Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки ВОЛЕЙБОЛ

І. Общие положения
1.1. Название дополнительной программы.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду
спорта «Волейбол» (далее — Программа).
1.2. Цель Программы.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду
спорта «Волейбол» (далее — Программа) предназначена для организации
образовательной деятельности по спортивной подготовке «Волейбол» с учетом
совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определенных
федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «волейбол»,
утвержденным приказом Минспорта России от 15 ноября 2022 г. N 987 (далее — ФССП).
Целью Программы является достижение спортивных результатов на основе
соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе в
условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки
по волейболу.
II.
Характеристика Программы
2.1. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы
лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную
подготовку в группах на этапах спортивной подготовки.
Таблица 1
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц,
проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки.

Срок реализации
этапов спортивной
подготовки (лет)

Этапы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки
Учебно-тренировочный этап (этап
спортивной специализации)

2.2.

Возрастные
границы лиц,
проходящих
спортивную
подготовку
(лет)

Наполняе
мость
(человек)

3

8

14

3-5

11

12

Объём Программы

Таблица 2
Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки
Этапный
Этапы и годы спортивной подготовки
норматив
Этап начальной подготовки
Учебно-тренировочный этап(этап
спортивной реализации)

Количество
часов в

До 1

2

3

1

2

3

4

5

4,5

6

8

10

12

14

16

18

неделю
Общее
количество

234

312

416

520

624

728

832

93
6

Виды (фopмы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки, включающие:
2.3.1 Учебно-тренировочные занятия: дистанционное, групповые, индивидуальные,
смешанные, теоретические, медико-восстановительные, тестирование
2.3.2 Учебно-тренировочные мероприятия
Таблица 3
№ п/п
Виды учебно-тренировочных мероприятий
Предельная
продолжительность учебнотренировочных
мероприятий по этапам
спортивной подготовки
(количество суток)
(без учёта времени
следования к месту
проведения учебнотренировочных мероприятий
и обратно)
Этап
Учебноначальной тренировочный
подготовки
этап (этап
спортивной
специализации)
1.учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям
Учебно-тренировочные мероприятия по
подготовке к международным спортивным
соревнованиям

-

-

1.2.

Учебно-тренировочные мероприятия по
подготовке к чемпионатам России, кубкам
России, первенствам России

-

14

1.3.

Учебно-тренировочные мероприятия по
подготовке к другим всероссийским
спортивным соревнованиям

-

14

1.4

Учебно-тренировочные мероприятия по
подготовке к официальным спортивным
соревнованиям субъекта Российской
Федерации

-

14

1.1.

2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия

2.1.

Учебно-тренировочные мероприятия по
общей и (или) специальной физической
подготовке

-

14

2.2.

Восстановительные мероприятия

-

-

2.3.

Мероприятия для комплексного медицинского
обследования

-

-

2.4.

Учебно-тренировочные мероприятия в
каникулярный период

2.5.

Просмотровые учебно-тренировочные
мероприятия

До 21 суток подряд и не более
двух учебно-тренировочных
мероприятий в год
-

До 60 суток

2.3.3 Спортивные соревнования
В зависимости от места и задачи проведения соревновательные старты могут быть:
-Контрольные соревнования - проводятся с целью контроля за уровнем
подготовленности спортсмена. В них проверяется эффективность прошедшего этапа
подготовки, оценивается уровень развития физических качеств, технического и
тактического совершенства, интеллектуальных и психологических возможностей
спортсмена, выявляются сильные и слабые стороны в структуре соревновательной
деятельности. С учетом результатов контрольных соревнований разрабатывается
программа последующей подготовки, предусматривающая устранение выявленных
недостатков для успешного выступления в отборочных и основных соревнованиях.
Контрольную функцию могут выполнять как официальные соревнования различного
уровня, так и специально организованные контрольные соревнования. Программа их
может существенно отличаться от программы отборочных и главных соревнований и
быть составлена с учетом необходимости контроля за уровнем развития отдельных
сторон подготовленности.
-Отборочные соревнования. По результатам этих соревнований комплектуют
команды, отбирают участников основных соревнований. В отборочных соревнованиях
перед спортсменом ставится задача завоевать определенное место, выполнить
контрольный норматив, позволяющий попасть в состав команды и надеяться на
успешное выступление в основных соревнованиях.
-Основные соревнования - целью этих соревнованиях является достижение
победы или завоевание возможно более высокого места. В них спортсмен ориентируется
на достижение максимально высоких результатов, полную мобилизацию и проявление
физических, технических, тактических и психических возможностей.
Требования к участию в спортивных соревнованиях лиц, проходящих спортивную
подготовку:
соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации лиц, проходящих
спортивную подготовку, положениям (регламентам) об официальных спортивных
соревнованиях, согласно Единой всероссийской спортивной классификации, и правилам
вида спорта "Волейбол";

наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в
спортивных соревнованиях;
соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил,
утвержденных международными антидопинговыми организациями.
-Организация, реализующая дополнительные образовательные программы спортивной
подготовки, направляет обучающегося и лиц, осуществляющих спортивную подготовку, на
спортивные соревнования на основании утвержденного плана физкультурных и спортивных
мероприятий, формируемого в том в соответствии с Единым календарным планом
межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и
спортивных мероприятий, и соответствующих положений (регламентов) об официальных
спортивных соревнованиях.
Объём соревновательной деятельности
Виды спортивных
соревнований,
игр

Таблица 4

Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки
До года

Свыше года

Учебно-тренировочный этап
До трёх

Свыше
трёх

Для спортивной дисциплины «Волейбол»
контрольные

1

1

3

3

отборочные

-

-

1

3

основные

-

-

3

3

Примечание: Иные формы обучения определяются тренером-преподавателем (в
зависимости от условий): очная, дистанционная, учебно-тренировочные сборы и т. п.
2.4. Годовой учебно-тренировочный план.
К иным условиям реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки относится трудоемкость дополнительной образовательной
программы
спортивной
подготовки (объемы
времени на ее реализацию) с
обеспечением непрерывности учебно-тренировочного процесса, а также порядок и сроки
формирования учебно-тренировочных групп.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки
рассчитывается на 52 недели в год.
Учебно-тренировочный процесс в организации, реализующей дополнительную
образовательную программу спортивной подготовки, должен вестись в соответствии с
годовым учебно-тренировочным планом (включая период самостоятельной подготовки по
индивидуальным планам спортивной подготовки для обеспечения непрерывности учебнотренировочного процесса).
При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной подготовки ее
продолжительность составляет не менее 10% и не более 20% от общего количества часов,
предусмотренных годовым учебно-тренировочным планом организации, реализующей
дополнительную образовательную программу спортивной подготовки.

Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при реализации
дополнительной образовательной программы спортивной подготовки устанавливается в
часах и не должна превышать:
на этапе начальной подготовки — двух часов;
на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) — трех часов.
При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день
суммарная продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические,
практические, восстановительные, медико-биологические мероприятия, инструкторская и
судейская практика.
Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может осуществляться
на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства,
а также на всех этапах спортивной подготовки в период проведения учебнотренировочных мероприятий и участия в спортивных соревнованиях.

№

Таблица 5
Соотношение видов спортивной подготовки и иных мероприятий в структуре
учебно-тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки
Виды спортивной подготовки
Этапы и годы спортивной подготовки

П/П

Этап начальной
подготовки

Учебнотренировочный этап
(этап спортивной
специализации)

До года

Свыше
года

До трёх
лет

Свыше
трёх лет

1.

Общая физическая подготовка (%)

28-30

27-29

18-24

15-20

2.

Специальная физическая подготовка
(%)

11-13

12-14

13-15

14-16

3.

Участие в спортивных соревнованиях
(%)

-

-

5-14

5-15

4.

Техническая подготовка (%)

22-24

23-25

23-27

23-28

5.

Тактическая, теоретическая,
психологическая подготовка (%)

12-16

15-20

18-25

18-30

6.

Инструкторская и судейская
практика(%)

-

-

1-3

1-4

7.

Мединские, медико-биологические,
восстановительные мероприятия,
тестирование и контроль(%)

1-3

1-3

1-4

2-4

8.

Интегральная подготовка (%)

17-19

15-17

10-14

10-15

Примечание: виды спортивной подготовки и иные мероприятия в структуре
учебно-тренировочного
процесса
дополняются
самостоятельной
работой,
воспитательными, антидопинговыми мероприятиями.
2.4

Календарный план воспитательной работы.
Календарный план воспитательной работы

№ Направления работы
п/п

Мероприятия

Таблица 6
Сроки
проведения

1.Профориентационная деятельность
1.1. Судейская практика

Участие в спортивных соревнованиях
различного уровня, в рамках которых
предусмотрено:

В течение
года

- практическое и теоретическое изучение и
применение правил вида спорта и
терминологии, принятой в виде спорта:
- приобретение навыков судейства и
проведения спортивных соревнований в
качестве помощника спортивного судьи и
(или) помощника секретаря спортивных
соревнований;
- приобретение навыков самостоятельного
судейства спортивных соревнований;
- формирование уважительного отношения
к решениям спортивных судей;
1.2. Инструкторская практика

Учебно-тренировочные занятия, в
рамках которых предусмотрено:
- освоение навыков организации и
проведения учебно-тренировочных занятий
в качестве помощника тренерапреподавателя, инструктора;

В течение
года

- составление конспекта учебнотренировочного занятия в соответствии с
поставленной задачей;
- формирование навыков наставничества;
- формирование сознательного отношения к
учебно-тренировочному и
соревновательному процессам;
- формирование склонности к
педагогической работе;
1.3. …

…

…

2.Здоровьесбережение
2.1. Организация и проведение
Дни здоровья и спорта, в рамках
мероприятий, направленных которых предусмотрено:
на формирование здорового
- формирование знаний и умений в
образа жизни
проведении дней здоровья и спорта,
спортивных фестивалей 9написание
положений, требований, регламентов к
организации и проведению мероприятий,
ведение протоколов0;

В течение
года

- подготовка пропагандистских акций по
формированию здорового образа жизни
средствами различных видов спорта;
2.2. Режим питания и отдыха

Практическая деятельность о
восстановительные процессы
обучающихся:

В течение
года

- формирование навыков правильного
режима дня с учётом спортивного режима
(продолжительности учебнотренировочного процесса, периодов сна,
отдыха, восстановительных мероприятий
после тренировки, оптимальное питание,
профилактика переутомления и травм,
поддержка физических кондиций, знание
способов закаливания и укрепления
иммунитета);
2.3. …

…

…

3.Патриотическое воспитание учащихся
3.1. Теоретическая подготовка
Беседы, встречи, другие мероприятия с
(воспитание патриотизма,
приглашением именитых спортсменов,
чувства ответственности передтренеров и ветеранов спорта с
Родиной, гордости за свой
обучающимися и иные мероприятия,

В течение
года

край, свою Родину, уважение определяемые организацией, реализующей
государственных
дополнительную образовательную
символов(герб, флаг, гимн), программу спортивной подготовки
готовность к служению
Отечеству, его защите на
примере роли, традиций и
развития вида спорта в
современном обществе,
легендарных спортсменов в
Российской Федерации, в
регионе, культура поведения
болельщиков и спортсменов на
соревнованиях)
3.2. Практическая подготовка
(участие в физкультурных
мероприятиях и спортивных
соревнованиях и иных
мероприятиях)

Участие в:
- физкультурных и спортивно-массовых
мероприятиях, спортивных соревнованиях,
в том числе в парадах, церемониях
открытия (закрытия),
Награждения на указанных мероприятиях;
- тематически физкультурно-спортивных
праздниках, организуемых в том числе
организацией, реализующей
дополнительные образовательные
программы спортивной подготовки

3.3. …

…

…

4.Развитие творческого мышления
4.1. Практическая подготовка
(формирование умений и
навыков, способствующих
достижению спортивных
результатов)

Семинары, мастер-классы,
показательные выступления для
обучающихся, направленные на:
- формирование умений и навыков,
способствующих достижению спортивных
результатов;
- развитие навыков юных спортсменов и их
мотивации к формированию культуры
спортивного поведения, воспитания
толерантности и взаимоуважения;
- правомерное поведение болельщиков;
- расширение общего кругозора юных
спортсменов;
-

4.2

…

…

…

5.Другое направление работы, определяемое организацией, реализующей
дополнительные образовательные программы спортивной подготовки
5.1 …

…

…

Примечание: в п.5. указываем модули воспитательной работы учреждения.
2.5.План мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним.
Таблица 7
Примерный план мероприятий, направленных на предотвращение допинга в
спорте и борьбу с ним.
Этап спортивной
подготовки
Этап начальной
подготовки

Содержание мероприятия и егоСроки проведения
форма

Рекомендации по
проведению
мероприятий

Теоретические занятия:
- проведение семинаров/
лекций/уроков/викторин для
спортсменов, а также
родительских собраний;

Собрания можно
проводить в онлайн
формате с показом
презентации

- оценка уровня знаний
Практические занятия:
-веселые старты, эстафеты,
соревнования
- Проверка лекарственных
препаратов (знакомство с
1-2 раза в год
международным стандартом
«Запрещенный
список»)
- ……

Обязательное
составление отчета о
проведении
мероприятия:
сценарий/
программа,
фото/видео
Научить юных
спортсменов
проверять
лекарственные
препараты через
сервисы по проверке
препаратов в виде
домашнего задания
(тренер называет
спортсмену 2-3
лекарственных
препарата для

самостоятельной
проверки дома).
Сервис по проверке
препаратов на сайте
РАА «РУСАДА»:
http://list.rusada.ru/
Учебнотренировочный этап
(этап спортивной
специализации)

Практические занятия:

1-2 раза в год

-веселые старты, эстафеты,
соревнования
Теоретические занятия:
- обучение для спортсменов и
тренеров

1 раз в год

- проведение семинаров/
лекций/уроков/викторин для
спортсменов, а также
родительских собраний;
- ….…

Обязательное
составление отчета о
проведении
мероприятия:
сценарий/
программа,
фото/видео
- Согласовать с
ответственным за
антидопинговое
обеспечение в
регионе
Собрания можно
проводить в онлайн
формате с показом
презентации
- …..…

2.6.Планы инструкторской и судейской практики
Таблица 8
Примерный план инструкторской и судебной практики
№
п/п
1

Задачи
Освоение методики проведения
тренировочных занятий по
избранному виду спорта с
начинающими спортсменами

Виды практических
заданий

Сроки реализации

1. Самостоятельное
проведение
подготовительной части
тренировочного занятия.

Устанавливаются в
соответствии с
графиком и
спецификой этапа
спортивной подготовки

2. Самостоятельное
проведение занятий по
физической подготовке.
3. Обучение основным
техническим элементам и
приемам.
4. Составление комплексов
упражнений для развития

физических качеств.
5. Подбор упражнений для
совершенствования
техники.
6. Ведение дневника
самоконтроля
тренировочных занятий
2

Освоение методики проведения
спортивно-массовых мероприятий

Участие в организации и
проведении спортивномассовых мероприятий

Не менее 1 в год в
соответствии с
календарным планом
спортивных
мероприятий

3

Выполнение необходимых
требований для присвоения звания
судьи по спорту

1.Освоение методики
Устанавливаются в
судейства соревнований по соответствии с
в различных судейских
календарным планом
должностях 2.Судейство соревнований и
соревнований
спецификой этапа
спортивной подготовки

Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения
восстановительных средств (указывается по этапам и годам спортивной
подготовки).
Таблица 9
Предназначение
Задачи
Средства и
Методические
мероприятия
указания
2.7.

Этап начальной подготовки
Развитие физических
Восстановление
качеств с учетом
функционального
специфики,
состояния организма
физическая и
и
техническая
работоспособности
подготовка

Рациональное
чередование
нагрузок на
тренировочном
занятии в течении
дня и в циклах
подготовки.
Гигиенический
душ ежедневно,
ежедневно водные
процедуры
закаливающего
характера,
сбалансированное
питание

Чередование
различных видов
нагрузок,
облегчающих
восстановление по
механизму
активного отдыха,
проведение
занятий в игровой
форме

Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации

Перед учебнотренировочным
занятием,
соревнованием

Мобилизация
Упражнения на
готовности к
растяжение. Разминка.
нагрузкам, повышение Массаж.
эффективности
Искусственная
тренировки, разминки,
активизация мышц.
предупреждение
Псих регуляция
перенапряжений и
мобилизующей
травм. Рациональное
направленности.
построение тренировки
и соответствие ее
объема и
интенсивности ФССП

Во время учебноПредупреждение
тренировочного
общего, локального
занятия соревнования переутомления,
перенапряжения

3 минуты
10-20 мин.
5-15 мин
(разминание 60%) 3
мин
Само регуляция

Чередование
В процессе
тренировочных
тренировки.
нагрузок по характеру,
интенсивности.
Восстановительный
массаж.
3-8 мин
Возбуждающий
точечный массаж в
сочетании с
классическим
(встряхивание,
разминание).
Псих регуляция
мобилизующей
направленности
3 мин. Саморегуляция

Сразу после учебно- Восстановление
Комплекс
8-10 мин
тренировочного
функции
восстановительных
занятия соревнования кардиореспираторной упражнений – ходьба,
системы, лимф
дыхательные
циркуляции, тканевого упражнения, душ –
обмена
теплый/ прохладный
Через 2-4 час после
тренировочного
занятия

Ускорение
Локальный массаж,
8-10 мин
восстановительного массаж мышц спины
процесса
Душ теплый/ умеренно
5-10 мин
холодный/теплый

В середине
микроцикла, в
соревнованиях и
свободных от игр день

Восстановление
работоспособности,
профилактика
перенапряжений.
Физическая и

Упражнения ОФП
восстановительной
направленности.
Сауна, общий массаж

Восстановительная
тренировка.
После

психологическая
подготовка к новому
циклу тренировок.
Профилактика
перенапряжений
После микроцикла,
соревнований

Физическая и
психологическая
подготовка к новому
циклу тренировок

восстановительной
тренировки

Упражнения ОФП
восстановительной
направленности.

Восстановительная
тренировка.

Сауна, общий массаж,
После
подводный массаж
восстановительной
тренировки

III.
Система контроля
3.1По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной подготовки
лицу, проходящему спортивную подготовку (далее обучающийся), необходимо
выполнить следующие требования к результатам прохождения Программы, в том
числе, к участию в спортивных соревнованиях:
11.1. На этапе начальной подготовки:
изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом; повысить уровень
физической подготовленности; овладеть основами техники вида спорта «Волейбол»;
получить общие знания об антидопинговых правилах; соблюдать антидопинговые правила;
принять участие в официальных спортивных соревнованиях, начиная со второго года;
получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для
зачисления и перевода на учебно-тренировочной этап (этап спортивной специализации).
ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной
подготовки.
1 1.2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
- повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и
психологической подготовленности;
- изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «Волейбол» и успешно
применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий и участия в спортивных
соревнованиях;
- соблюдать режим учебно-тренировочных занятий; изучить основные методы
само-регуляции и самоконтроля;
- овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта «Волейбол»;
изучить антидопинговые правила;
-соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
-ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки;
-принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
спортивных соревнований муниципального образования на первом, втором и третьем
году;

-принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня
спортивных соревнований субъекта Российской Федерации, начиная с четвертого года;
-получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый
для зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства.
3.2 Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией
обучающихся, проводимой организацией, реализующей Программу, на основе
разработанных комплексов контрольных упражнений, перечня тестов и (или) вопросов по
видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками (далее — тесты), а также с
учетом результатов участие обучающегося в спортивных соревнованиях и достижения им
соответствующего уровня спортивной квалификации.
3.3 Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки.
Таблица 10
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для
зачисления и перевода на этап начальной подготовки по виду спорта «Волейбол»
Норматив до года
Норматив свыше
обучения
года обучения
мальчики девочки мальчики девочки
1. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины
«волейбол»
не более
не более
1.1.
Бег на 30 м
с
6,9
7,1
6,2
6,4
Прыжок в длину с
не менее
не более
1.2.
см
места толчком двумя
110
105
130
120
ногами
Сгибание и
не менее
не менее
количество
разгибание рук в
1.3.
раз
7
4
10
5
упоре лежа на полу
Наклон вперед
не менее
не менее
из положения стоя
1.4.
см
на гимнастической
+1
+3
+2
+3
скамье
(от уровня скамьи)
2.Нормативы специальной физической подготовки для спортивной
дисциплины «волейбол»
не более
не более
2.1. Челночный бег 5х6 м
с
12,0
12,5
11,5
12,0
Бросок мяча массой 1
не менее
не менее
2.2. кг из-за головы двумя
м
8
6
10
8
руками, стоя
Прыжок в высоту
не менее
не менее
одновременным
2.3.
см
отталкиванием двумя
36
30
40
35
ногами
3. Нормативы технической подготовки для спортивной дисциплины «волейбол»
Верхняя передача
не менее
не менее
3.1
Кол-во раз
мяча за 1 мин
12
12
15
15
№
п/п

Упражнения

Единица
измерения

3.2

Нижняя передача мяча
за 1 мин

Кол-во раз

12

12

15

15

Уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам спортивной
подготовки
Таблица 11
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и
уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода
на учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) по виду спорта
«Волейбол»
Норматив
Единица
измерения
юноши
девушки
1. Нормативы общей физической подготовки
не более
1.1.
Бег на 60 м
с
10,4
10,9
не менее
Сгибание и разгибание рук
количество
1.2.
в упоре лежа на полу
раз
18
9
Наклон вперед из положения
не менее
стоя на гимнастической
1.3.
см
скамье
+5
+6
(от уровня скамьи)
не менее
Прыжок в длину с места
1.4.
см
толчком двумя ногами
160
145
2.
Нормативы специальной физической подготовки для спортивной дисциплины
«волейбол»
не более
2.1.
Челночный бег 5х6 м
с
11,5
12,0
Бросок мяча массой 1 кг изне менее
2.2.
м
за головы двумя руками,
10
8
стоя
Прыжок в высоту
не менее
2.3.
одновременным
см
40
35
отталкиванием двумя ногами
3.Уровень спортивной квалификации
Период обучения на этапе
требования к уровню спортивной квалификации
спортивной подготовки
не предъявляются
(до трех лет)
спортивные разряды – «третий юношеский
спортивный разряд», «второй юношеский спортивный
Период обучения на этапе
разряд», «первый юношеский спортивный разряд»;
спортивной подготовки
спортивные разряды – «третий спортивный разряд»,
(свыше трех лет)
«второй спортивный разряд»
№
п/п

Упражнения

IV. Рабочая программа по виду спорта «Волейбол» (спортивной дисциплине)
4.1. Описывается программный материал для учебно-тренировочных занятий по
каждому этапу спортивной подготовки.

Тренировочные занятия проводятся в соответствии с расписанием тренировок,
исходя из максимального объема тренировочной нагрузки этапов и года спортивной
подготовки. Расписание утверждается директором учреждения, после согласования с
тренерским составом в целях установления более благоприятного режима тренировок,
отдыха спортсменов, с учетом их обучения в образовательных учреждениях. При
составлении расписания тренировочных занятий необходимо также учитывать
особенности режима рабочего времени и времени отдыха тренерского состава.
В зависимости от условий и организации занятий, а также условий проведения
спортивных соревнований, подготовка по виду спорта волейбол осуществляется на основе
обязательного соблюдения необходимых мер безопасности в целях сохранения здоровья
лиц, проходящих спортивную подготовку.
К тренировочным занятиям допускаются спортсмены, прошедшие инструктаж по
технике безопасности, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья. Во время проведения тренировочного процесса и соревнований
необходимо строго соблюдать технику безопасности.
Основную часть тренировки можно выполнять только после полноценной
разминки, чтобы избежать травм и повреждений. Тренер обязан проверить техническое
состояние места проведения занятия, используемого оборудования и инвентаря до и после
окончания тренировки. Тренер должен знать методы профилактики спортивного
травматизма и иметь навыки оказания первой помощи.
Основной формой организации и проведения тренировочного процесса
спортсменов любого уровня подготовленности является тренировочное занятие.
Длительность тренировочного занятия составляет 2-3 часа. Каждое очередное занятие
органически связано с предшествующим и последующими тренировочными занятиями,
базируется на подготовке, полученной на предыдущем занятии и является основой для
предстоящих занятий. Задачи, содержание и направленность тренировки определяется
задачами этапа подготовки, программой спортивной подготовки. В плане тренировки
уточняются конкретные задачи, подбор упражнений, последовательность их выполнения,
дозировка, режим выполнения, методика проведения занятия.
4.2. Учебно-тематический план
Указывается по этапам спортивной подготовки и включает темы по теоретической
подготовке.
Таблица 12
Учебно-тематический план
Этап спортивной
подготовки

Темы по
теоретической
подготовке

Объём
времени
в год
(минут)

Этап начальной
подготовки

Всего на этапе
начальной
подготовки до
одного года

≈120/180

Сроки
проведения

Краткое содержание

обучения/ свыше
одного года
обучения:
История
возникновения
вида спорта и его
развитие

≈13/20

Сентябрь

Зарождение и
развитие вида спорта.
Автобиографии
выдающихся
спортсменов.
Чемпионы и призёры
Олимпийских игр.

Физическая
культура важное
средство
физического
развития и
укрепления
здоровья человека

≈13/20

Октябрь

Понятие о физической
культуре и спорте.
Формы физической
культуры. Физическая
культура, как средство
воспитания
трудолюбия,
организованности,
воли, нравственных
качеств и жизненно
важных умений и
навыков.

Гигиенические
≈13/20
основы физической
культуры и спорта,
гигиена
обучающихся при
занятиях
физической
культуры и спорта

Ноябрь

Понятие о гигиене и
санитарии. Уход за
телом, полостью рта и
зубами.
Гигиенические
требования к одежде и
обуви. Соблюдение
гигиены на
спортивных объектах.

Закаливание
организма

≈13/20

Декабрь

Знания и основные
правила закаливания.
Закаливание
воздухом, водой,
солнцем. Закаливание
на занятиях
физической культуры
и спортом.

Самоконтроль в
процессе занятий
физической
культуры и
спортом

≈13/20

Январь

Ознакомление с
понятием о
самоконтроле при
занятиях физической
культурой и спортом.
Дневник

самоконтроля. Его
формы и содержание.
Понятие о
травматизме.
Теоретические
основы обучения
базовым элементам
техники и тактики
вида спорта

≈13/20

Май

Понятия о
технических
элементах вида
спорта. Теоретические
знания по технике их
выполнения.

Теоретические
основы судейства.
Правила вида
спорта

≈14/20

Июнь

Понятийность.
Классификация
спортивных
соревнований.
Команды (жесты)
спортивных судей.
Положение о
спортивном
соревновании.
Организационная
работа по подготовке
спортивных
соревнований. Состав
и обязанности
спортивных судейских
бригад. Обязанности и
права участников
спортивных
соревнований.
Система зачёта в
спортивных
соревнованиях по
виду спорта.

Режим дня и
питание
обучающихся

≈14/20

Август

Расписание учебнотренировочного и
учебного процесса.
Роль питания в
жизнедеятельности.
Рациональное,
сбалансированное
питание.

Оборудование и
спортивный
инвентарь по виду
спорта

≈14/20

Ноябрь-май

Правила эксплуатации
и безопасного
использования
оборудования и
спортивного

инвентаря.

Учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)

…

…

…

…

Всего на учебнотренировочном
этапе до трёх лет
обучения/ свыше
трёх лет
обучения:

≈600/960

Роль и место
физической
культуры

≈70/107

Сентябрь

Физическая культура
и спорт как
социальные
фенюмены. Спортявление культурной
жизни. Роль
физической культуры
в формировании
личностных качеств
человека. Воспитание
волевых качеств.
Уверенности в
собственных силах.

История
возникновения
олимпийского
движения

≈70/107

Октябрь

Зарождение
олимпийского
движения.
Возрождение
олимпийской идеи.
Международный
Олимпийский комитет
(МОК).

Режим дня и
питание
обучающихся

≈70/107

Ноябрь

Расписание учебнотренировочного и
учебного процесса.
Роль питания в
подготовке
обучающихся к
спортивным
соревнованиям.
Рациональное,
сбалансированное
питание.

Декабрь

Спортивная
физиология.
Классификация
различных мышечной
деятельности.

Физиологические
≈70/107
основы физической
культуры

Физиологическая
характеристика
состояний организма
при спортивной
деятельности.
Физиологические
механизмы развития
двигательных
навыков.
Учёт
соревновательной
деятельности,
самоанализ
обучающегося

≈70/107

Январь

Структура и
содержание Дневника
обучающегося.
Классификации и
типы спортивных
соревнований.

Теоретические
основы техникотактической
подготовки.
Основы техники
вида спорта

≈70/107

Май

Понятийность.
Спортивная техника и
тактика. Двигательные
представления.
Методика обучения.
Метод использования
слова. Значение
рациональной техники
в достижении
высокого спортивного
результата.

Психологическая
подготовка

≈60/106

Сентябрьапрель

Характеристика
психической
подготовки. Общая
психологическая
подготовка. Базовые
волевые личностные
качества. Системные
волевые качества
личности.

Оборудование,
спортивный
инвентарь и
экипировка по виду
спорта

≈60/106

Декабрьмай

Классификация
спортивного
инвентаря и
экипировки для вида
спорта, подготовка к
эксплуатации, уход и
хранение. Подготовка
инвентаря и
экипировка к
спортивным
соревнованиям.

Правила вида
спорта

≈60/106

Декабрьмай

Деление участников
по возрасту и полу.
Права и обязанности
участников
спортивных
соревнований.
Правила поведения
при участии
спортивных
соревнований

…

…

…

…

V Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным
спортивным дисциплинам
К особенностям осуществления спортивной подготовки по спортивным
дисциплинам вида спорта «Волейбол» относятся:
1)Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным
дисциплинам вида спорта «Волейбол» основаны на особенностях вида спорта
«Волейбол» и его спортивных дисциплин. Реализация дополнительных образовательных
программ спортивной подготовки проводится с учетом этапа спортивной подготовки и
спортивных дисциплин вида спорта «Волейбол», по которым осуществляется
спортивная подготовка.
2)Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным
дисциплинам вида спорта «Волейбол» учитываются организациями, реализующими
дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, при
формировании дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, в
том числе годового учебно-тренировочного плана.
3)Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти
спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный год
зачисления на соответствующий этап спортивной подготовки.
4)Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и
высшего спортивного мастерства не ограничивается при условии вхождения их в список
кандидатов в спортивную сборную команду субъекта Российской Федерации по виду
спорта «Волейбол» и участия в официальных спортивных соревнованиях по виду спорта
«Волейбол» не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований.
5)В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных занятий, а
также условий проведения спортивных соревнований подготовка обучающихся
осуществляется на основе обязательного соблюдения требований безопасности,
учитывающих особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным
дисциплинам вида спорта «Волейбол».

VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки

6.1 Материально-технические условия реализации Программы:
● наличие тренировочного спортивного зала;
● наличие тренажерного зала;
● наличие раздевалок, душевых;
● наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом
Минздрава России от 23.10.2020 N 1144н «Об утверждении порядка организации
оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и
спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и
спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих
пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в
организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм
медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных
мероприятиях» (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2020, регистрационный N
61238)1;
● обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для
прохождения спортивной подготовки
Таблица 13
Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимым для
прохождения спортивной подготовки
N
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Наименование

Единица
измерения
Для спортивной дисциплины: "волейбол"
Барьер легкоатлетический
штук
Гантели массивные от 1 до 5 кг
комплект
Корзина для мячей
штук
Мяч волейбольный
штук
Мяч набивной (медицинбол) весом от 1 до 3
штук
кг
Мяч теннисный
штук
Насос для накачивания мячей в комплекте с
штук
иглами
Протектор для волейбольных стоек
штук
Сетка волейбольная с антеннами
комплект
Скакалка гимнастическая
штук
Скамейка гимнастическая
штук
Стойки
комплект
Эспандер резиновый ленточный
штук
Табло перекидное
штук
Секундомер
штук
Маты гимнастические
штук
Мяч футбольный
штук
Доска тактическая
штук
●
обеспечение спортивной экипировкой

Количество

10
3
2
30
14
14
3
2
2
14
4
1
14
1
1
4
1
1

Таблица 14

Обеспечение спортивной экипировкой
Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование
№
п/п

Наименование

Единица
измерения

Расчётная
единица

Этапы спортивной
подготовки
Этап
начальной
подготовки

Учебнотренировочн
ый этап
(этап
спортивной
специализац
ии)

коли Срок
чест эксплу
во
атации
(лет)

колич
ество

Сро
к
эксп
луат
аци
и
(лет
)

1.

Костюм спортивный
тренировочный

пар

На
обучающегося

-

-

1

1

2.

Костюм спортивный
парадный

штук

На
обучающегося

-

-

1

2

3.

Кроссовки для
волейбола

пар

На
обучающегося

-

-

1

1

4.

Кроссовки
легкоатлетические

пар

На
обучающегося

-

-

-

-

5.

Наколенники

штук

На
обучающегося

-

-

1

1

6.

Носки

пар

На
обучающегося

-

-

2

1

7.

Фиксатор
голеностопного
сустава
(голеностопник)

-

-

1

1

-

-

1

1

-

-

-

-

комплект

На
обучающегося

8.

Фиксатор коленного
комплект
сустава (наколенник)

На
обучающегося

9.

Фиксатор
лучезапястного
сустава (напульсник)

На
обучающегося

комплект

10.

Футболка

штук

На
обучающегося

1

1

2

1

11.

Шорты спортивные
(трусы ) для юношей

штук

На
обучающегося

1

1

2

1

12.

Шорты эластичные
(тайсы) для девушек

штук

На
обучающегося

1

1

2

1

●
обеспечение обучающихся проездом к месту проведения спортивных
мероприятий и обратно;
●
обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период проведения
спортивных мероприятий;
●
медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организационносистематического медицинского контроля.
6.2 Кадровые условия реализации Программы:
6.2.1 Укомплектованность Организации педагогическими, руководящими и
иными работниками для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в
официальных спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе
спортивной специализации), кроме основного тренера- преподавателя, допускается
привлечение тренера-преподавателя по видам спортивной подготовки, с учетом
специфики вида спорта «Волейбол», а также на всех этапах спортивной подготовки
привлечение иных специалистов (при условии их одновременной работы с
обучающимися).
6.2.2 Уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников
организации должен соответствовать требованиям, установленным профессиональным
стандартам «Тренер-преподаватель», утверждённым приказом Минтруда России от
24.12.2020 № 952н (зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021, регистрационный №
62203) или Единым квалификационным справочником должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников в области физической культуры и спорта», утверждённым приказом
Минздравсоцразвития России от 15.082011 № 916н (зарегистрирован Минюстом России
14.102011, регистрационный № 22054).
6.2.3 Непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей
Организации.
6.2.4 Информационно-методические условия реализации Программы
В Программе указываются применяемые комплексы информационных
образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, а также
перечень информационно-методического обеспечения.

Годовой учебно-тренировочный план

Приложение 1

№
п/п

Виды подготовки и
иные мероприятия

Этапы и годы подготовки
Этап начальной подготовки
До года

Учебно-тренировочный
этап (этап спортивной
специализации)
Свыше года
До трёх
Свыше трёх
лет
лет
Недельная нагрузка в часах

Максимальная продолжительность одного учебнотренировочного занятия в часах
Наполняемость групп (человек)
Общая физическая
подготовка
2.
Специальная
физическая подготовка
3.
Участие в спортивных
соревнованиях
4. Техническая подготовка
5. Тактическая подготовка
6.
Теоретическая
подготовка
7.
Психологическая
подготовка
8.
Контрольные
мероприятия
(тестирование и
контроль)
9.
Инструкторская
практика
10.
Судейская практика
11.
Медицинские,
медикобиологические
мероприятия
12.
Восстановительные
мероприятия
Общее количество часов в год
1.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».