Дополнительная образовательная програма спортивной подготовки по виду спорта Пауэрлифтинг

І. Общие положения
1.1. Название дополнительной программы.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта
«Пауэрлифтинг» (далее — Программа).
1.2. Цель Программы.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта
«Пауэрлифтинг» (далее — Программа) предназначена для организации образовательной
деятельности по спортивной подготовке «Баскетбол» с учетом совокупности минимальных
требований к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной
подготовки по виду спорта «баскетбол», утвержденным приказом Минспорта России от 9
ноября 2022 г. N 962 (далее — ФССП).
Целью Программы является достижение спортивных результатов на основе
соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе в
условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки по
Пауэрлифтингу.
II. Характеристика Программы
2.1. Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы
лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную
подготовку в группах на этапах спортивной подготовки.
Таблица 1
Возрастные
границы лиц,
Наполн
проходящих
Срок реализации
яемость
Этапы спортивной подготовки
этапов спортивной спортивную
(челове
подготовку
подготовки (лет)
к)
(лет)

Этап начальной подготовки

2-3

10

8

Учебно-тренировочный этап (этап
спортивной специализации)

4-5

12

6

2.2.

Объём Программы

Таблица 2
Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки
Этапный
Этапы и годы спортивной подготовки
норматив
Этап начальной подготовки
Учебно-тренировочный этап(этап спортивной
реализации)
До 1

2

3

1

2

3

4

5

Количество
часов в
неделю

4,5

6

8

10

12

14

16

18

Общее
количество

234

312

416

520

624

728

832

936

2.3. Виды (фopмы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки, включающие:
2.3.1 Учебно-тренировочные занятия: дистанционное, групповые, индивидуальные,
смешанные, теоретические, медико-восстановительные, тестирование,
2.3.2 Учебно-тренировочные мероприятия
Таблица 3
Учебно-тренировочные мероприятия
№
п/п

Виды учебно-тренировочных мероприятий

Предельная продолжительность учебнотренировочных мероприятий по этапам
спортивной подготовки (количество
суток)
(без учёта времени следования к месту
проведения учебно-тренировочных
мероприятий и обратно)
Этап начальной
подготовки

Учебнотренировочный этап
(этап спортивной
специализации)

1.учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям
1.1.

Учебно-тренировочные мероприятия по
подготовке к международным спортивным
соревнованиям

-

-

1.2.

Учебно-тренировочные мероприятия по
подготовке к чемпионатам России, кубкам
России, первенствам России

-

14

1.3.

Учебно-тренировочные мероприятия по
подготовке к другим всероссийским
спортивным соревнованиям

-

14

1.4

Учебно-тренировочные мероприятия по
подготовке к официальным спортивным
соревнованиям субъекта Российской
Федерации

-

14

2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия
2.1.

Учебно-тренировочные мероприятия по

-

14

общей и (или) специальной физической
подготовке
2.2.

Восстановительные мероприятия

-

-

2.3.

Мероприятия для комплексного
медицинского обследования

-

-

2.4.

Учебно-тренировочные мероприятия в
каникулярный период

2.5.

Просмотровые учебно-тренировочные
мероприятия

До 21 суток подряд и не более двух
учебно-тренировочных мероприятий в
год
-

До 60 суток

2.3.3 Спортивные соревнования
- Контрольные соревнования - проводятся с целью контроля за уровнем
подготовленности спортсмена. В них проверяется эффективность прошедшего этапа
подготовки, оценивается уровень развития физических качеств, технического и тактического
совершенства, интеллектуальных и психологических возможностей спортсмена, выявляются
сильные и слабые стороны в структуре соревновательной деятельности. С учетом
результатов контрольных соревнований разрабатывается программа последующей
подготовки, предусматривающая устранение выявленных недостатков для успешного
выступления в отборочных и основных соревнованиях. Контрольную функцию могут
выполнять как официальные соревнования различного уровня, так и специально
организованные контрольные соревнования. Программа их может существенно отличаться
от программы отборочных и главных соревнований и быть составлена с учетом
необходимости контроля за уровнем развития отдельных сторон подготовленности.
- Отборочные соревнования. По результатам этих соревнований комплектуют
команды, отбирают участников основных соревнований. В отборочных соревнованиях перед
спортсменом ставится задача завоевать определенное место, выполнить контрольный
норматив, позволяющий попасть в состав команды и надеяться на успешное выступление в
основных соревнованиях.
- Основные соревнования - целью этих соревнованиях является достижение победы
или завоевание возможно более высокого места. В них спортсмен ориентируется на
достижение максимально высоких результатов, полную мобилизацию и проявление
физических, технических, тактических и психических возможностей.
Требования к участию в спортивных соревнованиях, обучающихся:
соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации обучающихся
положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях согласно Единой
всероссийской спортивной классификации и правилам вида спорта "пауэрлифтинг";
наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в
спортивных соревнованиях;
соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил,
утвержденных международными антидопинговыми организациями.
Организация, реализующая дополнительные образовательные программы спортивной
подготовки, направляет обучающегося и лиц, осуществляющих спортивную подготовку, на

спортивные соревнования на основании утвержденного плана физкультурных и спортивных
мероприятий, формируемого в том числе в соответствие с Единым календарным планом
межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий, и
соответствующих положений (регламентов) об официальных спортивных соревнованиях.
Таблица 4
Виды спортивных
соревнований,
игр

Объем соревновательной деятельности
Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки

Учебно-тренировочный этап

До года

Свыше года

До трёх

Свыше трёх

контрольные

1

1

2

2

отборочные

-

-

1

2

основные

-

-

1

2

Примечание: Иные формы обучения определяются тренером-преподавателем (в
зависимости от условий): очная, дистанционная, учебно-тренировочные сборы и т. п.
2.4 Годовой учебно-тренировочный план.
К иным условиям реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки относится трудоемкость дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки (объемы времени на ее реализацию) с обеспечением
непрерывности учебно-тренировочного процесса, а также порядок и сроки формирования
учебно-тренировочных групп.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки
рассчитывается на 52 недели в год.
Учебно-тренировочный процесс в организации, реализующей дополнительную
образовательную программу спортивной подготовки, должен вестись в соответствии с
годовым учебно-тренировочным планом (включая период самостоятельной подготовки по
индивидуальным планам спортивной подготовки для обеспечения непрерывности учебнотренировочного процесса).
При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной подготовки ее
продолжительность составляет не менее 10% и не более 20% от общего количества часов,
предусмотренных годовым учебно-тренировочным планом организации, реализующей
дополнительную образовательную программу спортивной подготовки.
Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при реализации
дополнительной образовательной программы спортивной подготовки устанавливается в
часах и не должна превышать:
на этапе начальной подготовки — двух часов;
на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) — трех часов.
При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день суммарная
продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические, практические,
восстановительные, медико-биологические мероприятия, инструкторская и судейская
практика.

Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки может осуществляться на
этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, а
также на всех этапах спортивной подготовки в период проведения учебно-тренировочных
мероприятий и участия в спортивных соревнованиях.
Таблица 5
Соотношение видов спортивной подготовки и иных мероприятий в структуре
учебно-тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки
№
Виды спортивной подготовки
Этапы и годы спортивной подготовки
П/П

Этап начальной
подготовки

Учебно-тренировочный
этап (этап спортивной
специализации)

До года

Свыше
года

До трёх
лет

Свыше трёх
лет

1.

Общая физическая подготовка (%)

46-55

41-50

25-40

20-25

2.

Специальная физическая
подготовка (%)

25-30

30-35

35-40

38-47

3.

Участие в спортивных
соревнованиях (%)

-

-

5-7

5-15

4.

Техническая подготовка (%)

10-20

10-20

10-15

10-15

5.

Тактическая, теоретическая,
психологическая подготовка (%)

1-2

1-2

2-5

2-5

6.

Инструкторская и судейская
практика(%)

-

-

2-3

3-4

7.

Медицинские, медикобиологические,
восстановительные мероприятия,
тестирование и контроль(%)

1-3

1-3

2-4

2-4

*Примечание: виды спортивной подготовки и иные мероприятия в структуре учебнотренировочного процесса дополняются самостоятельной работой, воспитательными,
антидопинговыми мероприятиями.
2.5. Календарный план воспитательной работы.
Таблица 6

Календарный план воспитательной работы
№
п/п

Направления работы

Мероприятия

Сроки
проведе
ния

1.Профориентационная деятельность
1.1.

Судейская практика

Участие в спортивных соревнованиях
различного уровня, в рамках которых
предусмотрено:

В
течение
года

- практическое и теоретическое изучение и
применение правил вида спорта и
терминологии, принятой в виде спорта:
- приобретение навыков судейства и
проведения спортивных соревнований в
качестве помощника спортивного судьи и
(или) помощника секретаря спортивных
соревнований;
- приобретение навыков самостоятельного
судейства спортивных соревнований;
- формирование уважительного отношения к
решениям спортивных судей;
1.2.

Инструкторская практика

Учебно-тренировочные занятия, в
рамках которых предусмотрено:
- освоение навыков организации и
проведения учебно-тренировочных занятий
в качестве помощника тренерапреподавателя, инструктора;

В
течение
года

- составление конспекта учебнотренировочного занятия в соответсвии с
поставленной задачей;
- формирование навыков наставничества;
- формирование сознательного отношения к
учебно-тренировочному и
соревновательному процессам;
- формирование склонности к
педагогической работе;
1.3.

…

2.Здоровьесбережение

…

…

2.1.

Организация и проведение
мероприятий,
направленных на
формирование здорового
образа жизни

Дни здоровья и спорта, в рамках которых
предусмотрено:
- формирование знаний и умений в
проведении дней здоровья и спорта,
спортивных фестивалей 9написание
положений, требований, регламентов к
организации и проведению мероприятий,
ведение протоколов0;

В
течение
года

- подготовка пропагандистских акций по
формированию здорового образа жизни
средствами различных видов спорта;
2.2.

Режим питания и отдыха

Практическая деятельность о
восстановительные процессы
обучающихся:

В
течение
года

- формирование навыков правильного
режима дня с учётом спортивного режима
(продолжительности учебнотренировочного процесса, периодов сна,
отдыха, восстановительных мероприятий
после тренировки, оптимальное питание,
профилактика переутомления и травм,
поддержка физических кондиций, знание
способов закаливания и укрепления
иммунитета);
2.3.

…

…

…

3.Патриотическое воспитание учащихся
3.1.

Теоретическая подготовка
(воспитание патриотизма,
чувства ответственности
перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину,
уважение
государственных
символов(герб, флаг,
гимн), готовность к
служению Отечеству, его
защите на примере роли,
традиций и развития вида
спорта в современном
обществе, легендарных
спортсменов в Российской
Федерации, в регионе,
культура поведения
болельщиков и

Беседы, встречи, другие мероприятия с
приглашением именитых спортсменов,
тренеров и ветеранов спорта с
обучающимися и иные мероприятия,
определяемые организацией, реализующей
дополнительную образовательную
программу спортивной подготовки

В
течение
года

спортсменов на
соревнованиях)
3.2.

Практическая подготовка
(участие в физкультурных
мероприятиях и
спортивных
соревнованиях и иных
мероприятиях)

Участие в:
- физкультурных и спортивно-массовых
мероприятиях, спортивных соревнованиях, в
том числе в парадах, церемониях открытия
(закрытия),
Награждения на указанных мероприятиях;
- тематически физкультурно-спортивных
праздниках, организуемых в том числе
организацией, реализующей
дополнительные образовательные
программы спортивной подготовки

3.3.

…

…

…

4.Развитие творческого мышления
4.1.

Практическая подготовка
(формирование умений и
навыков, способствующих
достижению спортивных
результатов)

Семинары, мастер-классы,
показательные выступления для
обучающихся, направленные на:
- формирование умений и навыков,
способствующих достижению спортивных
результатов;
- развитие навыков юных спортсменов и их
мотивации к формированию культуры
спортивного поведения, воспитания
толерантности и взаимоуважения;
- правомерное поведение болельщиков;
- расширение общего кругозора юных
спортсменов;
-

…

4.2

…

…

5.Другое направление работы, определяемое организацией, реализующей
дополнительные образовательные программы спортивной подготовки
5.1

…

…

…

Примечание: в п.5. указываем модули воспитательной работы учреждения.
3.План мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним.
Таблица 7
Примерный план мероприятий, направленных на предотвращение допинга в
спорте и борьбу с ним

Этап спортивной
подготовки

Содержание мероприятия и
его форма

Этап начальной
подготовки

Теоретические занятия:

Сроки
проведения

- проведение семинаров/
лекций/уроков/викторин для
спортсменов, а также
родительских собраний;

Рекомендации по
проведению
мероприятий

Собрания можно
проводить в
онлайн формате с
показом
презентации

- оценка уровня знаний
Практические занятия:
-веселые старты, эстафеты,
соревнования

Обязательное
составление отчета
о проведении

- Проверка лекарственных
препаратов (знакомство с
международным стандартом
«Запрещенный

мероприятия:
сценарий/
программа,
фото/видео

список»)
- ……
1-2 раза в год

Научить юных
спортсменов
проверять
лекарственные
препараты через
сервисы по
проверке
препаратов в виде
домашнего
задания (тренер
называет
спортсмену 2-3
лекарственных
препарата для
самостоятельной
проверки дома).
Сервис по
проверке
препаратов на
сайте РАА
«РУСАДА»:
http://list.rusada.ru/

Учебнотренировочный

Практические занятия:

1-2 раза в год

Обязательное
составление отчета

этап (этап
спортивной
специализации)

-веселые старты, эстафеты,
соревнования

Теоретические занятия:

о проведении

1 раз в год

- обучение для спортсменов
и тренеров
- проведение семинаров/
лекций/уроков/викторин для
спортсменов, а также
родительских собраний;

- ….…

мероприятия:
сценарий/
программа,
фото/видео
- Согласовать с
ответственным за
антидопинговое
обеспечение в
регионе
Собрания можно
проводить в
онлайн формате с
показом
презентации
- …..…

2.5. Планы инструкторской и судейской практики

Таблица 8
Примерный план инструкторской и судебной практики
№ п/п
1

Задачи

Виды практических
заданий

Освоение методики
проведения
тренировочных занятий
по избранному виду
спорта с начинающими
спортсменами

1. Самостоятельное
проведение
подготовительной части
тренировочного занятия.
2. Самостоятельное
проведение занятий по
физической подготовке.
3. Обучение основным
техническим элементам
и приемам.
4. Составление
комплексов упражнений
для развития физических
качеств.
5. Подбор упражнений
для совершенствования
техники.
6. Ведение дневника

Сроки реализации
Устанавливаются в
соответствии с
графиком и
спецификой этапа
спортивной
подготовки

самоконтроля
тренировочных занятий
2

Освоение методики
проведения спортивномассовых мероприятий

Участие в организации и
проведении спортивномассовых мероприятий

Не менее 1 в год в
соответствии с
календарным планом
спортивных
мероприятий

3

Выполнение
необходимых
требований для
присвоения звания
судьи по спорту

1.Освоение методики
судейства соревнований
по в различных
судейских должностях
2.Судейство
соревнований

Устанавливаются в
соответствии с
календарным планом
соревнований и
спецификой этапа
спортивной
подготовки

2.4 Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения
восстановительных средств (указывается по этапам и годам спортивной подготовки).
Таблица 9
Примерный план медицинских, медико-биологических мероприятий и
применения восстановительных средств
Предназначение
Задачи
Средства и
Методичес
мероприятия
кие
указания
Этап начальной подготовки
Развитие физических
качеств с учетом
специфики,
физическая и
техническая
подготовка

Восстановление
функционального
состояния организмаи
работоспособности

Рациональное
чередование нагрузок
на тренировочном
занятии в течении дня
и в циклах подготовки.
Гигиенический душ
ежедневно,
ежедневноводные
процедуры
закаливающего
характера,
сбалансированное
питание

Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации

Чередован
ие
различных
видов
нагрузок,
облегчающ
их
восстановл
ение по
механизму
активного
отдыха,
проведени
езанятий в
игровой
форме

Перед учебнотренировочным
занятием,
соревнованием

Мобилизация готовности
к нагрузкам, повышение
эффективности
тренировки, разминки,
предупреждение
перенапряжений и травм.
Рациональное построение
тренировки и
соответствие ее объема и
интенсивности ФССП

Упражнения на
растяжение. Разминка.
Массаж.
Искусственная
активизация мышц.
Психорегуляция
мобилизующей
направленности.

3 минуты
10-20 мин.
5-15 мин

(разминан
ие 60%) 3
мин
саморегуля
ция

Во время учебнотренировочного
занятия соревнования

Предупреждение общего,
локального
переутомления,
перенапряжения

Чередование
тренировочных
нагрузок по характеру,
интенсивности.
Восстановительный
массаж.
Возбуждающий
точечный массаж в
сочетании с
классическим
(встряхивание,
разминание).

В процессе
тренировк
и.

3-8 мин

Психорегуляция
мобилизующей
направленности
3 мин.
Саморегуляция
Сразу после учебнотренировочного
занятия соревнования

Восстановление функции
кардиореспираторной
системы,
лимфоциркуляции,
тканевого обмена

Комплекс
восстановительных
упражнений – ходьба,
дыхательные
упражнения, душ –
теплый/ прохладный

8-10 мин

Через 2-4 час после
тренировочного
занятия

Ускорение
восстановительного
процесса

Локальный массаж,
массаж мышц спины

8-10 мин

В середине
микроцикла, в

Восстановление
работоспособности,

Упражнения ОФП
восстановительной

Душ теплый/ умеренно
5-10 мин
холодный/теплый
Восстанов
ительная

соревнованиях и
свободных от игр
день

После микроцикла,
соревнований

профилактика
перенапряжений.
Физическая и
психологическая
подготовка к новому
циклу тренировок.
Профилактика
перенапряжений

направленности.

Физическая и
психологическая
подготовка к новому
циклу тренировок

Упражнения ОФП
восстановительной
направленности.

Сауна, общий массаж

тренировка
.

После
восстанови
тельной
тренировк
и

Сауна, общий массаж,
подводный массаж

Восстанов
ительная
тренировка
.

После
восстанови
тельной
тренировк
и

III. Система контроля
3.1 По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной подготовки лицу,
проходящему спортивную подготовку (далее обучающийся), необходимо выполнить
следующие требования к результатам прохождения Программы, в том числе, к участию в
спортивных соревнованиях:
3.1.1 На этапе начальной подготовки:
- изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
-повысить уровень физической подготовленности;
- овладеть основами техники вида спорта «баскетбол»;
-получить общие знания об антидопинговых правилах;
-соблюдать антидопинговые правила;
- ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной
подготовки
3.1.2 На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
- повышать уровень физической, технической, тактической, теоретической и
психологической подготовленности;
- изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «баскетбол» и успешно
применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий и участия в спортивных
соревнованиях;

- соблюдать режим учебно-тренировочных занятий; изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
- овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта «баскетбол»;
изучить антидопинговые правила;
-соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
-ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной
подготовки;
-принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивных
соревнований муниципального образования на первом, втором и третьем году;
-принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивных
соревнований субъекта Российской Федерации, начиная с четвертого года;
-получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для
зачисления и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства.
3.2 Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией
обучающихся, проводимой организацией, реализующей Программу, на основе
разработанных комплексов контрольных упражнений, перечня тестов и (или) вопросов по
видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками (далее — тесты), а также с
учетом результатов участия, обучающегося в спортивных соревнованиях и достижения им
соответствующего уровня спортивной квалификации.
3.3 Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки.
Таблица 10
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления
и перевода на этап начальной подготовки по виду спорта «Пауэрлифтинг»
№
П/П

1.1.
1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

Упражнения

Единица
измерения

Норматив до года
Норматив свыше года
обучения
обучения
мальчики
девочки
мальчики
девочки
1. Нормативы общей физической подготовки
Бег на 30 м
с
Не более
Не более
6,2
6,4
5,7
6,0
Подтягивание из
Количество
Не менее
Не менее
виса лёжа на
раз
9
7
11
9
низкой
перекладине 90 см
Прыжок в длину с
см
Не менее
Не менее
места толчком
двумя ногами
Поднимание
Количество
Не менее
Не менее
туловища из
раз
130
120
150
135
положения лежа на
спине (за 1мин)
Сгибание и
Количество
Не менее
Не менее
разгибание рук в
раз
10
5
13
7
упоре лёжа на полу

2.1.

2.2.

2. Нормативы специальной физической подготовки
Стойка на одной
с
Не менее
Не менее
ноге, глаза
7,0
8,0
закрыты, руки
скрещены, ладони
на плечах
Приседание,
Количество
ладони на затылке
раз
10
5
15
10

Уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам спортивной
подготовки
Таблица 11
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и
уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода
на учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) по виду спорта
«Пауэрлифтинг»
№
П/П
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

1.5.

2.1.

2.2.
2.3.

2.4.

3.1.

Упражнения

Единица
Норматив
измерения
юноши
девушки
1. Нормативы общей физической подготовки
Бег на 30 м
с
Не более
5,7
6,0
Подтягивание из виса лёжа на Количество раз
Не менее
низкой перекладине 90 см
11
9
Сгибание и разгибание рук в
Количество раз
Не менее
упоре лёжа на полу
13
7
Прыжок в длину с места
см
Не менее
толчком двумя ногами
150
135
Поднимание туловища из
Количество раз
Не менее
положения лежа на спине (за
32
28
1мин)
2. Нормативы специальной физической подготовки
Приседание со штангой на
Количество раз
Не менее
плечах (вес штанги 70% от
8
повторного максимума)
Жим лёжа (вес штанги 70% от Количество раз
Не менее
повторного максимума)
8
Становая тяга (вес штанги
Количество раз
Не менее
70% от повторного
6
максимума)
Стойка на одной ноге, глаза
с
Не менее
закрыты, руки скрещены,
9,0
ладони на плечах
3. Уровень спортивной квалификации
Период обучения на этапе спортивной подготовки
Спортивные разряды – «третий
(до трех лет)
юношеский спортивный разряд»,
«второй юношеский спортивный
разряд», «первый юношеский
спортивный разряд»

IV. Рабочая программа по виду спорта «Пауэрлифтинг» (спортивной
дисциплине)
4.1. Описывается программный материал для учебно-тренировочных занятий по
каждому этапу спортивной подготовки
В основу комплектования тренировочных групп положена система многолетней
подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства.
Многолетняя спортивная подготовка - это единая система, обеспечивающая преемственность
задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп;
оптимальное соотношение режимов тренировки, воспитания физических качеств,
формирования двигательных умений и навыков; нацеленность на высшее спортивное
мастерство; оптимальное соотношение различных сторон подготовленности; неуклонный
рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми
постоянно меняется; поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и
соревновательных нагрузок; строгое соблюдение постепенности в процессе использования
тренировочных и соревновательных нагрузок; одновременное развитие физических качеств
12 на всех этапах и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды
наиболее благоприятные для этого. Максимальный состав определяется с учетом
соблюдения правил техники безопасности на тренировочных занятиях. Содержание
тренировочного процесса определяется тренерским советом спортивной школы в
соответствии с программой, определяющей минимум содержания, максимальным объем
тренировочной работы, требований к уровню подготовленности занимающихся.
Ответственность за создание условий тренировки, спортсменов несут должностные лица
спортивной школы. Расписание тренировочных занятий утверждается администрацией по
представлению тренера преподавателя с учетом пожеланий родителей, а также с учетом
возрастных особенностей и установленных санитарно-гигиенических норм. Недельный
режим тренировочной работы является максимальным и установлен в зависимости от
периода и задач подготовки. Продолжительность одного занятия не должна превышать: - в
группах начальной подготовки первого года обучения - 2-х часов; - в группах начальной
подготовки свыше года обучения и в учебно-тренировочных группах - 3-х часов; - в группах,
где нагрузка составляет 20 и более часов в неделю - 4-х часов, при двухразовых тренировках
в день - 3-х часов. Основными формами тренировочной работы в спортивных школах
являются: групповые занятия; индивидуальные занятия; участие в соревнованиях различного
ранга; теоретические занятия; занятия в условиях спортивно-оздоровительного лагеря,
учебно-тренировочного сбора; медико-восстановительные мероприятия; культурномассовые мероприятия, участие в конкурсах и смотрах, показательных выступлениях.
Спортсмены старших возрастных групп должны участвовать в судействе соревнований и
могут привлекаться к проведению отдельных частей тренировочных занятий в качестве
тренеров.
4.2. Учебно-тематический план
Указывается по этапам спортивной подготовки и включает темы по теоретической
подготовке.
Таблица 12
Учебно-тематический план

Этап спортивной
подготовки

Темы по
теоретической
подготовке

Объём
времени
в год
(минут)

Сроки
проведения

Краткое содержание

Этап начальной
подготовки

Всего на этапе
начальной
подготовки до
одного года
обучения/ свыше
одного года
обучения:

≈120/180

История
возникновения
вида спорта и его
развитие

≈13/20

Сентябрь

Зарождение и
развитие вида
спорта.
Автобиографии
выдающихся
спортсменов.
Чемпионы и призёры
Олимпийских игр.

Физическая
культура важное
средство
физического
развития и
укрепления
здоровья человека

≈13/20

Октябрь

Понятие о
физической культуре
и спорте. Формы
физической
культуры.
Физическая
культура, как
средство воспитания
трудолюбия,
организованности,
воли, нравственных
качеств и жизненно
важных умений и
навыков.

Гигиенические
≈13/20
основы физической
культуры и спорта,
гигиена
обучающихся при
занятиях
физической
культуры и спорта

Ноябрь

Понятие о гигиене и
санитарии. Уход за
телом, полостью рта
и зубами.
Гигиенические
требования к одежде
и обуви. Соблюдение
гигиены на
спортивных
объектах.

Закаливание
организма

Декабрь

Знания и основные
правила закаливания.

≈13/20

Закаливание
воздухом, водой,
солнцем.
Закаливание на
занятиях физической
культуры и спортом.
Самоконтроль в
процессе занятий
физической
культуры и
спортом

≈13/20

Январь

Ознакомление с
понятием о
самоконтроле при
занятиях физической
культурой и спортом.
Дневник
самоконтроля. Его
формы и
содержание. Понятие
о травматизме.

Теоретические
основы обучения
базовым элементам
техники и тактики
вида спорта

≈13/20

Май

Понятия о
технических
элементах вида
спорта.
Теоретические
знания по технике их
выполнения.

Теоретические
основы судейства.
Правила вида
спорта

≈14/20

Июнь

Понятийность.
Классификация
спортивных
соревнований.
Команды (жесты)
спортивных судей.
Положение о
спортивном
соревновании.
Организационная
работа по подготовке
спортивных
соревнований.
Состав и
обязанности
спортивных
судейских бригад.
Обязанности и права
участников
спортивных
соревнований.
Система зачёта в
спортивных
соревнованиях по

виду спорта.

Учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)

Режим дня и
питание
обучающихся

≈14/20

Август

Расписание учебнотренировочного и
учебного процесса.
Роль питания в
жизнедеятельности.
Рациональное,
сбалансированное
питание.

Оборудование и
спортивный
инвентарь по виду
спорта

≈14/20

Ноябрь-май

Правила
эксплуатации и
безопасного
использования
оборудования и
спортивного
инвентаря.

…

…

…

…

Всего на учебнотренировочном
этапе до трёх лет
обучения/ свыше
трёх лет
обучения:

≈600/960

Роль и место
физической
культуры

≈70/107

Сентябрь

Физическая культура
и спорт как
социальные
фенюмены. Спортявление культурной
жизни. Роль
физической
культуры в
формировании
личностных качеств
человека.
Воспитание волевых
качеств.
Уверенности в
собственных силах.

История
возникновения
олимпийского
движения

≈70/107

Октябрь

Зарождение
олимпийского
движения.
Возрождение
олимпийской идеи.
Международный
Олимпийский

комитет (МОК).
Режим дня и
питание
обучающихся

≈70/107

Ноябрь

Расписание учебнотренировочного и
учебного процесса.
Роль питания в
подготовке
обучающихся к
спортивным
соревнованиям.
Рациональное,
сбалансированное
питание.

Физиологические
≈70/107
основы физической
культуры

Декабрь

Спортивная
физиология.
Классификация
различных
мышечной
деятельности.
Физиологическая
характеристика
состояний организма
при спортивной
деятельности.
Физиологические
механизмы развития
двигательных
навыков.

Учёт
соревновательной
деятельности,
самоанализ
обучающегося

≈70/107

Январь

Структура и
содержание
Дневника
обучающегося.
Классификации и
типы спортивных
соревнований.

Теоретические
основы техникотактической
подготовки.
Основы техники
вида спорта

≈70/107

Май

Понятийность.
Спортивная техника
и тактика.
Двигательные
представления.
Методика обучения.
Метод
использования слова.
Значение
рациональной
техники в
достижении

высокого
спортивного
результата.
Психологическая
подготовка

≈60/106

Сентябрьапрель

Характеристика
психической
подготовки. Общая
психологическая
подготовка. Базовые
волевые личностные
качества. Системные
волевые качества
личности.

Оборудование,
спортивный
инвентарь и
экипировка по виду
спорта

≈60/106

Декабрьмай

Классификация
спортивного
инвентаря и
экипировки для вида
спорта, подготовка к
эксплуатации, уход и
хранение.
Подготовка
инвентаря и
экипировка к
спортивным
соревнованиям.

Правила вида
спорта

≈60/106

Декабрьмай

Деление участников
по возрасту и полу.
Права и обязанности
участников
спортивных
соревнований.
Правила поведения
при участии
спортивных
соревнований

…

…

…

…

V Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным
спортивным дисциплинам
К особенностям осуществления спортивной подготовки по спортивным
дисциплинам вида спорта «Пауэрлифтинг» относятся:
1)Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным
дисциплинам вида спорта «Пауэрлифтинг» основаны на особенностях вида спорта

«баскетбол» и его спортивных дисциплин. Реализация дополнительных образовательных
программ спортивной подготовки проводится с учетом этапа спортивной подготовки и
спортивных дисциплин вида спорта «Пауэрлифтинг», по которым осуществляется
спортивная подготовка.
2)Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам
вида
спорта
«Пауэрлифтинг»
учитываются
организациями,
реализующими
дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, при формировании
дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, в том числе годового
учебно-тренировочного плана.
3)Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти
спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный год
зачисления на соответствующий этап спортивной подготовки.
4)Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и
высшего спортивного мастерства не ограничивается при условии вхождения их в список
кандидатов в спортивную сборную команду субъекта Российской Федерации по виду
спорта «Пауэрлифтинг» и участия в официальных спортивных соревнованиях по виду
спорта «баскетбол» не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований.
5)В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных занятий, а также
условий проведения спортивных соревнований подготовка обучающихся осуществляется на
основе обязательного соблюдения требований безопасности, учитывающих особенности
осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта
«Пауэрлифтинг».

VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
6.1 Материально-технические условия реализации Программы:
●
наличие тренировочного спортивного зала;
●
наличие тренажерного зала;
●
наличие раздевалок, душевых;
●
наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом
Минздрава России от 23.10.2020 N 1144н «Об утверждении порядка организации оказания
медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе
при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий),
включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку,
заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы
испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и
спортивных
мероприятиях»
(зарегистрирован
Минюстом
России
03.12.2020,
регистрационный N 61238)1;
●
обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для
прохождения спортивной подготовки
Таблица 13
Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимым для
прохождения спортивной подготовки

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

Наименование

Единица измерения

Брусья навесные на гимнастическую стенку
Весы электронные (до 200 кг)
Гантели разборные (переменной массы) (от 3
до 50 кг)
Гири спортивные (8, 10, 16, 24, 32 кг)
Дорожка беговая электромеханическая
Зеркало (0,6*2 м)
Магнезница
Музыкальный центр
Плинты (подставки 5, 10, 20, 30 см)
Подъёмник для штанги
Помост для пауэрлифтинга (3*3)
Секундомер
Силовая рама
Скамейка гимнастическая
Скамья домкратная для жима лёжа
Скамья с регулируемым углом наклона
Стенка гимнастическая
Стойка домкратная для пауэрлифтинга со
скамьей (для приседаний)
Стойка под гантели
Стойка под гифы
Стойка под диски
Тренажёр для мышц живота
Тренажёр для мышц ног
Тренажёр для мышц спины
Тренажёр для наклонов лежа
(гиперэкстензий)
Турник навесной на гимнастическую стенку
Гриф штанги для пауэрлифтинга с набором
дисков (350 кг)

штук
штук
пар

Количество
изделий
1
1
15

комплект
штук
штук
штук
штук
пар
штук
комплект
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук

2
1
2
1
1
2
1
2
1
1
1
2
1
1
2

штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук

2
1
3
1
1
1
1

штук
комплект

1
4

Таблица 14
Спортивный инвентарь, передаваемый в индивидуальное пользование
Спортивный инвентарь, передаваемый в индивидуальное пользование
№
п/п

Наименова
ние

Единица
измерения

Расчётная
единица

Этапы спортивной подготовки
Этап начальной
подготовки

Учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)

1.

Магнезия в
блоках

●

штук

На
обучающего
ся

количе
ство

Срок
эксплуата
ции (лет)

количе
ство

Срок
эксплу
атации
(лет)

-

-

24

1

обеспечение спортивной экипировкой
Таблица 15
Обеспечение спортивной экипировкой

4.

5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.

Срок
эксплуат
ации
(лет)

3.

количест
во

2.

Срок
эксплуат
ации
(лет)

1.

количест
во

№
п/п

Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование
Наименование
Едини Расчётная
Этап начальной Учебноца
единица
подготовки
тренировочный
измер
этап
(этап
ения
спортивной
специализации)

На
обучающегося
На
обучающегося
На
обучающегося
На
обучающегося

-

-

1

2

-

-

1

2

-

-

1

3

-

-

1

3

штук

На
обучающегося

-

-

-

-

штук

На
обучающегося
На
обучающегося
На
обучающегося
На
обучающегося
На
обучающегося
На

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

-

-

1

2

-

-

1

2

-

-

1

2

Бинт
на
запястьях
Бинты
на
колени
Высокие носки
(гольфы)
Комбинезон не
поддерживающ
ий
Костюм
спортивный
парадный
Костюм
тренировочный
Кроссовки

пар

Наколенники
(неопреновые)
Обувь
для
приседаний )
Обувь (для тяги
становой)
Спортивная

пар

пар
пар
штук

пар

пар
пар
штук

12.

13.

14.

15.
16.
17.

майка
для
пауэрлифтинга
Поддерживающ
ая майка (для
приседаний
и
становой тяги)
Поддерживающ
ий комбинезон
(для
приседаний)
Поддерживающ
ий комбинезон
(для становой
тяги)
Пояс
для
пауэрлифтинга
Ремень
(для
троеборья)
Футболка

обучающегося
штук

На
обучающегося

-

-

-

-

штук

На
обучающегося

-

-

1

2

штук

На
обучающегося

-

-

1

2

штук

На
обучающегося
На
обучающегося
На
обучающегося

-

-

1

3

-

-

1

3

-

-

1

2

штук
штук

●
обеспечение обучающихся проездом к месту проведения спортивных
мероприятий и обратно;
●
обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период проведения
спортивных мероприятий;
●
медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организационносистематического медицинского контроля.
6.2 Кадровые условия реализации Программы:
6.2.1 Укомплектованность Организации педагогическими, руководящими и иными
работниками для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в официальных
спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной
специализации), кроме основного тренера- преподавателя, допускается привлечение
тренера-преподавателя по видам спортивной подготовки, с учетом специфики вида спорта
«Пауэрлифтинг», а также на всех этапах спортивной подготовки привлечение иных
специалистов (при условии их одновременной работы с обучающимися).
6.2.2 Уровень квалификации тренеров-преподавателей и иных работников
организации должен соответствовать требованиям, установленным профессиональным
стандартам «Тренер-преподаватель», утверждённым приказом Минтруда России от
24.12.2020 № 952н (зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021, регистрационный №
62203) или Единым квалификационным справочником должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников в области физической культуры и спорта», утверждённым приказом
Минздравсоцразвития России от 15.082011 № 916н (зарегистрирован Минюстом России
14.102011, регистрационный № 22054).
6.2.3 Непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей
Организации.

6.2.4 Информационно-методические условия реализации Программы
В
Программе
указываются
применяемые
комплексы
информационных
образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, а также
перечень информационно-методического обеспечения.

Приложение 1
Годовой учебно-тренировочный план
№
п/п

Виды подготовки и
иные мероприятия

Этапы и годы подготовки
Этап начальной подготовки
До года

Учебно-тренировочный
этап (этап спортивной
специализации)
Свыше года
До трёх лет Свыше трёх
лет
Недельная нагрузка в часах

Максимальная продолжительность одного учебнотренировочного занятия в часах
Наполняемость групп (человек)
1.

Общая физическая
подготовка

Специальная
физическая подготовка
3.
Участие в спортивных
соревнованиях
4. Техническая подготовка
5. Тактическая подготовка
6.
Теоретическая
подготовка
7.
Психологическая
подготовка
8.
Контрольные
мероприятия
(тестирование и
контроль)
9.
Инструкторская
практика
10.
Судейская практика
11.
Медицинские,
медикобиологические
мероприятия
12.
Восстановительные
мероприятия
Общее количество часов в год
2.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».