Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа Методические рекомендации Комплексы упражнений для развития прыжковой техники обучающихся Подготовил: Коваль А.В. Должность: Тренер- преподаватель Кв. категория: первая Рассмотрено На заседании Тренерского совета Протокол от 21.09.2020 г. №1 ГО Карпинск, 2021 год Аннотация Задача методических рекомендаций - пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к организации учебно – тренировочного процесса в МАОУ ДО ДЮСШ. Данные методические рекомендации предназначены для тренеров – преподавателей, обучающихся и родителей детско-юношеской спортивной школы, в рамках реализации Общеобразовательной программы МАОУ ДО ДЮСШ. В них приведены комплексы упражнений для развития прыжковой техники тхэквондистов. Цель работы - научное обоснование и внедрение в практику новых форм и средств подготовки, способствующих повышению эффективности учебного процесса юных спортсменов. Цель составления методических рекомендаций: оказание методической помощи педагогам в подборе упражнений, направленных на развитие прыжковой техники обучающихся. Ожидаемые результаты от использования данных методических рекомендаций: применение разработанных комплексов упражнений может стать основой для развития прыжковой техники, двигательной активности и физических качеств обучающихся; внедрение данных комплексов позволит повысить уровень мотивации к формированию здорового образа жизни и занятиям физической культурой и спортом; данный комплекс будет способствовать воспитанию настойчивости в достижении поставленных целей, самоорганизованности, дисциплинированности, совершенствованию спортивных достижений воспитанников. Новизна и особенности методических рекомендаций: Комплексы упражнений разработаны на основе исследований (наблюдение, эксперимент, тестирование), сгруппированы по степени сложности и доказанной эффективности применения. Данные комплексы помогут в повышении спортивного мастерства не только обучающихся тхэквондо, но и других видов спорта. Пояснительная записка Спорт - часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт - это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся его физической и духовной необходимостью. В нормативно – правовых документах отражена направленность на достижение следующих целей в области физической культуры и спорта, в т. ч. в детско -юношеском спорте: 1) оздоровительная – занятия спортом, физическими упражнениями и закаливание формируют своеобразный иммунитет к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя и курению; 2) воспитательная – спорт оказывает влияние на нравственное воспитание человека, формирование его культуры поведения и стиля жизни, без которых человек не может быть личностью и полноценным гражданином; спорт является самым эффективным средством перевоспитания «трудных подростков», предоставляя широкие возможности для реализации энергии, инициативы, творчества и физических способностей, для проявления лидерства и соперничества на здоровой основе; 3) социальная – формирование у занимающихся спортом высокой социальной активности; выработка таких качеств личности, как решительность, воля, целеустремленность и самообладание, невозможна без систематических занятий спортом; 4) патриотическая – спорт является мощным средством гражданского патриотического воспитания, без которого невозможно обеспечить ни безопасность страны, ни ее экономическое процветание; 5) экономическая – приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом будет способствовать укреплению здоровья граждан, снижению заболеваемости и сокращению расходов государства на оказание медицинской помощи и выплату пособий по временной нетрудоспособности. С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства – уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей человека. Развитие физических качеств – единый процесс. На начальном этапе развивая одно физическое качество, автоматически развиваются и другие. В дальнейшем упражнения, которые раньше вызывали развитие всех физических качеств, теперь могут оказывать лишь тренирующее воздействие на некоторые из них. В то же время наивысшие показатели физических качеств могут быть достигнуты лишь при определенном уровне развития остальных. Вместе со становлением навыков постепенно и равномерно развиваются физические качества. Прыгучесть представляет собой комплексное качество, в основе которого лежит сочетание силы и скорости мышечных сокращений при сохранении оптимальной амплитуды движений. С педагогической точки зрения прыгучесть определяется как «… способность человека силой толчка ногами подбросить свое тело вверх». Прыгучесть имеет важное значение в достижении высоких спортивных результатов в ряде видов спорта. Важным фактором, оказывающим большое влияние на степень развития прыгучести, должна быть упражняемость, в частности, на занятиях в спортивных секциях. Можно рекомендовать три основных направления применения комплекса: Первое (и главное) направление - это самостоятельная (вне графика учебных занятий) подготовка по теоретическому разделу образовательной программы с использованием печатных и электронных материалов. Причем работа с электронными материалами ориентирована, прежде всего, на применение домашних компьютеров. Контроль этой самостоятельной подготовки тренер - преподаватель организуют с помощью системы тестирования комплекса. Полученную оценку учитывают, наряду с оценкой контрольных нормативов по общефизической и специальной подготовке, при выставлении оценки итоговой аттестации. Второе направление самостоятельной работы с данным комплексом - это освоение основных физических упражнений. Это позволит им в дальнейшем более осмысленно применять физические упражнения на практических занятиях. Третье направление - работа с обучающимися, временно освобожденными по состоянию здоровья от практических занятий. Для этой категории воспитанников учебная программа предусматривает индивидуальную работу (индивидуальные образовательные маршруты). Контроль за освоением комплекса в рамках самостоятельной деятельности проходит с использованием разнообразных Интернет-ресурсов. Тренер - преподаватель должен активно участвовать в учебном процессе на протяжении всего периода обучения. Содержание методических рекомендаций. Представлено в виде разнообразных комплексов упражнений (Приложение). Комплексы упражнений для развития прыжковой техники обучающихся Приложение Пояснение к комплексам упражнений: упражнения комплексов №1 и №2 выполняются в постоянной динамике (степ), отдых между упражнениями не предусмотрен Комплекс упражнений №1 (Упражнения выполняются в динамике (степ), во фронтальном положении) Описание упражнения 1 Выпрыгивания вверх, правое/левое колено к соответствующему плечу 2 Выпрыгивания вверх, правое/левое колено за соответствующее плечо 3 Выпрыгивания вверх, подъем обеих ног к груди 4 Выпрыгивания вверх, подъем обеих ног за плечи Фото выполнения упражнения 5 Выпрыгивания вверх, ноги врозь (положение стопы «Юп-чаги» и «Долио-чаги) 6 Выпрыгивания вверх, «прыжок ножницы» 7 Выпрыгивания вверх, прямые ноги вперед (коснуться руками пальцев ног) 8 Выпрыгивания вверх, поочередный подъем колена к плечам 9 Выпрыгивания вверх, касания коленями плеч 10 Выпрыгивания вверх, ноги в врозь (коснуться руками пальцев ног) Комплекс упражнений №2 (Упражнения выполняются в динамике (степ), с попеременным изменением положения тела) Описание упражнения 1 Выпрыгивания вверх, разворот на 180 градусов с касанием коленями плеч 2 Выпрыгивания вверх, разворот на 180 градусов, поочередный подъем коленей к плечам 3 Выпрыгивания вверх, разворот на 360 градусов с изменением стороны разворота 4 Выпрыгивания вверх, разворот на 180 градусов, «прыжок ножницы» 5 Выпрыгивания вверх, разворот на 360 градусов с касанием коленями плеч 6 В положении фазы заряда ударов «Юпчаги», «Долио-чаги», «Двит-чаги» выполнение перемещения по часовой и против часовой стрелки 7 Выпрыгивания вверх, прыжок ножницы с резким изменением положения стопы под Фото выполнения упражнения удар «Юп-чаги» и переход во фронтальное положение. 8 Выпрыгивания вверх, касания коленями плеч, разворот в прыжке на 180 градусов, прыжок вверх колени за плечи 9 Выпрыгивания вверх, вход в фазу заряда ударов «Юп-чаги», «Долио-чаги», «Двитчаги» 10 Выпрыгивания вверх, разворот на 180 градусов, вход в фазу заряда ударов «Юп-чаги», «Долио-чаги», «Двит-чаги» Комплекс упражнений №3 Описание упражнения 1 Прыжки на правой/левой ноге, подъем опорной ноги к плечу в прыжке 2 Прыжки на правой/левой ноге, подъем опорной ноги за плечо в прыжке 3 Прыжки на правой/левой ноге, подъем опорной ноги и вход в фазу заряда ударов «Юп-чаги», «Долио-чаги», «Двит-чаги» в прыжке 4 Запрыгивания на тумбу с двух ног (высота тумбы изменяется с каждым подходом) 5 Запрыгивания на тумбу с разных ног (высота тумбы изменяется с каждым подходом) 6 Скоростные прыжки через скакалку в течение нескольких минут Фото выполнения упражнения 7 Выполнение прыжка на одной ноге из положения «присед» 8 Выполнение скоростного бега на дистанции 30, 60 и 100 метров Комплексы упражнений разработал тренер - преподаватель Коваль А.В., черный пояс IV Дан, международный инструктор. Список используемых источников и литературы 1. Составление методических пособий, разработок, рекомендаций. Правила оформления: Методические рекомендации / Е.В. Однолеткова, С.П. Гонта, И.Ю. Неверова. – Екатеринбург: ГА ПОУ Свердловской области «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж», 2015г. 2. Бакулев С. Е., Павленко А. В., Чистяков В. А. Современное тхэквондо как комплексное единоборство // Ученые записки университета Лесгафта. 2007. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-thekvondo-kak-kompleksnoeedinoborstvo. 3. Дорофеева, Г.А. Оценка спортивной подготовленности юных тхэквондистов различной квалификации // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013 - № 2 (96). - с. 44-49. 4. Дорофеева, Г.А. Технико-тактические особенности соревновательных поединков юных тхэквондистов / Г.А. Дорофеева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 2. - с. 246-250. 5. Ким А. А., Цилфидис Л. К. Тхэквондо как средство физического воспитания подрастающего поколения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/thekvondo-kak-sredstvo-fizicheskogovospitaniya-podrastayuschego-pokoleniya. 6. Мавлеткулова А. С. Методика развития специальных физических качеств юношей в тхэквондо // Человек. Спорт. Медицина. 2006. №3 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razvitiya-spetsialnyh-fizicheskihkachestv-yunoshey-v-thekvondo. 7. Пашков И.Н. Роль сенсорных систем при развитии координационных способностей // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. науч. тр. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2008. - №1. - с.38 - 43. 8. Подпалько C.JI. Специальная силовая подготовка в тхэквондо. Методические рекомендации к программе по тхэквондо для СДЮШОР, ДЮСШ и спортивных клубов. - М.: АСТ, 2007. - 24 с. 9. Подпалько С.Л., Новиков А.А. Основные результативные технические действия в тхэквондо // Современные гуманитарные исследования. 2007. - №2. - с. 262264. 10. Селезнев, И.А Взаимосвязь показателей координационных способностей и специальных ударных двигательных действий у юных тхэквондистов / И.А. Селезнев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - с. 140-143. 11. Селезнев, И.А. Обучение технико-тактическим действиям юных тхэквондисгов // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2013. - № 1 (5).- с. 28-34. . Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)