лекция индивидуальный образовательный маршрут как основа спортподготовки и воспитания об-ся

Индивидуальный образовательный маршрут
как основа спортивной подготовки и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья
В настоящее время идет активный процесс модернизации системы
специального
(коррекционного)
образования
в
ее
технологическом,
содержательном и функциональном аспекте.
В этой связи одним из актуальных вопросов специальной педагогики
является поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с их
особыми образовательными потребностями. Это позволяет повысить
эффективность коррекционной работы и обеспечить в дальнейшем успешную
социализацию данной категории детей. Учебные достижения и качество
социализации детей с ограниченными возможностями здоровья во многом
определяются
тем,
каково
структурно-содержательное
наполнение
образовательных программ, в соответствии с которыми, осуществляется их
образовательный процесс.
В свою очередь, процесс индивидуализации образования, применительно к
категории детей с ограниченными возможностями здоровья, является
инновационным в силу того, что требует смены педагогической парадигмы в
направлении построения процесса обучения, коррекции и компенсации
нарушений у детей как их индивидуальной деятельности, поддержки и развития
индивидуальности каждого ребенка, так и особой организации образовательной
среды.
Однако, разработка данного направления, несмотря на его актуальность и
востребованность со стороны практических работников, до сих пор не приобрела
технологической завершенности. До настоящего времени отсутствует единство
подходов как в отношении структуры, так в вопросах содержательного
наполнения индивидуальных образовательных программ и маршрутов для
обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальная образовательная программа – это документ, который
составляется на основе базовой программы с учетом актуального уровня развития
ребенка с ОВЗ. Комплекс индивидуальных образовательных программ выражает
образовательный маршрут ребенка. Индивидуальная образовательная программа
направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с
психофизическим нарушением по образовательным программам определенной
ступени образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры
его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.
Индивидуальный
образовательный
маршрут это
совместная
деятельность педагогов, ребенка и его родителей, с учётом личностно ориентированной составляющей, и осуществляется педагогами и специалистами
учреждения для создания специальных условий в процессе обучения и
воспитания обучающихся и воспитанников с ОВЗ .
Индивидуальный
образовательный
маршрут
определяется
образовательными потребностями, индивидуальными способностями и
возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы).

Таким
образом,
индивидуальная
образовательная
траектория
предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута
(содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации
(технологии организации образовательного процесса).
Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута
определяется комплексом факторов:

особенностями, интересами и потребностями самого обучающегося и
его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

профессионализмом педагога;

возможностями
учреждения
дополнительного
образования
удовлетворить образовательные потребности учащихся; возможностями
материально-технической базы учреждения.
Главная ценность для педагогов дополнительного образования – это
личность ребёнка, её уникальность, неповторимость. Вот почему педагоги
дополнительного образования создают особенные личностно-ориентированные
педагогические технологии, одной из которых является «Индивидуальный
образовательный маршрут»
Принцип индивидуализации — «каждый ребенок имеет право на
самостоятельность» — предполагает широкое внедрение новых форм и методов
воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому
ребенку, утверждает признание самоценности каждого ребенка; диктует
необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития ребенка с
опорой на его сильные стороны, природные склонности и способности.
Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется
через образовательные программы, которые учитывают индивидуальные
особенности ребенка, уровень мотивации и зоны актуального и ближайшего
развития конкретного ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут связан с конкретной целью (он
целенаправлен) и условиями её достижения; создаётся до начала движения и
обусловлен уже имеющимися у учащегося знаниями и опытом; оформлен, как
индивидуальная образовательная программа.
Индивидуализация
процесса
обучения
предполагает
формирование индивидуальных учебных планов (ИУП) и индивидуальных
образовательных
программ
(ИОП), что
в
итоге
позволяет
сформировать индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) учащегося.
ИОП учитывает виды образовательной деятельности учащихся, методы и
формы диагностики образовательных результатов, технологии освоения учебного
содержания и т.п.
Разработка индивидуального образовательного маршрута происходит
совместно педагогом дополнительного образования, учащимся и его родителями.
Однако право выбора того или иного маршрута собственного образования должно
принадлежать, прежде всего, самому обучающемуся.
Задача взрослых – помочь ему спроектировать и реализовать свой проект
целенаправленного развития.

Отличительные особенности индивидуальных образовательных маршрутов
друг от друга: содержание может отличаться объёмом, степенью сложности,
которая характеризуется широтой и глубиной раскрытия конкретной темы,
проблемы, понятийным аппаратом, темпом освоения учащимися. Варьируется
также логика преподавания, методы, приёмы, способы организации
образовательного процесса. Но все они должны быть адекватны конкретному
обучающемуся, содержанию образования и модели образовательного процесса.
Компоненты индивидуального образовательного маршрута

целевой —
постановка
целей
получения
образования,
формулирующихся на основе федеральных государственных законодательных
актов, мотивов и потребностей обучающихся при получении дополнительного
образования;

содержательный — обоснование структуры и отбор содержания
учебных групп, их систематизация и группировка, установление межцикловых,
межпредметных и внутрипредметных связей;

технологический — определение используемых педагогических
технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания;

диагностический —
определение
системы
диагностического
сопровождения;

организационно-педагогический — условия и пути достижения
педагогических целей.
Таким образом, ИУП — ребенок выбирает, ИОП – ребенок планирует, ИОМ
–
ребенок
реализует.
Все
это
позволяет
говорить
о
формировании индивидуальной образовательной траектории учащегося
(ИОТ).
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как
целенаправленно
проектируемая дифференцированная
образовательная
программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора,
разработки и реализации образовательной программы при осуществлении
педагогами поддержки его самоопределения и самореализации.
ИОП реализуется различными способами обучения:

Занятия
в
коллективе. Образовательный
маршрут
может
предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной системе.
Наряду с посещением занятий по выбранной теме (модулю) в своём коллективе,
может быть организовано обучение в другом коллективе своего или другого
объединения.

Групповые занятия. Для группы обучающихся, перешедших на
индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение
отдельных модулей (заданий).

Самостоятельное
изучение является
основной
формой
индивидуального обучения, которое может предполагать различный уровень
самостоятельности (консультации для учащихся, у которых в процессе работы
возникли какие-либо затруднения).

Текущая проверка и тестирование достижений необходимы, прежде
всего, самому ребенку, чтобы показать ему, насколько успешной является
избранная им методика самостоятельного обучения.

Самостоятельная практика в больших объёмах и разнообразных
формах.
Индивидуальные образовательные программы для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья могут иметь различный вид и форму и
относиться к комплексному обучению и воспитанию ребенка и коррекции его
психофизических недостатков, позволяют обеспечить психолого-педагогическую
работу с учащимися с ограниченными возможностями здоровья по различным
направлениям
Структура индивидуальной образовательной программы будет различной в
зависимости от возраста ребенка, для которого она разрабатывается, а также от
целевой установки программы и решаемых задач. При проектировании, как
структуры, так и содержания индивидуальных программ для детей различных
возрастных групп следует учитывать особенности каждого возрастного периода и
выделять соответствующие задачи и основные направления коррекционнопедагогической работы в рамках индивидуальной программы.
Обязательными
компонентами
индивидуальной
образовательной
программы являются краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка,
цель и задачи коррекционно-развивающей работы, содержание программы, а
также требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют
оценить полноту реализации содержания индивидуальной образовательной
программы на уровне динамики тех или иных составляющих психофизического
развития ребенка.
Структура
индивидуальной
образовательной
программы для
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья может быть
представлена в следующем виде:
1. Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения,
назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя
обучающегося, год обучения), гриф согласования на Тренерском совете,
утверждения приказом руководителя, согласование с родителями.
2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психологопедагогическая характеристика ребенка с перечнем умений и навыков,
сформированных и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе
данных психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи
сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В
пояснительной записке обязательно следует указать программы, на основе
которых подготовлена индивидуальная образовательная программа, а также
обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов,
отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение
последовательности изучения тем и др.
3. Содержание программы.
4. Основные требования к результатам реализации программы.


В данном разделе следует соотнести цель и задачи индивидуальной
программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать
результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического
и психологического развития обучающегося и уровне сформированности
ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления
промежуточной и итоговой оценки результативности индивидуальной
программы.
Структура индивидуального образовательного маршрута:
1. Титульный лист (см. выше).
2. Перечень программ, входящих в данный индивидуальный
образовательный маршрут.
3. Определение временных рамок реализации маршрута.
Проектирование подобного рода программ позволит создать условия для
качественной индивидуализации образовательного процесса различных категорий
детей с ОВЗ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».