Индивидуальный образовательный маршрут как основа спортивной подготовки и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время идет активный процесс модернизации системы специального (коррекционного) образования в ее технологическом, содержательном и функциональном аспекте. В этой связи одним из актуальных вопросов специальной педагогики является поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Это позволяет повысить эффективность коррекционной работы и обеспечить в дальнейшем успешную социализацию данной категории детей. Учебные достижения и качество социализации детей с ограниченными возможностями здоровья во многом определяются тем, каково структурно-содержательное наполнение образовательных программ, в соответствии с которыми, осуществляется их образовательный процесс. В свою очередь, процесс индивидуализации образования, применительно к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, является инновационным в силу того, что требует смены педагогической парадигмы в направлении построения процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений у детей как их индивидуальной деятельности, поддержки и развития индивидуальности каждого ребенка, так и особой организации образовательной среды. Однако, разработка данного направления, несмотря на его актуальность и востребованность со стороны практических работников, до сих пор не приобрела технологической завершенности. До настоящего времени отсутствует единство подходов как в отношении структуры, так в вопросах содержательного наполнения индивидуальных образовательных программ и маршрутов для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Индивидуальная образовательная программа – это документ, который составляется на основе базовой программы с учетом актуального уровня развития ребенка с ОВЗ. Комплекс индивидуальных образовательных программ выражает образовательный маршрут ребенка. Индивидуальная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей. Индивидуальный образовательный маршрут это совместная деятельность педагогов, ребенка и его родителей, с учётом личностно ориентированной составляющей, и осуществляется педагогами и специалистами учреждения для создания специальных условий в процессе обучения и воспитания обучающихся и воспитанников с ОВЗ . Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы). Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса). Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов: особенностями, интересами и потребностями самого обучающегося и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; профессионализмом педагога; возможностями учреждения дополнительного образования удовлетворить образовательные потребности учащихся; возможностями материально-технической базы учреждения. Главная ценность для педагогов дополнительного образования – это личность ребёнка, её уникальность, неповторимость. Вот почему педагоги дополнительного образования создают особенные личностно-ориентированные педагогические технологии, одной из которых является «Индивидуальный образовательный маршрут» Принцип индивидуализации — «каждый ребенок имеет право на самостоятельность» — предполагает широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, утверждает признание самоценности каждого ребенка; диктует необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития ребенка с опорой на его сильные стороны, природные склонности и способности. Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется через образовательные программы, которые учитывают индивидуальные особенности ребенка, уровень мотивации и зоны актуального и ближайшего развития конкретного ребенка. Индивидуальный образовательный маршрут связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения; создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися у учащегося знаниями и опытом; оформлен, как индивидуальная образовательная программа. Индивидуализация процесса обучения предполагает формирование индивидуальных учебных планов (ИУП) и индивидуальных образовательных программ (ИОП), что в итоге позволяет сформировать индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) учащегося. ИОП учитывает виды образовательной деятельности учащихся, методы и формы диагностики образовательных результатов, технологии освоения учебного содержания и т.п. Разработка индивидуального образовательного маршрута происходит совместно педагогом дополнительного образования, учащимся и его родителями. Однако право выбора того или иного маршрута собственного образования должно принадлежать, прежде всего, самому обучающемуся. Задача взрослых – помочь ему спроектировать и реализовать свой проект целенаправленного развития. Отличительные особенности индивидуальных образовательных маршрутов друг от друга: содержание может отличаться объёмом, степенью сложности, которая характеризуется широтой и глубиной раскрытия конкретной темы, проблемы, понятийным аппаратом, темпом освоения учащимися. Варьируется также логика преподавания, методы, приёмы, способы организации образовательного процесса. Но все они должны быть адекватны конкретному обучающемуся, содержанию образования и модели образовательного процесса. Компоненты индивидуального образовательного маршрута целевой — постановка целей получения образования, формулирующихся на основе федеральных государственных законодательных актов, мотивов и потребностей обучающихся при получении дополнительного образования; содержательный — обоснование структуры и отбор содержания учебных групп, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей; технологический — определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания; диагностический — определение системы диагностического сопровождения; организационно-педагогический — условия и пути достижения педагогических целей. Таким образом, ИУП — ребенок выбирает, ИОП – ребенок планирует, ИОМ – ребенок реализует. Все это позволяет говорить о формировании индивидуальной образовательной траектории учащегося (ИОТ). Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогами поддержки его самоопределения и самореализации. ИОП реализуется различными способами обучения: Занятия в коллективе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной системе. Наряду с посещением занятий по выбранной теме (модулю) в своём коллективе, может быть организовано обучение в другом коллективе своего или другого объединения. Групповые занятия. Для группы обучающихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельных модулей (заданий). Самостоятельное изучение является основной формой индивидуального обучения, которое может предполагать различный уровень самостоятельности (консультации для учащихся, у которых в процессе работы возникли какие-либо затруднения). Текущая проверка и тестирование достижений необходимы, прежде всего, самому ребенку, чтобы показать ему, насколько успешной является избранная им методика самостоятельного обучения. Самостоятельная практика в больших объёмах и разнообразных формах. Индивидуальные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут иметь различный вид и форму и относиться к комплексному обучению и воспитанию ребенка и коррекции его психофизических недостатков, позволяют обеспечить психолого-педагогическую работу с учащимися с ограниченными возможностями здоровья по различным направлениям Структура индивидуальной образовательной программы будет различной в зависимости от возраста ребенка, для которого она разрабатывается, а также от целевой установки программы и решаемых задач. При проектировании, как структуры, так и содержания индивидуальных программ для детей различных возрастных групп следует учитывать особенности каждого возрастного периода и выделять соответствующие задачи и основные направления коррекционнопедагогической работы в рамках индивидуальной программы. Обязательными компонентами индивидуальной образовательной программы являются краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка, цель и задачи коррекционно-развивающей работы, содержание программы, а также требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют оценить полноту реализации содержания индивидуальной образовательной программы на уровне динамики тех или иных составляющих психофизического развития ребенка. Структура индивидуальной образовательной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья может быть представлена в следующем виде: 1. Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф согласования на Тренерском совете, утверждения приказом руководителя, согласование с родителями. 2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психологопедагогическая характеристика ребенка с перечнем умений и навыков, сформированных и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке обязательно следует указать программы, на основе которых подготовлена индивидуальная образовательная программа, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др. 3. Содержание программы. 4. Основные требования к результатам реализации программы. В данном разделе следует соотнести цель и задачи индивидуальной программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности индивидуальной программы. Структура индивидуального образовательного маршрута: 1. Титульный лист (см. выше). 2. Перечень программ, входящих в данный индивидуальный образовательный маршрут. 3. Определение временных рамок реализации маршрута. Проектирование подобного рода программ позволит создать условия для качественной индивидуализации образовательного процесса различных категорий детей с ОВЗ.