Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта Лыжные гонки

І. Общие положения
1.1. Название дополнительной программы.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта
«Лыжные гонки» (далее — Программа).
1.2. Цель Программы.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта
«Лыжные гонки» (далее — Программа) предназначена для организации образовательной
деятельности по спортивной подготовке «Лыжные гонки» с учетом совокупности
минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом
спортивной подготовки по виду спорта «Лыжные гонки», утвержденным приказом
Минспорта России от 16 ноября 2022 г. N 733 (далее — ФССП).
Целью Программы является достижение спортивных результатов на основе соблюдения
спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе в условиях
многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки по лыжным
гонкам.
II. Характеристика Программы
2.1. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц,
проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в
группах на этапах спортивной подготовки.
Таблица 1
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц,
проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки.

Срок реализации
этапов спортивной
подготовки (лет)

Этапы спортивной подготовки

Возрастные
границы лиц,
проходящих
спортивную
подготовку
(лет)

Наполняемо
сть
(человек)

Этап начальной подготовки

3

9

12

Учебно-тренировочный этап (этап
спортивной специализации)

5

12

10

2.2.

Объём Программы

Таблица 2
Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки
Этапный
Этапы и годы спортивной подготовки
норматив
Этап начальной подготовки
Учебно-тренировочный этап(этап спортивной
реализации)

Количество

До 1

2

3

1

2

3

4

5

4,5

6

8

10

12

14

16

18

часов в
неделю
Общее
количество

234

312

416

520

624

728

832

936

2.3. Виды (фopмы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки, включающие:
2.3.1 Учебно-тренировочные занятия: дистанционное, групповые, индивидуальные,
смешанные, теоретические, медико-восстановительные, тестирование
2.3.2 Учебно-тренировочные мероприятия
Таблица 3
Учебно-тренировочные мероприятия
№ п/п

Виды учебно-тренировочных
мероприятий

Предельная продолжительность
учебно-тренировочных мероприятий
по этапам спортивной подготовки
(количество суток)
(без учёта времени следования к месту
проведения учебно-тренировочных
мероприятий и обратно)
Этап начальной
подготовки

Учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)

1.учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям
1.1.

Учебно-тренировочные мероприятия
по подготовке к международным
спортивным соревнованиям

1.2.

Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к чемпионатам России,
кубкам России, первенствам России

14

1.3.

Учебно-тренировочные мероприятия
по подготовке к другим
всероссийским спортивным
соревнованиям

-

14

1.4

Учебно-тренировочные мероприятия
по подготовке к официальным
спортивным соревнованиям субъекта
Российской Федерации

-

14

2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия

-

-

2.1.

Учебно-тренировочные мероприятия
по общей и (или) специальной
физической подготовке

-

14

2.2.

Восстановительные мероприятия

-

-

2.3.

Мероприятия для комплексного
медицинского обследования

-

-

2.4.

Учебно-тренировочные мероприятия
в каникулярный период

До 14 суток подряд и не более двух
учебно-тренировочных мероприятий в
год

2.5.

Просмотровые учебнотренировочные мероприятия

-

До 60 суток

2.3.3 Спортивные соревнования
В зависимости от места и задачи проведения соревновательные старты могут быть:
-Контрольные соревнования проводятся с целью контроля за уровнем
подготовленности спортсмена. В них проверяется эффективность прошедшего этапа
подготовки, оценивается уровень развития физических качеств, технического и тактического
совершенства, интеллектуальных и психологических возможностей спортсмена, выявляются
сильные и слабые стороны в структуре соревновательной деятельности. С учетом
результатов контрольных соревнований разрабатывается программа последующей
подготовки, предусматривающая устранение выявленных недостатков для успешного
выступления в отборочных и основных соревнованиях. Контрольную функцию могут
выполнять как официальные соревнования различного уровня, так и специально
организованные контрольные соревнования. Программа их может существенно отличаться
от программы отборочных и главных соревнований и быть составлена с учетом
необходимости контроля за уровнем развития отдельных сторон подготовленности.
-Отборочные соревнования. По результатам этих соревнований комплектуют
команды, отбирают участников основных соревнований. В отборочных соревнованиях перед
спортсменом ставится задача завоевать определенное место, выполнить контрольный
норматив, позволяющий попасть в состав команды и надеяться на успешное выступление в
основных соревнованиях.
-Основные соревнования целью этих соревнованиях является достижение победы или
завоевание возможно более высокого места. В них спортсмен ориентируется на достижение
максимально высоких результатов, полную мобилизацию и проявление физических,
технических, тактических и психических возможностей.
Требования к участию в спортивных соревнованиях лиц, проходящих спортивную
подготовку:
соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации лиц, проходящих
спортивную подготовку, положениям (регламентам) об официальных спортивных
соревнованиях, согласно Единой всероссийской спортивной классификации, и правилам
вида спорта "лыжные гонки";
соответствие требованиям к результатам реализации Программ на соответствующем
этапе спортивной подготовки;

наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в
спортивных соревнованиях;
соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил,
утвержденных международными антидопинговыми организациями.
Лицо, проходящее спортивную подготовку, направляется организацией,
осуществляющей спортивную подготовку, на спортивные соревнования в соответствии с
годовым планом реализации Программы, на основании Единого календарного плана
межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий, и
спортивных мероприятий, соответствующих положений (регламентов) об официальных
спортивных соревнованиях.
Лицо, осуществляющее спортивную подготовку, при участии в спортивных
соревнованиях обязано соблюдать требования соответствующих положений (регламентов)
об официальных спортивных соревнованиях.

Виды спортивных
соревнований,
игр

Объем соревновательной деятельности
Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки

Таблица 4

Учебно-тренировочный этап

До года

Свыше года

До двух

Свыше двух

контрольные

2

3

6

9

Основные

-

2

6

8

Примечание: Иные формы обучения определяются тренером-преподавателем (в
зависимости от условий): очная, дистанционная, учебно-тренировочные сборы и т. п.
2.4. Годовой учебно-тренировочный план.
К иным условиям реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки относится трудоемкость дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки (объемы
времени на ее реализацию) с обеспечением
непрерывности учебно-тренировочного процесса, а также порядок и сроки формирования
учебно-тренировочных групп.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки
рассчитывается на 52 недели в год.
Учебно-тренировочный процесс в организации, реализующей дополнительную
образовательную программу спортивной подготовки, должен вестись в соответствии с
годовым учебно-тренировочным планом (включая период самостоятельной подготовки по
индивидуальным планам спортивной подготовки для обеспечения непрерывности учебнотренировочного процесса).
При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной подготовки ее
продолжительность составляет не менее 10% и не более 20% от общего количества часов,
предусмотренных годовым учебно-тренировочным планом организации, реализующей
дополнительную образовательную программу спортивной подготовки.

Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при реализации
дополнительной образовательной программы спортивной подготовки устанавливается в
часах и не должна превышать:
на этапе начальной подготовки — двух часов;
на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) — трех часов.
При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день суммарная
продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические, практические,
восстановительные, медико-биологические мероприятия, инструкторская и судейская
практика.
Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может осуществляться на
этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, а
также на всех этапах спортивной подготовки в период проведения учебно-тренировочных
мероприятий и участия в спортивных соревнованиях.
Таблица 5
Соотношение видов спортивной подготовки и иных мероприятий в структуре
учебно-тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки
№
Виды спортивной подготовки
Этапы и годы спортивной подготовки
П/П

Этап начальной
подготовки

Учебно-тренировочный
этап (этап спортивной
специализации)

До года

Свыше
года

До двух
лет

Свыше двух
лет

1.

Общая физическая подготовка (%)

61-64

58-60

40-42

34-36

2.

Специальная физическая подготовка
(%)

18-21

25-28

28-30

30-32

3.

Участие в спортивных соревнованиях
(%)

1-2

1-3

2-4

10-12

4.

Техническая подготовка (%)

15-18

10-12

16-18

10-12

5.

Тактическая, теоретическая,
психологическая подготовка (%)

1-2

1-2

2-4

3-5

6.

Инструкторская и судейская
практика(%)

-

-

1-3

2-4

7.

Медицинские, медикобиологические, восстановительные
мероприятия, тестирование и
контроль(%)

1-3

1-3

2-4

2-4

*Примечание: виды спортивной подготовки и иные мероприятия в структуре учебнотренировочного процесса дополняются самостоятельной работой, воспитательными,
антидопинговыми мероприятиями.
Рекомендуемый образец приведён в приложении №1 к примерной дополнительной
образовательной программе спортивной подготовки по виду спорта «Лыжным гонкам»
(далее – Примерная программа).
2.5.

Календарный план воспитательной работы.
Календарный план воспитательной работы

№
п/п

Направления работы

Мероприятия

Таблица 6
Сроки
проведен
ия

1.Профориентационная деятельность
1.1.

Судейская практика

Участие в спортивных соревнованиях
различного уровня, в рамках которых
предусмотрено:

В
течение
года

- практическое и теоретическое изучение и
применение правил вида спорта и
терминологии, принятой в виде спорта:
- приобретение навыков судейства и
проведения спортивных соревнований в
качестве помощника спортивного судьи и
(или) помощника секретаря спортивных
соревнований;
- приобретение навыков самостоятельного
судейства спортивных соревнований;
- формирование уважительного отношения к
решениям спортивных судей;
1.2.

Инструкторская практика

Учебно-тренировочные занятия, в
рамках которых предусмотрено:
- освоение навыков организации и
проведения учебно-тренировочных занятий
в качестве помощника тренерапреподавателя, инструктора;
- составление конспекта учебнотренировочного занятия в соответствии с
поставленной задачей;

В
течение
года

- формирование навыков наставничества;
- формирование сознательного отношения к
учебно-тренировочному и
соревновательному процессам;
- формирование склонности к
педагогической работе;
1.3.

…

…

…

Дни здоровья и спорта, в рамках которых
предусмотрено:

В
течение
года

2.Здоровьесбережение
2.1.

Организация и проведение
мероприятий,
направленных на
формирование здорового
образа жизни

- формирование знаний и умений в
проведении дней здоровья и спорта,
спортивных фестивалей 9написание
положений, требований, регламентов к
организации и проведению мероприятий,
ведение протоколов0;
- подготовка пропагандистских акций по
формированию здорового образа жизни
средствами различных видов спорта;

2.2.

Режим питания и отдыха

Практическая деятельность о
восстановительные процессы
обучающихся:

В
течение
года

- формирование навыков правильного
режима дня с учётом спортивного режима
(продолжительности учебнотренировочного процесса, периодов сна,
отдыха, восстановительных мероприятий
после тренировки, оптимальное питание,
профилактика переутомления и травм,
поддержка физических кондиций, знание
способов закаливания и укрепления
иммунитета);
2.3.

…

…

…

3.Патриотическое воспитание учащихся
3.1.

Теоретическая подготовка
(воспитание патриотизма,
чувства ответственности
перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину,
уважение
государственных
символов(герб, флаг,

Беседы, встречи, другие мероприятия с
приглашением именитых спортсменов,
тренеров и ветеранов спорта с
обучающимися и иные мероприятия,
определяемые организацией, реализующей
дополнительную образовательную
программу спортивной подготовки

В
течение
года

гимн), готовность к
служению Отечеству, его
защите на примере роли,
традиций и развития вида
спорта в современном
обществе, легендарных
спортсменов в Российской
Федерации, в регионе,
культура поведения
болельщиков и
спортсменов на
соревнованиях)
3.2.

Практическая подготовка
(участие в физкультурных
мероприятиях и
спортивных
соревнованиях и иных
мероприятиях)

Участие в:
- физкультурных и спортивно-массовых
мероприятиях, спортивных соревнованиях, в
том числе в парадах, церемониях открытия
(закрытия),
Награждения на указанных мероприятиях;
- тематически физкультурно-спортивных
праздниках, организуемых в том числе
организацией, реализующей
дополнительные образовательные
программы спортивной подготовки

3.3.

…

…

…

4.Развитие творческого мышления
4.1.

Практическая подготовка
(формирование умений и
навыков, способствующих
достижению спортивных
результатов)

Семинары, мастер-классы,
показательные выступления для
обучающихся, направленные на:
- формирование умений и навыков,
способствующих достижению спортивных
результатов;
- развитие навыков юных спортсменов и их
мотивации к формированию культуры
спортивного поведения, воспитания
толерантности и взаимоуважения;
- правомерное поведение болельщиков;
- расширение общего кругозора юных
спортсменов;
-

4.2

…

…

5.Другое направление работы, определяемое организацией, реализующей

…

дополнительные образовательные программы спортивной подготовки
5.1

…

…

…

Примечание: в п.5. указываем модули воспитательной работы учреждения.
3. План мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с
ним.
Таблица 7
Примерный план мероприятий, направленных на предотвращение допинга в
спорте и борьбу с ним
Этап спортивной
подготовки

Содержание мероприятия и
его форма

Этап начальной
подготовки

Теоретические занятия:

Сроки
проведения

- проведение семинаров/
лекций/уроков/викторин для
спортсменов, а также
родительских собраний;

Рекомендации по
проведению
мероприятий

Собрания можно
проводить в онлайн
формате с показом
презентации

- оценка уровня знаний
Практические занятия:
Обязательное
составление отчета
о проведении

-веселые старты, эстафеты,
соревнования
- Проверка лекарственных
препаратов (знакомство с
международным стандартом
«Запрещенный
список»)
- ……

1-2 раза в год

мероприятия:
сценарий/
программа,
фото/видео
Научить юных
спортсменов
проверять
лекарственные
препараты через
сервисы по
проверке
препаратов в виде
домашнего задания
(тренер называет
спортсмену 2-3
лекарственных
препарата для

самостоятельной
проверки дома).
Сервис по проверке
препаратов на сайте
РАА «РУСАДА»:
http://list.rusada.ru/
Учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)

Практические занятия:

1-2 раза в год

-веселые старты, эстафеты,
соревнования
Теоретические занятия:
- обучение для спортсменов
и тренеров

1 раз в год

- проведение семинаров/
лекций/уроков/викторин для
спортсменов, а также
родительских собраний;
- ….…

Обязательное
составление отчета
о проведении
мероприятия:
сценарий/
программа,
фото/видео
- Согласовать с
ответственным за
антидопинговое
обеспечение в
регионе
Собрания можно
проводить в онлайн
формате с показом
презентации
- …..…

2.6. Планы инструкторской и судейской практики
Примерный план инструкторской и судебной практики
№
п/п
1

Задачи
Освоение методики проведения
тренировочных занятий по
избранному виду спорта с
начинающими спортсменами

Виды практических
заданий
1. Самостоятельное
проведение
подготовительной части
тренировочного занятия.
2. Самостоятельное
проведение занятий по
физической подготовке.
3. Обучение основным
техническим элементам
и приемам.
4. Составление
комплексов упражнений

Таблица 8

Сроки реализации
Устанавливаются в
соответствии с
графиком и
спецификой этапа
спортивной
подготовки

для развития физических
качеств.
5. Подбор упражнений
для совершенствования
техники.
6. Ведение дневника
самоконтроля
тренировочных занятий
2

Освоение методики проведения
спортивно-массовых
мероприятий

Участие в организации и
проведении спортивномассовых мероприятий

Не менее 1 в год в
соответствии с
календарным планом
спортивных
мероприятий

3

Выполнение необходимых
требований для присвоения
звания судьи по спорту

1.Освоение методики
судейства соревнований
по в различных
судейских должностях
2.Судейство
соревнований

Устанавливаются в
соответствии с
календарным планом
соревнований и
спецификой этапа
спортивной
подготовки

2.5. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения
восстановительных средств (указывается по этапам и годам спортивной подготовки).

Таблица 9
Примерный план медицинских, медико-биологических мероприятий и
применения восстановительных средств
Предназначение
Задачи
Средства и
Методическ
мероприятия
ие указания
Этап начальной подготовки
Развитие физических
качеств с учетом
специфики,
физическая и
техническая
подготовка

Восстановление
функционального
состояния организма и
работоспособности

Рациональное
чередование нагрузок
на тренировочном
занятии в течении дня
и в циклах подготовки.
Гигиенический душ
ежедневно, ежедневно
водные процедуры
закаливающего
характера,
сбалансированное

Чередовани
е различных
видов
нагрузок,
облегчающи
х
восстановле
ние по
механизму
активного
отдыха,

питание

проведение
занятий в
игровой
форме

Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации
Перед учебнотренировочным
занятием,
соревнованием

Мобилизация готовности
к нагрузкам, повышение
эффективности
тренировки, разминки,
предупреждение
перенапряжений и травм.
Рациональное построение
тренировки и
соответствие ее объема и
интенсивности ФССП

Упражнения на
растяжение. Разминка.
Массаж.
Искусственная
активизация мышц.
Псих регуляция
мобилизующей
направленности.

3 минуты
10-20 мин.
5-15 мин
(разминание
60%) 3 мин
Само
регуляция

Во время учебнотренировочного
занятия соревнования

Предупреждение общего,
локального
переутомления,
перенапряжения

Чередование
тренировочных
нагрузок по характеру,
интенсивности.
Восстановительный
массаж.
Возбуждающий
точечный массаж в
сочетании с
классическим
(встряхивание,
разминание).

В процессе
тренировки.

3-8 мин

Псих регуляция
мобилизующей
направленности
3 мин.
Саморегуляция
Сразу после учебнотренировочного
занятия соревнования

Восстановление функции
кардиореспираторной
системы, лимф
циркуляции, тканевого
обмена

Комплекс
восстановительных
упражнений – ходьба,
дыхательные
упражнения, душ –
теплый/ прохладный

8-10 мин

Через 2-4 час после
тренировочного

Ускорение
восстановительного

Локальный массаж,
массаж мышц спины

8-10 мин

занятия

процесса

Душ теплый/ умеренно 5-10 мин
холодный/теплый

В середине
микроцикла, в
соревнованиях и
свободных от игр
день

Восстановление
работоспособности,
профилактика
перенапряжений.
Физическая и
психологическая
подготовка к новому
циклу тренировок.
Профилактика
перенапряжений

Упражнения ОФП
восстановительной
направленности.

После микроцикла,
соревнований

Физическая и
психологическая
подготовка к новому
циклу тренировок

Упражнения ОФП
восстановительной
направленности.

Восстановит
ельная
тренировка.

Сауна, общий массаж
После
восстановит
ельной
тренировки

Сауна, общий массаж,
подводный массаж

Восстановит
ельная
тренировка.
После
восстановит
ельной
тренировки

III. Система контроля
3.1
По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной подготовки
лицу, проходящему спортивную подготовку (далее обучающийся), необходимо выполнить
следующие требования к результатам прохождения Программы, в том числе, к участию в
спортивных соревнованиях:
3.1.1 На этапе начальной подготовки:
- изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
-повысить уровень физической подготовленности;
- овладеть основами техники вида спорта «лыжные гонки»;
-получить общие знания об антидопинговых правилах;
-соблюдать антидопинговые правила;
- ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной
подготовки
3.1.2 На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
- повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и
психологической подготовленности;
- изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «лыжные гонки» и успешно
применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий и участия в спортивных
соревнованиях;

- соблюдать режим учебно-тренировочных занятий; изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
- овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта «лыжные гонки»;
изучить антидопинговые правила;
-соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
-ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной
подготовки;
-принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивных
соревнований муниципального образования на первом, втором и третьем году;
-принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивных
соревнований субъекта Российской Федерации, начиная с четвертого года;
-получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для
зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства.
3.2 Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией
обучающихся, проводимой организацией, реализующей Программу, на основе
разработанных комплексов контрольных упражнений, перечня тестов и (или) вопросов по
видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками (далее — тесты), а также с
учетом результатов участие обучающегося в спортивных соревнованиях и достижения им
соответствующего уровня спортивной квалификации.
3.3 Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки.
Таблица 10
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления
и перевода на этап начальной подготовки по виду спорта «Лыжные гонки»
№

Упражнения

П/П

1.1

Единица
измерен
ия

Норматив до года
обучения
Мальчики

1.3

1.4.

Мальчики

1. Нормативы общей физической подготовки
Бег на 60 м
с
Не более
11,5

1.2

Девочки

Норматив свыше
года обучения

Прыжок в длину с
места толчком двумя
ногами

см

Поднимание
туловища из
положения лежа на
спине (за 1 мин)

Количес
тво раз

Бег на 1000 м

Мин, с

12,0

Не менее
140

Не менее

11,0

11,6

150

140

Не менее
25

Не более
6.30

Не более

Не менее

130

30

Девочки

35

30

Не более
7.0

5.50

6.20

Уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам спортивной
подготовки
Таблица 11
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и
уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода
на учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) по виду спорта
«Лыжные гонки»
№

Упражнения

п/п

Единица
измерения

Норматив
юноши

Девушки/

1. Нормативы общей физической подготовки
1.1.

Бег на 100 м

с

Не менее
16,0

1.2.

1.3.

Прыжок в длину с места
толчком двумя ногами

см

Бег на 1000 м

Мин, с

16,8
Не более

170

155
Не менее

4.00

4.15

2. Нормативы специальной физической подготовки
2.1.

2.2.

Бег на лыжах.
Классический стиль 3 км

Мин, с

Бег на лыжах. Свободный
стиль 3 км

Мин, с

Не более
14.20

15.20
Не более

13.00

14.30

3. Уровень спортивной квалификации
3.1.

Период обучения на этапе спортивной
подготовки (до двух лет)

Спортивные разряды – «третий
юношеский спортивный разряд»,
«второй юношеский спортивный
разряд», «первый юношеский
спортивный разряд»

3.2.

Период обучения на этапе спортивной
подготовки (свыше двух лет)

Спортивные разряды – «третий
спортивный разряд», «второй
спортивный разряд», «первый
спортивный разряд

IV. Рабочая программа по виду спорта «Лыжные гонки» (спортивной
дисциплине)

4.1. Описывается программный материал для учебно-тренировочных занятий по
каждому этапу спортивной подготовки.
Тренировочные занятия проводятся в соответствии с расписанием тренировок, исходя
из максимального объема тренировочной нагрузки этапов и года спортивной подготовки.
Расписание утверждается директором учреждения, после согласования с тренерским
составом в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха
спортсменов, с учетом их обучения в образовательных учреждениях. При составлении
расписания тренировочных занятий необходимо также учитывать особенности режима
рабочего времени и времени отдыха тренерского состава.
В зависимости от условий и организации занятий, а также условий проведения
спортивных соревнований, подготовка по виду спорта баскетбол осуществляется на основе
обязательного соблюдения необходимых мер безопасности в целях сохранения здоровья лиц,
проходящих спортивную подготовку.
К тренировочным занятиям допускаются спортсмены, прошедшие инструктаж по
технике безопасности, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья. Во время проведения тренировочного процесса и соревнований необходимо строго
соблюдать технику безопасности.
Основную часть тренировки можно выполнять только после полноценной разминки,
чтобы избежать травм и повреждений. Тренер обязан проверить техническое состояние
места проведения занятия, используемого оборудования и инвентаря до и после окончания
тренировки. Тренер должен знать методы профилактики спортивного травматизма и иметь
навыки оказания первой помощи.
Основной формой организации и проведения тренировочного процесса спортсменов
любого уровня подготовленности является тренировочное занятие. Длительность
тренировочного занятия составляет 2-3 часа. Каждое очередное занятие органически связано
с предшествующим и последующими тренировочными занятиями, базируется на подготовке,
полученной на предыдущем занятии и является основой для предстоящих занятий. Задачи,
содержание и направленность тренировки определяется задачами этапа подготовки,
программой спортивной подготовки. В плане тренировки уточняются конкретные задачи,
подбор упражнений, последовательность их выполнения, дозировка, режим выполнения,
методика проведения занятия.
4.2. Учебно-тематический план
Указывается по этапам спортивной подготовки и включает темы по теоретической
подготовке.
Таблица 12
Учебно-тематический план
Этап спортивной
подготовки

Темы по
теоретической
подготовке

Объём
времени
в год
(минут)

Сроки
проведения

Краткое содержание

Этап начальной
подготовки

Всего на этапе
начальной
подготовки до
одного года
обучения/ свыше
одного года
обучения:

≈120/180

История
возникновения
вида спорта и его
развитие

≈13/20

Сентябрь

Зарождение и развитие
вида спорта.
Автобиографии
выдающихся
спортсменов.
Чемпионы и призёры
Олимпийских игр.

Физическая
культура важное
средство
физического
развития и
укрепления
здоровья человека

≈13/20

Октябрь

Понятие о физической
культуре и спорте.
Формы физической
культуры. Физическая
культура, как средство
воспитания
трудолюбия,
организованности,
воли, нравственных
качеств и жизненно
важных умений и
навыков.

Гигиенические
≈13/20
основы физической
культуры и спорта,
гигиена
обучающихся при
занятиях
физической
культуры и спорта

Ноябрь

Понятие о гигиене и
санитарии. Уход за
телом, полостью рта и
зубами. Гигиенические
требования к одежде и
обуви. Соблюдение
гигиены на спортивных
объектах.

Закаливание
организма

≈13/20

Декабрь

Знания и основные
правила закаливания.
Закаливание воздухом,
водой, солнцем.
Закаливание на
занятиях физической
культуры и спортом.

Самоконтроль в
процессе занятий
физической
культуры и

≈13/20

Январь

Ознакомление с
понятием о
самоконтроле при
занятиях физической

спортом

культурой и спортом.
Дневник самоконтроля.
Его формы и
содержание. Понятие о
травматизме.

Теоретические
основы обучения
базовым элементам
техники и тактики
вида спорта

≈13/20

Май

Понятия о технических
элементах вида спорта.
Теоретические знания
по технике их
выполнения.

Теоретические
основы судейства.
Правила вида
спорта

≈14/20

Июнь

Понятийность.
Классификация
спортивных
соревнований. Команды
(жесты) спортивных
судей. Положение о
спортивном
соревновании.
Организационная
работа по подготовке
спортивных
соревнований. Состав и
обязанности
спортивных судейских
бригад. Обязанности и
права участников
спортивных
соревнований. Система
зачёта в спортивных
соревнованиях по виду
спорта.

Режим дня и
питание
обучающихся

≈14/20

Август

Расписание учебнотренировочного и
учебного процесса.
Роль питания в
жизнедеятельности.
Рациональное,
сбалансированное
питание.

Оборудование и
спортивный
инвентарь по виду
спорта

≈14/20

Ноябрь-май

Правила эксплуатации
и безопасного
использования
оборудования и
спортивного инвентаря.

…

…

…

…

Учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)

Всего на учебнотренировочном
этапе до трёх лет
обучения/ свыше
трёх лет
обучения:

≈600/960

Роль и место
физической
культуры

≈70/107

Сентябрь

Физическая культура и
спорт как социальные
фенюмены. Спортявление культурной
жизни. Роль
физической культуры в
формировании
личностных качеств
человека. Воспитание
волевых качеств.
Уверенности в
собственных силах.

История
возникновения
олимпийского
движения

≈70/107

Октябрь

Зарождение
олимпийского
движения. Возрождение
олимпийской идеи.
Международный
Олимпийский комитет
(МОК).

Режим дня и
питание
обучающихся

≈70/107

Ноябрь

Расписание учебнотренировочного и
учебного процесса.
Роль питания в
подготовке
обучающихся к
спортивным
соревнованиям.
Рациональное,
сбалансированное
питание.

Декабрь

Спортивная
физиология.
Классификация
различных мышечной
деятельности.
Физиологическая
характеристика
состояний организма
при спортивной
деятельности.

Физиологические
≈70/107
основы физической
культуры

Физиологические
механизмы развития
двигательных навыков.
Учёт
соревновательной
деятельности,
самоанализ
обучающегося

≈70/107

Январь

Структура и
содержание Дневника
обучающегося.
Классификации и типы
спортивных
соревнований.

Теоретические
основы техникотактической
подготовки.
Основы техники
вида спорта

≈70/107

Май

Понятийность.
Спортивная техника и
тактика. Двигательные
представления.
Методика обучения.
Метод использования
слова. Значение
рациональной техники
в достижении высокого
спортивного результата.

Психологическая
подготовка

≈60/106

Сентябрьапрель

Характеристика
психической
подготовки. Общая
психологическая
подготовка. Базовые
волевые личностные
качества. Системные
волевые качества
личности.

Оборудование,
спортивный
инвентарь и
экипировка по виду
спорта

≈60/106

Декабрьмай

Классификация
спортивного инвентаря
и экипировки для вида
спорта, подготовка к
эксплуатации, уход и
хранение. Подготовка
инвентаря и экипировка
к спортивным
соревнованиям.

Правила вида
спорта

≈60/106

Декабрьмай

Деление участников по
возрасту и полу. Права
и обязанности
участников спортивных
соревнований. Правила
поведения при участии
спортивных
соревнований

…

…

…

…

V Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным
спортивным дисциплинам
К особенностям осуществления спортивной подготовки по спортивным
дисциплинам вида спорта «Лыжные гонки» относятся:
1)Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным
дисциплинам вида спорта «Лыжные гонки» основаны на особенностях вида спорта
«Лыжные гонки» и его спортивных дисциплин. Реализация дополнительных
образовательных программ спортивной подготовки проводится с учетом этапа спортивной
подготовки и спортивных дисциплин вида спорта «Лыжные гонки», по которым
осуществляется спортивная подготовка.
2)Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам
вида спорта «Лыжные гонки» учитываются организациями, реализующими
дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, при формировании
дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, в том числе годового
учебно-тренировочного плана.
3)Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти
спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный год
зачисления на соответствующий этап спортивной подготовки.
4)Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и
высшего спортивного мастерства не ограничивается при условии вхождения их в список
кандидатов в спортивную сборную команду субъекта Российской Федерации по виду
спорта «Лыжные гонки» и участия в официальных спортивных соревнованиях по виду
спорта «Лыжные гонки» не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований.
5)в зависимости от условий и организации учебно-тренировочных занятий, а также
условий проведения спортивных соревнований подготовка обучающихся осуществляется на
основе обязательного соблюдения требований безопасности, учитывающих особенности
осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «Лыжные
гонки».
VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
6.1 Материально-технические условия реализации Программы:
●
●
●

наличие лыжной трассы;
наличие лыже-роллерной трассы;
наличие тренировочного спортивного зала

●

наличие тренажерного зала

●

наличие раздевалок, душевых;

●
наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом
Минздрава России от 23.10.2020 N 1144н «Об утверждении порядка организации оказания
медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе
при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий),

включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку,
заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы
испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и
спортивных
мероприятиях»
(зарегистрирован
Минюстом
России
03.12.2020,
регистрационный N 61238)1;
●
обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для
прохождения спортивной подготовки
Таблица 13
Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимым для
прохождения спортивной подготовки
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

30.
31.
32.

Наименование
Велосипед спортивный
Весы медицинские
Гантели массивные от 0,5 до 5 кг
Гантели переменной массы от 3 до 12 кг
Держатель для утюга
Доска информационная
Зеркало настенное (0,6*2 м)
Измеритель скорости ветра
Крепления лыжные
Лыжероллеры
Лыжи гоночные
Лыжные мази (на каждую температуру)
Лыжные парафины (на каждую
температуру)
Мат гимнастический
Мяч баскетбольный
Мяч волейбольный
Мяч футбольный
Набивные мячи от 1 до 5 кг
Накаточный инструмент с 3 роликами
Палка гимнастическая
Палки для лыжных гонок
Пробка синтетическая
Рулетка металлическая 50 м
Секундомер
Скакалка гимнастическая
Скамейка гимнастическая
Скребок для обработки лыж (3-5 мм)
Снегоход
Снегоход, укомплектованный
приспособлением для прокладки лыжных
трасс, либо ратрак (снегоуплотнительная
машина для прокладки лыжных трасс)
Стальной скребок
Стенка гимнастическая
Стол для подготовки лыж

Единица
измерения
штук
штук
комплект
комплект
штук
штук
комплект
штук
пар
пар
пар
комплект
комплект

Количество
изделий
12
1
2
1
3
2
4
2
12
12
12
12
12

штук
штук
штук
штук
комплект
штук
штук
пар
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук

6
1
1
1
2
2
12
12
24
1
4
12
2
30
1
1

штук
штук
комплект

10
4
2

33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.

Стол опорный для подготовки лыж
Термометр для измерения температуры
снега
Термометр наружный
Утюг для смазки
Нетканый материал «Фибертекс»
Флажки для разметки лыжных трасс
Шкурка
Щетки для обработки лыж
Электромегафон
Электронный откатчик для установления
скоростных характеристик лыж
Эспандер лыжника

штук
штук

4
4

штук
штук
штук
комплект
комплект
штук
комплект
комплект

4
4
30
1
20
20
2
1

штук

12
Таблица 14

Спортивный инвентарь, передаваемый в индивидуальное пользование
№
п/п

Наименование

Единица
измерения

Расчётная
единица

Этапы спортивной подготовки
Этап начальной
подготовки

количе
ство

Срок
эксплу
атации
(лет)

Учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)
колич Срок
ество эксплу
атации
(лет)

1.

Лыжи
гоночные

Пар

На
обучающегося

-

-

2

1

2.

Крепления
лыжные

пар

На
обучающегося

-

-

2

1

3.

Палки для
лыжных гонок

пар

На
обучающегося

-

-

2

1

4.

Лыжероллеры

пар

На
обучающегося

-

-

2

1

5.

Крепления
лыжные для
лыжероллеров

пар

На
обучающегося

-

-

2

1

●

обеспечение спортивной экипировкой
Обеспечение спортивной экипировкой

Таблица 15

№
п/п
1.

2.
3.
4.
5.
6.

Наименование
Ботинки лыжные для спортивной
дисциплины «классический стиль»
(классический ход)
Ботинки лыжные для спортивной
дисциплины «свободный стиль»
Ботинки лыжные универсальные
Чехол для лыж
Очки солнцезащитные
Нагрудные номера

Единица
измерения
пар

Количество
изделий
12

пар

1

пар
штук
штук
штук

2
1
3
2
Таблица 16

Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование
№
п/п

Наименование

1.

Ботинки лыжные

2.

Жилет утеплённый

3.

Комбинезон для
лыжных гонок

4.

Костюм
ветрозащитный

5.

Костюм
тренировочный

6.

Костюм утеплённый

7.

Кроссовки для зала

8.

Кроссовки
легкоатлетические

Единица
измерения

Расчётная
единица

Этапы спортивной подготовки
Этап
начальной
подготовки

Учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)

коли Срок
чест экспл
во
уатац
ии
(лет)

колич Срок
ество эксплу
атации
(лет)

пар

На
обучающегося

-

-

2

1

штук

На
обучающегося

-

-

1

2

штук

На
обучающегося

-

-

-

-

штук

На
обучающегося

-

-

2

1

штук

На
обучающегося

-

-

1

1

штук

На
обучающегося

-

-

4

1

пар

На
обучающегося

-

-

2

1

пар

На
обучающегося

-

-

-

-

9.

Очки
солнцезащитные

штук

На
обучающегося

-

-

1

1

10.

Перчатки лыжные

пар

На
обучающегося

-

-

1

1

11.

Рюкзак

штук

На
обучающегося

-

-

1

1

12.

Термобельё

комплект

На
обучающегося

-

-

-

-

13.

Футболка (короткий
рукав)

штук

На
обучающегося

-

-

2

1

14.

Футболка (длинный
рукав)

штук

На
обучающегося

-

-

1

2

15.

Чехол для лыж

штук

На
обучающегося

-

-

3

1

16.

Шапка

штук

На
обучающегося

-

-

1

1

17.

Шорты

штук

●
обеспечение обучающихся проездом к месту проведения спортивных
мероприятий и обратно;
●
обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период проведения
спортивных мероприятий;
●
медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организационносистематического медицинского контроля.
6.2 Кадровые условия реализации Программы:
6.2.1 Укомплектованность Организации педагогическими, руководящими и иными
работниками для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в официальных
спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной
специализации), кроме основного тренера- преподавателя, допускается привлечение
тренера-преподавателя по видам спортивной подготовки, с учетом специфики вида спорта
«Лыжные гонки», а также на всех этапах спортивной подготовки привлечение иных
специалистов (при условии их одновременной работы с обучающимися).
Для подготовки спортивного инвентаря и спортивной экипировки к учебнотренировочным занятиям и спортивным соревнованиям, обслуживания техники,
оборудования и спортивных сооружений, необходимых для осуществления спортивной
подготовки в организациях, реализующих дополнительные образовательные программы
спортивной подготовки, на всех этапах спортивной подготовки допускается привлечение
соответствующих специалистов.
6.2.2 Уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников
организации должен соответствовать требованиям, установленным профессиональным
стандартам «Тренер-преподаватель», утверждённым приказом Минтруда России от
24.12.2020 № 952н (зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021, регистрационный №
62203) или Единым квалификационным справочником должностей руководителей,

специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников в области физической культуры и спорта», утверждённым приказом
Минздравсоцразвития России от 15.082011 № 916н (зарегистрирован Минюстом России
14.102011, регистрационный № 22054).
6.2.3 Непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей
Организации.
6.2.4 Информационно-методические условия реализации Программы
В
Программе
указываются
применяемые
комплексы
информационных
образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, а также
перечень информационно-методического обеспечения.

Годовой учебно-тренировочный план
№
п/п

Виды подготовки и
иные мероприятия

Приложение 1

Этапы и годы подготовки
Этап начальной подготовки
До года

Учебно-тренировочный
этап (этап спортивной
специализации)
Свыше года
До трёх лет Свыше трёх
лет
Недельная нагрузка в часах

Максимальная продолжительность одного учебнотренировочного занятия в часах
Наполняемость групп (человек)
Общая физическая
подготовка
2.
Специальная
физическая подготовка
3.
Участие в спортивных
соревнованиях
4. Техническая подготовка
5. Тактическая подготовка
6.
Теоретическая
подготовка
7.
Психологическая
подготовка
8.
Контрольные
мероприятия
(тестирование и
контроль)
9.
Инструкторская
практика
10.
Судейская практика
11.
Медицинские,
медикобиологические
мероприятия
12.
Восстановительные
мероприятия
Общее количество часов в год
1.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».