Программа воспитания ДЮСШ 2021-2024.pdf

Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………….…….…3
1 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ДЮСШ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА……………………………………………....4
2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ………………………………………………5
3 ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………….…..10
4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ…………………………………………………………………………….20

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания, направлена на решение проблем гармоничного
вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми.
В центре программы воспитания в соответствии с ФГОС общего
образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них
системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из
результатов реализации программы станет приобщение обучающихся

к

российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения
в

российском

обществе.

Программа

призвана

обеспечить

достижение

обучащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: готовность
обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социально-значимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности.
Программа воспитания включает в себя четыре основных раздела:
-

Раздел

«Особенности

организуемого

в

школе

воспитательного

процесса», в котором описана специфика деятельности в сфере воспитания
спортивной школы.
- Раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых
общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые
спортивной школе предстоит решать для достижения цели.
- Раздел «Виды, формы и содержание деятельности».
Достижение поставленных цели и задач воспитания осуществляется:
1) Инвариантными модулями: «Тренировочное занятие», «Работа с
родителями», «Самоуправление».
2) Вариативными модулями: «Гражданско-патриотическое воспитание»,
«Экскурсии

и

походы»,

«Формирование

культуры

здоровья»,

«Безопасная жизнедеятельность».
- В разделе «Основные направления самоанализа воспитательной
работы» показано, каким образом в школе осуществляется самоанализ
3

организуемой в ней воспитательной работы. Здесь приводятся не результаты
самоанализа.
К программе воспитания прилагается календарный план воспитательной
работы.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ДЮСШ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Процесс

воспитания

основывается

на

следующих

принципах

взаимодействия педагогов и обучающихся:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как
условия его эффективности.
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в
школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся
и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел обучающихся и педагогических
работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся.
Основными традициями воспитания в образовательной организации
являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых
4

для воспитания других совместных дел педагогов и обучающихся является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение
и коллективный анализ их результатов;
- в ДЮСШ создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора).
Контингент обучающихся состоит из учеников общеобразовательных школ и
студентов, из которых одарённые дети, дети с ОВЗ и состоящие на учёте в ТКДН.
Целью

социального

взаимодействия

эффективного взаимодействия

является

создание

системы

субъектов образовательного процесса для

максимально успешной социализации обучающихся, независимо от уровня
способностей.

2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный

национальный

высоконравственный,

воспитательный

творческий,

компетентный

идеал
гражданин

—

это

России,

принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в
ДЮСШ – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
1) в воспитании гуманной, творческой, культурной, саморазвивающейся
личности;
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в саморазвитии личности, способности к самореализации имеющегося
творческого потенциала.
5

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных
уровнях общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста таким целевым
приоритетом

является

создание

благоприятных

условий

для

усвоения

обучающихся социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций
того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом
социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать
предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям
поведения. К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах
семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, как в учебных занятиях, так и в домашних делах,
доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село,
свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о
бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не
засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
6

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать

обиды,

защищать

нуждающимся в этом

слабых,

по

мере

возможности

помогать

людям; уважительно относиться к людям иной

национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в
чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
2. В воспитании детей подросткового возраста приоритетом является
создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений
обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
7

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития школьника, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. В этом
возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной
жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый
возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых
отношений школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста приоритетом является
создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта
осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге

самостоятельной

взрослой

жизни.

Сделать

правильный

выбор

старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт,
который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт
оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному
вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу,
стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций;
8

- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей.
Достижению

поставленной

цели

воспитания

обучающихся

будет

способствовать решение следующих основных задач:
- реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых
дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации,
проведения и анализа в сообществе спортивной школы;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – спортсменинструктор в тренировочном процессе;
- организовывать для обучающихся экскурсии к памятникам и архитектуре
как в родном городе, так и в городах посещаемых при выезде на соревнования
и реализовывать их воспитательный потенциал;
- организовывать профориентационную работу с обучающимися;
- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития обучающихся;
-

привлекать

максимальное

количество

детей

и

подростков

к

систематическим занятиям физической культурой и спортом, направленным на
развитие личности, воспитание физических, морально-этических и волевых
качеств;
- формировать позитивное отношение между людьми, уважение прав
другого человека;
- формировать знания, умения и навыки по обеспечению здорового образа
жизни, устойчивого негативного отношения антисоциальным тенденциям в
молодежной среде.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что
станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
обучающихся.
9

3 ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы ДЮСШ. Каждое из них
представлено в соответствующем модуле.
3.1 Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в
которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и
детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс
коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников,
объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Для этого в образовательной организации используются следующие
формы работы:
 проводимые для обучающихся спортивные состязания, праздники,
представления, которые открывают возможности для творческой самореализации
обучающихся и включают их в деятельную заботу об окружающих;
 участие

во

всероссийских

акциях,

посвященных

значимым

отечественным и международным событиям;
 праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами и в которых участвуют все отделения ДЮСШ;


чествование выпускников и церемонии награждения (по итогам

года) и педагогов за активное участие в жизни школы, значительный вклад в
развитие спорта. Это способствует поощрению социальной активности детей,
развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и
воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу;


индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
10

навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;


работа с жителями микрорайона наблюдение за поведением ребенка

в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его
отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с
педагогами и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли
бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем
ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей
работы.
Реализация воспитательного потенциала деятельности происходит в рамках
следующих выбранных школьниками ее видов
Познавательная деятельность. Передача обучающимся социально
значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их
внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным
проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение
и научную картину мира.
Проблемно-ценностное

общение.

Развитие

коммуникативных

компетенций обучающихся, воспитание у них культуры общения, развитие
умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое
собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая деятельность. Воспитание у детей любви к
своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и
ответственности

школьников,

формирование

у

них

навыков

самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная
школьников,

развитие

деятельность.

их ценностного отношения

Физическое

развитие

к своему здоровью,

побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности,
формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Развитие творческих способностей школьников,
воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.
11

Игровая

деятельность.

Раскрытие

творческого,

умственного

и

физического потенциала обучающихся, развитие у них навыков конструктивного
общения, умений работать в команде.
3.2 Модуль «Безопасность жизнедеятельности»
Система комплексной безопасности подразумевает состояние
защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых
угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его
безопасное функционирование. Поэтому нет важнее задачи для
образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения
учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения
жизни и здоровья обучающихся, педагогов и др. сотрудников.
Комплексная безопасность ОУ реализуется в следующих направлениях:
1. Работа по антитеррористической защищенности и противодействию
терроризму и экстремизму
2. Пожарная безопасность
3. Охрана труда и техника безопасности
4. Дорожная безопасность
5. Информационная безопасность
6. Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации
Задача: организовать работу с обучающимися по здоровому и
безопасному образу жизни.
Запланированные мероприятия по модулю «Безопасность
жизнедеятельности»:
Встречи с представителями различных организаций: МЧС России, ОГИБДД;
Международный день толерантности;
Единые дни ГО и ЧС, Всероссийские открытые уроки безопасности;
Всероссийская добровольная просветительская интернет – акция «Безопасность
в интернете».
Использование информационных ресурсов сети Интернет (сайт МЧС России)
12

организация виртуальных экскурсий, выставок;
социальный ролик по БДД, по противодействию идеологии терроризма.

3.3 Модуль «Учебно-тренировочные занятия»
Реализация

тренерами-преподавателями

воспитательного

потенциала

предполагает следующее:
-

установление

обучающимися,

доверительных

способствующих

отношений

позитивному

между

восприятию

педагогом

и

обучающихся

требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой
информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и сверстниками, принципы дисциплины и
самоорганизации;
- включение в тренировочный и воспитательный процесс игровых
процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в группе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время занятия;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на занятиях явлений, организация их работы с

3.4 Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в спортивной школе помогает
педагогам

воспитывать

ответственность,

в

трудолюбие,

детях

инициативность,

чувство

собственного

самостоятельность,
достоинства,

а

обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Помощь в тренировочном и воспитательном процессе осуществляется
13

следующим образом:
 через

деятельность

спортсменов-инструкторов

представляющих

интересы группы, отвечающих за различные направления работы группы
(например: спортивных дел, творческих дел, работы с младшими ребятами);
 через

вовлечение

обучающихся

в

планирование,

организацию,

проведение и анализ дел ДЮСШ и занятия секции;
 через реализацию обучающимися функций по контролю за порядком и
чистотой в спортивном зале, уходом за инвентарем и т.п.
Уровни самоуправления и конкретизация их деятельности:
Спортсмен-инструктор.
Проведение тренировочных занятий, участие в судейской практике.
Агитаторы.

Разработка

агитационных

материалов

и

размещение

информации в соц сетях.
Волонтёры. Помощь при подготовке мест соревнований. Помощь при
организации

и

проведению

различных

физкультурно-спортивных

мероприятий.
Модуль 3.5 «Экскурсии и походы»
Экскурсии и походы помогают обучающимся расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной
среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный
опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.
На экскурсиях и в походах создаются благоприятные условия для воспитания у
подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических
наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил,
имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих
видов и форм деятельности:

14



регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы, организуемые

в спортивных секциях тренерами-преподавателями и педагогом-организатором в
музей, на природу, в библиотеки и т.д.;


вахты памяти;



экскурсии к памятникам и архитектуре городов, посещаемых при

выезде на соревнования;


летний лагерь с дневным пребыванием детей.
3.6 Модуль «Профориентация»

Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить
обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации,
формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное

самоопределение,

позитивный

взгляд

на

труд

в

постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и
внепрофессиональную

составляющие

такой

деятельности.

Эта

работа

осуществляется через:


профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты,

решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять
определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий,
о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной
интересной школьникам профессиональной деятельности;


совместное

с

педагогами

изучение

интернет

ресурсов,

посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и
направлениям образования.


проведение профориентационных занятий в рамках реализации

раздела образовательной программы «инструкторская и судейская практика».
Проведение учебно-тренировочных занятий спортсменами инструкторами.
15

Проведение тестирования-диагностики для выявления интересов и способностей
обучающихся.
№
п/п
1

2

3

Форма работы

Краткое описание

Профпросвещение

Начальная
профессиональная
подготовка
воспитанников осуществляется через организацию и
проведение
учебно-тренировочных
занятий
спортсменами инструкторами
Профинформация Система мер по ознакомлению учащихся:
-с ситуацией в области спроса и предложения на
рынке труда
-с характером работы по основным профессиям и
специальностям в области культуры и спорта.
Профконсультация Оказание помощи в выборе профессии путем
изучения личности воспитанника с целью выявления
факторов, влияющих на выбор профессии.

Наставничество
№ ФИО
п/п спортсмена

1

2

Дата
рождения

Вид спорта,
Спортивное Лучший
Тренер
звание,
результат,
преподаватель разряд
показанный в
2020-2021 гг
Воденников
17.08.2005 бокс
I
Руслан
юношеский
Хейруллович
разряд
Глухова Дарья 27.10.2006 Лыжные
I
Александровна
гонки
спортивный

3

Кабанов
11.07.2004 Киокусинкай
Даниил
Карсин В.А.
Александрович

4

Красиков
Роман
Владимирович
Савинова
Анастасия

5

II
2 место
юношеский открытый
разряд
городской
турнир по
Каратэ
Киокушинкай
в
г.Верхотурье

01.12.2004 Тхэквандо
Коваль А.В.
11.02.2006 Волейбол
Громов В.В.
16

I
1 место
юношеский Чемпионат

Фёдоровна

разряд

ГО Карпинск
по волейболу
среди
мужских и
женских
команд

3.7 Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися и
педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) –
развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков
общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих
видов и форм деятельности:


группы в ВКонтакте, на страницах которой размещаются материалы

о планировании и проведении творческих мероприятий, организуются конкурсы;


интернет-группа

-

сообщество

педагогов,

поддерживающее

интернет-сайт школы и группы в социальных сетях с целью освещения
деятельности образовательной организации в информационном пространстве,
привлечения внимания общественности к спортивной школе.
3.8 Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда спортивной школы,
при

условии

ее

грамотной

организации,

обогащает

внутренний

мир

воспитанника, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля,
создает

атмосферу

психологического

комфорта,

поднимает

настроение,

предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
обучающимся спортивной школы. Воспитывающее влияние на ребенка

17

осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой
школы как:
 оформление интерьера помещений (вестибюля, зала), которое может
служить хорошим средством разрушения негативных установок обучающихся;
 оформление стенда: размещение творческих работ, памяток, рисунков,
позволяющих обучающимся реализовать свой творческий потенциал, а также
знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях,
происходящих в спортивной школе;
 благоустройство

спортивных

залов,

осуществляемое

тренерами-

преподавателями вместе с обучающимися групп, позволяющее воспитанникам
проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для
длительного общения наставника со своими детьми;
 событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров,
выставок, и т.п.);


акцентирование внимания обучающихся посредством элементов

предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для
воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
3.9 Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и спортивной школы в данном
вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:


родительские

собрания,

происходящие

наиболее острых проблем воспитания школьников;

18

в

режиме

обсуждения



просвещение родителей о возрастных особенностях развития ребенка

и профилактике вредных привычек;


обсуждение вопросов по БДД на родительских собраниях: «Детский

травматизм на дороге, причины и меры его предупреждения. Обеспечение
обучающихся светоотражающими элементами»;


помощь

со

стороны

родителей

в

подготовке

и

проведении

мероприятий воспитательной направленности;
Индивидуально педагог с родителями:


индивидуальное

консультирование

c

целью

координации

воспитательных усилий педагогов и родителей;


индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и

формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения.
3.10 Модуль «Социальное взаимодействие»
Практика социального взаимодействия с различными социальными
партнёрами:

организациями

и

ведомствами.

Субъектами

социального

партнёрства являются: отдел культуры и спорта, МВД России, ЦГБ, 266 ПСЧ
ФПС ГПС ГУ МЧС России, общеобразовательные дошкольные и школьные
организации,

Территориальная

комиссия

города

Карпинска

по

делам

несовершеннолетних и защите их прав.
Целью

социального

взаимодействия

эффективного взаимодействия

является

создание

системы

субъектов образовательного процесса для

максимально успешной социализации обучающихся, независимо от уровня
способностей.
Механизмами взаимодействия являются: исследовательская деятельность,
социально

значимые

акции,

совместная

коллективная

деятельность,

сотрудничество школы и социума на взаимовыгодных условиях и формирования
активной жизненной позиции.

19

4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой Детско-юношеской
спортивной школы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к обучающимся, так
и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
-

принцип

приоритета

анализа

сущностных

сторон

воспитания,

ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
-

принцип

ориентирующий

развивающего
экспертов

на

характера

осуществляемого

использование

его

анализа,

результатов

для

совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования
своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с обучающимися деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития обучающихся, ориентирующий педагогов на понимание того, что
личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания
(в

котором

дополнительное

образование

участвует

наряду

с

другими

социальными институтами), так и саморазвития обучающихся.
Основными

направлениями

анализа

организуемого

в

школе

воспитательного процесса:
1.

Результаты

воспитания,

социализации

и

саморазвития

оьучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся каждого группы.
20

Способом
социализации

получения
и

информации

саморазвития

о

обучающихся

результатах
является

воспитания,
педагогическое

наблюдение, которое осуществляется тренерами-преподавателями, педагогоморганизатором,

совместно

с

инструктором-методистом

с

последующим

обсуждением его результатов на заседаниях МО и КОУ ДЮСШ.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось
решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему;
какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется
организатором,

анализ

старшими

инструктором-методистом,
тренерами-преподавателями,

педагогомтренерами-

преподавателями.
Полученные результаты обсуждаются на МО учителей ФК и ТП,
Тренерском и Педагогическом советах. Внимание при этом сосредотачивается на
вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала на учебнотренировочных занятиях;
- качеством профориентационной работы с обучающимися;
- качеством совместной деятельности педагогов и их групп;
- качеством взаимодействия спортивной школы и семей обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.
21

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».