Разъяснения по соблюдению требований к разработке ОП

Министерство
образования, науки и
молодежной политики
Нижегородской области
ул. Ильинская, д. 18, г. Нижний Новгород,603950
тел. 433-24-51, факс 434-11-90
е-mail: official@obr.kreml.nnov.ru

__________
на №

№

_________________

________________ от ________

О направлении разъяснений по
соблюдению
обязательных
требований в сфере образования,
предъявляемых к разработке и
утверждению ООП ООО

Руководителям органов,
осуществляющих управление в
сфере образования
муниципальных районов и
городских округов
Нижегородской области
Руководителям государственных
и частных общеобразовательных
организаций

Министерство
образования,
науки
и
молодежной
политики
Нижегородской области (далее – Министерство), руководствуясь статьей 8.2
Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в целях
предупреждения
нарушений
общеобразовательными
огганизациями
обязательных требований законодательства об образовании, устранения причин,
факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований на
основании имеющейся практики осуществления государственного контроля
(надзора) управлением по контролю и надзору в сфере образования
Министерства, направляет разъяснения по соблюдению обязательных
требований в сфере образования, предъявляемых федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования к структуре и
содержанию основной образовательной программы основного общего
образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Разъяснения содержат перечень типичных нарушений по данному вопросу
и рекомендации по разработке и утверждению основных образовательных
программ основного общего образования.
Приложение: на 20 л. в 1 экз.
Министр

Шарынина Ирина Викторовна, 8(831) 421 52 43

С.В.Злобин

ПРИЛОЖЕНИЕ
к письму министерства образования,
науки и молодежной политики
Нижегородской области
от______ №________

Разъяснения
по соблюдению обязательных требований в сфере образования,
предъявляемых федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования к структуре и содержанию основной
образовательной программы основного общего образования в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность
В текущем году вопрос соответствия содержания основных
образовательных программ основного общего образования требованиям
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897 (далее – ФГОС ООО), являлся
предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере
образования управления по контролю и надзору в сфере образования
министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской
области (далее – Управление).
По результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных
в отношении в организаций, осуществляющих образовательную деятельность
(далее - общеобразовательные организации), выявлены следующие
нарушения требований ФГОС ООО к структуре и содержанию основной
образовательной программы основного общего образования (далее – ООП
ООО) в части соблюдения требований к целевому, содержательному и
организационному разделам.
1.В целевом разделе.
1.1. Пояснительная записка:
- не внесены изменения в нормативную правовую базу,
обеспечивающую реализацию основных образовательных программ;
- в тексте пояснительной записки общеобразовательная организация
указывает нормативные правовые акты Российской Федерации, утратившие
силу и (или) не регламентирующие реализацию ООП ООО. Например,
приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986
"Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям

2
в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования
учебных помещений", утративший силу с 14 ноября 2013 года согласно
приказу Минобрнауки России от 18 сентября 2013 г. № 1074.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования:
- не представлены планируемые результаты освоения обучающимися
как обязательных учебных предметов (основы духовно-нравственной
культуры народов России, второй иностранный язык, родной язык, родная
литература), так и учебных предметов, курсов, составляющих часть,
формируемую участниками образовательных отношений.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы основного общего
образования:
- не обеспечивается комплексный подход к оценке результатов
освоения ООП ООО, позволяющий вести оценку предметных,
метапредметных, личностных результатов;
- не представлены критерии оценки метапредметных, предметных
результатов освоения ООП ООО, а также не описаны уровни достижения
планируемых результатов;
- не описаны процедуры внутренней оценки, состав инструментария
оценивания, формы представления результатов, условия и границы
применения системы оценки
- система оценки не включает описание организации и содержания
промежуточной аттестации обучающихся в рамках внеурочной деятельности;
- отсутствуют оценочные материалы;
отсутствуют
документы
и материалы, подтверждающие
функционирование внутренней системы оценки качества образования.
2. В содержательном разделе.
2.1. Программа развития универсальных учебных действий
(программа формирования общеучебных умений и навыков) не
содержит:
- описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных
учебных действий (далее – УУД),
- описание связи УУД с содержанием отдельных учебных предметов,
внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных
компонентов УУД в структуре образовательной деятельности;

3
- описания видов взаимодействия с учебными, научными и
социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов,
научных руководителей;
- описание условий, обеспечивающих развитие УУД;
- методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и
применения обучающимися УУД;
- систему оценки деятельности общеобразовательной организации по
формированию и развитию УУД у обучающихся.
2.2. Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов,
курсов внеурочной деятельности:
- пояснительная записка раздела ООП ООО "Рабочие программы
отдельных учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности" не
содержит перечня требований к структуре рабочей программы учебных
предметов, а также к рабочей программе курса внеурочной деятельности;
- отсутствуют рабочие программы отдельных учебных предметов,
курсов, курсов внеурочной деятельности;
- структура рабочих программ отдельных учебных не соответствует
требованиям пункта 18.2.2. ФГОС ООО;
- нормативы времени, определенные тематическим планированием
рабочей программы учебного предмета, курса, курса внеурочной
деятельности не соотносятся с учебным планом или с планом внеурочной
деятельности.
2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся при
получении основного общего образования:
- не содержит методику и инструментарий мониторинга духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
- содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися не
согласуются с направлениями деятельности общеобразовательной
организации по духовно-нравственному развитию, воспитанию и
социализации.
2.4. Программа коррекционной работы:
- не содержит перечень, содержание коррекционно-развивающих
мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся;
- не представлена система комплексного психолого-медикопедагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями
здоровья в условиях образовательной деятельности.

4
3. В организационном разделе.
3.1. Учебный план основного общего образования:
- представленный в ООП ООО учебный план уровня основного общего
образования ограничивается конкретным учебным годом, что не позволяет
определить количество учебных занятий за 5 лет обучения согласно сроку
получения основного общего образования;
- пояснительная записка к учебному плану не разъясняет особенности
формирования
учебного
плана
конкретной
общеобразовательной
организации;
- не обеспечивает введение учебных предметов второй иностранный
язык, родной язык, родная литература.
3.1.1. Календарный учебный график:
- в календарный учебный график (далее – КУГ) помимо
предусмотренных сведений включены иные сведения: о режиме работы
школы, требования к обучению в 1 классе (использование "ступенчатого"
режима обучения), расписание звонков.
3.1.2. План внеурочной деятельности:
- не конкретизирует формы организации внеурочной деятельности
(вместо форм указано "название программы", например, "История
Нижегородского края", "Друзья природы" и т.д.);
- в отдельных общеобразовательных организациях отсутствует план
внеурочной деятельности, определяющий объем внеурочной деятельности на
уровне основного общего образования;
- общеобразовательные организации в ООП ООО подменяют план
внеурочной деятельности программой внеурочной деятельности, не
определяя при этом объем внеурочной деятельности на уровне основного
общего образования.
3.2. Система условий реализации ООП ООО:
- при описании кадровых условий ООП ООО содержится информация,
наличие которой не предусмотрено ФГОС ООО:
1) перспективный график прохождения курсов повышения
квалификации педагогических кадров с их персональным составом;
2) перспективный план прохождении аттестации педагогических
работников с их персональным составом;
3) "портрет" учителя;
4) критерии оценки результативности деятельности педагогических
работников;

5
5)
модель аналитической
таблицы для оценки
базовых
компетентностей педагогов.
- при описании психолого-педагогических условий реализации в ООП
ООО не раскрываются имеющиеся условия общеобразовательной
организации с учетом требований, содержащихся в пункте 25 ФГОС ООО;
- психолого-педагогические условия реализации ООП ООО содержат
не требуемые ФГОС ООО сведения: цели, задачи, модель психологопедагогического сопровождения участников образовательных отношений;
- финансово-экономические условия реализации ООП ООО не
раскрывают имеющиеся условия общеобразовательной организации с учетом
требований, содержащихся в пункте 23 ФГОС ООО;
- общеобразовательная организация не обосновывает необходимость
изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами ООП ООО
общеобразовательной организации, не продумывает механизмы достижения
целевых ориентиров в системе условий;
- сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой
системы условий подменен графиком введения ФГОС ООО или отсутствует;
- не планируется контроль состояния системы условий.
По результатам выявленных нарушений должностными лицами
Управления общеобразовательным организациям были выданы предписания
об
устранении
выявленных
нарушений.
В
отношении
двух
общеобразовательных организаций принято решение о приостановлении
действия государственной аккредитации в отношении уровня основного
общего образования.
Основными причинами типичных нарушений обязательных требований
послужили:
- незнание обязательных требований, установленных ФГОС ООО к
структуре ООП ООО, в том числе требований к соотношению частей ООП
ООО и их объему, к соотношению обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений;
- отсутствие контроля со стороны руководителей руководителей
образовательных организаций за разработкой ООП ООО.
Управление
в
целях
предупреждения
нарушений
общеобразовательными
организациями
обязательных
требований
законодательства об образовании, устранения причин, факторов и условий,
способствующих нарушениям обязательных требований, разъясняет.
Согласно нормам статей 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

6
образовательная организация наделена полномочиями по разработке и
утверждению образовательных программ, которые разрабатываются в
соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами и с учетом примерных основных образовательных программ.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, –
это совокупность требований, обязательных при реализации основной
образовательной программы основного общего образования.
Примерная основная образовательная программа основного общего
образования (далее – ПООП ООО) размещена в государственной
информационной системе "Реестр примерных общеобразовательных
программ" (https://fgosreestr.ru/). Информация, содержащаяся в реестре
примерных основных образовательных программ, является общедоступной.
При разработке образовательной программы необходимо учитывать,
что ПООП ООО не является нормативным правовым документом, а носит
исключительно рекомендательный характер. Частью 10 статьи 2
Федерального закона № 273-ФЗ определен статус примерных
образовательных программ как вид учебно-методической документации.
Таким образом, формат ПООП ООО представляет собой модель ООП
ООО общеобразовательной организации. Вместе с тем, распространенной
ошибкой общеобразовательной организации при разработке ООП ООО
является копирование текста ПООП ООО без последующей "адаптации" под
свою общеобразовательную организацию. В документах отдельных
общеобразовательных организаций используются слова "примерная"
основная образовательная программа ("примерный" учебный план,
"примерный" календарный график, "примерный" план внеурочной
деятельности, "примерные" рабочие программы, "примерная" система оценки
достижения планируемых результатов и т.д.).
Общеобразовательная организация не учитывает, что ПООП ООО
выполняет, таким образом, роль базовой или модельной, с учетом которой
образовательные организации разрабатывают собственные ООП ООО
Напоминаем, что ООП ООО, разработанная общеобразовательной
организацией, является основным инструментом нормирования и
планирования образовательного процесса, призванного обеспечить
реализацию ФГОС ООО на уровне основного общего образования.
Также обращаем внимание на своевременность внесения изменений в
ООП ООО общеобразовательной организации в соответствии с изменениями,

7
внесенными в ФГОС ООО и утвержденными приказами Министерства
образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644, 31 декабря 2015 г.
№ 1577.
Необеспечение своевременного внесения общеобразовательными
организациями изменений в ООП ООО с целью приведения их в
соответствие с ФГОС ООО приводит к несоответствию ООП ООО
общеобразовательной организации требованиям ФГОС ООО, а также
несоответствию
деятельности
общеобразовательной
организации
требованиям законодательства РФ в сфере образования.
Утверждение ООП ООО осуществляется в соответствии с частями 1, 3,
7 статьи 12, частями 1, 2, пунктами 1, 6 части 3 статьи 28 Федерального
закона № 273-ФЗ и Уставом общеобразовательной организации.
В целях профилактики нарушений обязательных требований,
установленных законодательством Российской Федерации об образовании,
разъясняем.
Структура ООП ООО нормативно закреплена пунктом 9 статьи 2
Федерального закона № 273-ФЗ и детализирована в тексте ФГОС ООО.
В соответствии с требованиями пункта 14 ФГОС ООО в ООП ООО
должны быть выделены три раздела: целевой, содержательный,
организационный. Структура разделов определяется требованиями ФГОС
ООО к структуре ООП ООО:
№ пункта
Требования ФГОС ООО, регламентирующие структуру ООП
ФГОС ООО ООО:
п. 14
Структура основной образовательной программы основного
общего образования
п. 18
Требования к разделам основной образовательной программы
основного общего образования
п. 18.1
Целевой раздел
п. 18.1.1
Пояснительная записка
п. 18.1.2
Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО
п. 18.1.3
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения ООП ООО
п. 18.2
Содержательный раздел
п. 18.2.1
Программа развития универсальных учебных действий
(программа формирования общеучебных умений и навыков)
п. 18.2.2
Программы отдельных учебных предметов, курсов внеурочной
деятельности
п. 18.2.3
Программа воспитания и социализации обучающихся
п. 18.2.4
Программа коррекционной работы
п. 18.3
Организационный раздел

8
п. 18.3.1
п. 18.3.1.1
п. 18.3.1.2
п. 18.3.2

Учебный план основного общего образования
Календарный учебный график
План внеурочной деятельности
Система условий реализации основной образовательной
программы основного общего образования.
Объем обязательной части ООП ООО должен составлять не менее 70%
от ее общего объема, а объем части ООП ООО, формируемой участниками
образовательных отношений, должен составлять не более 30% от ее общего
объема.
При формировании ООП ООО необходимо исходить из следующего.
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Пояснительная записка дает общее представление о программе: ее
направленности, содержании и структуре, основаниях ее разработки.
В пояснительной записке следует отразить целевой компонент ООП
ООО, при этом не следует переписывать общую цель, зафиксированную в
ПООП
ООО,
а
конкретизировать
ее
с
учетом
специфики
общеобразовательной организации (ценностей, приоритетных направлений).
Цели и задачи должны быть понятны для участников образовательных
отношений, конкретны, проверяемы и достижимы.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования.
В разделе "Планируемые результаты освоения обучающимися ООП
ООО" характеризуются основные ожидаемые результаты при реализации
ООП ООО.
ФГОС ООО определяет результаты освоения ООП ООО через
личностные, метапредметные, предметные результаты (в пунктах 8, 9, 10, 11
ФГОС ООО дается общая характеристика).
Конечный вариант освоения ООП ООО может быть представлен через
портрет выпускника уровня основного общего образования
В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой
образования система планируемых результатов строится на основе
уровневого подхода. В структуре планируемых результатов необходимо
выделить общецелевой блок, блок "Выпускник научится", характеризующий
уровень актуального развития, а уровень ближайшего развития
формулируется в блоке "Выпускник получит возможность научиться".
В разделе ООП ООО "Планируемые результаты освоения
обучающимися ООП ООО" образовательная организация представляет
описание планируемых результатов по завершению обучения на уровне

9
основного общего образования (пункт 18.1.2 ФГОС ООО), которые
детализируются (конкретизируются) в рабочих программах учебных
предметов, курсов в виде промежуточных планируемых результатов.
Рекомендуем планируемые предметные результаты сопоставить и
согласовать с требованиями пункта 11 ФГОС ООО, устанавливающим
предметные результаты, а также уточнить и обосновать результаты,
связанные с особенностями общеобразовательной организации.
Каждая общеобразовательная организация самостоятельно принимает
решение о возможных учебных курсах, изучаемых в рамках части учебного
плана,
формируемой
участниками
образовательных
отношений.
Планируемые результаты изучения данных курсов также формулируются в
разделе "Планируемые результаты освоения ООП ООО" целевого раздела
ООП ООО.
Планируемые результаты должны обеспечивать связь между
требованиями ФГОС ООО и системой оценки достижения планируемых
результатов.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы основного общего
образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения
ООП ООО является одним из способов организации оценивающей
деятельности в общеобразовательной организации.
Оценка образовательных достижений обучающихся осуществляется в
рамках внутренней оценки, включающей различные оценочные процедуры
(стартовая диагностика, текущая и тематическая оценка, портфолио,
процедуры внутреннего мониторинга образовательных достижений,
промежуточная аттестация, итоговая аттестация обучающихся), а также
процедур внешней оценки, включающей государственную итоговую
аттестацию, независимую оценку качества подготовки обучающихся и
мониторинговые
исследования
муниципального,
регионального
и
федерального уровней.
Внутренняя оценка строится на той же содержательной и
критериальной основе, что и внешняя – на основе планируемых результатов
освоения ООП ООО.
Напоминаем, что с целью реализации требований ФГОС ООО
к системе оценки (пункт 18.1.3.), в том числе требований к реализации
системно-деятельностного, комплексного и уровневого подхода к оценке
образовательных
достижений
обучающихся
общеобразовательной

10
организации в ООП ООО необходимо определить и описать модель оценки
достижения обучающимися результатов, зафиксированных в разделе
"Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО", через:
- описание направлений, целей оценочной деятельности, определение
объекта и содержания оценки, критериев, инструментов и процедур оценки,
форм представления результатов;
- выделение уровней освоения ООП ООО (базового уровня и уровней
выше и ниже базового).
В соответствии со статьями 28, 29, 30, 58 Федерального закона
№ 273-ФЗ каждая образовательная организация обязана разработать
локальный нормативный акт, регламентирующий формы, периодичность и
порядок текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся
(далее – Положение о ТК и ПА). Обращаем внимание, что нормы,
установленные Положением о ТК и ПА, не могут противоречить разделу
"Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования" ООП ООО.
2. Содержательный раздел.
2.1. Программа развития универсальных учебных действий
(программа формирования общеучебных умений и навыков).
Программа развития универсальных учебных действий (программа
формирования общеучебных умений и навыков) (далее – Программа
развития УУД) является организационно-методической основой для
реализации требований ФГОС ООО к личностным и метапредметным
результатам освоения ООП ООО.
Программа развития УУД, являясь одним из компонентов
содержательного раздела ООП ООО, по сути, должна аккумулировать в себе
все содержание деятельности педагогического коллектива по организации и
обеспечению процессов достижения и оценки метапредметных результатов
освоения ООП ООО.
Благодаря метапредметному характеру результатов собственное
содержание программы развития УУД реализуется, в том числе, средствами
других программ, среди которых программа воспитания и социализации
обучающихся, рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе и
курсов внеурочной деятельности, значит, в Программе развития УУД должна
найти отражение связь УУД с содержанием учебных предметов, курсов,
курсов внеурочной деятельности.
Структура Программы развития УУД определена пунктом 18.2.1.
ФГОС ООО.

11
Программа развития УУД должна содержать значимую информацию о
целях, задачах, понятиях УУД, характеристиках, функциях и способах
оценивания УУД на уровне основного общего образования, а также описание
особенностей, направлений и условий реализации учебно-исследовательской
и проектной деятельности, как средства совершенствования УУД.
При описании типовых задач целесообразно их сформулировать таким
образом, чтобы их можно было использовать на уроках по различным
учебным предметам.
Обязательным компонентом Программы развития УУД должно быть
описание методик и инструментария мониторинга успешности освоения и
применения обучающимися УУД, системы оценки деятельности
общеобразовательной организации по формированию и развитию УУД.
При этом при описании системы оценки возможно сослаться на раздел
ООП ООО "Система оценки достижения планируемых результатов освоения
ООП ООО", где уже изложены организация и методы оценки
метапредметных образовательных результатов, либо скопировать и
перенести соответствующий блок в Программу развития УУД.
2.2. Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов,
курсов внеурочной деятельности.
С целью достижения планируемых результатов освоения ООП ООО
должны быть разработаны рабочие программы к каждому учебному
предмету, курсу, курсу внеурочной деятельности, реализуемым через
учебный план, план внеурочной деятельности.
Обращаем внимание, что общеобразовательной организацией
разрабатываются рабочие программы на основе примерных авторских
программ на уровень основного общего образования, осознавая, что она не
является нормативным документом, а является лишь ориентиром при
разработке собственно рабочей программы к тому или иному учебному
предмету, курсу внеурочной деятельности. Авторы рабочих программ –
учителя-предметники – могут по своему усмотрению структурировать
учебный материал, определять последовательность его изучения, а также
расширения объема содержания.
С целью сокращения нагрузки на педагогических работников
оптимизированы требования к структуре рабочей программы учебных
предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности. В пункте 18.2.2. ФГОС
ООО четко регламентирована структура рабочей программы отдельных
учебных предметов, курсов (планируемые результаты освоения учебного
предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое

12
планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы), курсов внеурочной деятельности (результаты освоения курса
внеурочной деятельности; содержание курса внеурочной деятельности с
указанием форм организации и видов деятельности; тематическое
планирование).
Планируемые результаты, как обязательная составляющая рабочей
программы, должны быть уточнены и конкретизированы с позиции
организации их достижения в рамках реализации того или иного учебного
предмета учебного плана, курса внеурочной деятельности. В рабочей
программе планируемые результаты распределяются по годам изучения
учебного предмета, при этом следует соотнести с пунктами рабочей
программы "Содержание учебного предмета, курса", "Тематическое
планирование".
Содержание учебного предмета в рабочей программе следует
распределить по годам изучения учебного предмета, зафиксировать
последовательность изучения материала, при этом следует опираться на
учебники, выбранные из федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования.
В тематическом планировании определяются нормативы времени на
изучение содержательных разделов и тем, предусмотренных рабочей
программой учебного предмета, курса, курса внеурочной деятельности.
2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся.
Для организации системной работы в сфере духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся должна быть
разработана Программа воспитания и социализации обучающихся (далее –
Программа воспитания).
Требования основных целевых ориентиров данной программы заданы в
п. 18.2.3. ФГОС ООО и должны найти отражение как в программе
воспитания и социализации обучающихся, так и в конкретной деятельности
всего педагогического коллектива, проектирующего образовательную среду
в общеобразовательной организации.
Каждая общеобразовательная организация разрабатывает Программу
воспитания на уровне основного общего образования, исходя из собственных
условий с учётом традиций, сложившихся в общеобразовательной
организации.

13
При этом общеобразовательная организация конкретизирует задачи,
отражающие базовые национальные ценности, описывает ценности
российского общества, направления деятельности по духовно-нравственному
развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации
обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию
экологической культуры обучающихся, определяет содержание, виды
деятельности, формы занятий, планируемые результаты, продумывает
систему поощрения социальной успешности обучающихся.
Кроме того, практическую реализацию Программы воспитания
обеспечивают перечень планируемых результатов духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования
экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни,
Необходимо помнить, что достижение планируемых результатов
должно быть измеряемым. Результаты должны быть актуальными для
системы воспитания конкретной образовательной организации.
Важно также понимать, что Программа воспитания соотносится с
разделами ООП ООО "Планируемые результаты освоения обучающимися
ООП ООО", "Система оценки достижения планируемых результатов
освоения ООП ООО", "Учебный план", "План внеурочной деятельности".
2.4. Программа коррекционной работы.
Структура программы коррекционной работы задана пятью позициями
пункта 18.2.4. ФГОС ООО.
Содержание Программы коррекционной работы должно быть
конкретизировано и уточнено каждой образовательной организацией в
соответствии
с
контингентом
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья (далее – ОВЗ), спецификой общеобразовательной
организации и ее условиями.
При формировании содержания образования и подготовки и
обучающихся с ОВЗ следует ориентироваться на нормы статьи 79
Федерального закона № 273-ФЗ.
3. Организационный раздел.
3.1. Учебный план основного общего образования
Требования к учебному плану обозначены в пункте 22 статьи 2
Федерального закона № 273-ФЗ и в пункте 18.3.1. ФГОС ООО.
Учебный план определяет:
- общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся;

14
- состав и структуру обязательных предметных областей по классам
(годам обучения);
Следует обратить внимание на следующие аспекты при формировании
учебного плана:
- учебный план разрабатывается на уровень основного общего
образования;
- учебный план включает две части: обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательных отношений;
- учебный план должен соотноситься с календарным учебным
графиком, определяющим продолжительность учебного года, рабочими
программами учебных предметов в части расчетов нормативов времени,
предусмотренных на изучение того или иного учебного предмета, курса, а
также с локальным нормативным актом "Положение о ТК и ПА",
регламентирующим формы, периодичность и порядок текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
- ООП ООО может включать как один, так и несколько учебных
планов.
Опираясь на требования нормативных правовых документов, следует
внимательно проанализировать варианты примерных учебных планов,
представленных в ПООП ООО, определиться с объемом часов учебных
занятий на 5 лет, а также с продолжительностью учебного года в учебных
неделях (определяется календарным учебным графиком).
В соответствии с требованиями ФГОС ООО предусмотрено наличие
в учебных планах обязательных предметных областей и учебных предметов:
русский язык и литература (русский язык, литература);
родной язык и родная литература (родной язык, родная литература);
иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык);
общественно-научные предметы (история России, всеобщая история,
обществознание, география);
математика и информатика (математика, алгебра, геометрия,
информатика);
основы духовно-нравственной культуры народов России;
естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
искусство (изобразительное искусство, музыка);
технология (технология);
физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности
(физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

15
При моделировании учебного плана необходимо учитывать изменения,
внесенные во ФГОС ООО в части наименования предметных областей (ряд
образовательных организаций используют несоответствующее ФГОС ООО
наименование предметной области "Филология").
В рамках реализации обязательной части учебного плана должна быть
обеспечена реализация учебных предметов обязательной части, в том числе
учебных предметов "Родной язык", "Родная литература", "Второй
иностранный язык", обязательной предметной области "Основы духовнонравственной культуры народов России".
Напоминаем, что ФГОС ООО выделил предметную область "Родной
язык и родная литература" в самостоятельную и обязательную для изучения.
Обращаем внимание, что недопустимо изучать учебные предметы "Родной
язык" и" Родная литература" за счет учебного времени, отведенного
образовательной организацией на изучение учебных предметов "Русский
язык", "Литература" (письмо Министерства просвещения Российской
Федерации от 20 декабря 2018 г. № 03-510 "О направлении информации").
При организации изучения предметной области "Основы духовнонравственной культуры народов России" (далее – ОДНКНР) следует
учитывать рекомендации, направленные письмом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 г. № 08-761 "Об изучении
предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" и
"Основы духовно-нравственной культуры народов России" в части вариантов
реализации предметной области ОДНКНР.
Количество часов обязательной части учебного плана не фиксировано.
Ориентиром определения количества часов обязательной части является
примерный учебный план ПООП ООО, примерная рабочая программа
по учебному предмету.
Разработчики ПООП ООО предлагают учебные планы из расчета
35 учебных недель в год, а администрация общеобразовательной
организации составляет учебный план на период, который установлен
календарным учебным графиком.
Также обращаем внимание, что при формировании учебного плана
следует учесть требования пункта 17 ФГОС ООО: "Организация
образовательной деятельности по основным образовательным программам
основного общего образования может быть основана на дифференциации
содержания с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных

16
предметов, предметных областей основной образовательной программы
основного общего образования.
С целью реализации права обучающихся на выбор факультативных
курсов, элективных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из
перечня, предлагаемого общеобразовательной организацией (пункт 5 части 1
статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ), при моделировании части
учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений,
на
основании
материалов,
подтверждающих
выбор
участников
образовательных отношений (заявления, результаты анкетирования), должен
быть сформирован исчерпывающий перечень учебных предметов, курсов,
обеспечивающих реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
В ПООП ООО даны достаточные рекомендации для разработки
общеобразовательной организацией своих учебных планов, отражающих
специфику общеобразовательной организации (в соответствии с ФГОС
ООО). Вместе с тем, общеобразовательная организация, независимо от
предлагаемых вариантов учебных планов, определяет конечный вариант
учебного плана.
Учебный план основного общего образования должен обеспечить
выполнение гигиенических требований к организации образовательной
деятельности,
установленных
СанПиН
2.4.2.2821-10
"Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29 декабря 2010 г. № 189, и предусмотреть следующее:
- количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного
плана основного общего образования, состоящего из обязательной части и
части, формируемой участниками образовательных отношений, не должно в
совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки,
установленную СанПиН 2.4.2.2821-10.
При определении недельной аудиторной нагрузки следует исходить из
продолжительности учебной недели - пятидневной или шестидневной.
При расчете объемных показателей учебного плана также важно
понимать следующее. В соответствии со ФГОС ООО учебный план уровня
основного общего образования должен содержать количество учебных
занятий за 5 лет в объеме не менее 5267 часов и не более 6020 часов (пункт
18.3.1 ФГОС ООО).

17
3.1.1. Календарный учебный график.
В пункте 18.3.1.1. ФГОС ООО определены требования к
формированию календарного учебного графика:
- календарный учебный график должен определять чередование
деятельности (урочной и внеурочной) и иных социальных целей (каникул) по
календарным периодам учебного года:
- дата начала и окончания учебного плана;
- продолжительность учебного года, четвертей (триместров);
- сроки и продолжительность каникул;
- сроки проведения промежуточной аттестации.
3.1.2. План внеурочной деятельности.
Требования ФГОС ООО к данному разделу содержатся в пункте 18.1.2.
Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом
индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи,
культурных традиций. План внеурочной деятельности, так же как и учебный
план, являясь организационным механизмом реализации ООП ООО,
определяет содержание, формы организации, объем внеурочной
деятельности (до 1750 часов за 5 лет обучения).
В ПООП ООО даны достаточные рекомендации для разработки планов
внеурочной деятельности.
Вместе с тем, при формировании плана внеурочной деятельности:
- следует учитывать специфику общеобразовательной организации;
- не подменять план внеурочной деятельности программой внеурочной
деятельности;
- реализация плана внеурочной деятельности должна быть обеспечена
разработанными рабочими программами курсов внеурочной деятельности,
планами организации деятельности ученических сообществ и т.д. (в
зависимости от организационной модели внеурочной деятельности).
Курс внеурочной деятельности - это основная структурная единица
внеурочной деятельности; одно из средств реализации соответствующего
содержания образования.
Перечень и взаимосвязь курсов, их распределение по годам обучения
или отдельным периодам учебного года определяются планом внеурочной
деятельности.
3.2. Система условий реализации основной образовательной
программы основного общего образования.
Требования ФГОС ООО к описанию данного пункта ООП ООО
содержатся в пункте 18.3.2. ФГОС ООО.

18
Общеобразовательной организации необходимо описать имеющиеся на
момент разработки ООП ООО условия (кадровые, финансовые, материальнотехнические, психолого-педагогические, информационно-методические),
обосновать необходимые изменения в имеющихся условиях, продумать
механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий и разработать
сетевой график (дорожную карту) по формирования системы условий в
соответствии с требованиями, установленными пунктами 22-26 раздела
IV.Требования к условиям реализации основной образовательной программы
основного общего образования ФГОС ООО:
пункт 22 - требования к кадровым условиям…;
пункт 23 - финансово-экономические условия…;
пункт 24 - материально-технические условия…;
пункт 25 - психолого-педагогические условия…;
пункт 26 - информационно-методические условия (информационнообразовательная
среда,
учебно-методическое
и
информационное
обеспечение).
Завершается описание данного раздела планированием контроля
состояния системы условий.
Несоблюдение требований к структуре и содержанию ООП ООО могут
привести к нарушению гарантированного государством права обучающихся
на образование в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами, за что Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее
– КоАП) предусмотрены меры административной ответственности
юридических и должностных лиц. В соответствии с частью 1 статьи 5.57
КоАП предусмотрена административная ответственность в виде
административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати
тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до
двухсот тысяч рублей.
За реализацию не в полном объеме образовательных программ в
соответствии с учебным планом общеобразовательные организации и
должностные лица могут быть также привлечены к административной
ответственности в соответствии с частью 2 статьи 19.30 КоАП. Данная статья
предусматривает наложение административного штрафа на должностных
лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических
лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки
обучающихся
по
имеющим
государственную
аккредитацию

19
образовательным
программам
федеральным
государственным
образовательным стандартам частью 9 статьи 93 Федерального закона
№ 273-ФЗ, Административным регламентом исполнения органами
государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере
образования, осуществляющими переданные полномочия Российской
Федерации, государственные функции по осуществлению федерального
государственного контроля качества образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня
2017 г. № 546, предусмотрена такая мера, как приостановление действия
государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных
уровней образования с установлением срока устранения выявленного при
проверке несоответствия. Установленный срок не может превышать 6
месяцев.
Учитывая изложенное, в целях предупреждения нарушений
законодательства Российской Федерации в сфере образования, министерство
образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
обращает внимание руководителей образовательных организаций на
неукоснительное исполнение законодательства Российской Федерации в
сфере образования в части соблюдения требований ФГОС ООО к структуре и
содержанию основной образовательной программы основного общего
образования и рекомендует:
1. Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере
образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской
области:
1.1. Рассмотреть настоящее письмо и довести до сведения
руководителей подведомственных общеобразовательных организаций его
содержание.
1.2. Принять исчерпывающие меры по обеспечению соблюдения
подведомственными
общеобразовательными
организациями
законодательства Российской Федерации в сфере образования.
2. Руководителям государственных, муниципальных и частных
общеобразовательных организаций:
2.1. Рассмотреть настоящие рекомендации по соблюдению требований,
предъявляемых федеральным государственным образовательным стандартом
к структуре и содержанию основной образовательной программе основного
общего образования.
2.2. Привести основные образовательные программы основного
общего образования в соответствие с требованиями ФГОС ООО, обеспечив

20
соответствие содержания реализуемой основной образовательной программы
основного общего образования требованиям федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
2.3. Использовать настоящие рекомендации при разработке основных
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования.
___________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».