методреком Коваль А.В. Развитие прыжковой техники

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного
образования детско-юношеская спортивная школа

Методические рекомендации

Комплексы упражнений
для развития прыжковой техники
обучающихся

Подготовил:
Коваль А.В.
Должность:
Тренер- преподаватель
Кв. категория: первая

Рассмотрено
На заседании Тренерского совета
Протокол от 21.09.2020 г. №1

ГО Карпинск, 2021 год

Аннотация
Задача методических рекомендаций - пропагандировать наиболее
эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к
организации учебно – тренировочного процесса в МАОУ ДО ДЮСШ.
Данные методические рекомендации предназначены для тренеров –
преподавателей, обучающихся и родителей детско-юношеской спортивной школы,
в рамках реализации Общеобразовательной программы МАОУ ДО ДЮСШ. В них
приведены комплексы упражнений для развития прыжковой техники
тхэквондистов.
Цель работы - научное обоснование и внедрение в практику новых форм и
средств подготовки, способствующих повышению эффективности учебного
процесса юных спортсменов.
Цель составления методических рекомендаций: оказание методической
помощи педагогам в подборе упражнений, направленных на развитие прыжковой
техники обучающихся.
Ожидаемые результаты от использования данных методических
рекомендаций:

применение разработанных комплексов упражнений может стать
основой для развития прыжковой техники, двигательной активности и физических
качеств обучающихся;

внедрение данных комплексов позволит повысить уровень мотивации к
формированию здорового образа жизни и занятиям физической культурой и
спортом;

данный комплекс будет способствовать воспитанию настойчивости в
достижении поставленных целей, самоорганизованности, дисциплинированности,
совершенствованию спортивных достижений воспитанников.
Новизна и особенности методических рекомендаций:
Комплексы упражнений разработаны на основе исследований (наблюдение,
эксперимент, тестирование), сгруппированы по степени сложности и доказанной
эффективности применения.
Данные комплексы помогут в повышении спортивного мастерства не только
обучающихся тхэквондо, но и других видов спорта.

Пояснительная записка
Спорт - часть физической культуры. В нем человек стремится расширить
границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и
неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и
самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс
межчеловеческих отношений.
Спорт - это собственно соревновательная деятельность и специальная
подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем
ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов,
требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств
человека.
Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих
себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом
становятся его физической и духовной необходимостью.
В нормативно – правовых документах отражена направленность на
достижение следующих целей в области физической культуры и спорта, в т. ч. в
детско -юношеском спорте:
1) оздоровительная – занятия спортом, физическими упражнениями и
закаливание формируют своеобразный иммунитет к вредным привычкам, в том
числе к употреблению наркотиков, алкоголя и курению;
2) воспитательная – спорт оказывает влияние на нравственное воспитание
человека, формирование его культуры поведения и стиля жизни, без которых
человек не может быть личностью и полноценным гражданином; спорт является
самым эффективным средством перевоспитания «трудных подростков»,
предоставляя широкие возможности для реализации энергии, инициативы,
творчества и физических способностей, для проявления лидерства и соперничества
на здоровой основе;
3) социальная – формирование у занимающихся спортом высокой социальной
активности; выработка таких качеств личности, как решительность, воля,
целеустремленность и самообладание, невозможна без систематических занятий
спортом;
4) патриотическая – спорт является мощным средством гражданского
патриотического воспитания, без которого невозможно обеспечить ни безопасность
страны, ни ее экономическое процветание;
5) экономическая – приобщение к регулярным занятиям физической
культурой и спортом будет способствовать укреплению здоровья граждан,
снижению заболеваемости и сокращению расходов государства на оказание
медицинской помощи и выплату пособий по временной нетрудоспособности.
С общей физической подготовкой связано достижение физического
совершенства – уровня здоровья и всестороннего развития физических
способностей человека.
Развитие физических качеств – единый процесс. На начальном этапе развивая
одно физическое качество, автоматически развиваются и другие. В дальнейшем
упражнения, которые раньше вызывали развитие всех физических качеств, теперь

могут оказывать лишь тренирующее воздействие на некоторые из них. В то же
время наивысшие показатели физических качеств могут быть достигнуты лишь при
определенном уровне развития остальных. Вместе со становлением навыков
постепенно и равномерно развиваются физические качества.
Прыгучесть представляет собой комплексное качество, в основе которого
лежит сочетание силы и скорости мышечных сокращений при сохранении
оптимальной амплитуды движений.
С педагогической точки зрения прыгучесть определяется как «… способность
человека силой толчка ногами подбросить свое тело вверх». Прыгучесть имеет
важное значение в достижении высоких спортивных результатов в ряде видов
спорта.
Важным фактором, оказывающим большое влияние на степень развития
прыгучести, должна быть упражняемость, в частности, на занятиях в спортивных
секциях.
Можно рекомендовать три основных направления применения комплекса:
Первое (и главное) направление - это самостоятельная (вне графика учебных
занятий) подготовка по теоретическому разделу образовательной программы с
использованием печатных и электронных материалов. Причем работа с
электронными материалами ориентирована, прежде всего, на применение домашних
компьютеров. Контроль этой самостоятельной подготовки тренер - преподаватель
организуют с помощью системы тестирования комплекса. Полученную оценку
учитывают, наряду с оценкой контрольных нормативов по общефизической и
специальной подготовке, при выставлении оценки итоговой аттестации.
Второе направление самостоятельной работы с данным комплексом - это
освоение основных физических упражнений. Это позволит им в дальнейшем более
осмысленно применять физические упражнения на практических занятиях.
Третье направление - работа с обучающимися, временно освобожденными по
состоянию здоровья от практических занятий. Для этой категории воспитанников
учебная программа предусматривает индивидуальную работу (индивидуальные
образовательные маршруты). Контроль за освоением комплекса в рамках
самостоятельной деятельности проходит с использованием разнообразных
Интернет-ресурсов. Тренер - преподаватель должен активно участвовать в учебном
процессе на протяжении всего периода обучения.
Содержание методических рекомендаций.
Представлено в виде разнообразных комплексов упражнений (Приложение).

Комплексы упражнений
для развития прыжковой техники обучающихся

Приложение

Пояснение к комплексам упражнений: упражнения комплексов №1 и №2
выполняются в постоянной динамике (степ), отдых между упражнениями не
предусмотрен
Комплекс упражнений №1
(Упражнения выполняются в динамике (степ), во фронтальном положении)
Описание упражнения
1

Выпрыгивания вверх, правое/левое колено к
соответствующему плечу

2

Выпрыгивания вверх, правое/левое колено за
соответствующее плечо

3

Выпрыгивания вверх, подъем обеих ног к груди

4

Выпрыгивания вверх, подъем обеих ног за плечи

Фото
выполнения
упражнения

5

Выпрыгивания вверх, ноги врозь (положение
стопы «Юп-чаги» и «Долио-чаги)

6

Выпрыгивания вверх, «прыжок ножницы»

7

Выпрыгивания вверх, прямые ноги вперед
(коснуться руками пальцев ног)

8

Выпрыгивания вверх, поочередный подъем
колена к плечам

9

Выпрыгивания вверх, касания коленями плеч

10 Выпрыгивания вверх, ноги в врозь (коснуться
руками пальцев ног)

Комплекс упражнений №2
(Упражнения выполняются в динамике (степ), с попеременным изменением
положения тела)
Описание упражнения
1

Выпрыгивания вверх, разворот на 180
градусов с касанием коленями плеч

2

Выпрыгивания вверх, разворот на 180
градусов, поочередный подъем коленей к
плечам

3

Выпрыгивания вверх, разворот на 360
градусов с изменением стороны
разворота

4

Выпрыгивания вверх, разворот на 180
градусов, «прыжок ножницы»

5

Выпрыгивания вверх, разворот на 360
градусов с касанием коленями плеч

6

В положении фазы заряда ударов «Юпчаги», «Долио-чаги», «Двит-чаги» выполнение перемещения по часовой и
против часовой стрелки

7

Выпрыгивания вверх, прыжок ножницы с
резким изменением положения стопы под

Фото выполнения
упражнения

удар «Юп-чаги» и переход во
фронтальное положение.

8

Выпрыгивания вверх, касания коленями
плеч, разворот в прыжке на 180 градусов,
прыжок вверх колени за плечи

9

Выпрыгивания вверх, вход в фазу заряда
ударов «Юп-чаги», «Долио-чаги», «Двитчаги»

10

Выпрыгивания вверх, разворот на 180
градусов, вход в фазу заряда ударов
«Юп-чаги», «Долио-чаги», «Двит-чаги»

Комплекс упражнений №3
Описание упражнения
1

Прыжки на правой/левой ноге, подъем опорной ноги к
плечу в прыжке

2

Прыжки на правой/левой ноге, подъем опорной ноги за
плечо в прыжке

3

Прыжки на правой/левой ноге, подъем опорной ноги и
вход в фазу заряда ударов «Юп-чаги», «Долио-чаги»,
«Двит-чаги» в прыжке

4

Запрыгивания на тумбу с двух ног (высота тумбы
изменяется с каждым подходом)

5

Запрыгивания на тумбу с разных ног (высота тумбы
изменяется с каждым подходом)

6

Скоростные прыжки через скакалку в течение
нескольких минут

Фото
выполнения
упражнения

7

Выполнение прыжка на одной ноге из положения
«присед»

8

Выполнение скоростного бега на дистанции 30, 60 и 100
метров

Комплексы упражнений разработал тренер - преподаватель Коваль А.В., черный

пояс IV Дан, международный инструктор.

Список используемых источников и литературы
1. Составление методических пособий, разработок, рекомендаций. Правила
оформления: Методические рекомендации / Е.В. Однолеткова, С.П. Гонта, И.Ю.
Неверова. – Екатеринбург: ГА ПОУ Свердловской области «Екатеринбургский
автомобильно-дорожный колледж», 2015г.
2. Бакулев С. Е., Павленко А. В., Чистяков В. А. Современное тхэквондо как
комплексное единоборство // Ученые записки университета Лесгафта. 2007. №6.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-thekvondo-kak-kompleksnoeedinoborstvo.
3. Дорофеева, Г.А. Оценка спортивной подготовленности юных тхэквондистов
различной квалификации // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
- 2013 - № 2 (96). - с. 44-49.
4. Дорофеева, Г.А. Технико-тактические особенности соревновательных поединков
юных тхэквондистов / Г.А. Дорофеева // Актуальные проблемы гуманитарных и
естественных наук. - 2013. - № 2. - с. 246-250.
5. Ким А. А., Цилфидис Л. К. Тхэквондо как средство физического воспитания
подрастающего поколения // Вестник Тамбовского университета. Серия:
Естественные и технические науки. 2009. №1.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/thekvondo-kak-sredstvo-fizicheskogovospitaniya-podrastayuschego-pokoleniya.
6. Мавлеткулова А. С. Методика развития специальных физических качеств
юношей в тхэквондо // Человек. Спорт. Медицина. 2006. №3 (58).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razvitiya-spetsialnyh-fizicheskihkachestv-yunoshey-v-thekvondo.
7. Пашков И.Н. Роль сенсорных систем при развитии координационных
способностей // Физическое воспитание студентов творческих специальностей:
сб. науч. тр. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2008. - №1. - с.38 - 43.
8. Подпалько C.JI. Специальная силовая подготовка в тхэквондо. Методические
рекомендации к программе по тхэквондо для СДЮШОР, ДЮСШ и спортивных
клубов. - М.: АСТ, 2007. - 24 с.
9. Подпалько С.Л., Новиков А.А. Основные результативные технические действия
в тхэквондо // Современные гуманитарные исследования. 2007. - №2. - с. 262264.
10. Селезнев, И.А Взаимосвязь показателей координационных способностей и
специальных ударных двигательных действий у юных тхэквондистов / И.А.
Селезнев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92).
- с. 140-143.
11. Селезнев, И.А. Обучение технико-тактическим действиям юных тхэквондисгов //
Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2013. - № 1 (5).- с. 28-34. .

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».