переохлаждения. Нагрузки для учащихся устанавливать в соответствии с их уровнем
физического развития и состоянием здоровья, при появлении у учащихся признаков
утомления или недомогания отправляет их к врачу.
8.
Следит, чтобы во время учебно-тренировочных занятий на игровых
площадках не было посторонних лиц и предметов.
9.
Поручает учащимся наблюдение друг за другом во избежание
непредвиденных ситуаций, при появлении опасности нанесения вреда здоровью, учащиеся
должны сообщить об этом тренеру-преподавателю.
10.
Следит за правильным пользованием учащимися душем, туалетными
кабинами и шкафчиками.
При проведении занятий тренеру-преподавателю запрещается:
11.
Допускать к занятиям учащихся, не прошедших инструктаж по охране труда
и технике безопасности па занятиях по спортивным и подвижным играм.
12.
Оставлять детей без присмотра, разрешать им самостоятельно заниматься на
снарядах, тренажерах, с гантелями и т.п.
13.
Передоверять кому-либо вверенных работнику детей без разрешения на это
директора.
14.
Оставлять без присмотра используемый в данный момент спортинвентарь. Во
время проведения занятий в помещении (на площадке) не должно быть никаких
4.
5.

посторонних предметов и посторонних лиц.
15.
Использовать неисправное спортивное оборудование и инвентарь.
16.
Курить, пользоваться открытым огнем в помещениях и в коридорах.
17.
Пользоваться нагревательными электроприборами в помещениях, в которых
находятся дети.
18.
Проветривать помещения при нахождении в них детей. Открывать форточки
можно только стоя на полу, запрещается вставать для этого на подоконник или мебель.
19.
Скрывать личные заболевания или травмы. Обо всех таких случаях
необходимо немедленно докладывать директору.
20.
Поручать учащимся переноску, установку и настройку спортивных
снарядов.
21.
Самостоятельно ремонтировать неисправное электрооборудование.
Дополнительные меры безопасности
1. Занятия баскетболом проводятся на сухой площадке или на сухом
паркете.
2. Учащиеся, которые постоянно носят очки, должны закрепить их
специальной резинкой.
Перед отработкой защитных действий необходимо обучить занимающихся
технике всех способов падения и приземления.
3. Во время отработки приемов игры запрещается использовать мячи
нестандартных размеров и массы.
4.
Не допускать, чтобы учащиеся подтягивались, висли на
баскетбольных щитах.
Требования безопасности по окончании занятий
1.
Организованно вывести учащихся из зала или со спортивной площадки.
2.
Убрать в отведенное место спортивный инвентарь, тщательно
проветрить спортивный зал, проследить за проведением влажной уборки зала.
3.
Закрыть все окна, форточки, двери.
4.
Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
5.
Отключить электроосвещение.
6.
О всех недостатках, обнаруженных в ходе занятий, и имеющихся
замечаниях необходимо сообщить руководителю.
План воспитательной работы
Правильное использование методов воспитания заключается в организации
сознательных и целесообразных действий обучающихся. При этом тренерпреподаватель должен понимать, что направленное влияние на развитие личности
спортсмена лишь тогда эффективно, когда оно согласуется с законами воспитания
личности.
Эффективное использование средств воспитания, правильное применение
воспитательно-методических мер зависит от многих условий. Важнейшее
субъективное условие – это знание воспитательной ситуации и существующих в
данной ситуации компонентов воздействия, а также педагогическое мастерство.
Отсюда ясно, что педагогические и теоретико- воспитательные знания и умения
преподавателя составляют необходимую основу его эффективной воспитательной
работы.
Правильный выбор и успешное применение методов воспитания в спорте
зависят:

от знаний и умений преподавателя, от его педагогических способностей и
методических навыков, отношения к спортсмену;
 от основных идеологических убеждений, возраста, опыта, характера,
темперамента и положения в коллективе;

от общественного мнения в коллективе, развития критики и самокритики,

традиций и коллективных форм поведения;
При систематизации многообразных методов воспитания необходимо исходить
из двух основных моментов воспитательного процесса.
Во-первых, в процессе воспитания формируются убеждения и установки
личности, которые в значительной мере влияют на поступки, действия. Они
формируются на базе знаний и опыта и в то же время становятся мотивами действий,
принципами деятельности, правилами поведения и основой для суждений и оценок.
Во-вторых, в процессе воспитания многие формы и черты поведения
повторяются так часто, что становятся привычками личности. Из упроченных таким
путём форм поведения постепенно складываются качества личности.
С учетом этого методы воспитания можно сгруппировать в систему методов
убеждения и методов приучения. Методическая работа воспитателя ориентируется на
то, чтобы оптимально объединить в процессе воспитания обе группы методов и
обеспечить им совместную оптимальную деятельность. Это достигается через:
 сообщение учащимся и усвоения ими важных для воспитания знаний;
 развитие положительных черт поведения и исправления отрицательных.
Используя методы убеждения и приучения, необходимо соблюдать следующие
правила:
 требование должно предъявляться на основе взаимного уважения;
 требование должно быть ясным и недвусмысленным;
 требование должно соответствовать уровню развития учащегося и
коллектива;
требование должно быть предметным и понятным учащемуся и коллективу, поэтому
требование нужно объяснять;
 контроль должен не только регистрировать, но и вносить изменения в
аспекты поставленной цели; его не следует превращать в выискивание ошибок;
 контроль не должен ограничиваться внешней картиной поведения, он должен
вскрывать ошибки;
 контроль должен побуждать учащегося к самоконтролю, становясь
неотъемлемой составной частью самовоспитания.
В суждениях всегда присутствует оценка. Поведение спортсмена
сопоставляется с воспитательной целью и подвергается оценке. Таким образом,
суждение и оценка неразрывно связаны между собой. Управление процессом
воспитания не должно останавливаться на стадии суждения. Нужно постоянно давать
оценку моральных качеств поведения учащегося. Это является необходимой составной
частью педагогических действий.
Педагогические правила этических суждений и оценки:
 судить и оценивать в процессе воспитания необходимо, ориентируясь на
цель воспитания;
 суждение и оценка должны охватывать отдельные воспитательные
явления в их взаимосвязи;
 нельзя делать опрометчивых и легкомысленных суждений и оценок; их
необходимо строить на достоверных результатах контроля;
 суждение и оценки должны быть понятны учащимся и коллективу,
должны получить их признание;
 следует воспитывать так, чтобы они приучались сами судить о своём
поведении и давать оценку.
Методы убеждения нацелены на изменение сознания. В результате
использования данных методов спортсмен должен действовать, руководствуясь
знанием и благоразумием.

Он должен быть убеждён в необходимости и правильности своих установок и
форм поведения в свете общественных требований. Отсюда ясно, что в группе
воспитательных методов, доминирующее место принадлежит сообщению и усвоению
важного в воспитательном отношении образовательного материала. В единстве с
развитием способностей и навыков, а также с накоплением социального опыта
учащийся приобретает такие познания, которые образуют основу стойких
общественных убеждений и установок.
В спорте используются различные методические формы убеждения. Одна из
них - беседа со спортсменом. Беседы следует тщательно планировать и проводить
целенаправленно. Их содержание определяется проблемами воспитания и
намерениями преподавателя. Ведущий беседу должен принимать во внимание:
 соответствие воспитательной беседы воспитательной задаче;
 характер беседы в конкретной воспитательной ситуации (внезапно возникшая
в связи с воспитательным конфликтом или заблаговременно запланированная беседа),
состав и количество участников;
 тему беседы и активное участие спортсмена в беседе.
Тесно связана с беседой дискуссия в коллективе, которая может служить
эффективной методической формой развития убеждений спортсменов. Дискуссия даёт
широкие возможности организации воспитательного влияния коллектива, проверки
индивидуальных точек зрения, коррекции и упрочения их. Воспитатель, направляя
дискуссию, руководя ею, должен как можно больше вовлекать в неё самих
спортсменов.
Методы приучения тесно связаны с методами убеждения. Все мы стремимся к
тому, чтобы необходимость соблюдать основные правила человеческого общежития
стала привычкой каждого члена общества. Поэтому в центре методов приучения
находится соблюдение заданных норм и правил, выражающих социально обязательные
требования. Они весьма многообразны, но наиболее проявляются в сознательной
дисциплине.
Следующий метод - поручения. Тренер может дать спортсмену срочные и
долговременные задания, которые относятся как к тренировочной деятельности, так и
к не тренировочной деятельности. Но поручения всегда должны быть такими, чтобы
результат выполнения поддавался проверке. В ходе воспитания каждый спортсмен
должен приучиться выполнять поручения своих педагогов и коллектива как нечто
само разумеющееся.
Успешность применения методов убеждения и приучения решающим образом
зависит от влияния личного примера тренера, степени выраженности его убеждений,
моральных качеств, психических свойств и привычек. Подлинный успех даёт единство
действий тренера и спортсменов, единство воспитания и самовоспитания. Спортсмен
должен быть убеждён, что тренер справедлив, предъявляет высокие требования к
самому себе и всегда стремится к совершенствованию.
Разделы плана
Трудовое
воспитание
Нравственное
воспитание

Содержание работы
1. Установление распорядка дежурств по уборке
мест занятий после тренировки
2. Участие в субботниках
3. Помощь в оформлении наглядной агитации
Состояние и развитие спорта в России
Воспитание нравственных и волевых качеств
спортсменов

Сроки
В течение
года

Сентябрь
Ноябрь

Беседа с детьми по профилактике беспризорности
Беседа «Питание и его значение для сохранения
здоровья»
Эстетическое
воспитание

Безопасность
жизнедеятельно
сти

Поход
Посещение учебно-тренировочных занятий
старших спортсменов и их соревнований

Январь
Март

В течение
года

Беседа «Питание и его значение для сохранения
здоровья»

Апрель

Посещение занятий старших спортсменов и их
соревнований

В течение
года

Беседа «Красота тела и души»
Акция «Баскетболисты за здоровый образ жизни»
Экскурсия
Беседа с учащимися «Правила поведения в
спортивном зале и на спортплощадке»

В течение
года

Инструктаж по технике безопасности ПДД.
Беседа «Правила
поведения
при угрозе
террористического акта»
Инструктаж по ТБ «Опасность пользования
пиротехническими средствами и взрывчатыми
веществами»
Инструктаж по ТБ «По правилам безопасного
поведения на водоемах в зимнее время»
Беседа «Меры предосторожности и правила
поведения на льду»

5. СИСТЕМА СПОРТИВНОГО ОТБОРА И КОНТРОЛЯ
В течение учебного года проводится контроль навыков и умений, используется
метод педагогического наблюдения, для выявления личностных качеств обучающихся.
Диагностика результативности образовательного процесса. В целях объективного
определения уровня подготовки обучающихся спортсменов и своевременного выявления
пробелов в их подготовке целесообразно регулярно проводить комплексное тестирование
юных спортсменов. Два раза в год (май-декабрь) в группах проводится контрольные
испытания по общей и специальной физической и технической подготовке. Оценка
физического развития производится на общепринятой методике биометрических
измерений. Уровень подготовленности обучающихся выражается в количественнокачественных показателях по технической, тактической, физической, теоретической
подготовленности. Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных
упражнений. С этой целью используются варианты тестов и контрольных упражнений,
разработанные ведущими отечественными специалистами. Примерные варианты тестов и
упражнений приведены в приложении. Одним из методов контроля эффективности
занятий в секции является участие учеников учебных, контрольных и календарных играх.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях. Календарные игры проводятся
согласно плану игр районного и республиканского уровня. Для определения уровня
физической подготовленности занимающихся учитывается результаты испытаний на

прыгучесть, быстроту перемещения, ведения мяча, а также подтягивание из виса. Для
определения уровня технической подготовленности используется упражнения на точность
попадания мячом в кольцо, подачах, ведения мяча. Большое значение имеет текущий
контроль, в котором основное место занимает наблюдение за тем, как происходит
овладение техническими и тактическими приемами, как обучающиеся применяют их в
игре.
Контрольные нормативы общей и специальной физической подготовки
Контрольные упражнения

пол

Контрольные нормативы
«3»

Раздел «Физическая подготовленность»
Прыжок в длину с места
Мальчики
120
Девочки
95
Выпрыгивание в верх с вытянутой Мальчики
14
вверх рукой (отметка мелом), см
Девочки
11
Бег 20 м., с
Мальчики
5,9
Девочки
6,0
Челночный бег 40 с. на 28 м. в
Мальчики
80
метрах
Девочки
70
Бег 300м., мин.,с.
Мальчики
1,32
Девочки
1,48
Раздел «Техническая подготовленность»
Передвижения в защитной стойке, с. Мальчики
16,0
Девочки
13,9
Скоростное ведение с учетом
Мальчики
17,7
попадания, с.
Девочки
18,0
Передачи мяча, с., поподания
Мальчики
17,9
Девочки
17,2
Дистанционные броски, % Мальчики
15
Девочки
15

«4»

«5»

125
100
18
13
5,6
5,8
90
80
1,25
1,35

130
110
22
15
5,3
5,6
100
90
1,18
1,22

14,0
12,7
16,8
17,1
17,2
16,6
22
22

12,0
11,5
15,9
16,2
16,5
16,0
32
32

Выполнение норматива засчитывается при условии набора учащимся не менее 27
баллов.
Способы проверки образовательной программы и формы подведения итогов ее
реализации:
- повседневное систематическое наблюдение;
- участие в спортивных праздниках, конкурсах;
- участие в товарищеских встречах и окружных соревнованиях.
Также предусмотрено проведение контрольных тестов и упражнений, которые
проводятся в течение всего учебно-тренировочного годового цикла 2 раза в год.
Результаты
оцениваются
по
таблицам
показателей
двигательной
подготовленности по окончании каждого года.
Формы аттестации
Контрольные
испытания
(тестирование)
по общей
физической
подготовке учащихся по учебным нормативам.
Учёт результатов участия в соревнованиях по календарю спортивно- массовых
мероприятий Учреждения, учёт победителей и призёров.
Учёт личностных достижений учащихся на соревнованиях различного уровня.
Основными показателями реализации образовательной программы являются:

Объект контроля

Предмет контроля
Контрольная диагностика

Спортивнооздоровительный
этап

Сохранность контингента
Посещаемость учащихся

Периодичность контроля
Октябрь — апрель
Сентябрь-декабрь-май
Сентябрь-декабрь-март,
май

5. ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Наименование спортивного инвентаря и оборудования Количество
Гимнастическая скамейка

6

Гимнастическая стенка

12

Кольцо баскетбольное

2

Свисток

4

Мат гимнастический

7

Мяч футбольный

4

Секундомер

4

Канат

2

Мяч баскетбольный

10

Скакалка

20

Гантели

20

Набивной мяч

10

Утяжелители

15

Весы электронные медицинские

1

Перечень технических средств обучения:
Наименование технических средств обучения
Магнитофон
Кассеты, диски, флеш карта с записями музыки,
песен, видео материалов

Количество
2

6.ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Наименование учебно- методических материалов (может
также
включать
перечень
Интернет-ресурсов,
необходимых для использования в образовательном
процессе)
Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки
для детско-юношеских спортивных школ,
специализированных детско-юношеских школ олимпийского
резерва. — М.: Советский спорт, 2004. Портнов Ю.М.,
Башкирова В.Г., Луничкин В.Г.

Количество

1

Баскетбол: Азбука спорта. Костикова Л.В. — М.: ФиС, 2001

1

Индивидуальная подготовка баскетболистов. Яхонтов Е. Р.М: ФиС,75

1

Развитие быстроты и ловкости движений в баскетболе/ Скотт
Хеттенбах

1

Развитие мощности в спорте/ Тюдор О. Бомп
Сборник упражнений для развития скорости, быстроты
и ловкости движений. Тим Макклейн
Специальные
М: ФиС,б7

упражнения

1
1

баскетболиста. ГрасисА.-

1

Спортивные игры. Учебник для ВУЗов. Том 1/под
редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. — М.: Изд.
Центр Академия, 2002

1

Спортивные игры. Учебник для ВУЗов. Том 2/под
редакцией Ю.Д.
Железняка, Ю.М.Портнова.
М.:
Изд.
Центр Академия, 2004

1
—

Тактика баскетбола. Гомельский А. Я.- М: ФиС,б7

1

Управление командой в баскетболе. Гомельский А. Я.- М:
ФиС,7б
Министерство спорта РФ

www.minsport.gov.ru

Министерство образования и науки РФ

http://минобрнауки.рф/

Федерация баскетбола Свердловской области
Российская федерация баскетбола

http:// russiabasket.ru//

1

Министерство
спорта
http://www.minsport.gov.ru

Российской

Федерации

–

Режим

доступа:

- кадровое обеспечение:
Тренер-преподаватель — Денисов Сергей Анатольевич, образование высшее,
первая квалификационная категория, стаж работы 10 лет.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».