Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки ЭНП 3.г.о. Денисов С.А.

І. Общие положения
1.1. Название дополнительной программы.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по
виду спорта «Баскетбол» (далее — Программа).
1.2. Цель Программы.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по
виду спорта «Баскетбол» (далее — Программа) предназначена для организации
образовательной деятельности по спортивной подготовке «Баскетбол» с учетом
совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определенных
федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «баскетбол»,
утвержденным приказом Минспорта России от 16 ноября 2022 г. N 1006 (далее —
ФССП).
Целью Программы является достижение спортивных результатов на основе
соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном
процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса
спортивной подготовки по баскетболу.
II. Характеристика Программы
2.1. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы
лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих
спортивную подготовку в группах на этапе начальной подготовки.
Таблица 1
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц,
проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной
подготовки.

Срок реализации
этапов
Этапы спортивной подготовки
спортивной
подготовки (лет)
Этап начальной подготовки

1

2

Возрастные
границы лиц,
проходящих
спортивную
подготовку
(лет)
10-12

Наполня
емость
(человек
)
15

2.2.

Объём Программы

Таблица 2
Объем дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки
Этапный норматив
Этапы и годы спортивной
подготовки
Этап начальной подготовки 3 г.о.
2
Количество часов в неделю
8
Общее количество
416
Виды (фopмы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки, включающие:
2.3.1
Учебно-тренировочные
занятия:
дистанционное,
групповые,
индивидуальные,
смешанные,
теоретические,
медико-восстановительные,
тестирование.
2.3.2 Учебно-тренировочные мероприятия
Таблица 3
Учебно-тренировочные мероприятия
2.3.

№
п/п

Виды учебно-тренировочных
мероприятий

Предельная
продолжительность
учебно-тренировочных
мероприятий по этапам
спортивной подготовки
(количество суток)
(без учёта времени
следования к месту
проведения учебнотренировочных
мероприятий и обратно)
Этап начальной
подготовки
1.учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным
соревнованиям
1.1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к международным
спортивным соревнованиям
1.2. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к чемпионатам России,
кубкам России, первенствам России
1.3. Учебно-тренировочные мероприятия по 3

подготовке к другим всероссийским
спортивным соревнованиям
1.4
Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к официальным спортивным
соревнованиям субъекта Российской
Федерации
2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия
2.1. Учебно-тренировочные мероприятия по общей и (или) специальной физической
подготовке
2.2. Восстановительные мероприятия
2.3. Мероприятия для комплексного
медицинского обследования
2.4. Учебно-тренировочные мероприятия в
До 21 суток подряд и не
каникулярный период
более двух учебнотренировочных
мероприятий в год
2.5. Просмотровые учебно-тренировочные
мероприятия
2.3.3 Спортивные соревнования
В зависимости от места и задачи проведения соревновательные старты могут
быть:
- Контрольные соревнования - проводятся с целью контроля за уровнем
подготовленности спортсмена. В них проверяется эффективность прошедшего этапа
подготовки, оценивается уровень развития физических качеств, технического и
тактического совершенства, интеллектуальных и психологических возможностей
спортсмена, выявляются сильные и слабые стороны в структуре соревновательной
деятельности. С учетом результатов контрольных соревнований разрабатывается
программа последующей подготовки, предусматривающая устранение выявленных
недостатков для успешного выступления в отборочных и основных соревнованиях.
Контрольную функцию могут выполнять как официальные соревнования
различного уровня, так и специально организованные контрольные соревнования.
Программа их может существенно отличаться от программы отборочных и главных
соревнований и быть составлена с учетом необходимости контроля за уровнем
развития отдельных сторон подготовленности.
- Отборочные соревнования. По результатам этих соревнований комплектуют
команды, отбирают участников основных соревнований. В отборочных
соревнованиях перед спортсменом ставится задача завоевать определенное место,
выполнить контрольный норматив, позволяющий попасть в состав команды и
надеяться на успешное выступление в основных соревнованиях.
4

- Основные соревнования - целью этих соревнованиях является достижение
победы или завоевание возможно более высокого места. В них спортсмен
ориентируется на достижение максимально высоких результатов, полную
мобилизацию и проявление физических, технических, тактических и психических
возможностей.
Требования к участию в спортивных соревнованиях лиц, проходящих
спортивную подготовку:
соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации лиц,
проходящих спортивную подготовку, положениям (регламентам) об официальных
спортивных соревнованиях, согласно Единой всероссийской спортивной
классификации, и правилам вида спорта "баскетбол";
соответствие требованиям к результатам реализации Программ на
соответствующем этапе спортивной подготовки;
наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в
спортивных соревнованиях;
соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых
правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.
Лицо, проходящее спортивную подготовку, направляется организацией,
осуществляющей спортивную подготовку, на спортивные соревнования в
соответствии с годовым планом реализации Программы, на основании Единого
календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных
физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, соответствующих
положений (регламентов) об официальных спортивных соревнованиях.
Лицо, осуществляющее спортивную подготовку, при участии в спортивных
соревнованиях обязано соблюдать требования соответствующих положений
(регламентов) об официальных спортивных соревнованиях.
Таблица 4
Объем соревновательной деятельности
Этапы и годы спортивной
подготовки
Виды спортивных соревнований, игр
Этап начальной подготовки
3 г.о.
контрольные
1
отборочные
основные
игры
10
2.4 Годовой учебно-тренировочный план (Приложение 1 к примерной
программе)
5

Дополнительная
образовательная
программа
спортивной
подготовки
рассчитывается на 52 недели в год.
Учебно-тренировочный
процесс
в
организации,
реализующей
дополнительную образовательную программу спортивной подготовки, должен
вестись в соответствии с годовым учебно-тренировочным планом (включая период
самостоятельной подготовки по индивидуальным планам спортивной подготовки
для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса).
При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной
подготовки ее продолжительность составляет не менее 10% и не более 20% от
общего количества часов, предусмотренных годовым учебно-тренировочным
планом организации, реализующей дополнительную образовательную программу
спортивной подготовки.
Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при реализации
дополнительной
образовательной
программы
спортивной
подготовки
устанавливается в часах и не должна превышать: на этапе начальной подготовки —
двух часов.
При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день
суммарная продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические,
практические,
восстановительные,
медико-биологические
мероприятия,
инструкторская и судейская практика.
Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может
осуществляться на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего
спортивного мастерства, а также на всех этапах спортивной подготовки в период
проведения учебно-тренировочных мероприятий и участия в спортивных
соревнованиях.
Таблица 5
Соотношение видов спортивной подготовки и иных мероприятий в
структуре учебно-тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки

№
П/П

Виды спортивной подготовки

Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки

Свыше года
6

1.

Общая физическая подготовка
(%)

16-18

2.

Специальная физическая
подготовка (%)

14-16

3.

Участие в спортивных
соревнованиях (%)

-

4.

Техническая подготовка (%)

28-30

5.

Тактическая, теоретическая,
психологическая подготовка
(%)

14-18

6.

Инструкторская и судейская
практика(%)

-

7.

Мединские, медикобиологические,
восстановительные
мероприятия, тестирование и
контроль(%)

1-3

8.

Интегральная подготовка (%)

10-12

*Примечание: виды спортивной подготовки и иные мероприятия в структуре
учебно-тренировочного процесса дополняются самостоятельной работой,
воспитательными, антидопинговыми мероприятиями.
2.5
Календарный план воспитательной работы.
Таблица 6
№ Направления
Мероприятия
Сроки
п/п работы
проведени
я
1.Профориентационная деятельность
1.1 Участие в
Осуществление профориентационной
в течение
.
спортивных
деятельности через систему учебногода
соревнованиях
тренировочных занятий
различного
уровня
1.2 УчебноПосещение объектов спорта, физкультурных и по
.
тренировочные спортивных мероприятий, в том числе
отдельном
занятия
спортивных соревнований
у графику
7

1.3 Сотрудничество
.
2.Здоровьесбережение
2.1 Организация и
.
проведение
мероприятий,
направленных
на
формирование
здорового
образа жизни

Организация встреч с известными
спортсменами

в течение
года

Дни здоровья и спорта, в рамках которых
предусмотрено:
- проведение спортивных фестивалей,
написание положений, требований,
регламентов к организации и проведению
мероприятий, ведение протоколов

в течение
года

День здоровья
Акции по формированию здорового образа
жизни средствами различных видов спорта
Сдача нормативов по ГТО
Осенний кросс
Тренировка по эвакуации учащихся

сентябрь
октябрь

Беседы:
«Безопасность на дорогах и на транспорте»
«Безопасное поведение в общественных
местах и на транспорте»
Беседа, посвященная Международному дню
отказа от курения: «Мы против вредных
привычек»
«Жизнь прекрасна- когда она безопасна»
«Здоровье- это здорово»
«Полезный разговор»

сентябрь
октябрь
в течение
года
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель

2.2
.

Режим питания
и отдыха

Теоретическое изучение:
Применение восстановительных мероприятий
- применение восстановительных мероприятий
душ, баня, водные процедуры, активный
отдых. Расписание учебно-тренировочного
процесса. Роль питания в подготовке
обучающихся к спортивным соревнованиям.
Витамины.
Практическое изучение: ведение дневника
самоконтроля спортсмена. Применение
восстановительных мероприятий -душ, баня,
водные процедуры, массах, самомассаж.
8

в течение
года

2.4. Проведение
бесед с
обучающимися

Соблюдение рационального,
сбалансированного питания, водный контроль.
Витаминизация
Понятие травматизма
Синдром «перетренированное»
Принципы спортивной подготовки. Правила
эксплуатации и безопасного использования
оборудования и спортивного инвентаря.
Влияние физической нагрузки на организм.
Практическое изучение: Формирование
навыков правильного режима дня с учетом
спортивного режима.

3.Патриотическое воспитание учащихся
3.1 Теоретическая
Проведение физкультурных и спортивных
.
подготовка
мероприятий, посвященных дням воинской
(воспитание
славы и памятным датам России
патриотизма,
чувства
Акция, посвященная Дню солидарности в
ответственности борьбе с терроризмом. Минута молчания.
перед Родиной,
гордости за свой
4 ноября – День народного единства
край, свою
Родину,
9 декабря – День Героев Отечества
уважение
государственны 23 февраля – День защитника Отечества
х символов(герб,
12 апреля – День космонавтики
флаг, гимн),
готовность к
9 мая – День Победы советского народа
служению
в Великой Отечественной войне 1941 - 1945
Отечеству, его
годов
защите на
22 июня – День памяти и скорби – день начала
примере роли,
Великой Отечественной войны
традиций и
развития вида
спорта в
современном
обществе,
легендарных
спортсменов в
Российской
Федерации, в
регионе,
культура
9

в течение
года

В течение
года

сентября

ноябрь
декабрь
февраль
апрель
май
июнь

3.2
.

3.3
.

поведения
болельщиков и
спортсменов на
соревнованиях)
Практическая
подготовка
(участие в
физкультурных
мероприятиях и
спортивных
соревнованиях и
иных
мероприятиях)
Проведение
физкультурных
и спортивных
мероприятий,
посвященных
дням воинской
славы и
памятным датам
России i

Участие в: физкультурных и спортивномассовых мероприятиях, спортивных
соревнованиях, в том числе в парадах,
церемониях открытия (закрытия),
Награждения на указанных мероприятиях;
Турнир посвященный «Дню защитника
Отечества»

в течение
года

февраль
Веселые старты, посвященные Дню
неизвестного солдата
«Легкоатлетический кросс, посвященный
победе советского народа в Великой
Проведение Отечественной войне»
Чествование выпускников «Последний
свисток»
«Дню защиты детей»
«Дню физкультурника»
Веселые старты, посвященные Дню
неизвестного
солдата и Дню Героев Отечества
Веселые старты, посвященные Дню
неизвестного
солдата и Дню Героев Отечества
Веселые старты, посвященные Дню
неизвестного
солдата и Дню Героев Отечества
Веселые старты, посвященные Дню
неизвестного
солдата и Дню Героев Отечества.
Веселые старты, посвященные Дню
неизвестного
солдата и Дню Героев Отечества.

4.Развитие творческого мышления
4.1 Практическая
Семинары, мастер-классы, показательные
.
подготовка
выступления для обучающихся
(формирование Съемки видеоролика «Поздравление для
умений и
женщин ко дню 8 марта.
10

Декабрь
Май

Май
Июнь
Август

в течение
года
март

4.2

навыков,
способствующи
х достижению
спортивных
результатов)
Развитие
творческого
мышления на
учебнотренировочных
занятиях

Фотоконкурс Карпинск: вчера, сегодня, завтра,
посвященный ко дню рождения города

обсуждение прочитанной спортивной
литературы
конкурс рисунков и плакатов
на тему: «Спорт вместо наркотиков»

5. Модули программы развития ДЮСШ
5.1 Нравственное
Воспитание коллективизма, чувства
воспитание
товарищества, готовности к взаимовыручке,
честности, справедливости, ответственности,
настойчивости, воли, дисциплинированности
через систему учебно-тренировочных занятий
Проведение бесед с обучающимися,
направленных на соблюдение этических норм
поведения в спорте.
Благотворительная акция «Тепло в твоем
доме».
Профилактика правонарушений(беседа)
Акция «Новый год»
Операция «Лапа помощи»
Акция «Снег»
.2.

Модули и
«Ключевые общешкольные дела»
формы
воспитательной Акция «Добра»
работы
В здоровом теле – здоровый дух»
Вариативные
Зарница

апрель

в течение
года

в течение
года

декабрь
январь
январьмарт
в течение
года
в течение
года
сентябрь

Кросс Нации

февраль
в течение
года
октябрь

Лыжня России
Турслет

февраль
сентябрь

«Бессмертный полк»

май

Индивидуальные беседы

11

Инвариантные

учебно-тренировочное занятие ( на каждом
занятии пятиминутки – рефлексии; дежурство,
«Самоуправление», «Профориентация»,
«Работа с родителями»

в течение
года

технология поддержки личностного
саморазвития, актуализации и обогащения
субъективного опыта

в течение
года

2.6
План мероприятий, направленных на предотвращение допинга в
спорте и борьбу с ним
Таблица 7
Примерный план мероприятий, направленных на предотвращение
допинга в спорте и борьбу с ним
Этап
спортивной
подготовки
Этап начальной
подготовки

Содержание мероприятия
и его форма
Теоретические занятия:
- проведение семинаров/
лекций/уроков/викторин
для спортсменов, а также
родительских собраний;
- оценка уровня знаний
-поощрение соблюдения
принципа fair-play в
учебно-тренировочной и
соревновательной
деятельности. Примеры
соблюдения принципа
fair-play юными
спортсменами в других
видах физкультурной и
спортивной деятельности
(беседа)
Практические занятия:
-веселые старты,
эстафеты, соревнования
- Проверка
лекарственных
12

Сроки
проведения

Рекомендации по
проведению
мероприятий
Собрания можно
проводить в онлайн
формате с показом
презентации

1-2 раза в год

Обязательное
составление отчета о
проведении
мероприятия:
сценарий/
программа,
фото/видео
Научить юных
спортсменов
проверять
лекарственные
препараты через
сервисы по проверке
препаратов в виде
домашнего задания
(тренер называет

препаратов (знакомство с
международным
стандартом«Запрещенный
список»)
- Пропаганда принципов
fair-play, отношения к
спорту как к площадке
для честной конкуренции
и воспитания личностных
качеств

спортсмену 2-3
лекарственных
препарата для
самостоятельной
проверки дома).
Сервис по проверке
препаратов на сайте
РАА «РУСАДА»:
http://list.rusada.ru/

2.7
Планы инструкторской и судейской практики
Инструкторская и судейская практика на начальном этапе спортивной
подготовки не предусмотрена.
2.8 Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и
применения восстановительных средств (указывается по этапам и годам спортивной
подготовки).
Таблица 9
Примерный план медицинских, медико-биологических
мероприятий и применения восстановительных средств
Предназначен Задачи
Средства и
Методические
ие
мероприятия
указания
Этап начальной подготовки
Развитие
Восстановление
Рациональное
Чередование
физических
функционального чередование нагрузок различных видов
качеств с
состояния
на тренировочном
нагрузок,
учетом
организмаи
занятии в течении дня облегчающих
специфики,
работоспособнос и в циклах подготовки. восстановление по
физическая и ти
Гигиенический душ
механизму
техническая
ежедневно,
активного отдыха,
подготовка
ежедневноводные
проведениезанятий
процедуры
в игровой форме
закаливающего
характера,
сбалансированное
питание
III. Система контроля
3.1
По итогам освоения Программы применительно к этапам
спортивной подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее
13

обучающийся), необходимо выполнить следующие требования к результатам
прохождения Программы, в том числе, к участию в спортивных соревнованиях:
На этапе начальной подготовки:
- изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом; повысить
уровень физической подготовленности;
- овладеть основами техники вида спорта «баскетбол»; получить общие
знания об антидопинговых правилах; соблюдать антидопинговые правила;
- ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по
видам спортивной подготовки
3.2 Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией
обучающихся, проводимой организацией, реализующей Программу, на основе
разработанных комплексов контрольных упражнений, перечня тестов и (или)
вопросов по видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками (далее —
тесты), а также с учетом результатов участия обучающегося в спортивных
соревнованиях и достижения им соответствующего уровня спортивной
квалификации.
3.3 Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки.

Таблица 10
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для
зачисления и перевода на этап начальной подготовки по виду спорта
«Баскетбол»
№
Упражнения
П/П

1.1
1.2

2.1

2.2

Единица
измерения

Норматив свыше года
обучения
Мальчики
Девочки
Нормативы общей физической подготовки
Челночный бег
с
Не более
3*10м
9,6
9,9
Прыжок в длину с
см
Не менее
места толчком
130
120
двумя ногами
Нормативы специальной физической подготовки
Прыжок вверх с
см
Не менее
места со взмахом
22
18
руками
Бег на 14 м
с
Не более
3,4
3,9
14

15

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
(тесты, комплексы упражнений)
Тест по теме «Баскетбол»
Общее число заданий в тесте – 12.
Тест состоит из заданий, требующих выбора правильного ответа из нескольких
предложенных.
Инструкция к заданиям теста: Прочитайте, пожалуйста, внимательно задания.
Задания выполняйте последовательно. В каждом задании может быть только один
правильный ответ. Номер выбранного ответа отметьте в бланке ответов под номером
выполненного вами задания.
В тестовом задании под номером 12, необходимо найти соответствие между
нарушением и его определением, указав буквами на правильный вариант (например:
А-а, Б-б).
Критерии оценивания ответов: За каждый правильный ответ выставляется один
балл, за задание № 12 – 4 балла. Максимальное количество баллов - 15. За 8 - 10
баллов выставляется отметка «3»; 11- 13 баллов – «4», 14 – 15 баллов – «5».

Контрольный тест по теме «Баскетбол»
1. В каком году и в какой стране появился баскетбол?
а) в 1891году в США

в) в 1901 году в Италии

б) в 1890 году в Канаде

г) в 1932 году в Греции

2. Создателем баскетбола является:
а) Ларри Берд

в) Джеймс Нейсмит

б) Мэджик Джонсон

г) Майкл Джордан

3. Когда и где впервые начали играть в баскетбол в России?
а) в 1892 году в Москве

в) в 1902 году в Нижнем Новгороде

б) в 1908 году в Санкт-Петербурге

г) в 1909 году в Ярославле

4. Какие физические качества формирует игра баскетбол?
а) гибкость и ловкость

в) выносливость и точность

б) скоростно-силовые

д) координацию движений

5. В баскетбол играют две команды по:
16

а) 6 игроков

б) 7 игроков

в) 5 игроков

г) 8 игроков

6. Основная цель игры «баскетбол»
а) забросить мяч в корзину соперника
б) помешать команде соперника завладеть мячом
в) забросить мяч руками в корзину соперника
г) потренироваться в беге
7. Сколько таймов продолжается игра?
а) 3 тайма

б) 2 тайма

в) 4 тайма

г) 1 тайм

8. Сколько раз можно заменить игроков во время остановки игры?
а) неограниченное количество

б) 4 раза

в) 3 раза

г) 2 раза

9. Сколько времени отводится на штрафной бросок?
а) 2 секунды

б) 3 секунды

в) 5 секунд

г) 4 секунды

10. Сколько очков дает штрафной бросок?
а) одно очко

б) два очка

в) три очка

в) три очка

11. Назовите нарушение, которое не относится к игре «баскетбол»
а) аут

в) двойное ведение

б) пробежка

г) заступ в зону противника

17

12. Найдите соответствие между нарушением и его определением:
нарушение

определение

А) Плотноопекаемый игрок

а) игрок, контролирующий мяч,
совершает перемещение ног сверх
ограничений, установленного правилами

Б) Фол

б) мяч уходит за пределы игровой
площадки.

В) Пробежка

в) игрок не начинает ведение, не отдает
передачу и не делает бросок по кольцу в
течение 5 секунд при активной защитной
стойке соперник

Г) Аут

г) нарушение правил, вызванное
персональным контактом или
неспортивным поведением.

Правильные ответы: 1 – а; 2 - в; 3 – б; 4 – б, в, д; 5 –в; 6 –в; 7 –б; 8 – а;
9 –в; 10 –а; 11 –г; 12 - А – в, Б – г, В – а, Г – б.
Рекомендации к проведению теста. Тестовые задания можно использовать для
проверки знаний учащихся по пройденному разделу дисциплины баскетбол в
седьмом классе. При проведении контроля знаний учеников необходимо сообщить
об устройстве, назначении и времени выполнения теста, о критериях оценивания
ответов на тестовые задания. Необходимо зачитать инструкцию к тесту и ответить
на возникшие в связи с этим вопросы тестируемых. Затем тестовые задания
раздаются ученикам.
Контрольные упражнения по баскетболу
Общая физическая и специальная подготовленность
1. Прыжок в длину с места (характеризуется общий скоростно-силовой потенциал).
Измерение производится по общепринятым правилам отсчета прыжка в длину.
Учитывается лучший результат по двум попыткам.
2. Прыжок вверх с места (характеристика скоростно-силовых качеств) к щиту
прикрепляется планка с сантиметровой шкалой. На площадке под щитом чертится
мелом квадрат 50х50 см (от проекции щита в глубину площадки). Предварительно у
размеченной в сантиметрах шкалы измеряется рост испытуемого стоя с вытянутой

18

вверх рукой (Р см). Затем испытуемый делает прыжок вверх с места, при этом во
время прыжка и приземления он должен находится в пределах начерченного
квадрата. Фиксируется лучший результат по двум попыткам.
3. Бег 20 метров (оцениваются скоростные возможности). Время 20-метрового
отрезка фиксируется секундомером. Учитывается лучший результат по двум
попыткам.
4. 40-секундный <челночный> бег (оценивается скоростная выносливость).
Испытуемый последовательно, без пауз бегает от одной лицевой до другой,
стремясь преодолеть максимальную дистанцию за 40 сек.выполняются две попытки
с
интервалом 2,5 минуты. Фиксируется суммарная дистанция в мерах за две попытки.
5. Скоростное ведение мяча 2х20 м.
Игрок со старта начинает ведение мяча правой рукой на расстоянии 20 метров. Не
прекращая ведение делает разворот на 180 градусов и ведет в обратную сторону
левой рукой. Фиксируется общее время выполнения упражнения.
Техническая подготовленность
1. Передвижения.
Игрок находится за лицевой линией. По сигналу преподавателя испытуемый
перемещается спиной в защитной стойке, после каждого ориентира изменяет
направление. От центральной линии выполняет рывок лицом вперед к лицевой
линии на исходную позицию. Фиксируется общее время (с). Инвентарь: 4 стойки.
2. Комбинированное упражнение.
В ближней правой половине площадки (если стоять на середине лицевой линии,
лицом к площадке) расположены 4 фишки. Первая в середине площадки в 3-х
метрах от средней линии, вторая на боковой линии в 6 метрах от средней линии,
третья в середине площадки в 6 метрах от первой фишки и четвертая в правом углу
площадки. С левой стороны площадки, вдоль боковой линии на расстоянии от нее в
2-х метрах, стоят три стойки. Одна стойка на средне линии площадки, а две других
впереди и сзади от нее на расстоянии 1,5 метра. Игрок начинает движение с места
пересечения средней и боковой линий в правой стороне площадки. Он
передвигается левым боком в защитной стойке к первой фишки, касается ее левой
рукой, затем передвигается правым боком по направлению ко второй фишки,
касается ее правой рукой, продолжает передвижение левым боком к третьей фишки,
19

касается ее рукой и правым боком направляется к четвертой фишки. Коснувшись ее
правой рукой, игрок делает рывок к средней линии, на которой лежит
баскетбольный мяч (расстояние от мяча до боковой линии 2 метра), берет его и
ведет к щиту на противоположную половину площадки. Входит между 2м и 3м
усиками в 3 - секундную зону и выполняет бросок в движении правой рукой, ловит
мяч и ведением левой рукой выводит его из области штрафного броска между
лицевой линией и 1 усиком.
Обводит зону штрафного броска слева направо, входит в область штрафного броска
между 3-м и 2-м усиками и бросает мяч левой рукой. Подобрав мяч после броска,
игрок ведет его правой рукой к стойкам, попеременно обводит их правой, левой,
правой рукой, ведет мяч к противоположному щиту и завершает упражнение
броском мяча в прыжке после остановки возле 2 – го усика. Попытка заканчивается
при выпуске мяча с кисти игрока. Оценивается время выполнения упражнения и
обязательное попадание трех бросков.
3. Штрафные броски.
Игрок выполняет 3 серий по 3 броска (6 бросок). После первого и второго броска
мяч ему подает партнер, после третьего броска игрок сам подбирает мяч и с
ведением возвращается в исходную позицию. Учитывается % попадания.
4. Броски с точек.
Игрок выполняет 10 бросков с 5 указанных точек 2 раза – туда и обратно.
Подсчитывается % попаданий.
5. Скоростная техника.
Стойки находятся на штрафных линиях и центральном круге. По сигналу игрок
начинает ведение мяча правой рукой, проходя первую стойку выполняет перевод
мяча на левую руку, на следующей стойке выполняет перевод мяча на правую руку и
выполняет бросок в движении правой рукой. Подобрав мяч игрок начинает
движение в обратном направлении левой рукой. На первой стойке выполняет
перевод на правую руку, на второй на левую и выполняет бросок в движении левой
рукой. Время останавливается после попадания мяча в корзину. Оценивается
быстрота
передвижения с видением мяча и с изменением направления, и точность попадания
после броска в движении. Броски выполняются до попадания.
IV. Рабочая программа по виду спорта «Баскетбол» (спортивной
дисциплине)
20

Содержание
Этап начальной подготовки третьего года спортивной подготовки
Задачи воспитательного процесса:
- укрепление здоровья на базе полученной физической подготовки;
- направленное развитие физических способностей в соответствии с
возрастными особенностями;
- освоение более сложных тактических комбинаций, технических элементов
игры;
- изучение личной системы защиты;
- овладение основами теории и методики проведения вводной части
тренировочного занятия;
- начало формирования команды;
- развитие
моральноволевых качеств.
- Общая физическая подготовка.
В возрасте 10-12 лет интенсивный рост всего тела, особенно конечностей
преобладает над
приростом мышечной массы. Заметнее это выражено у девочек, однако и у
юношей большую роль в физическом развитии играют упражнения для мышц
костно-связочного аппарата.
Благоприятен данный период для развития у девочек силы, скоростной
выносливости, сложной координации, ловкости; у мальчиков - скорости, общей
выносливости, ловкости, быстроты реакции.
Подростки осваивают технические приёмы из спортивных игр, гимнастики,
акробатики, легкой атлетики.
Специальная физическая подготовка.
Задачи специальной физической подготовки решают с помощью увеличения
доли силовых упражнений, времени на развитие выносливости быстроты и ловкости
применительно к требованиям игровой деятельности.
Целесообразно в тренировочный процесс включить упражнения для развития
специальной выносливости, упражнения для развития качеств необходимых при
выполнении ловли, передачи и броска мяча.
Используемые упражнения сочетают с действиями выполняемые с мячом,
используя зрительные сигналы. Увеличивают объём и интенсивность упражнений.
Наряду с комплексными занятиями применяют специализированные тренировки по
технике и тактике игры. Необходимо уделить внимание на воспитание моральноволевых качеств.
Техническая подготовка.
Техника нападения.
Техника передвижения. Прыжки толчком одной и двух ног в движении;
сочетание выполнения изученных способов передвижения в быстром беге;
сочетание выполнения изученных способов передвижения с техническими
приёмами.
21

Техника владения мячом. Ловля мяча:
- одной рукой высокого, низкого, катящегося мяча с низкого отскока;
- сочетание изученных приёмов ловли мяча в движении, различных по
направлению, скорости передвижения, расстоянию.
Передачи мяча: одной рукой с отскоком от пола, одной рукой сбоку,
сочетание выполнения изученных передач мяча в движениях различных по
направлению, скорости передвижения, расстоянию, передача мяча двумя и одной
рукой в прыжке.
Броски мяча:
- одной рукой в движении после проходов в различных направлениях к
щиту;
- сочетание выполнения изученных способов бросков мяча из различных
точек, равноудалённых от щита;
- броски мяча в прыжке одной рукой сверху, броски мяча изученными
способами после выполнения других технических приёмов нападения, добивание
мяча с отскоком от щита;
- штрафной бросок.
Ведение мяча:
- чередование различных способов ведения мяча;
- ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости передвижения
без зрительного контроля;
- обводка с асинхронным ритмом движения руки с мячом и ног;
- изменение способа ведения мяча и скорости передвижения в зависимости
от зрительного сигнала;
- ведение мяча с сопротивлением;
- сочетание выполнения ведения мяча с изученными техническими
приемами нападения, ведение мяча с маневрированием.
Обманные
действия: сочетание финтов с последующим
выполнением технического действия нападения.
Техника защиты. Техника передвижения:
- сохранение защитной стойки во время передвижения и остановок;
- работа рук и ног защитника при движении противника справа и слева;
- сочетание способов передвижения защитника с выполнением технических
приёмов игры в защите.
Техника овладения мячом:
- перехват мяча при передачах в движении;
- овладение катящимся мячом;
- выбивание мяча сзади при его ведении;
- отбивание мяча при бросках с места;
- накрывание мяча при бросках в движении.
Тактическая подготовка.
Тактика нападения. Индивидуальные действия:
- выбор места для действия в передней и задней линиях нападения;
- выбор позиции и момента для получения мяча в трёхсекундной зоне;
22

- выбор способа и момента для передачи мяча игроками передней и задней

линии нападения между собой;
- применение изученных приёмов техники нападения в зависимости от вида
опеки;
- адекватное применение сочетания изученных способов техники нападения.
Групповые действия:
- взаимодействие двух игроков с заслонами в движении;
- взаимодействие двух игроков с наведением;
- взаимодействие трёх игроков - противодействие "тройке";
- взаимодействие двух игроков с заслонами в условиях низкого
сопротивления. Командные действия:
- распределение обязанностей и организация действий игроков при
позиционном нападении и нападении быстрым прорывом;
- позиционное
нападение с применением изученных групповых
взаимодействий. Тактика защиты. Индивидуальные действия:
- опека нападающего находящегося в трёхсекундной зоне;
- опека нападающего находящегося в передней и задней линиях площадки;
- опека нападающего, расположенного у лицевой линии в зависимости от
местанахождения мяча, опека нападающего при личном прессинге.
Групповые действия:
- взаимодействие двух игроков - противодействие наведению;
- взаимодействие трёх игроков - противодействие "тройке";
- взаимодействие двух игроков групповой отбор мяча.
- Командные действия:
- плотная личная система защиты;
- рассредоточенная личная система защиты;
- личная система защиты с групповым отбором мяча, личная система
защиты с переключением;
- личный прессинг;
- организация командных действий при противодействии быстрому прорыву.
Интегральная подготовка.
Чередование подготовительных упражнений (для развития специальных
качеств) и выполнения технических приёмов (на основе программы для групп ОФП
третьего года спортивной подготовки).
Чередование изученных технических приёмов и их способов в различных
сочетаниях (отдельно в защите, отдельно в нападении, а также в защите и в
нападении).
Чередование изученных тактических действий, индивидуальных, групповых
и командных в нападении и защите. Индивидуальные действия при накрывании, при
бросках, при борьбе за отскочивший от щита мяч. Групповые действия в нападении
и защите (по программе для данного года спортивной подготовки). То же
командные действия.

23

Выполнение перемещений в сочетании действиями с мячом. Перемещение
различными способами в сочетании с ловлей и передачами мяча различными
способами в разных направлениях.
Ведение мяча разными способами в сочетании с перемещениями передачами,
ловлей, бросками в кольцо.
Эстафеты с выполнением приёмов техники перемещения и владения мячом в
различных сочетаниях.
Тренировочные игры. Обязательное требование - применение изученных
технических приёмов и тактических действий. В систему заданий в игру
последовательно включается программный материал для данного года спортивной
подготовки.
Календарные игры. Применение в соревновательных условиях изученных
технических приёмов и тактических действий. Отражение в установках на игру
заданий, которые давались в тренировочных играх.
Тренировочные занятия проводятся в соответствии с расписанием
тренировок, исходя из максимального объема тренировочной нагрузки этапов и года
спортивной подготовки. Расписание утверждается директором учреждения, после
согласования с тренерским составом в целях установления более благоприятного
режима тренировок, отдыха спортсменов, с учетом их обучения в образовательных
учреждениях. При составлении расписания тренировочных занятий необходимо
также учитывать особенности режима рабочего времени и времени отдыха
тренерского состава.
В зависимости от условий и организации занятий, а также условий
проведения спортивных соревнований, подготовка по виду спорта баскетбол
осуществляется на основе обязательного соблюдения необходимых мер
безопасности в целях сохранения здоровья лиц, проходящих спортивную
подготовку.
К тренировочным занятиям допускаются спортсмены, прошедшие
инструктаж по технике безопасности, медицинский осмотр и не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья. Во время проведения тренировочного
процесса и соревнований необходимо строго соблюдать технику безопасности.
Основную часть тренировки можно выполнять только после полноценной
разминки, чтобы избежать травм и повреждений. Тренер обязан проверить
техническое состояние места проведения занятия, используемого оборудования и
инвентаря до и после окончания тренировки. Тренер должен знать методы
профилактики спортивного травматизма и иметь навыки оказания первой помощи.
Основной формой организации и проведения тренировочного процесса
спортсменов любого уровня подготовленности является тренировочное занятие.
Длительность тренировочного занятия составляет 2-3 часа. Каждое очередное
занятие органически связано с предшествующим и последующими тренировочными
24

занятиями, базируется на подготовке, полученной на предыдущем занятии и
является основой для предстоящих занятий. Задачи, содержание и направленность
тренировки определяется задачами этапа подготовки, программой спортивной 34
подготовки. В плане тренировки уточняются конкретные задачи, подбор
упражнений, последовательность их выполнения, дозировка, режим выполнения,
методика проведения занятия.
Тренировочное занятие по баскетболу условно делят на три части:
подготовительную, основную, заключительную.
- Подготовительная часть занятия включает организацию занимающихся
(построение группы, расчет, учет посещаемости, объяснение задач тренировки) и
подготовку их выполнению задач основной части тренировки. Подготовительная
часть (разминка) направлена на подъем общего функционального состояния
организма спортсмена, на достижение им оптимального уровня работоспособности.
В нее входит пробежка, общеразвивающие упражнения на гибкость, силу,
гимнастика, бег определенной дистанции в свободном темпе одним способом.
Продолжительность подготовительной части от 15 до 20 минут.
- Основная часть тренировки направлена на решение основных задач
конкретного занятия: освоение, изучение и совершенствование техники баскетбола,
развитие общей выносливости, развитие специальной выносливости, развитие
скорости и т.д. Построение основной части занятия в зависимости от воздействия
может иметь комплексную и избирательную направленность. Основная часть
обычно занимает наибольшее время тренировки.
- В заключительной части занятия предусматривает снижение физической
нагрузки, повысив в тоже время эмоциональность занятия. Поэтому в конце
тренировки проводятся игры, эстафеты. Занятие заканчивается построением
расчетом, подведением итогов тренировки, сообщением домашнего занятия.
Продолжительность частей тренировочного занятия зависит от общей
продолжительности занятия, подготовленности спортсменов, решаемых задач и
характера привлекаемых средств. Продолжительность заключительной части 10
минут.
4.2. Учебно-тематический план
Таблица 12
Учебно-тематический план
Этап
спортивной
подготовки

Темы по
теоретической
подготовке

Объём
времени
в год
(минут)
25

Сроки
Краткое содержание
проведения

Этап
начальной
подготовки

Всего на этапе
начальной
подготовки
свыше одного
года обучения:
История
возникновения
вида спорта и его
развитие

180

20

Сентябрь

Физическая
культура важное
средство
физического
развития и
укрепления
здоровья
человека

20

Октябрь

Гигиенические
основы
физической
культуры и
спорта, гигиена
обучающихся
при занятиях
физической
культуры и
спорта
Закаливание
организма

20

Ноябрь

20

Декабрь

Самоконтроль в
20
процессе занятий
физической

Январь

26

Зарождение и развитие
вида спорта.
Автобиографии
выдающихся
спортсменов.
Чемпионы и призёры
Олимпийских игр.
Понятие о физической
культуре и спорте.
Формы физической
культуры. Физическая
культура, как средство
воспитания
трудолюбия,
организованности,
воли, нравственных
качеств и жизненно
важных умений и
навыков.
Понятие о гигиене и
санитарии. Уход за
телом, полостью рта и
зубами. Гигиенические
требования к одежде и
обуви. Соблюдение
гигиены на
спортивных объектах.
Знания и основные
правила закаливания.
Закаливание воздухом,
водой, солнцем.
Закаливание на
занятиях физической
культуры и спортом.
Ознакомление с
понятием о
самоконтроле при

культуры и
спортом

Теоретические
основы обучения
базовым
элементам
техники и
тактики вида
спорта
Теоретические
основы
судейства.
Правила вида
спорта

20

Май

20

Июнь

Режим дня и
питание
обучающихся

20

Август

27

занятиях физической
культурой и спортом.
Дневник
самоконтроля. Его
формы и содержание.
Понятие о
травматизме.
Понятия о
технических
элементах вида спорта.
Теоретические знания
по технике их
выполнения.
Понятийность.
Классификация
спортивных
соревнований.
Команды (жесты)
спортивных судей.
Положение о
спортивном
соревновании.
Организационная
работа по подготовке
спортивных
соревнований. Состав
и обязанности
спортивных судейских
бригад. Обязанности и
права участников
спортивных
соревнований.
Система зачёта в
спортивных
соревнованиях по виду
спорта.
Расписание учебнотренировочного и
учебного процесса.
Роль питания в
жизнедеятельности.
Рациональное,
сбалансированное

Оборудование и
спортивный
инвентарь по
виду спорта

Ноябрьмай

20

питание.
Правила эксплуатации
и безопасного
использования
оборудования и
спортивного
инвентаря.

V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным
спортивным дисциплинам
К особенностям осуществления спортивной подготовки по спортивным
дисциплинам вида спорта «Баскетбол» относятся:
1) Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным
спортивным дисциплинам вида спорта «баскетбол» основаны на особенностях
вида спорта «баскетбол» и его спортивных дисциплин. Реализация
дополнительных образовательных программ спортивной
подготовки
проводится с учетом этапа спортивной подготовки и спортивных дисциплин
вида спорта «баскетбол», по которым осуществляется спортивная подготовка.
2) Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным
дисциплинам вида спорта «баскетбол» учитываются организациями,
реализующими дополнительные образовательные программы спортивной
подготовки, при формировании дополнительных образовательных программ
спортивной подготовки, в том числе годового учебно-тренировочного плана.
3) Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее
пройти спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в
календарный год зачисления на соответствующий этап спортивной подготовки.
4) Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного
мастерства и высшего спортивного мастерства не ограничивается при условии
вхождения их в список кандидатов в спортивную сборную команду
субъекта Российской Федерации по виду спорта «баскетбол» и участия в
официальных спортивных соревнованиях по виду спорта «баскетбол» не ниже
уровня всероссийских спортивных соревнований.
5) В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных занятий,
а также условий проведения спортивных соревнований подготовка обучающихся
осуществляется на основе обязательного соблюдения требований безопасности,
учитывающих особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным
дисциплинам вида спорта «баскетбол».
28

VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
6.1 Материально-технические условия реализации Программы:

наличие тренировочного спортивного зала;

наличие тренажерного зала;

наличие раздевалок, душевых;

наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с
приказом Минздрава России от 23.10.2020 N 1144н «Об утверждении порядка
организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической
культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных
мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра
лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической
культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний
(тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию
физкультурных и спортивных мероприятиях» (зарегистрирован Минюстом России
03.12.2020, регистрационный N 61238)1;

обеспечение
оборудованием
и
спортивным
необходимыми для прохождения спортивной подготовки

инвентарем,

Таблица 13
Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимым
для прохождения спортивной подготовки
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Наименование
Барьер легкоатлетический
Гантели массивные от 1 до 5 кг
Доска тактическая
Конструкция баскетбольного щита в сборе
(щит, корзина с кольцом, сетка, опора)
Корзина для мячей
Мяч баскетбольный
Мяч волейбольный
Мяч набивной (медицинбол)
Мяч теннисный
Мяч футбольный
Насос для накачивания мячей в комплекте с
иглами
Свисток
Секундомер
Скакалка
29

Единица
измерения
штук
комплект
штук
комплект

Количество
изделий
20
3
4
2

штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук

2
30
2
15
10
2
4

штук
штук
штук

4
4
24

15.
16.
17.
18.
19.
20.

Скамейка гимнастическая
Стойка для обводки
Утяжелитель для ног
Утяжелитель для рук
Фишки (конусы)
Эспандер резиновый ленточный

штук
штук
комплект
комплект
штук
штук

4
20
15
15
30
24

Таблица 14
Спортивный инвентарь, передаваемый в индивидуальное пользование

Мяч
баскетбольн
ый

штук

На обучающегося

Срок
эксплуатации
(лет)

1.

количество

Спортивный инвентарь, передаваемый в индивидуальное пользование
№
Наименован Единица
Расчётная единица
Этапы спортивной
п/п ие
измерения
подготовки
Этап начальной
подготовки

-

-

Таблица 15
Обеспечение спортивной экипировкой

3.

Гольфы
Костюм
ветрозащитный
Костюм спортивный
парадный

пар
штук
штук

На обучающегося
На обучающегося
На обучающегося

30

Срок
эксплуатации
(лет)

1.
2.

количество

№
п/
п

Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование
Наименование
Едини Расчётная единица
Этап начальной
ца
подготовки
измер
ения

-

-

-

-

-

-

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
.

11
.
12
.
13
.
14
.
15
.
16
.

Кроссовки для
баскетбола
Кроссовки
легкоатлетические
Майка
Носки
Полотенце
Сумка спортивная
Фиксатор
голеностопного
сустава(голеностопник
)
Фиксатор коленного
сустава (наколенник)
Фиксатор
лучезапястного
Футболка
Шапка спортивная
Шорты спортивные
(трусы спортивные)
Шорты эластичные
(тайсы)

пар
пар
штук
пар
штук
штук

На обучающегося
На обучающегося
На обучающегося
На обучающегося
На обучающегося
На обучающегося
На обучающегося

компл
ект
компл
ект
компл
ект
штук
штук
штук
штук

На обучающегося
На обучающегося
На обучающегося
На обучающегося
На обучающегося
На обучающегося

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-


обеспечение
обучающихся
проездом
к месту
проведения
спортивных мероприятий и обратно;

обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период
проведения спортивных мероприятий;

медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организационносистематического медицинского контроля.
6.2 Кадровые условия реализации Программы:
6.2.1 Укомплектованность Организации педагогическими, руководящими и иными
работниками для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в
официальных спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе
спортивной специализации), кроме основного тренера- преподавателя, допускается
привлечение тренера-преподавателя по видам спортивной подготовки, с учетом
специфики вида спорта «баскетбол», а также на всех этапах спортивной
подготовки привлечение иных специалистов (при условии их одновременной
работы с обучающимися).
31

6.2.2 Уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников
организации
должен
соответствовать
требованиям,
установленным
профессиональным стандартам «Тренер-преподаватель», утверждённым приказом
Минтруда России от 24.12.2020 № 952н (зарегистрирован Минюстом России
25.01.2021, регистрационный № 62203) или Единым квалификационным
справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников в области физической
культуры и спорта», утверждённым приказом Минздравсоцразвития России от
15.082011 № 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.102011, регистрационный
№ 22054).
6.2.3 Непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей
Организации.
6.2.4 Информационно-методические условия реализации Программы
В Программе указываются применяемые комплексы информационных
образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, а также
перечень информационно-методического обеспечения.

32

Приложение1
Годовой учебно-тренировочный план
Этап начальной подготовки

№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Виды подготовки

Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Участие в спортивных соревнованиях
Техническая подготовка
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка
Инструкторская практика, судейская практика

Свыше года
Недельная нагрузка в часах
8
Максимальная продолжительность одного тренировочного занятия
в часах
2
Наполняемость групп (человек)
15
%
час
14-16

59

16-18

72

5-10

20

24-26

102

16-18

72

1-3

10

Медицинские, медико- биологические мероприятия,
восстановительные мероприятия, тестирование и контроль
7
8

Интегральная подготовка

Общее количество часов в год

9

2-4
16-18

72
416

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».